Как создать среду для гармоничного развития ребенка

Как создать среду для гармоничного развития ребенка thumbnail

Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.

Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

1. Побуждаем к действию!

Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.

В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.

2. Хвалим правильно!

Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.

Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?

На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.

3. Показываем, как все устроено!

Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!

Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.

4. Переживаем неудачи!

Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.

Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.

5. Учимся взаимодействовать!

Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.

Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.

6. Принимаем нестандартные решения!

В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…

Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?

Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru

Вам также может быть интересно:

Источник

Родители часто задают нам вопросы, как организовать пространство дома, чтобы оно способствовало развитию ребенка, а все необходимое вписывалось в небольшие московские квартиры.

Специалисты детского Монтессори центра “Созвездие” подготовили рекомендации по организации квартиры в духе Монтессори, используя каждый сантиметр детской.

Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?

Многие родители считают, что Монтессори пространства это комнаты с безупречным дизайном, которые заполнены самыми новомодными игрушками, однако, на деле оказывается, что для развития малыша гораздо важнее функциональность каждого объекта, а не его цена и эстетические характеристики.

Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?

Цель организации развивающего пространства для ребенка – это развитие самостоятельности малыша, улучшение его когнитивных способностей и навыков саморегуляции и самообслуживания. Для выполнения этих задач не достаточно просто накупить разных игрушек, важно подобрать и расположить все используемые ребенком предметы так, чтобы он мог использовать их легко и с удовольствием, а вы не переживали за безопасность ребенка, даже когда он занимается самостоятельно.

Все вещи должны подходить ребенку по размеру

Двухлетний малыш примерно в пять раз ниже своих родителей, а в обычной квартире ему приходится пользоваться мебелью и домашней утварью, рассчитанной на взрослого человека. Только представьте, как сложно было бы вам забираться на полутораметровый стул, пользоваться трёхметровой шваброй, постоянно просить кого-то снимать нужные вещи с верхней полки. Оглядите свою квартиру и определите зоны, где ребенку необходимы новые вещи, подходящего размера:

  • Прихожая: небольшой стульчик для обувания, крючки для одежды на уровне роста малыша, доступ к нижней полке с обувью,

  • Ванная комната: низкая раковина или небольшая скамейка, чтобы малыш сам дотягивался до крана, горшок, а позже детское сидение для унитаза, место для туалетных принадлежностей в зоне досягаемости ребенка,

  • Кухня: удобный стул для приема пищи за общим столом, низкий столик для готовки или легкая подставка, чтобы малыш мог сам доставать до полок и ящиков с необходимыми продуктами и посудой, безопасные и подходящие по размеру средства для уборки (тряпочки для стола и пола, губки для посуды), легкий перекус (фрукты, сушки и другие снеки) и вода, которые малыш сможет брать без помощи и участия взрослых,

  • Детская: низкая кровать, полки, ящики, шкаф для одежды по росту ребенка, зеркало, висящее на уровне глаз ребенка, уголок для творчества

Все вещи должны подходить ребенку по размеру

Предметы подходящего размера можно найти как в специализированных детских магазинах, так и приспосабливать подходящие вещи из Икеи и других крупных супермаркетов дляома

Все предметы должны быть функциональны

Дети не способны комфортно существовать в захламленном пространстве, к тому же им гораздо проще поддерживать порядок в среде с небольшим количеством предметов, поэтому продумайте, к каким вещам у ребенка должен быть доступ в ближайшую неделю, а остальное спрячьте на антресолях: одежда не по сезону или купленная “на вырост”, книги уже прочитанные или еще слишком сложные для малыша, бесконечные комплекты игрушек, дополнительная посуда или кухонная утварь. Возьмите себе за правило:

Всё, до чего дотягивается малыш, должно играть свою роль в его развитии, остальное не должно захламлять жилое пространство

Выбор достаточный, но не избыточный

Ящики с игрушками размером с самого малыша скорее осложнят его выбор, чем поспособствуют развитию самостоятельности крохи. Для комфортного выбора, особенно для ребенка дошкольного возраста, достаточно иметь до 3-4 вариантов за раз и периодически убирать одни наборы и доставать другие. Например, сегодня у малыша есть выбор между зеленой, синей и желтой футболкой, а завтра вместо зеленой появится красная. Этот же принцип работает с книгами, игрушками и материалами для творчества. Однако чрезмерное сужение выбора может вызывать недовольство ребенка, поэтому старайтесь следить за тем, чтобы у малыша было хотя бы два варианта.

Ограничивайте количество вещей в детской в один период времени, ведь так малышу легче ориентироваться в комнате и поддерживать порядок. Время от времени можно менять ассортимент одежды, игрушек и творческих материалов, учитывая возраст и интересы малыша.

У каждой вещи в детской должно быть удобное место

Зачастую ребенку сложно поддерживать порядок, так как у вещей нет четко обозначенных мест и удобных емкостей для хранения. Часто Монтессори родители используют для каждого набора отдельную емкость для хранения (деревянный поднос, корзинка, прозрачная коробка). Главный принцип – легко понять, что внутри и легко поставить на место.

Зоны для хранения мы рекомендуем разделять по тематике: полка для творческих наборов, шкаф для одежды с отдельными корзинками для носков, белья, одеждой на вешалках, зона для развивающих наборов, игрушек.

У каждой вещи в детской должно быть удобное место

В ванной комнате и на кухне принцип сохраняется: на небольшом лотке на нижней полке можно хранить зубную пасту, щетку, мыльницу с мылом, рядом с раковиной полотенце для лица и рук.

На кухне освободите нижние шкафчики для посуды и другой утвари для ребенка: несколько глубоких и плоских тарелок, чашка, вилка, ложка, подходящий нож, доска и другие необходимые предметы.

Определите удобные и легкодоступные зоны для хранения всех вещей, используемых ребенком. Малыш должен четко понимать, откуда взять и куда вернуть необходимый предмет. Часто родители оформляют ярлыки с картинками вещей, которые прикрепляют на полки и ящики, так детям легче запомнить расположение вещей.

Несколько слов о дизайне пространства

Маленькие дети еще не имеют развитого произвольного внимания, поэтому любые кричащие детали и излишне яркие предметы интерьера сильно отвлекают их. При подборе цветовой гаммы детской мы рекомендуем придерживаться пастельных цветов и минималистического подхода. В такую комнату будет легче вносить изменения по мере взросления ребенка, чем в яркую стилизованную комнату принцессы или будущего футболиста. Более того, интересы маленьких детей быстро меняются и подобные дизайнерские решения могут стать неактуальными гораздо раньше, чем вы рассчитываете.

Несколько слов о дизайне пространства

И напоследок, избыток элементов декора не только отвлекают детей, но и усложняют уборку детской, а ведь малышам совсем скоро предстоит поддерживать чистоту в своей комнате самостоятельно. Тем не менее, ребенку должно быть уютно, поэтому старайтесь подбирать предметы, сочетающиеся по цвету и текстуре и не забывайте украшать стены детской фотографиями и творческими работами самого малыша.

Подбор игрушек и развивающих материалов

Мы рекомендуем наполнять полки малыша предметами разной цели и направленности: развитие мелкой и крупной моторики, памяти, зрительного, слухового и тактильного восприятия, мышления, материалы для рисования и занятий музыкой, книги, пазлы и игрушки без четко определенного результата игры (простые конструкторы, например, деревянные кубики или блоки), которые способствуют свободной игре детей.

Для удобства организации можно выделить те же направления упражнений, с которыми вы встречаетесь на занятиях в нашем Монтессори центре:

  • Упражнения в практической жизни, которые обеспечиваются набором предметов быта подходящего размера и материала: тряпочки и веник с совком для уборки, посуда и губка для её мытья, всевозможные шнуровки и застёжки и другие привычные предметы необходимые в повседневной жизни,

  • Сенсорное развитие, поддерживаемое с помощью упражнений, задействующих разные органы чувств: сенсорные коробочки, сортировки материалов с различной текстурой, цветом, формой, сыпучие материалы, простые музыкальные инструменты и т.д,

  • Упражнения на развитие речи, которые обеспечивают знакомство малыша с чтением и письмом: карточки с изображением предметов и подписями, детские книги, кассы букв и т .д.,

  • Упражнения на развитие математических способностей: счетные палочки, карточки с цифрами и т.п.,

  • Знакомство с окружающим миром: глобус, карты, атласы животных, макеты, природные материалы, живые растения,

  • Зона детского творчества: материалы для рисования, лепки, конструирования и свободной игры.

Представленные в одно время варианты должны соответствовать возрасту и быть сбалансированы по направленности и включать как более сложные задачки и новые предметы, так и хорошо знакомые и простые материалы, чтобы малыш мог сам выбирать комфортный уровень сложности. Здесь стоит с одной стороны следовать за интересами ребенка, но также и не забывать предлагать малышу новые предметы и задания.

Монтессори родители и педагоги отдают предпочтение игрушкам с менее определенным способом взаимодействия: простая мягкая игрушка вовлекает ребенка в процесс фантазирования гораздо лучше, чем поющие и мигающие животные, которые механическим голосом требуют их потрясти и покормить. Мы также рекомендуем выбирать игрушки и наборы из натуральных материалов, ведь именно от таких предметов ребенок больше узнаёт о реальном мире. Отличными игрушками для ребенка могут стать и самые простые природные материалы: шишки, камушки, листья и т.п.

Прекрасно подытожить нашу статью сможет перевод англоязычной экскурсии по детской комнате, организованной по методу Монтессори:

Выводы

Монтессори развивающая среда для детей – это минимум предметов и максимум пользы для развития ребенка. Все предметы, к которым у ребенка есть доступ дома должны соответствовать возрасту ребенка, быть подходящими по размеру, а развивающие материалы должны подходить по сложности и быть интересны ребенку. Дома ребенку должны быть предоставлены удобные предметы быта и мебель, а отбор игрушек должен производиться по критерию пользы для развития малыша.

Заключение

Несмотря на видимую простоту организации Монтессори пространства дома, часто родителям бывают нужны консультации педагогов, работающих по выбранной методике.

Приводя малыша на занятия в Монтессори центр “Созвездие”, вы не только обеспечиваете ребенку разнообразные развивающие занятия в тщательно продуманной среде, но и получаете всестороннюю поддержку педагогов и психологов, а также рекомендации по организации пространства и составлению распорядка дня ребенка на основе его индивидуальных особенностей, условий жизни семьи и характеристик развития малыша.

Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клуб “Созвездие” прямо сейчас и познакомьтесь с методикой Монтессори и нашими педагогами лично. Мы с нетерпением ждём встречи с вами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Ильмира Кадырова
Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одну из главных задач охраны жизни и здоровья детей сформулировали следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», выделив отдельным направлением эмоциональное благополучие воспитанников.

Авторы Стандарта не случайно выдвигают задачу эмоционального благополучия детей в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоциональноволевые структуры являются фундаментом причинно следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной.Другими словами: от того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка – зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Согласно определению русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами, такими как физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является и правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не просто на создание предметно-развивающей среды, а эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

Эмоционально-развивающая средавключает в себя следующие компоненты:

– взаимодействие педагога с детьми;

– оформление интерьера группового помещения;

– стабильность окружающей среды;

эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постараюсь кратко раскрыть каждый из компонентов.

Одним из значимых компонентов эмоционально-развивающей среды является взаимодействие педагога с детьми, эмоционально-личностные особенности педагога, его речь. Внимательное, приветливое отношение к детям, эмоциональная речь воспитателя призваны создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Для ребенка-дошкольника важны пристальное внимание взрослых, физический контакт и контакт глаз. Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Нежные прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому же способствуют и неподдельный интерес к нему со стороны взрослых, их заботливая сосредоточенность и готовность прийти на помощь ребенку в нужный момент.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения. При создании интерьера группы необходимо ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

Созданию положительной эмоциональной обстановки будут способствовать и благоприятное цветовое оформление, удобная мебель и комфортный температурный режим, пространственное решение группы. Желательно в группе наличие специально организованных эмоциональных зон, таких как уголки приветствия, достижений, гнева. О содержании каждого из них можно узнать из приложения 1.

Третьим компонентом эмоционально-развивающей среды в группе является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим дня, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. О дозированной физической нагрузке стоит сказать отдельно. Еще известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. О вреде недостаточной двигательной нагрузки говорить не приходится.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды – это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.Выделяют следующие группы игр:

– Игры на накопление эмоций;

– Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

– Игры на преодоление негативных эмоций.

– Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

– Игры на развитие эмпатии у детей.

Эмоциональные паузы.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Подводя итог, еще раз выделю важнейшие образовательные ориентиры, которых должен придерживаться воспитатель, организуя развивающую и эмоционально-комфортную для детей образовательную среду.Это:

– обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Приложение 1

Содержание и наполнение

специально организованных эмоциональных зон

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

– Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня).

Уголок достижений

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Уголок гнева

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» – резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» – это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика».

Дополнением «Уголка гнева» могут служить «Ковёр дружбы» и «Коробка-мирилка» (коробка с прорезями для рук: дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение-мирилку, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно. Мирилки желательно менять 1 раз в неделю).

Уголки адаптации и востановления эмоционального равновесия, их наполнение

Цель: способствовать решению проблемы адаптации, преодолению чувства одиночества, восстановлению нарушенного положительного психоэмоционального состояния, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата,в том числе доверительных отношений между участниками общения: взрослым и ребенком, детьми группы.

«Домотека» – в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной.

«Чудесные мешочки» – используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.

«Чудесные коробочки» – сокровищницы необходимы чтобы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

«Уголок уединения» – это личное пространство, место уединения или интимная зона, благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

«Сухой бассейн» – способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится.

«Волшебный стул» – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника празднующего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

«Театрализованный уголок» – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

– Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

– Сенсорный уголок (особенно важен для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Источник