Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
“В своей основе, – подчёркивает -Д.Б.Эльконин, – потребность субъекта в общении в отношении с другим есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему даёт”.
Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. И. Кабрин, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Б. Т. Лихачев, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. В. Петровский, А. Г. Рузская, Е. В. Субботский, Р. В. Овчарова и др.). Новая система ценностей в образовании связана с эмоционально переживаемым значением и смыслом совместной деятельности и общения взрослого и ребенка в педагогическом процессе. (Т. И. Бабаева, Е. В. Квятковский, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина). Нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к недоразвитости функций речи, к несостоятельности в установлении взаимоотношений с окружающими (Г. М. Бреслав). Недостаток эмоционального общения, обеспечивающего приток сенсорной информации, сенсорное голодание, перенесённое ребёнком в дошкольном детстве, являются основными причинами задержки развития специфических структур мозга, и возникновения трудностей в обучении (Н.В.Звягина, Т. С. Колосова, Л.В.Морозова, 1997).
Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлечёнными в этот процесс. С рождения ребёнка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. В дальнейшей жизни ребёнка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:
– развитие мотивов общения;
– развитие средств общения;
– совершенствование форм общения.
Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетание потребности в познании и движении. Общение влияет на формирование у него самой по себе потребности в общении с людьми, способствует развитию потребности в знаниях, создаёт благоприятные условия для развития контактности, умения ладить с людьми.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому “Программа воспитания в детском саду” предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.
Специалисты детских садов систематически и активно распространяют педагогические знания, помогают семье правильно воспитывать детей, пропагандируют лучший опыт семейного воспитания, развивают преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является забота об эстетическом развитии детей: литература, музыка, произведения живописи, народное творчество и т.д. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.
Целесообразно знакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях дошкольного учреждения и семьи, привлекать их к подготовке и проведению совместных мероприятий.
Совместные праздники и развлечения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, а потом вместе с детьми участвовать в различных конкурсах и аттракционах.
Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Совместные сборы детей и родителей в группах, в которых они занимаются, придает детям заряд для дальнейшего развития, а родителям -для работы и воспитания детей. При встрече происходит колоссальный обмен энергией и информацией. Все это производит незабываемое впечатление, как на детей, так и на родителей.
Некоторые аспекты проведения праздников для педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и т.д.):
- Предпочтительно проводить праздник по заранее составленному плану, который в любой момент можно скорректировать.
- Дети будут рады увидеть своих родителей не в традиционной повседневной роли, а в неожиданных ролях праздничного действия.
- Любой праздник связан с культурной традицией, которая должна быть положена в основу плана праздника.
- Лучше заранее подготовить номера с родителями, это заметно укрепит коллектив.
- Дома желательно увлечь ребенка идеей праздника, пусть он тоже готовится к нему: выучит стихотворение, разучить песню, подготовит сценку.
- Общий стол сплачивает коллектив.
- Если вы захотите сделать праздник и начнете действовать, то скорее всего он у вас получится.
- Не разделяйте игры на игры для детей и для взрослых. Нет ничего забавнее совместных игр и эстафет.
- Ничто не увлекает детей так сильно, как тайна или сюрприз.
- Очень большую роль играет интерьер помещения, в котором проходит праздник. Украсьте его в соответствии с идеей праздника.
- Постарайтесь сделать одежду необычной и праздничной.
- Каждый праздник должен иметь какой-то смысл, незабываемую форму, обучающий момент.
Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.
Список литературы
- Д.Б. Эльконин “К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте” – Вопросы психологии, 1971, № 4
- Р.С. Немов “Психология”, том 2 Москва, 1998.
- “Детский сад. Книга для заведующих”, под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
- Л.Чистович, Е.Кожевникова “Разум, чувства и способности младенца”. “Петербург – 21 век”, 1996
Источник
Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит, не только в окружающем его мире, но и в семье. По мнению А. Г. Гогоберидзе, к старшему дошкольному возрасту взаимоотношения с ровесниками и с взрослыми выявляют наличие ключевых компетенций у ребенка. Освоение начальных компетенций позволяет малышу решать проблемы разной сложности в бытовых условиях и в различных видах деятельности. Ученые исследователи Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева в своих научных разработках в сфере семейного и дошкольного воспитания под коммуникативной компетенцией понимают определенный уровень развития навыков и умений общаться и устанавливать контакты в социуме. Ученые указывают на то, что основным условием положительного результата является тесное взаимодействие детского сада, семьи и школы. Приобретенный опыт применим в различных ситуациях.
В законе РФ «Об образовании» в статье № 18 говорится о том, что родители ребенка являются первыми педагогами ребенка. В настоящей социальной ситуации сложилось так, что многие родители не имеют возможности уделить достаточное количество времени своему ребенку, этот факт говорит о том, на сколько необходима и важна психолого-педагогическая поддержка, как детям, так и родителям. Культура семейного общения постепенно сужается, а это отрицательно сказываться на взаимоотношении детей и родителей, соответственно ребенку недостаточно родительского внимания. В своей работе могу отметить, что большинство детей в детском саду пребывают 10-11 часов, на общение с ребенком у родителей может оставаться 2-3 часа в сутки, а этого недостаточно. Анализируя данную ситуацию можно выделить некоторые трудности, с которыми сталкиваются родители: недостаток времени на общение (а может, неумение или нежелание общаться), неумение оценить особенности детского развития, недостаток знаний психологии развития, не могут выбрать эффективные средства воздействия, отсутствие саморефлексии в общении с ребенком.
Семья – это важнейший институт развития, воспитания и социализации маленького ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений об окружающей его жизни. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это самые близкие и родные люди, это те, кого мы любим, с кем нам приятно проводить время, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в родной семье мы учимся взаимоотношениям с близкими, любви и ответственности, заботе и уважению. Народная мудрость, давая характеристику человеку, большое значение придавала воздействию на него той семейной обстановки, в которой он родился и вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что у человека хорошая наследственность, что он трудолюбив, честен, доброжелателен, на этого человека можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Для воспитания всесторонне развитого человека необходимо человеческое общество, а для развития коммуникативных качеств – требуется среда взрослых людей, необходим образец поведения в обществе. Современный ребенок погружен в детский социум – детский сад, школа, кружки по интересам и спортивные секции. Контакт детей с взрослыми минимальный, в общении взрослый – ведущий.
Важнейшая функция семьи – психологическая. Тесные взаимоотношения в семье создают условия для взаимной открытости, снимают необходимость в психологической защите, обеспечивает самоуверенность, уверенность в защите, открытое самовыражение и взаимное сопереживание. Семья является первой ступень овладения ребенком родным разговорным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность. Речь является одним из необходимых компонентов общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности малыша является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению искреннего желания активно участвовать в речевом общении. Речь малыша формируется в процессе индивидуального общения, коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, мышление, воображение. Пользуясь языком как средством общения, маленький гражданин приобщается к сокровищнице национальной культуры, к человеческому слову. С помощью разговорной речи малыш познаёт окружающий мир, осваивает своё место в нём, усваивает нормы и правила социального взаимодействия с окружающими людьми. Речь малыша формируется в общении с внешним миром. Взрослые должны понимать, что они несут полную ответственность за восприятие и развитие речи ребёнка в первые годы жизни.
Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Культура речи во многом зависит от родителей, от их образования, воспитания, культурного уровня (речевого, интеллектуального, психического эмоционального).
При активном общении с взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Находясь в социуме, малыши активно развивают умение составлять, простейшие по смысловой нагрузке и содержанию фразы и предложения, грамматически и фонематически правильно строить их, овладевают монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В младшем дошкольном возрасте пассивный словарный запас ребенка преобладает над активным, общение побуждает постоянно увеличивать активный словарный запас, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Обучение ребенка родному языку в раннем возрасте в дальнейшем облегчит пользование им. При общении и обучении необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи побуждать желание вступать в контакт. Для положительного эмоционального состояния и обучения активной речи ребенку необходимо слышать речь близких людей. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Развитие речи ребенка, эмоционального восприятия окружающего в большей степени зависит от уровня его среды, от социальных обстоятельств, норм и правил, установленных в его социуме. У ребенка может быть хорошо развита речь, но оказаться среди чужих людей на первых порах страшно, видя доброжелательное к себе отношение, ребенок успокаивается и начинает общаться, он может объяснить, что он хочет в этот момент, что его тревожит. Адаптировать ребенка в группе сверстников можно любым способом, используя различные средства.
Игры помогают решить многие проблемы, возникающие у дошкольников, воздействуют на становление личности, на их социализацию, на развитие взаимоотношений в детском коллективе.
Игра – основная и любимая деятельность дошкольников. В течении всего дня пребывания в детском саду игра сопровождает детей. Утром игра помогает пережить расставание с родителями, на протяжении дня хороводные, подвижные, сюжетные игры поднимают настроение, способствуют сближению, развитию самостоятельности, развивают речь, активность. Игра формирует положительное эмоциональное состояние, помогает самоутвердиться, корректирует коммуникативные проблемы маленького человека. Игра для маленьких детей – основная форма и содержание образовательных и развивающих ситуаций. В игре дети моделируют различные жизненные ситуации, отображают игровые и бытовые ситуации «Праздник дня рождения», «Кукла заболела», «Искупаем малыша». Развитию творчества и воображения способствуют имитационные игры, в этих играх дети принимают образ котят, собачек, зайчиков, птичек – в игре передают характер, имитируют голосовое звукоподражание. В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт, расширяется представление различных свойствах и качествах предметов, их использовании в быту и назначении, пробуждают интерес к экспериментированию, развивается познавательная деятельность.
Для активного речевого, умственного, психического, эмоционального развития ребенка, необходимо научить детей играть, то есть подражать близким взрослым, отражать то, что они видят и воспринимают, предоставлять детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности и общению. Дети в игре сами себе определяют партнеров по складу характера, по темпераменту. Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.
Значение искусства, русского народного творчества в социализации невозможно переоценить. С помощью литературных произведений, устного народного творчества мы можем расширить умственный кругозор ребенка. Воспринимая художественные произведения, малыш обогащает словарный запас, развивает художественный вкус, включается в творческую деятельность, эмоциональную сферу. Первые познания, первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, слушая мамины попевки и потешки, опираясь на близких людей, воспринимает их как эталон поведения. Поэтому для маленького человечка очень важны ценностные ориентиры его семьи, его родителей. Малыши любят слушать песенки, считалки, скороговорки, потешки, стихи – мелодичность звучания привлекает их внимание. Они очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием и мелодичностью родного языка. В дальнейшем восприятие фольклора перерастет в любовь к литературе и искусству.
Большую роль играет литература в обогащении духовного мира и мировоззрения ребенка. Чтобы малыш с интересом и огромным желанием воспринимал и слушал, родителям с раннего возраста необходимо прививать ребенку любовь к книге. Совместно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказки по иллюстрациям. В отличие от телевидения, книга является «кладовой для развития речи, мышления, воображения». К сожалению, многие родители предпочитают включить малышу телевизор. Ребенок, слушая сказку, сопереживает героям, живет с ними одной жизнью. В семье необходимо установить так, чтобы ребенок ждал того момента, когда родители начнут читать или рассказывать сказки, стихи, рассказы, когда он будет слышать родной спокойный голос, когда он будет спокойно сидеть или лежать рядом, усваивать то, о чем ему ведают, когда он сможет с близкими говорить о том, что услышал, переносить себя в сказку, преломлять все через свой жизненный опыт. Семейное чтение должно быть ритуалом, приятной традицией. В подобных чтениях формируется культура речи ребенка, культура его мышления. В этих чтениях и беседах не допустим официальный тон, ребенок должен чувствовать, что родители понимают и принимают мир его фантазий, мир его сказки, мир его переживаний и чувств. Дети подсознательно ждут от родителей активного участия в их жизненных проблемах. Родители, которые занимаются с ребенком ручным трудом, устраивают домашние концерты, сочиняют сказки, устраивают соревнования – выявляют интересы и наклонности своих детей, не склоняются к давлению, исподволь дают направление и ориентируют свое чадо в жизни. В дальнейшем таким детям будет легче общаться с другими детьми, проще утверждать себя в социуме.
Важно научить ребенка не только говорить, но и развить умение слушать, не перебивать, давать возможность высказаться другим людям. Когда взрослые выслушивают малыша, когда делают замечание о том, что «я разговариваю, подожди минутку» – они дают понять то, что его выслушивают, но перебивать речь других не следует, «так хорошие дети не делают». В жизни разговорная речь сопровождает человека во всех видах деятельности. Речь развивается в процессе общения в социуме, в котором живет ребенок, чем больше разнообразных событий и мероприятий в жизни ребенка, тем шире активный словарь малыша. Дошкольнику необходимо расширять круг общения, посещать театр, музеи, выставки, показывать разнообразие окружающей жизни. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить увиденное. Для ребенка важно, что бы рядом были родные и близкие люди, которые умеют и желают общаться с ним.
Литература:
- Дошкольное образование: словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005. – 400 с
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
- Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 229 с. 4.
- Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, родитель, детский сад, малыш, общение, семья, положительное эмоциональное состояние, разговорная речь, ранний возраст.
Источник