Как создать собственную систему развития ребенка

Как создать собственную систему развития ребенка thumbnail

Как создать развивающую среду дома?Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Содержание:

  • Что такое развивающая среда
  • Как создать развивающую среду
  • Развивающее общение
  • Развивающий образ жизни
  • Самое важное при создании развивающей среды

Как создать собственную систему развития ребенка

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Как создать развивающую среду дома?

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка.

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома. Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Как создать развивающую среду?

Запрещайте только то, что действительно может навредить ребенку. Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту. Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги, их нужно правильно выбирать и правильно читать.

Плакаты на стенах, карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Создание развивающей среды дома

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию. Здесь поможет домашний спорткомплекс, различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность.

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Развивающая среда и самостоятельность

Однако если ребенок не стремится делать все сам, я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем, что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе.

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне. А как полезно общение с домашними животными!

Развивающая среда - дача

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку: детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам.

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем.

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания.

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера. Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем.

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают. Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

  • Создание развивающей среды. Наш опыт
  • Безопасная среда для ребенка. Как сделать квартиру безопасной?

Источник

Родители часто задают нам вопросы, как организовать пространство дома, чтобы оно способствовало развитию ребенка, а все необходимое вписывалось в небольшие московские квартиры.

Специалисты детского Монтессори центра “Созвездие” подготовили рекомендации по организации квартиры в духе Монтессори, используя каждый сантиметр детской.

Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?

Многие родители считают, что Монтессори пространства это комнаты с безупречным дизайном, которые заполнены самыми новомодными игрушками, однако, на деле оказывается, что для развития малыша гораздо важнее функциональность каждого объекта, а не его цена и эстетические характеристики.

Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?

Цель организации развивающего пространства для ребенка – это развитие самостоятельности малыша, улучшение его когнитивных способностей и навыков саморегуляции и самообслуживания. Для выполнения этих задач не достаточно просто накупить разных игрушек, важно подобрать и расположить все используемые ребенком предметы так, чтобы он мог использовать их легко и с удовольствием, а вы не переживали за безопасность ребенка, даже когда он занимается самостоятельно.

Все вещи должны подходить ребенку по размеру

Двухлетний малыш примерно в пять раз ниже своих родителей, а в обычной квартире ему приходится пользоваться мебелью и домашней утварью, рассчитанной на взрослого человека. Только представьте, как сложно было бы вам забираться на полутораметровый стул, пользоваться трёхметровой шваброй, постоянно просить кого-то снимать нужные вещи с верхней полки. Оглядите свою квартиру и определите зоны, где ребенку необходимы новые вещи, подходящего размера:

  • Прихожая: небольшой стульчик для обувания, крючки для одежды на уровне роста малыша, доступ к нижней полке с обувью,

  • Ванная комната: низкая раковина или небольшая скамейка, чтобы малыш сам дотягивался до крана, горшок, а позже детское сидение для унитаза, место для туалетных принадлежностей в зоне досягаемости ребенка,

  • Кухня: удобный стул для приема пищи за общим столом, низкий столик для готовки или легкая подставка, чтобы малыш мог сам доставать до полок и ящиков с необходимыми продуктами и посудой, безопасные и подходящие по размеру средства для уборки (тряпочки для стола и пола, губки для посуды), легкий перекус (фрукты, сушки и другие снеки) и вода, которые малыш сможет брать без помощи и участия взрослых,

  • Детская: низкая кровать, полки, ящики, шкаф для одежды по росту ребенка, зеркало, висящее на уровне глаз ребенка, уголок для творчества

Все вещи должны подходить ребенку по размеру

Предметы подходящего размера можно найти как в специализированных детских магазинах, так и приспосабливать подходящие вещи из Икеи и других крупных супермаркетов дляома

Все предметы должны быть функциональны

Дети не способны комфортно существовать в захламленном пространстве, к тому же им гораздо проще поддерживать порядок в среде с небольшим количеством предметов, поэтому продумайте, к каким вещам у ребенка должен быть доступ в ближайшую неделю, а остальное спрячьте на антресолях: одежда не по сезону или купленная “на вырост”, книги уже прочитанные или еще слишком сложные для малыша, бесконечные комплекты игрушек, дополнительная посуда или кухонная утварь. Возьмите себе за правило:

Всё, до чего дотягивается малыш, должно играть свою роль в его развитии, остальное не должно захламлять жилое пространство

Выбор достаточный, но не избыточный

Ящики с игрушками размером с самого малыша скорее осложнят его выбор, чем поспособствуют развитию самостоятельности крохи. Для комфортного выбора, особенно для ребенка дошкольного возраста, достаточно иметь до 3-4 вариантов за раз и периодически убирать одни наборы и доставать другие. Например, сегодня у малыша есть выбор между зеленой, синей и желтой футболкой, а завтра вместо зеленой появится красная. Этот же принцип работает с книгами, игрушками и материалами для творчества. Однако чрезмерное сужение выбора может вызывать недовольство ребенка, поэтому старайтесь следить за тем, чтобы у малыша было хотя бы два варианта.

Ограничивайте количество вещей в детской в один период времени, ведь так малышу легче ориентироваться в комнате и поддерживать порядок. Время от времени можно менять ассортимент одежды, игрушек и творческих материалов, учитывая возраст и интересы малыша.

У каждой вещи в детской должно быть удобное место

Зачастую ребенку сложно поддерживать порядок, так как у вещей нет четко обозначенных мест и удобных емкостей для хранения. Часто Монтессори родители используют для каждого набора отдельную емкость для хранения (деревянный поднос, корзинка, прозрачная коробка). Главный принцип – легко понять, что внутри и легко поставить на место.

Зоны для хранения мы рекомендуем разделять по тематике: полка для творческих наборов, шкаф для одежды с отдельными корзинками для носков, белья, одеждой на вешалках, зона для развивающих наборов, игрушек.

У каждой вещи в детской должно быть удобное место

В ванной комнате и на кухне принцип сохраняется: на небольшом лотке на нижней полке можно хранить зубную пасту, щетку, мыльницу с мылом, рядом с раковиной полотенце для лица и рук.

На кухне освободите нижние шкафчики для посуды и другой утвари для ребенка: несколько глубоких и плоских тарелок, чашка, вилка, ложка, подходящий нож, доска и другие необходимые предметы.

Определите удобные и легкодоступные зоны для хранения всех вещей, используемых ребенком. Малыш должен четко понимать, откуда взять и куда вернуть необходимый предмет. Часто родители оформляют ярлыки с картинками вещей, которые прикрепляют на полки и ящики, так детям легче запомнить расположение вещей.

Несколько слов о дизайне пространства

Маленькие дети еще не имеют развитого произвольного внимания, поэтому любые кричащие детали и излишне яркие предметы интерьера сильно отвлекают их. При подборе цветовой гаммы детской мы рекомендуем придерживаться пастельных цветов и минималистического подхода. В такую комнату будет легче вносить изменения по мере взросления ребенка, чем в яркую стилизованную комнату принцессы или будущего футболиста. Более того, интересы маленьких детей быстро меняются и подобные дизайнерские решения могут стать неактуальными гораздо раньше, чем вы рассчитываете.

Несколько слов о дизайне пространства

И напоследок, избыток элементов декора не только отвлекают детей, но и усложняют уборку детской, а ведь малышам совсем скоро предстоит поддерживать чистоту в своей комнате самостоятельно. Тем не менее, ребенку должно быть уютно, поэтому старайтесь подбирать предметы, сочетающиеся по цвету и текстуре и не забывайте украшать стены детской фотографиями и творческими работами самого малыша.

Подбор игрушек и развивающих материалов

Мы рекомендуем наполнять полки малыша предметами разной цели и направленности: развитие мелкой и крупной моторики, памяти, зрительного, слухового и тактильного восприятия, мышления, материалы для рисования и занятий музыкой, книги, пазлы и игрушки без четко определенного результата игры (простые конструкторы, например, деревянные кубики или блоки), которые способствуют свободной игре детей.

Для удобства организации можно выделить те же направления упражнений, с которыми вы встречаетесь на занятиях в нашем Монтессори центре:

  • Упражнения в практической жизни, которые обеспечиваются набором предметов быта подходящего размера и материала: тряпочки и веник с совком для уборки, посуда и губка для её мытья, всевозможные шнуровки и застёжки и другие привычные предметы необходимые в повседневной жизни,

  • Сенсорное развитие, поддерживаемое с помощью упражнений, задействующих разные органы чувств: сенсорные коробочки, сортировки материалов с различной текстурой, цветом, формой, сыпучие материалы, простые музыкальные инструменты и т.д,

  • Упражнения на развитие речи, которые обеспечивают знакомство малыша с чтением и письмом: карточки с изображением предметов и подписями, детские книги, кассы букв и т .д.,

  • Упражнения на развитие математических способностей: счетные палочки, карточки с цифрами и т.п.,

  • Знакомство с окружающим миром: глобус, карты, атласы животных, макеты, природные материалы, живые растения,

  • Зона детского творчества: материалы для рисования, лепки, конструирования и свободной игры.

Представленные в одно время варианты должны соответствовать возрасту и быть сбалансированы по направленности и включать как более сложные задачки и новые предметы, так и хорошо знакомые и простые материалы, чтобы малыш мог сам выбирать комфортный уровень сложности. Здесь стоит с одной стороны следовать за интересами ребенка, но также и не забывать предлагать малышу новые предметы и задания.

Монтессори родители и педагоги отдают предпочтение игрушкам с менее определенным способом взаимодействия: простая мягкая игрушка вовлекает ребенка в процесс фантазирования гораздо лучше, чем поющие и мигающие животные, которые механическим голосом требуют их потрясти и покормить. Мы также рекомендуем выбирать игрушки и наборы из натуральных материалов, ведь именно от таких предметов ребенок больше узнаёт о реальном мире. Отличными игрушками для ребенка могут стать и самые простые природные материалы: шишки, камушки, листья и т.п.

Прекрасно подытожить нашу статью сможет перевод англоязычной экскурсии по детской комнате, организованной по методу Монтессори:

Выводы

Монтессори развивающая среда для детей – это минимум предметов и максимум пользы для развития ребенка. Все предметы, к которым у ребенка есть доступ дома должны соответствовать возрасту ребенка, быть подходящими по размеру, а развивающие материалы должны подходить по сложности и быть интересны ребенку. Дома ребенку должны быть предоставлены удобные предметы быта и мебель, а отбор игрушек должен производиться по критерию пользы для развития малыша.

Заключение

Несмотря на видимую простоту организации Монтессори пространства дома, часто родителям бывают нужны консультации педагогов, работающих по выбранной методике.

Приводя малыша на занятия в Монтессори центр “Созвездие”, вы не только обеспечиваете ребенку разнообразные развивающие занятия в тщательно продуманной среде, но и получаете всестороннюю поддержку педагогов и психологов, а также рекомендации по организации пространства и составлению распорядка дня ребенка на основе его индивидуальных особенностей, условий жизни семьи и характеристик развития малыша.

Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клуб “Созвездие” прямо сейчас и познакомьтесь с методикой Монтессори и нашими педагогами лично. Мы с нетерпением ждём встречи с вами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Хотите, я открою Вам один из самых простых и универсальных способов развития малыша? Этот способ займет у Вас ну очень мало времени.

Часть 1.

Вы наверняка помните, какие обои, ковры и картины висели у Вас дома, когда Вы были маленькими. Почему бы не использовать стены в качестве развивающих пособий для Вашего ребенка?

Это могут быть плакаты:

  • с изображением овощей, фруктов, цветов, животных, разных видов транспорта;
  • географические и астрономические карты;
  • портреты известных людей;
  • алфавиты, таблица умножения, таблица Менделеева и др.

Над обеденным столом, например, повесить рисунки овощей и фруктов с подписями и стихами. Так ребенок научится различать овощи-фрукты на картинках и в своей тарелке. А Вы можете выучить стихи и рассказывайте их при каждом удобном случае. Это, как известно, развивает речь малыша.

Еще можно повесить плакаты «Лесные птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Строение грузовика», «Строение коровы», «Веселый счет», «Растения», «Зимние забавы», картины известных художников и др. Детям нравится их рассматривать, спрашивать о нарисованном, искать что-либо по Вашей просьбе.

Например, что можно повесить одновременно на разных стенах:

  • словарь слов с картинками и подписями по Зайцеву (слова, которые Ваш ребенок сейчас говорит);
  • репродукции картин;
  • режим дня в фотографиях и с указанием времени;
  • плакат с видами транспорта;
  • пособия Зайцева для обучения счету;
  • таблицы Зайцева со складами для обучения чтению;
  • плакат «Части тела»;
  • аппликации и рисунки Вашего ребенка – из них тоже можно сотворить плакаты.

Например, плакат «Цвета»:

  1. Раскрасьте ладошки малыша во все цвета, какие у вас есть.
  2. Положите вертикально лист бумаги А5.
  3. Сделайте на нем отпечатки ладошек.
  4. Подпишите цвета.

Еще – плакаты «Что ест кошка?», «Поезд», «Овощи-фрукты» и др. Их описание – в фоторуководстве «Рисуем. Клеим. Лепим. 101 готовая идея для творчества малыша 0-2 лет»

Часть 2.

Как по-Вашему, где большую часть времени проводит женщина? Наверное, на кухне.

Значит, наша задача – использовать возможности кухни на полную катушку.

Что можно сделать?

  • Позволяйте играть с кастрюлями, крышками и даже с миксером, весами и механической мясорубкой. Конечно, предварительно убрав все опасные части. Приобретите набор игрушечной посуды. Даже если у Вас мальчик .
  • Первой игрушкой на кухне могут стать крышки от банок разного размера и цвета. Ими ребенок сначала просто гремит, потом начнет складывать в бидончик, друг в друга – подбирать размер, картинки на крышках рассматривать (если они есть, башни строить.
  • Дайте миску с водой и венчик – посмотрите, с каким удовольствием ребенок будет взбивать, и для ручек тренировка.
  • Разрешите играть с мытыми овощами, фруктами, крупой. Это богатейший материал для развития тактильных ощущений и и изучения противоположностей – гладкое-шершавое, холодное-горячее, твердое-мягкое, легкое-тяжелое! Пусть свободно все щупает, пересыпает, режет пластмассовым или тупым столовым ножом.
  • Кухня – отличное пособие по математике. Считаем все подряд – ложки, тарелки, картошку, орехи, больше, меньше, поровну, хватает, не хватает…
  • Как же без холодильника? На нем повесьте набор магнитов-пособий. Их тоже считайте, изучайте понятия «выше-ниже», «справа-слева-посередине», делите по парам, по тройкам.
  • Тут же, на холодильнике, повесьте магниты с буквами и цифрами, например от «Растишки». Комбинируйте их и по всякому сравнивайте.
  • А почему бы вместе не приготовить какое-нибудь блюдо? Можно вместе делать тесто для пирогов, печенья и блинов. Допустим, ребенок сыпет в тесто муку, раскатывает его скалкой, вырезает фигурки, просто играет с тестом.

А еще можно использовать продукты для занятий творчеством, например, аппликаций.

Для этого, возьмите лист бумаги или картона, нанесите на него клей ПВА. Дайте ребенку любой материал для аппликации – крупу, макароны, косточки от фруктов или овощей. И предложите малышу разбросать все это хаотично на листе – аппликация готова!

Можно предложить ребенку нарисовать картину картофелем, свеклой, губкой. Это полезно и очень интересно, даже мне.

Часть 3.

Чем же еще можно увлечь ребенка, пока Вы занимаетесь домашними делами?

  • Во время приема пищи включите классическую музыку в аранжировке для детей – “Happy Baby”.
  • Когда моете посуду и прибираетесь на кухне, посадите ребенка рядом, пусть рисует или лепит.
  • Чередуйте свободное творчество и задания. Никогда не требуйте точного исполнения чужой задумки. Обычно достаточно показать ребенку идею, и он уже сам ее продолжает и меняет по своему усмотрению.
  • Пока ребенок совсем маленький, посадите его рисовать в детский стульчик. А потом просто кладите материалы для творчества на табуретку или детский столик. Малышам обычно нравиться заниматься сидя на маленьком стульчике или стоя. Таким образом, он может оставить свое творчество в любой момент и снова вернуться к нему, когда захочет.
  • Во время творчества опять же включите классику или аудиоэнциклопедии.
  • Если ваш малыш не хочет рисовать или лепить, то принесите на кухню развивающие игрушки, или помойте посуду вместе.
  • Иногда оставляйте ребенка одного смотреть специальные компьютерные программы. Но злоупотреблять этим, нельзя! Все должно быть в меру. Имеется в виду, что не надо подменять маму компьютером, как, впрочем, и игрушками.

Итак, какие компьютерные программы смотрит мой ребенок (ему три годика).
С утра изучаем «Английский язык для малышей» с инопланетянином Фафалей в главной роли.

В качестве зарядки танцуем по DVD Железновых «Веселая гимнастика для малышей». Сначала танцевали вместе, а теперь он сам повторяет движения за детьми из фильма. Так что спокойно можно оставить ребенка потанцевать.

После обеда смотрим обучающие презентации PowerPoint – картинки с подписями (вариант карточек Домана) или сказки и стихи.

Самые лучшие, на мой взгляд, презентации для изучения цветов и оттенков, я высылаю всем в качестве бонуса к фоторуководству «Рисуем. Клеим. Лепим. 101 готовая идея для творчества малыша 0-2 лет»

Смелее импровизируйте, творите, выдумывайте, и Вашему малышу всегда будет с Вами интересно.

Искренне Ваша, Елена Мулюкина,

г. Набережные Челны

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Источник