Как справляться с гневом ребенка 4 года

Крики, борьба, истерики, укусы, битье. Это детский гнев. Но не всегда это выброс эмоций. Непроявленный гнев и сдерживаемое разочарование может привести к беспокойству и даже детской депрессии.
Первый шаг, чтобы помочь ребенку, это научить его управлять своим гневом. Как это сделать?
1. Развивать эмоциональный словарь
Многие дети показывать агрессию через топанье ногами, крики, битье и укусы потому что они просто не знают, как выразить свое недовольство любым другим способом.
Вы можете помочь ребенку создать собственный словарь эмоций. Вот несколько слов, с которых можно начать: сердитый, расстроенный, безумный, разочарованный, взволнованный, разъяренный, опасающийся, напряженный, нервный, тревожный, раздражен, взбешен.
После того, как ваш ребенок узнает новые слова, описывающие эмоции, ему будет легче говорить о своем гневе и описывать его.
2. Техника 1+3+10
Как только вы чувствуете, что ваше тело посылает вам предупреждающий знак, который говорит о потере контроля, надо сделать три вещи.
Техника 1+3+10:
- Остановиться и сказать: «Будь спокоен». Это 1.
- Потом сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. Это 3.
- Затем, медленно посчитать про себя до десяти. Это 10.
3. Спокойное место
Попросите ребенка помочь вам создать место, куда он может пойти, чтобы обрести контроль над своими эмоциями. Можно положить в этом месте успокоительные вещи: книги, плеер с музыкой, ручки и бумагу. Поощряйте его использовать это место, чтобы остыть.
4. Разорви на кусочки!
Попросите ребенка нарисовать или написать то, что расстраивает его на листе бумаги. Затем разорвать лист на мелкие кусочки и «бросить гнев» прочь.
5. Нарисуй его!
Многих детей расслабляет рисование. Если это про вашего ребенка, то запаситесь красками и фломастерами, и пусть он выплескивает свои эмоции на бумагу.
Вы также можете положить запасной блокнот для рисования в его школьный рюкзак.
6. Самоуспокоение
Научите ребенка простым фразам, которые он может проговаривать про себя в моменты гнева. Например: “Остановись и успокойся”, “Досчитай до 10”, “Я могу справиться с этим”.
7. Выпустить пар
Ударить подушку или боксерскую грушу, бросить камень или мяч в стену. Помогите ребенку найти наиболее эффективный способ успокоить свой нрав с помощью физических упражнений.
Внимание: большинство исследователей приходит к выводу, что эта стратегия может иметь неприятные последствия и увеличить импульсивность. Используйте этот способ только тогда, когда вы убедились в его результативности.
8. Дыхательная техника
Покажите ребенку успокоительную дыхательную технику: медленный вдох на 5 счетов, пауза на 2 счета и медленный выдох снова на 5 счетов.
Повторение последовательности создает максимальное расслабление и уменьшает стресс, который может превратиться в гнев.
9. Воображение в помощь
Пусть ребенок представит то место, где бы он чувствовал себя хорошо. Например: пляж, кровать, домик на дереве или любое другое место, которое любит ваш ребенок.
Как только он чувствует приближение гнева, пусть закроет глаза и представит себе в этом месте. Дыхание само замедлиться от визуализации приятных эмоций, и гнев отступит.
10. Напиши письмо!
Если гнев ребенка обращен на определенного человека, то предложите написать этому человеку письмо. Адресату письмо отправлять не обязательно.
Пусть распишет все свои чувства и эмоции, а затем можно сложить из него самолетик и “отпустить гнев”.
Подготовила Анастасия Разумова
А вы учите ребенка справляться с гневом или определяете его проявления как плохое поведение?
Источник
Дети, как и все люди, могут иногда испытывать чувство гнева. И это нормально. Вообще испытывать любые эмоции – это нормально. При этом чем младше ребёнок, тем больше он реагирует на ситуации эмоционально, а не рационально, логически. Так пока устроен его мозг. Тем не менее сильная злость ребёнка и сопровождающее её поведение (крики/побои/бросание предметов) часто ставят родителей в тупик: как себя вести?
Детям бывает трудно справиться с сильными эмоциями и обозначить словами своё состояние и недовольство, поэтому их можно и нужно этому учить. При этом родителям важно понимать, что «справиться» – это не то же самое, что «подавить» или «отрицать» эмоции. Задача близких взрослых – помочь ребенку понять, что переживать гнев – это нормально, но нельзя выплескивать его на окружающих или произносить жестокие слова в приступе раздражения, а также совместно с ребёнком придумать социально-приемлемые способы выпускать пар.
Так как же помочь ребёнку совладать с гневом? Давайте разберём на примере следующей ситуации:
Ребёнок 4х лет играет на площадке. Мама подходит и говорит, что сейчас пора уходить домой. Ребёнок не реагирует, маме приходится забрать его игрушки, он сильно злится в ответ, начинает истошно орать на всю площадку «Отдай! Ты плохая!», одной рукой пытается отнять игрушки, другой – бить маму.
Шаг 1. Постарайтесь сохранить спокойствие, перехватите руки ребёнка, скажите, что кричать на вас и бить вас нельзя.
Шаг 2. Опуститесь на уровень ребёнка (если необходимо, чуть дистанцируйтесь, либо придерживайте руки ребёнка) и проговорите его чувства (сделайте это в утвердительной, а не вопросительной форме, например, «Я вижу, что ты очень сердишься/злишься/раздосадован, что я забрала твои игрушки, и что нам нужно уходить с площадки, тебе бы хотелось поиграть ещё»). Сделайте после этого паузу.
Зачем проговаривать чувства?
Во-первых, это помогает ребёнку почувствовать, что вы понимаете, что с ним происходит. Для ребёнка важна чувствительность, внимательность родителя.
Во-вторых, для ребёнка не очевидно, как назвать то, что он испытывает. При этом существуют исследования, которые показывают, что проговаривание вслух своего эмоционального состояния повышает способность контролировать своё поведение.
Шаг 3. Дайте время ребёнку успокоиться и/или помогите ему в этом.
Шаг 4. Когда ребёнок успокоился (и только тогда! до того, как он успокоится, он не воспримет информацию), помогите ему составить рассказ о произошедшем, отражающий причинно-следственные связи. Например, «Давай постараемся вспомнить, что произошло. Тебе очень нравилось играть на площадке, и, когда я к тебе подошла, ты был не готов уходить. Но пора было идти домой и мне пришлось забрать игрушки. Ты сильно разозлился, когда я их забрала, и тебе было так сложно справиться с этим состоянием, что ты начал меня бить и кричать».
Шаг 5. Проговорите с ребёнком правила. Например, можно обозначить их такой фразой «ты можешь злиться, все люди иногда злятся, но пинаться и кричать нельзя».
Шаг 6. Предложите ребёнку другие способы выражения гнева и злости.
«Давай подумаем, что ты можешь сделать, когда злишься…».
Вот несколько вариантов социально-приемлемого поведения, которые помогут справиться с гневом:
- Постараться сказать словами свои эмоции. «Я злюсь!», «Мне хочется тебя ударить», «Я так злюсь, что еле сдерживаюсь, чтобы не стукнуть».
Можно предложить попробовать ребёнку потренироваться и разыграть с ним сценку (так дети лучше запоминают). Например, в начале родитель изобразит, что он разозлился и проговорит это словами, потом очередь ребёнка.
Помогайте детям распознавать свои эмоции
2. Осознанное дыхание. Можно объяснить ребёнку, что быстрое, поверхностное дыхание делает нас напряженными, а медленное и глубокое – расслабляет. Можно договориться с ребёнком, что, когда он чувствует себя очень злым, он может сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Детям помладше можно помогать – мягко взять их за руки и попросить прислушаться к вашему дыханию и дышать также, как вы. Обязательно потренируйтесь вместе с ребёнком выполнять это упражнение!
3. Физическая активность. Бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку – любая активность, которая приносит ребёнку удовольствие.
Что касается способов на подобие замесить солёное тесто и побить его, побить боксёрскую грушу или ещё что-либо, смять газету или порвать её на клочки то они тоже безусловно работают. Но есть риск, что у детей возникнет ассоциация, что нужно что-то бить или портить, когда ты злишься, плюс это не помогает быстро прийти в себя и успокоиться, это помогает разойтись эмоциям ещё больше. Поэтому очень здорово, когда у детей есть возможность бить грушу на занятиях по боксу, лепить тесто и колотить его на занятии в классе, порвать газету просто так (это всё безусловно помогает выплеснуть накопившиеся эмоции), но не из-за того, что ты находишься в состоянии гнева.
Конечно же не стоит ожидать, что после такого разговора ребёнок сразу начнёт контролировать своё поведение в случае сильных эмоций и будет пользоваться способами, которые вы предлагаете. Отнеситесь к этому как к формированию любого другого навыка или привычки – для того, чтобы они стали неотъемлемой частью нашей жизни нужно многократное повторение. Например, для того, чтобы ребёнок однажды уверенно пошёл без посторонней помощи, ему нужно много тренироваться, а также ему необходима поддержка взрослых. С регуляцией эмоций так же.
Психообразовательный Тиранозавр. Короткие лапки для короткой рубрики.
В конце я хочу обратить внимание на те стратегии поведения родителей, которые ребёнку не помогают:
▬ Ответить агрессией (шлёпнуть ребёнка/накричать на него). Так вы сами покажете пример недопустимого поведения, испугаете ребёнка, но не поможете в развитии эмоциональной регуляции. И, согласитесь, это странно, когда ребёнку говорят, что ему, когда он злится, так себя вести нельзя, но при этом показывают, что другие так делать могут по отношению к нему.
▬ Рассказать, что злиться ни в коем случае нельзя. Это по сути запрет на эмоцию, который приводит к её подавлению и может в дальнейшем проявляться в психосоматических симптомах. Как говорилось выше, злиться можно, нельзя вредить другим, когда злишься.
▬ Обидеться. Если вы будете твердить ребёнку, что вы на него обиделись, потому что так себя вести нельзя, это вызовет у него чувство вины, но не поможет научиться действовать по-другому в те моменты, когда он зол.
▬ Отправить ребёнка в другую комнату одного, чтобы успокаивался сам. В таком состоянии ребёнку одному находиться может быть не безопасно.
▬ Порекомендовать избить подушку или боксерскую грушу, чтобы дать выход эмоциям. Как я писала выше, это только усугубит его состояние (это объяснимо на уровне работы процессов работы мозга). Тем более сложно представить, что подушка или груша всегда будут с ним, чтобы выпустить пар, если он разозлится. Весьма вероятно, что сформируется привычка бить что-то, когда ты зол.
Текст писала Юлия Коршина
Источник
Дети, как и все люди, могут иногда испытывать чувство гнева. И это нормально. Вообще испытывать любые эмоции – это нормально. При этом чем младше ребёнок, тем больше он реагирует на ситуации эмоционально, а не рационально, логически. Так пока устроен его мозг. Тем не менее сильная злость ребёнка и сопровождающее её поведение (крики/побои/бросание предметов) часто ставят родителей в тупик: как себя вести?
Детям бывает трудно справиться с сильными эмоциями и обозначить словами своё состояние и недовольство, поэтому их можно и нужно этому учить. При этом родителям важно понимать, что «справиться» – это не то же самое, что «подавить» или «отрицать» эмоции. Задача близких взрослых – помочь ребенку понять, что переживать гнев – это нормально, но нельзя выплескивать его на окружающих или произносить жестокие слова в приступе раздражения, а также совместно с ребёнком придумать социально-приемлемые способы выпускать пар.
Так как же помочь ребёнку совладать с гневом? Давайте разберём на примере следующей ситуации:
Ребёнок 4х лет играет на площадке. Мама подходит и говорит, что сейчас пора уходить домой. Ребёнок не реагирует, маме приходится забрать его игрушки, он сильно злится в ответ, начинает истошно орать на всю площадку «Отдай! Ты плохая!», одной рукой пытается отнять игрушки, другой – бить маму.
Шаг 1. Постарайтесь сохранить спокойствие, перехватите руки ребёнка, скажите, что кричать на вас и бить вас нельзя.
Шаг 2. Опуститесь на уровень ребёнка (если необходимо, чуть дистанцируйтесь, либо придерживайте руки ребёнка) и проговорите его чувства (сделайте это в утвердительной, а не вопросительной форме, например, «Я вижу, что ты очень сердишься/злишься/раздосадован, что я забрала твои игрушки, и что нам нужно уходить с площадки, тебе бы хотелось поиграть ещё»). Сделайте после этого паузу.
Зачем проговаривать чувства?
Во-первых, это помогает ребёнку почувствовать, что вы понимаете, что с ним происходит. Для ребёнка важна чувствительность, внимательность родителя.
Во-вторых, для ребёнка не очевидно, как назвать то, что он испытывает. При этом существуют исследования, которые показывают, что проговаривание вслух своего эмоционального состояния повышает способность контролировать своё поведение.
Шаг 3. Дайте время ребёнку успокоиться и/или помогите ему в этом.
Шаг 4. Когда ребёнок успокоился (и только тогда! до того, как он успокоится, он не воспримет информацию), помогите ему составить рассказ о произошедшем, отражающий причинно-следственные связи. Например, «Давай постараемся вспомнить, что произошло. Тебе очень нравилось играть на площадке, и, когда я к тебе подошла, ты был не готов уходить. Но пора было идти домой и мне пришлось забрать игрушки. Ты сильно разозлился, когда я их забрала, и тебе было так сложно справиться с этим состоянием, что ты начал меня бить и кричать».
Шаг 5. Проговорите с ребёнком правила. Например, можно обозначить их такой фразой «ты можешь злиться, все люди иногда злятся, но пинаться и кричать нельзя».
Шаг 6. Предложите ребёнку другие способы выражения гнева и злости. «Давай подумаем, что ты можешь сделать, когда злишься…».
Вот несколько вариантов социально-приемлемого поведения, которые помогут справиться с гневом:
- Постараться сказать словами свои эмоции. «Я злюсь!», «Мне хочется тебя ударить», «Я так злюсь, что еле сдерживаюсь, чтобы не стукнуть».
Можно предложить попробовать ребёнку потренироваться и разыграть с ним сценку (так дети лучше запоминают). Например, в начале родитель изобразит, что он разозлился и проговорит это словами, потом очередь ребёнка.
- Осознанное дыхание. Можно объяснить ребёнку, что быстрое, поверхностное дыхание делает нас напряженными, а медленное и глубокое – расслабляет. Можно договориться с ребёнком, что, когда он чувствует себя очень злым, он может сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Детям помладше можно помогать – мягко взять их за руки и попросить прислушаться к вашему дыханию и дышать также, как вы. Обязательно потренируйтесь вместе с ребёнком выполнять это упражнение!
- Физическая активность. Бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку – любая активность, которая приносит ребёнку удовольствие.
Что касается способов на подобие замесить солёное тесто и побить его, побить боксёрскую грушу или ещё что-либо, смять газету или порвать её на клочки то они тоже безусловно работают. Но есть риск, что у детей возникнет ассоциация, что нужно что-то бить или портить, когда ты злишься, плюс это не помогает быстро прийти в себя и успокоиться, это помогает разойтись эмоциям ещё больше. Поэтому очень здорово, когда у детей есть возможность бить грушу на занятиях по боксу, лепить тесто и колотить его на занятии в классе, порвать газету просто так (это всё безусловно помогает выплеснуть накопившиеся эмоции), но не из-за того, что ты находишься в состоянии гнева.
Конечно же не стоит ожидать, что после такого разговора ребёнок сразу начнёт контролировать своё поведение в случае сильных эмоций и будет пользоваться способами, которые вы предлагаете. Отнеситесь к этому как к формированию любого другого навыка или привычки – для того, чтобы они стали неотъемлемой частью нашей жизни нужно многократное повторение. Например, для того, чтобы ребёнок однажды уверенно пошёл без посторонней помощи, ему нужно много тренироваться, а также ему необходима поддержка взрослых. С регуляцией эмоций так же.
В конце я хочу обратить внимание на те стратегии поведения родителей, которые ребёнку не помогают:
- Ответить агрессий (шлёпнуть ребёнка/накричать на него). Так вы сами покажете пример недопустимого поведения, испугаете ребёнка, но не поможете в развитии эмоциональной регуляции. И, согласитесь, это странно, когда ребёнку говорят, что ему, когда он злится, так себя вести нельзя, но при этом показывают, что другие так делать могут по отношению к нему.
- Рассказать, что злиться ни в коем случае нельзя. Это по сути запрет на эмоцию, который приводит к её подавлению и может в дальнейшем проявляться в психосоматических симптомах. Как говорилось выше, злиться можно, нельзя вредить другим, когда злишься.
- Обидеться. Если вы будете твердить ребёнку, что вы на него обиделись, потому что так себя вести нельзя, это вызовет у него чувство вины, но не поможет научиться действовать по-другому в те моменты, когда он зол.
- Отправить ребёнка в другую комнату одного, чтобы успокаивался сам. В таком состоянии ребёнку одному находиться может быть не безопасно.
- Порекомендовать избить подушку или боксерскую грушу, чтобы дать выход эмоциям. Как я писала выше, это только усугубит его состояние (это объяснимо на уровне работы процессов работы мозга). Тем более сложно представить, что подушка или груша всегда будут с ним, чтобы выпустить пар, если он разозлится. Весьма вероятно, что сформируется привычка бить что-то, когда ты зол.
Источник
Для многих родителей самыми сложными проблемами в воспитании являются те, что затрагивают эмоции ребенка. Много вопросов вызывают негативные эмоции, которые может переживать малыш. Как с этим справляться? Принимать? Не принимать?
Гнев принято считать наименее приемлемой эмоцией. И если радость, грусть или страх ребенок может легко выразить, то именно с гневом у него возникают трудности. Свойственно ли ребенку дошкольного возраста чувствовать гнев? Как понять, что он испытывает именно его? Что делать родителям, чтобы помочь малышу справиться с этой эмоцией? Об этом рассказала Валентина Кулаковская — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
© Личный архив эксперта
Почему ребенок испытывает гнев?
Для начала попробуем определить, что такое гнев и насколько он характерен для малыша.
В данном случае под проявлениями гнева мы имеем в виду яркую негативную эмоциональную реакцию. Она может возникать, когда важные для ребенка потребности не удовлетворены, когда возникло препятствие на пути к чему-то желаемому. То есть это непроизвольная и незапланированная реакция. Обычно она сопровождается вспышкой физической и словесной активности.
Маленький ребенок еще не владеет способами преодоления жизненных препятствия. Он их только осваивает, поэтому любую яркую эмоциональную реакцию ребенка можно рассматривать как проявление гнева, — объясняет Валентина Кулаковская.
Гнев — важная эмоция
О том, что для ребенка эта эмоция совершенно особая, говорит тот факт, что с возрастом уменьшается частота ее появления. Проявления гнева наиболее характерны для детей от года до четырех лет.
При этом, чем взрослее ребенок, тем сложнее и более «психологичнее» его проблемы.
Например, у младенца причиной ярких эмоциональных переживаний может быть элементарный физический дискомфорт: ему хочется есть или пить, ему жарко или холодно. Аффективные проявления также могут появиться, если малышу страшно или его что-то тревожит.
У трехлетних детей приступы гнева могут проявиться, когда у них не получается сделать что-то самостоятельно. Особенно это заметно в кризисные периоды развития ребенка.
Польза гнева для здоровья детей
Очень важно понимать, что все эмоции полезны и играют определенную роль в нашей жизни.
Часто гнев ребенка родители расценивают как агрессивное поведение. Но у агрессии всегда есть цель: человек сознательно чего-то добивается. А гнев почти всегда проявляется бесконтрольно, он не осознается. У детей в основном гнев — это неосознанный способ переживания сложной ситуации, выражение собственной значимости, индивидуальности, – обращает внимание Валентина Кулаковская.
Эта эмоция помогает ребенку адаптироваться к любой ситуации, которая воспринимается как угроза. Гнев дает возможность противостоять обстоятельствам, которые мешают малышу. Он также снижает чувство страха. Поэтому и для ребенка дошкольного возраста гнев просто необходим.
Тревожные признаки гнева
Чаще всего у детей мы наблюдаем кратковременные вспышки гнева. Но, если такая «гневливая» особенность многократно повторяется, она закрепляется и может стать устойчивой особенностью личности ребенка.
Попробуем выделить некоторые признаки, которые скажут о том, что ребенок склонен к гневным реакциям:
- сердится по малейшим пустякам;
- использует угрозы в речи;
- обвиняет других в своем агрессивном поведении;
- злится в течение долгого времени;
- в его рассказах и рисунках присутствует тема насилия;
- не может выразить свои чувства;
- испытывая злость, может причинять боль себе (самоагрессия);
- не понимает отношения людей к гневу;
- во время приступов гнева не может остановиться, теряет самоконтроль;
- контролирует свое поведение после замечания (в большей степени взрослого).
Как правильно реагировать на ребенка в состоянии гнева?
Когда идет речь о том, как отреагировать на сиюминутные гневные выпады малыша, можно предложить некоторые проверенные способы.
1. Проявите безразличие
Это самая простая и зачастую наиболее действенная реакция на неадекватное поведение ребенка.
Чаще всего дети капризничают, исключительно для привлечения внимания. Это сложно для родителей, особенно если ситуация произошла в общественном месте, где они чувствуют себя неловко. Но повторение такого безразличия в аналогичных ситуация дает ребенку понимание того, что такой способ добиться своего не работает.
Очень важно при этом не забывать поощрять малыша, если он успокоился сам.
2. Не используйте активно запреты
Например, в магазине, когда ребенок требует, чтобы ему купили определенную игрушку, не стоит прямо говорить: «Нет, эту игрушку мы покупать не будем, у тебя и так много таких игрушек».
Лучше спокойным голосом предложите обсуждение ситуации: «Знаешь, мне тоже эта игрушка понравилась, и я хотела ее тебе купить, но она оказалась такая дорогая, что всех денег, которые у меня, есть на эту игрушку не хватит». Можно вместе с ребенком посчитать деньги.
3. Предлагайте альтернативу
Например, когда родители собираются с ребенком в магазин, можно сказать:
Мы собираемся в магазин, можем взять тебя с собой, но только при условии, что ты не будешь просить, чтобы мы тебе что-то купили, сегодня у нас нет такой возможности. Если же начнешь капризничать, нам придется ездить в магазин без тебя.
Это очень важный прием, благодаря которому ребенок научится понимать причинно-следственные связи своего поведения.
4. Переключите внимание ребенка
Применение этого способа требует большого творчества. Ведь для того, чтобы ребенок переключился, необходимо в самых обычных явлениях или предметах найти что-то новое или необычное.
Легче и продуктивнее этот прием подходит во взаимодействии с маленькими детьми.
5. Активное включение ребенка в свою истерику
Это важный способ преодоления вспышек гнева у ребенка, поскольку, когда ребенок в гневе, он не просто пытается таким образом добиться цели, но действительно испытывает эмоциональное напряжение.
Можно шутливо придумать вместе с ребенком название того, что с ним происходит:
Да, наш добрый Саша превратился в злого дракона, который на всех бросается, кричит и выпускает дым.
Это поможет не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой.
6. Покажите ребенку альтернативное авторитетное мнение
Этот интересный способ хорошо работает со старшими дошкольниками.
Если ребенок не хочет делать домашнее задание, учиться или ходить в школу, можно спокойно предложить отложить уроки и сходить, например, к строителям, чтобы узнать у них, нужно ли учиться, чтобы что-то строить.
Попробуйте смоделировать со строителями просто разговор:
– Привела вам работника, возьмете? А то он учиться отказывается.
– Возьмем. Цемент замешивать сможешь, а с «уровнем» работать умеешь?
– Нет, не умею.
– Ну, тогда нужно немного подучиться. Вот когда научишься этому, приходи.
7. Направьте накопившуюся энергию ребенка в другое русло
Много приемов работает на предотвращение ситуации выплеска эмоций или же, наоборот , возможности канализировать накопившуюся энергию в другое русло. Так, например, когда мы видим, что ребенок напряжен, не нужно дожидаться истерики, следует предложить выпустить гнев наружу.
Для этого можно:
- попросить ребенка кричать как можно громче. «Мне кажется, что ты не во всю силу кричишь, ты можешь громче. Давай попробуем покричать погромче, покажем, как мы недовольны»;
- предложить порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой и использовать другие варианты выплескивания злости;
- предложить поиграть в спортивные игры, устроить соревнование.
8. Избавиться от гнева в зародыше
Это лучший выход, но, вместе с тем, это долговременная и кропотливая работа. Очень важно научить малыша понимать собственные эмоции, адекватно выражать свои чувства. В этом родителям поможет литература, рисование, театр и другие виды художественной деятельности. Но важно не забывать, что образцом поведения чаще всего выступаем мы с вами, родители.
А как вы справляетесь с гневом вашего малыша?
Читайте также:
- Как помочь ребенку выразить гнев телесно?
- Используйте 1 из 6 способов, которые помогут справиться с детским гневом
- Если вы готовы накричать на ребенка, вспомните это мгновение
Все фото: © Depositphotos
Источник