Как стимулировать развитие ребенка

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. Занимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.

Источник

Как стимулировать развитие речи ребенка?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь – показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм – и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»

– «Меня зовут Маша»

– «Привет. Маша! А я мама Оля»

– «Привет, мама Оля! А это кто?»

– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки – речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,

Если только захочу!

Я и маленького братца

Обуваться научу!

Вот они сапожки –

Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки!

Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано/ Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
  • рисование и письмо;
  • аппликация и лепка;
  • игры с пуговицами и петельками;
  • игры с ленточками;
  • игры-шнуровки;
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
  • игра на клавишных инструментах;
  • простые пальчиковые игры (капает дождик – стучим пальчиками);
  • игры с прищепками.

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!

Погулять выходят мыши!

А за ними рыжий кот,

Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Посмотрите видео Екатерины Кес «Формирование личности ребенка»

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Читайте также:

Источник

С одними приспособлениями малыш расстается слишком поздно, другие получает очень рано. А нужно, чтобы все они приходили вовремя и уходили без опоздания и особого напряжения, но и не без активной помощи родителей. Именно помощи, а не давления. Понимаете разницу?

Развитие ребенка: помощь идет

Сегодня можно увидеть 4-летнего карапуза в подгузнике, свободно играющего на взрослом компьютере и пьющего сок из бутылки с соской. Ни маму, ни папу это не смущает. «Отучится, когда придет его время», – говорят они и ссылаются на мнение авторитетных психологов, призывающих набраться терпения и подождать, когда кроха сам попросит взрослых налить ему питье в чашку или протянет руку к столовому прибору. У такой тактики воспитания есть заметные минусы, и главное – она тормозит всякое развитие ребенка, включая и интеллектуальное.

Пустышки и бутылки после года

Нужны или нет они ребенку до шести месяцев или года-полутора лет, еще можно сомневаться. Допустим, иначе карапуз, если он не находится на грудном вскармливании, не сможет есть, пить, удовлетворять сосательный рефлекс и успокаиваться. Но годовалому малышу лучше отучаться от этих приспособлений. Иначе сосание как минимум испортит прикус. Но может обернуться и куда более серьезными проблемами. Дело в том, что привычки, отмененные между годом и двумя, быстро забываются без последствий. Позже им потребуется замена, которую ребенок выберет сам интуитивно, например, начнет грызть ногти, карандаши, ручки и пр.

Как стимулировать развитие ребенка

Прыгунки и ходунки

Споры о пользе и вреде обоих устройств велись всегда, поэтому решение об их покупке следует принимать обдуманно, собрав информацию и посоветовавшись со специалистами.

Родители должны знать, что, несмотря на разные рекомендации производителей, этот товар может быть доступен детям только после 6-7 месяцев. Педиатры, неврологи и ортопеды в один голос твердят, что раньше полугода прыгунки точно не принесут пользы ни одному ребенку. А многим навредят и в 7-8 месяцев. С ходунками – все серьезнее. Их можно использовать, только когда малыш уже хорошо держит спину, самостоятельно садится и уверенно сидит, то есть строго после 6-7 месяцев и даже позже. Иначе есть риск перенапрячь мышцы спины и заработать искривление позвоночника.

Развитие ребенка: где мой горшок?

Одноразовые подгузники – это очень удобно, но чем дольше вы их используете, тем сложнее будет процесс приучения к горшку. Подумайте сами, в подгузнике тепло и сухо, и даже если малыш делает туда свои «дела», это не причиняет ему никакого дискомфорта. Тогда зачем ходить на горшок? Но если ребенка перевести на ползунки и штанишки, он почувствует неприятное ощущение сырости и будет стараться не допускать «аварии». Полтора года – возраст, когда с подгузниками надо заканчивать, ведь ребенок начинает контролировать свое мочеиспускание к 18-20 месяцам.

Совет врача

Не стоит без перерыва пичкать знаниями самых маленьких, но при этом необычайно важно постоянно удовлетворять их любопытство. Надо прислушиваться и присматриваться к ребенку, и предлагать ему те стимулирующие игры, в которых он нуждается, чтобы развивать свои способности.

Нельзя концентрироваться на неудачах карапуза. Гораздо важнее подчеркивать его успехи и радоваться им всей семьей, чтобы помочь малышу обрести уверенность в себе.

Ложку в руку

Ложка в виде зверюшки, вилка с изогнутой ручкой, тарелка на липучках и прочие приборы, приспособленные для обучения правилам поведения за столом, хороши до поры до времени, поскольку помогают крохе расстаться с бутылкой и соской. Но с определенного момента они мешают малышу понять, что еда – это не игра, а серьезное и важное занятие. Во время приема пищи не стоит отвлекаться, шутить и т.д.

Цифровые технологии

Планшет, телефон и телевизор – прекрасный способ занять малыша, но и им свое время. И чем позже оно наступит, тем лучше. Эти приборы – красочные, мигающие, звучащие – будоражат психику карапуза. Увлекшись ими, он уже не может остановиться, успокоиться, расслабиться и заснуть. С такой техникой трудно конкурировать обычным карандашам и пластилину. Малыш, «распробовавший» игровую приставку, вряд ли согласится переключиться на конструктор, следовательно, его тонкая моторика перестанет совершенствоваться. А вместе с ней остановятся в развитии и определенные мозговые структуры.

Как стимулировать развитие ребенка

Меня везут

Велосипед для самых маленьких, тот, где малыш держит ноги на педалях, а везет его мама с помощью ручки-толкателя. И даже если кроха пытается сам крутить педали, это вряд ли поможет ему овладеть в будущем настоящим, даже четырехколесным, велосипедом. Ведь у настоящего «велика» педали располагаются посередине конструкции, а не на переднем колесе. То же самое касается и трехколесного самоката – он не научит ребенка держать равновесие, ведь тот надежно опирается на все три колеса. Поэтому не затягивайте с тем, чтобы сменить детский транспорт.

На все тормоза

Родители, пускающие развитие ребенка на самотек из-за лени, занятости или под влиянием новых теорий воспитания, – это одна крайность, тормозящая развитие малыша. Есть и другая: чрезмерная опека и необоснованные правила. Детей необходимо оберегать от опасности. Но всегда ли за желанием запретить карапузу что-то сделать стоит именно эта причина? Чего на самом деле боится мама, запрещающая крохе бегать по лужам? Может, того, что ей опять придется стирать прогулочный комбинезон? «Нельзя», произнесенное сто раз в день, тормозит развитие ребенка и деформирует характер. Каждый необоснованный родительский запрет мешает ему познавать мир во всех его красках и отбивает любопытство. Ребенок теряет инициативу, становится пассивным и ленивым.

Аналогичный результат дает желание придумывать для крохи занятия вместо него самого и предугадывать желания, а также вмешательство в детские игры и выяснение отношений. Запрет высказывать свое мнение по поводу семейных дел и спорить со взрослыми родственниками, трогать мамины или папины вещи воспитывают у ребенка равнодушное отношение к близким. Откуда взяться интересу к родным, если любые попытки проникнуть в мир мамы или папы пресекались с раннего возраста. Слишком усердная похвала может обернуться недоверием, а предложение не рисковать и телесные наказания – неуверенностью в себе. Подобные отклонения мешают малышу нормально развиваться, действуя методом проб и ошибок, искать свое место в жизни и обретать друзей.

Наш эксперт

Полина Поваляева,психолог, психотерапевт, канд. психол. наук, доцент кафедры Московского государственного медико-стоматологического университета, Москва

  • Начиная с 8-9 месяцев предлагайте ребенку игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики. Это могут быть игры со шнуровками, мячами, различными по форме и фактуре предметами.
  • Существует большое разнообразие игрушек, специально разработанных для развития мелкой моторики. Но ребенка может заинтересовать и игрушка, сшитая мамой из лоскутков материи, отличающихся по фактуре и наполненных горохом или фасолью.
  • Стимулирующее влияние на развитие моторики ребенка оказывает все, что вызывает интерес малыша: яркие, издающие разнообразные звуки игрушки, коробочки, наполненные разными предметами, и прочие безделушки.

Источник