Как рисовать с ребенком в 1 год и 9 месяцев
Многие мамы почему-то думают, что все дети должны любить рисовать. Вот так прямо дал им пальчиковые краски месяцев этак в восемь-девять и ребенок сразу же влюбился в это творчество с первого раза. Но нет, не тут-то было! Очень многие мальчики, например, любят конструировать из кубиков или играть на чем-то, что громко гремит, стучит, барабанит. Многим девочкам нравится возиться с тестом и крупами или просто рассматривать картинки в книжках и чтобы им взрослые все объясняли и рассказывали, что нарисовано и написано.
А все потому, что рисовать нравится в основном визуалам, лепить и конструировать – кинестетикам, а слушать сказки и громко стучать – аудиалам. О типах восприятия я уже рассказывала в одной из первых статей, а о мелкой моторике и пользе чтения книг у нас разговор еще впереди. Сегодня же поговорим о художественном творчестве.
О пользе рисования
Но какой бы тип восприятия ни был у малыша, рисовать с ним нужно. А надо это не только для мелкой моторики или чтобы легче было изучать цвета, а чисто из психологических причин. Дело в том, что цвета и сам процесс рисования не просто развивают эстетику у ребенка, они еще и благотворно влияют на его нервную систему. В психологии существует множество тестов, которые по детскому рисунку и даже по цветовым предпочтениям ребенка могут определить его:
- жизненную активность;
- внутренние переживания;
- стрессовое состояние;
- общий уровень развития;
- умственные способности;
- внутреннюю агрессию;
- нестандартность мышления;
- робость в общении и неуверенность в себе;
- эмоциональную сферу;
- интеллектуальный уровень развития.
Рисовать с малышом обязательно нужно хотя бы понемногу (если ему не очень нравится это занятие), чтобы наблюдать его внутреннее состояние и следить за всеми изменениями в психике и мышлении.
Вообще рисование, как и другие виды творчества, положительно влияют на развитие ребенка. Арт-терапия показана детям всех возрастов. Давно уже замечено, что любящие рисовать малыши быстрее развиваются, дошкольники становятся любознательней, а школьники, посещающие художественные школы, учатся лучше.
Рисуем с года
Конечно же, начинать приучать деток к рисованию лучше еще до года. В этот период жизни крохе интересно все, и яркие пальчиковые краски, несомненно, привлекут его внимание. Я не буду рассказывать, как заниматься с детками до года, сейчас это знает каждый родитель и много чего на эту тему есть в интернете. Я расскажу, как мы начинали рисовать после года. Именно рисовать, а не чертить разные кружочки, палочки и непонятные зигзаги.
Мой сын не любил рисовать, но зато старшая из двух дочерей просто не могла оторваться от этого занятия! Она рисовала всем (и на всем), что попадалось под руку и всем, что оставляло хоть какой-то след: карандашами, фломастерами, маркером, красками, мелками, пластилином, даже умудрялась творить маминой помадой, тушью и непонятно где раздобытыми угольками и известью. Жили мы в деревне, а воздух там и просторы вольные, так что дети у меня там росли самостоятельные. Обоев в доме не было. Просто беленые стены, и потому все художества дочки всегда были на виду. В конце концов я решила, что если уж ребенок просто жить не может без этого творчества, то пусть рисует хотя бы что-то реальное, а не «каляки-маляки». А было нам на тот момент уже два года.
Как же так, скажут родители, а где же обещанные «рисуем с года»? А вот то, как мы с ней начали рисовать с двух лет, я и стала потом применять к деткам с года, когда пошла в семьи няней с обучением. И ничего, все сработало!
Как мы стали рисовать картины
Ватман в дни моей молодости и тем более в деревне – дело дефицитное, поэтому мы рисовали на обычных альбомных и тетрадных листках. Я попросила дочь не чиркать на них и объяснила, что мы будем учиться рисовать по-взрослому. Это ее вдохновило. Потом я взяла руку дочери с вложенным в нее красным карандашиком (лучше выбирать толстые и граненые, они удобнее в руке и не скользят) и отчертила в верхнем уголке полукруг. «Это солнце», – сказала я, и детской же рукой нарисовала лучи, идущие от уголка. Почему солнце в углу? Да потому, что детям проще выделять угол, чем рисовать сразу же круг. Круг – это второй этап после полукруга. Как только ребенок научится рисовать полукруг в уголке (или посредине листа) самостоятельно, переходите к «целому» солнышку.
Линии и ломаные линии у детей получаются легче волнистых. Поэтому нужно начинать рисовать именно с них. Никогда не задумывались, почему мы рисуем детям квадратные примитивные домики и деревья-елки? Просто мы когда-то сами так их рисовали в своем детстве. Так нам было проще их изображать, и наши дети – не исключение, им тоже проще начинать с линий. Научившись рисовать солнышко и домик с елками (не забудьте про забор, дорогу и летящих птиц в виде галочек), следуйте дальше.
Второй этап – волны, кочки и месяц. Правда ведь, что половинка луны рисуется проще полной? Теперь, когда уже научились рисовать овал и полукруг, начинайте рисовать настоящие деревья с листьями. Каждый листочек – две скобочки, направленные друг на друга, и растут они на линиях-веточках. Все легко. А ваша рука поверх маленькой ручки ребенка придаст ей не только твердость, но и уверенность.
Мой совет – не торопитесь начинать рисовать кистями. Во-первых, они не удобны для совсем маленькой ручки, а во-вторых – краски нужно вводить постепенно. Детям всегда хочется их попробовать, а они в отличие от пальчиковых красок, не все безопасны для малышей.
Думаете, что человечка так просто нарисовать? А вот и нет. Круглая голова всегда плохо получается у детей. Но это если сразу требовать от них нарисовать круг. А если он рисуется из двух полукругов – то получается просто. Рисование кустов уже на подходе. Прямые палочки из одной точки и сверху волнистая линия – крона. Внутри кроны, на ветках – листочки. А вскоре у нас в травке стали появляться и первые цветочки. Дочка старалась, и даже не забывала язычок от старания высунуть.
Нужно ли учить ребенка сразу правильно рисовать
Все наши домики и человечки – старания не одного дня, но занятия того стоят. Каждый день рисования по чуть-чуть вместе с мамой, а потом детки уже и сами будут стараться закрепить свои навыки. Главное – это их направить в нужное русло. Есть, конечно же, дети, с которыми надо сидеть постоянно и которые не любят рисовать в одиночестве. Но тут маме не обязательно все время вмешиваться в процесс.
Ребенку нужно какое-то время, чтобы осознать, как ему будет интереснее рисовать – когда взрослые не понимают его абстракционизма, или когда хвалят за реализм. Некоторые родители, правда, и абстракции рады, ведь главное – не отбить желание творить, но если неясные рисунки и непонятные очертания слишком долго сопутствуют творчеству – пора и насторожиться. Если ребенок в 3-5 лет не способен нарисовать элементарно солнышка и домика – это говорит об отклонениях в психике. Так что реальность в творчестве все же должна присутствовать.
Нужно ли приучать ребенка сразу правильно держать карандаш
Кажется, ну для чего это нужно – держать в руках что-то как положено, ведь малыш в год еще только-только научился владеть своими пальчиками, а мы уже хотим, чтобы он как взрослый держал карандаш или фломастер. Не знаю, кто и как, а я всегда старалась дать правильное направление пальцам крохи и научить их держать инструмент для рисования «по-взрослому». Многим родителям все равно, как их малыш держит карандаш и в пять лет. Но потом бороться с каракулями в тетради (а именно они получаются, если ручку держишь неправильно) будет сложно. Это напоминает навык держать ложку во время еды как принято – чем раньше научишь, тем естественней ребенок будет это воспринимать.
В общем, думаю, что я понятно все разъяснила и у родителей не будет вопросов, почему надо заниматься (а не пускать весь процесс на самотек) с детьми рисованием, начиная с года.
Источник
Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.
Естественно, прищепками и ножницами круг пристрастий дочери не ограничивался. В этом возрасте заметно выше стал интерес Таисии к окружающему миру: мы стали впервые обращать внимание на смену времен года, запоминать разные любопытные факты о животных, кто из них, где живет, находить сходства окружающих предметов и геометрических форм и т.п.
О наших развивающих играх я уже не раз писала на страницах блога, ну а если вы по каким-то причинам это пропустили, или просто хотите, чтобы у вас под рукой был удобный план, в котором все игры собраны в одном месте, то читайте эту статью. В очередном плане-конспекте я как всегда собрала все интересные развивающие занятия, актуальные в конкретном возрасте. Я очень надеюсь, что эта программа поможет и вам организовать свои будни с малышом. Чтобы почитать подробное описание каждого занятия, нажимайте на ссылку-название.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей 1 года 9 месяцев и старше:
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Играем с прищепками (по ссылке есть шаблоны для игр);
- Строим дорожки из домино;
- Переливаем воду пипеткой или грушей;
Пример пипетки для игры
- Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
- Учимся резать ножницами;
- Составляем картинку на простых кубиках-пазлах;
Пример кубиков-пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
- Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
Уже знакомые игры:
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
- Собираем пазлы из 4-8 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
- Играем с конструктором;
- Ориентируемся в двух свойствах одновременно;
- Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
- Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
- Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
- Просеиваем крупу через ситечко;
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
- Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
- Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, Read)
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
- Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
- Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4. Аппликация
5.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем ариткуляционные упражнения;
- Делаем дыхательные упражнения;
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
6.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА
7. Первые уроки
- Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
- Изучаем цвета;
- Запоминаем названия пальчиков;
- Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
- Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Начинаем знакомиться с временами года;
- Просматриваем карточки Домана или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;
8.Первые сюжетные игры
9. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
10.Двигательная активность
- Играем в «полосу препятствий»: наступаем на ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом или натянутой веревкой; перешагиваем кубики или невысоко натянутую веревку; стараемся ходить по узкой полосе (разложенной на полу ленте или приклеенной к полу изоленте);
- Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
- Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
11.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
На этом буду закругляться. План развития ребенка от 2 лет также будет опубликован, чтобы не пропустить, подписывайтесь на обновления блога: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email. Всегда жду вас на своем блоге и желаю вам интересных и насыщенных будней с малышом!
Кстати, о том, как развивать ребенка в 1 год 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ?
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
Источник
Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.
Нормы развития
Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.
У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.
В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.
Речь
В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.
Новые речевые навыки:
- появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
- ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
- речевой запас увеличивается до 20-50 слов.
Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.
Физическое развитие
С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.
Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?
- Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
- Проходит по широкой перекладине.
- Переступает через невысокие предметы.
- Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
- Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
- Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
- Переворачивает страницы в книге.
- Может ездить на трехколесном велосипеде.
Восприятие
В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.
Характерные черты восприятия:
- стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
- реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
- ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
- чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
- контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
- обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
- пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
- понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).
Когнитивная сфера
В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.
Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:
- способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
- различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
- показывает части тела, минимум 3;
- собирает пазл из 4-8 частей;
- вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
- рисует кривые линии, круги, квадрат;
- может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.
Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает лев