Как составить программу развития ребенка

Эту статью я писала несколько лет назад, когда моей дочке было 3 года или около того

Если будут вопросы или нужна будет помощь – буду рада быть полезной

План развития обычно делается на ближайшие полгода ребёнка, чем младше ребёнок, тем чаще он должен обновляться, чем старше, тем соответственно реже.

Однако он в любом случае поможет вам понимать своего ребёнка, заниматься с ним более целенаправленно и продуктивно. Поэтому начнем

1 этап.

Изучаем своего ребёнка. Тщательно в течение недели наблюдаем за ребёнком как можно больше: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка. В идеале все записать: все капризы, интересы, имеющиеся навыки, реакции на раздражители и бытовые вопросы.

2 этап.

Ищем в интернете, в доступных книгах и материалах список того, что может делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке – нормы развития.

Я рекомендую не полениться и поискать дополнительно сензитивные периоды в развитии детей.

Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет).

Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наш вектор развития. Так, если вашему малышу 6 месяцев и он не сидит – это лишь повод больше заниматься с ним физическими нагрузками, больше стимулировать к тому, чтобы малыш укрепил мышцы, связки и вскоре сел.

3 этап.

После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития – определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их.

Например, у моей дочки такие сферы:

– физическое развитие

– развитие речи и другие языки

– творчество и музыка

– самообслуживание

– социально-эмоциональное развитие

– знания об окружающем мире

– математические и логические навыки

Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью колеса баланса.

4 этап.

После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие.

Почему мы выбираем лидирующие сферы?

Это обязательное условие, которое часто опускают при обычных тренингах при составлении программы. Я настоятельно рекомендую эти сферы развивать: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком.

Лидирующая сфера – показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили.

Так, например, моя дочь очень рано начала агукать и реагировать на речь. Сделав упор на развитии речи, я заметила огромный прогресс: дочь в 2,5 года рассказывала стихотворения, песни, строила умозаключения, задавала вопросы и даже придумывала сама рассказы и рифмы. Когда же я заметила, что она в полтора года немного отстаёт в физическом развитии, я приобрела ей спорткомплекс, убрала максимально коляску, бегала с ней и тд. В итоге в свои почти 3 года она уже немного катается на коньках и роликах, ходит часто сама, висит на турниках, катается на лошади с удовольствием, а также залазит на спорткомплексы любой высоты.

5 этап.

Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и тд. Для начала я всегда рекомендую использовать то, что уже есть под рукой. Практически любую сферу можно развивать, имея минимум ресурсов.

Например:

– физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и тд)

– развитие речи и другие языки (разговаривать, читать стихи и петь песни)

-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)

– самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)

– социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)

– знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)

– математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, объяснять причинно-следственные связи, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит).

Особенно я бы хотела выделить пункт самостоятельности.

Насколько это важный пункт я поняла, когда моей дочке было чуть больше года. Условия были такие, что я параллельно с ней работала и большую часть времени Дочка занимала сама себя. Понимая, что она отлично справляется со своими потребностями частично сама, я начала помогать ей развивать самостоятельность. По результатам в три года моя дочь может спокойно занимать себя 4 часа спокойно без телевизора (давая маме и папе поспать, позаниматься делами), наложить себе еды, отрезать пакет с молоком и налить его в кружку, помыть фрукты и убрать за собой со стола, может полностью одеться (без пуговиц и застёжек) и может даже сама надеть и застегнуть ролики, а однажды она почти сама раскатала и слепила пирожок. Конечно, это обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам. Если ребёнок в три года знает буквы и цифры, но его кормят с Ложки или он ходит до сих пор в памперсе, то это показатель того, что эта сфера очень сильно проседает и развитие идёт не совсем в ту сторону.

Читайте также:  Студия раннего развития ребенка молодечно

Ну и конечно самое главное – уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности

Источник

Галина Кущенко

Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

Читайте также:  Зоны актуального и ближайшего развития ребенка по выготскому

– одним из этапов подготовки к педсовету;

– завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

– по педагогике;

– по психологии;

– по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

– последовательность;

– повторяемость;

– доступность;

– создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

Читайте также:  Тетрадь по развитию ребенка

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

4 этап – коррекционно-развивающий

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3. Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию

1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2. Выстраивают цели по приоритетам.

3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник