Как ребенок 3 года общается со сверстниками

Как ребенок 3 года общается со сверстниками thumbnail

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

Когда начинать учить общению?

Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.

Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

Что мешает ребёнку общаться со сверстниками

Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

  1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
  2. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
  3. Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
  4. Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
  5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

2. Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

4. Разговоры по душам

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими. Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

7. От противного

Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.

В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками

Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:

  1. «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
  2. «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
  3. «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.
Читайте также:  Часто болеющий ребенок 3 года

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

Что делать, если ничего не помогает

Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.

Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.

Как ребенок 3 года общается со сверстниками

Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Общение играет важную роль в развитии малыша. В ходе общения со взрослыми ребенок получает большинство знаний о мире и учится новому, а также получает внимание и заботу. Желание найти общий язык со сверстниками и завести друзей обычно возникает у детей в районе 3 лет. Совместные игры приносят дошкольникам массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться сотрудничеству. Если малыш имеет трудности при установлении контактов, родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

Этап

Возраст

Особенности

Ситуативно-личностный

0 – 6 месяцев

Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого.

Ситуативно-деловой

6 месяцев – 3 года

В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.

Внеситуативно-познавательный

3 – 5 лет

Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.

Внеситуативно-личностный

5 – 7 лет

Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Предложенная периодизация носит условный характер, так как на практике возраст прохождения той или иной стадии развития общения индивидуален.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

Возраст

Особенности общения со сверстниками

0,5 -1,5 года

Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.

2-4 года

В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.

4-6 лет

В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу. Для малышей важно признание со стороны сверстников.

6-7 лет

Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий. Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

Если ребенок дошкольного возраста по каким-либо причинам не получает необходимого ему чувства уважения и признания со стороны своих сверстников, то зачастую это приводит к усугублению ситуации в будущем и нежеланию участвовать в совместной деятельности.

Стадии развития общения со сверстниками у детей

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

  • Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.

  • Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.

  • Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.

  • Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Чему стоит научить малыша?

Чтобы ребенок мог чувствовать себя в обществе благополучно и уверенно, необходимо научить малыша таким навыкам, как:

  1. Вступление в диалог;

  2. Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);

  3. Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);

  4. Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).

Основы навыков общения у детей закладываются в семье. Взрослые выступают для ребенка в роли ориентиров и примеров для подражания.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.

  • Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.

  • Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.

  • Поощряйте инициативу в общении.

  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.

  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.

  • Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.

  • Книги и мультфильмы о дружбе;

  • Беседы;

  • Личный пример близких взрослых.

Читайте также:  Если ребенок 3 года много пьет

Выводы

Основы общения дошкольников формируются в семье. Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и, во многом, копирует их модели поведения. С младенчества и до школьного возраста развитие общения проходит несколько стадий, которые имеют свои характерные особенности. На каждом этапе ребенком движет определенная потребность, которая реализуется в общении: веселье, признание и привлечение внимания, сотрудничество для реализации цели и так далее. Чтобы чувствовать себя уверенно и иметь возможность максимально проявить себя, малыш должен быть хорошо адаптирован к социуму. Именно поэтому одна из важных задач воспитания – научить ребенка общаться.

Выводы

Заключение

В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на вопросы по поводу особенностей поведения и развития малыша и поможет справиться с возможными трудностями. Наблюдать счастье на лицах детей и их родителей для нас награда!

Статью подготовила психолог

Сафонова Мария

Источник

К практикующему семейному психологу часто обращаются родители, которые наблюдают, что их дети в возрасте 3-10 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками: в детском саду, классе, какой-то тематической секции, просто в родном дворе. Проблема описывается стереотипно: «Хотя мой ребенок ходит в данную группу детского сада или данный класс уже год, у него/нее есть сложности с принятием в коллектив. Ребенок хочет, чтобы с ним/ней играли, но:

– стесняется сам/а попроситься к детям в игру;

– даже войдя в игру и долгое время играя с детьми, не умеет заводить с ними такие дружеские отношения, которые продолжаются длительное время;

– не хочет играть по правилам других детей, а другие дети отказываются играть по его правилам;

– пытаясь привлечь к себе других детей каким-то особенными игрушками (редкими, дорогими, престижными), сталкивается с тем, что другие дети относятся к нему явно потребительски: поиграли его/ее игрушками, затем утеряли интерес к их обладателю (или даже попытались их отобрать или присвоить);

– очень эмоционально переживает от того, что у него/нее нет постоянных друзей, расстраивается и даже плачет;

– не имея друзей среди сверстников, пытается общаться или с детьми младше (организуя их вокруг себя, манипулируя ими) или с детьми старше (подчиняясь им и становясь объектом манипуляций уже с их стороны), и т.д.

Чтобы помочь данному ребенку и его родителям, важно понимать:

Поведение ребенка до десяти лет на 70% определяется

его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте.

Это уже после достижения десяти лет, на поведение ребенка может оказывать воздействие и его высокая-низкая начитанность и образованность, формирование собственного, глубоко личного мировоззрения, цели в жизни, влияние половых гормонов, влюбленности, среды конкретной школы или микрорайона, уникальный жизненный опыт и т.д. С ребенком – дошкольником, и школьником первых классов, все заметно проще. Тут работает принцип: «яблоко от яблони – недалеко укатится».

Трудности в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками связаны

с особенностями его генетики и поведения его родственников.

Если говорить более конкретно, то наиболее типичными причинами возникновения трудностей в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками за 100%, причинами этого явления обычно является следующее:

Тринадцать основных проблем в общении ребенка 3-10 лет в коллективе сверстников:

  1. Флегматичный или меланхоличный темперамент, или определенные психологические «изюминки», ребенку доставшийся от мамы-папы или дедушки-бабушки, которые в своей жизни (особенно – в юности) также всегда были явными одиночками, испытывали сложности в межличностном общении. Здесь важно понимать, что в основе общения и игры детей 4-10 лет является не интеллектуальная, а прежде всего двигательная активность. Отсюда, совершенно логично, приоритетом пользуются прежде всего те дети, что являются наиболее активными, смелыми, шумными, изобретательными и предприимчивыми. Остальные, вынужденно стоят в сторонке. Сюда же отношу и сохранение определенных странностей-особенностей у родителей уже во взрослом состоянии. Которые отражаются и на их детях. Например, в моей практике много ситуаций, когда родители-вегетарианцы запрещают своим детям питаться «как все» в их группе или классе. Разумеется, остальные дети не стремятся общаться с такими, по их мнению «странными» детьми. Или, когда родители запрещают, чтобы их дети вместе с другими детьми посещали медпункты (например, ставили прививки и проходили медосмотры), или по религиозным мотивам отказывались от какой-то общей деятельности группы или класса. Прошу, чтобы взрослые понимали:

Самоизоляция родителей от общества вокруг

почти всегда приводит к изоляции их детей от сверстников.

Взрослые своей самоизоляцией гордятся, а их дети – страдают.

  1. Слишком большой возраст мамы-папы, а также их друзей. Такие взрослые родители чересчур боятся за своего ребенка, поэтому он не готов к реальной жизни, он ее просто не знает. Так как родители в возрасте уже редко позволяют ребенку гулять на улице, редко сами гуляют с ним в новых для него местах, где возможно общение с новыми для него детьми, отсюда – проблемы с коммуникацией. У людей после сорока нередко все уже чересчур степенно и прилично, а кампании друзей уже либо нет вовсе, или в ней опять-таки все тихо-мирно. Не будучи морально готовым к детским глупостям и неожиданным обидам не за что, привычный к честности и рассудительности такой «маленький взрослый» в шоке от поведения своих товарищей по детскому саду или школе, а потому несовместим с ними.
  2. Отсутствие у ребенка «входного билета» в мир общения со сверстниками, то есть каких-то конкретных игрушек, гаджетов или аксессуаров, которые являются характерными элементами детского общения в данном детском коллективе. Не имея своей игрушки, являющейся престижной или обязательной ребенок не имеет возможности на равных обмениваться (как сказали бы экономисты – товарами и услугами) с другими детьми, а потому им попросту не интересен. Причем, в данном случае, необязательно, что семья ребенка – очень бедная. Просто родители по каким-то своим причинам (обычно – из-за нелепых воспитательных концепций, банальной скупости или алкоголизма) не считают нужным, чтобы ребенок соответствовал своему социальному окружению.
  3. Ребенок является одним в семье, родители очень его любят и выполняют все его прихоти, живя по его просьбам, командам и указаниям. Ребенок привыкает к только такому общению, где он заведомо является лидером и руководителем, не встречая для этого никакого сопротивления, часто – совершенно не имея тех лидерских качеств и навыков конкуренции, без которых невозможен настоящий лидер. Поэтому, привычно пытаясь навязывать свои правила игры и общения в группе, классе или дворе, такой ребенок неожиданно встречает непонятное для него (ведь я же – такой молодец!) сопротивление, а то и вообще полное игнорирование своих действий.
  4. С ребенком в принципе очень мало общаются взрослые: его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Это происходит или потому, что все они очень много работают и технически не успевают этого делать (общаясь час-два в день и только формально), или они уже в возрасте от сорока и старше, а потому им уже физически трудно поддерживать необходимый для полноценного общения с ребенком высокий темп двигательной активности: бегать, прыгать, лазить и т.д.
  5. Ребенок психологически очень сильно зажат родителями или бабушками-дедушками. Его так сильно «завоспитывали», делая из него/нее «образцового ребенка», что он/а не в состоянии расслабиться с детьми, а обычные дети не могут играть с юным «замороженным» рафинированным интеллигентом.
  6. Ребенок, напротив, так дурно воспитан или имеет какие-то нюансы психического состояния, что окружающие дети откровенно боятся с ним/ней связываться.
  7. Ребенок стал жертвой психологически-тяжелой ситуации в семье. Если его родители или проживающие вместе с ними родственники регулярно кричат, ругаются, оскорбляют и бьют друг друга, это также может привести к забитости или, напротив, дерзкой расторможенности ребенка. Что может мешать их адаптации к коллективу.
  8. Нарушены поло-ролевые стереотипы в понимании ребенком мира. Например, если папа в семье зажат (пусть даже он и больше зарабатывает) более жесткой и волевой мамой, их маленький сын может быть склонен дружить именно с девочками, а не с мальчиками. Ведь какой смысл дружить с мальчиками, если главные – все равно девочки. Вот и нужно дружить с ними. Если же маленькая девочка активна по темпераменту, хочет играть с папой в динамичные игры, но ее папа подавлен мамой, запрещающей прятки-бегалки в маленькой или забитой ценными вещами квартире, девочка будет «пацанкой» и станет стремиться играть в коллективе с мальчиками. Особенно в том случае, если мама или крайне плохо выглядит и не следит за собой как женщина, или, напротив, вся только занимается собой, и у нее нет времени на общение с дочерью.
  1. Неполная семья, когда ребенок мало общается только с одной очень занятой мамой (работой, личной жизнью или пагубными зависимостями), или с бабушкой-дедушкой, которые в силу возрастных изменений в здоровье и психике уже не в состоянии обеспечить ребенку необходимый уровень активности и информации о мире.
  2. Слишком ранее, или, наоборот – слишком позднее (обычно – слишком ранее) попадание ребенка в детский сад или школу, когда развитие ребенка явно или отстает или опережает общий уровень развития других членов детского коллектива.
  3. Перевод ребенка из одной группы – в другую, из одного детского сада – в другой, из одного класса – в другой, из одной школы – в другую вопреки его настроению, с разрывом «по живому» его личных связей с имеющимися друзьями-подругами. Что и создает проблемы в общении с новым социумом.
  4. Плохое знание ребенком языка, на котором говорят члены его коллектива. В данном случае, важно активное освоение данного языка и соответствующей ему культуры самими его родителями. Если этого не произойдет, если в семье будет один мир, а в детском коллективе – все по-другому, конфликтов между детьми будет очень сложно избежать.
Читайте также:  Примерный рацион ребенка в 3 года

Обращаю внимание: Физические проблемы ребенка (с речью, двигательными функциями и т.д.) все реже создают для него трудности в общении. Так как соответствующий уровень медицинской, психологической и педагогической коррекции постепенно становится все лучше. Плюс, эти проблемы решаются и нахождением ребенка в специализированных дошкольных или учебных заведениях.

Это – самые типичные и распространенные причины. Имея их перед глазами, обладая взрослой разумностью и – самое главное – объективностью и самокритичностью, родители легко смогут выяснить те причины, что имеют отношению конкретно к их ребенку и им самим. Причем, чаще всего, обычно имеет место комплекс сразу из двух-трех причин.

Родители могут проявить творчество и даже без семейного или школьного психолога самостоятельно устранить те причины, что мешают их ребенку стать органичной частью своего детского коллектива, получить комфорт от общения со сверстниками. В том числе:

– Снабжать ребенка интересными игрушками и современными гаджетами на том уровне, что принят в его детском коллективе. Не экономить на ребенке и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.

– Ежедневно играть с ним хотя бы по часу. Причем – именно играть, а не делать уроки, расспрашивать о его делах или кормить. Не бояться играть в активные и физически затратные игры дома, а также на улице.

– Чаще выходить в гости к таким семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше – не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т.д. Даже иногда брать ребенка с собой на работу. Чтобы ребенок видел живые примеры, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им.

– В целом, стараться иметь среди друзей более молодые и физически активные семейные пары с детьми. Для которых имеющийся собственный ребенок пока не является приоритетом, соседствуя по своей значимости с ипотекой, карьерой, интересным досугом и т.д. И именно их спокойное, а не эмоционально-перегретое отношение к ребенку поможет вам (если вы – очень взрослые родители) выстроить педагогическое правильное, то есть разумно-среднее отношение к своему ребенку, поможет избежать опасным для него родительских педагогических крайностей.

– Чаще выходить семьей в общественные места, начиная от собственного двора, набережных, игровых площадок у школ, заканчивая детскими досуговыми центрами и пикниками на природе. При этом, в присутствии ребенка знакомясь с другими взрослыми, позитивно общаясь с ними и организуя совместную деятельность. Также всячески стимулируя его собственные знакомства с другими детьми, помогая ему в этом. Обучая его как угощать других детей вкусностями и делиться с ними игрушками, так и уметь постоять за себя корректным образом.

– Если вы не семья малообразованных гопников, алкоголиков или уголовников, исключить в вашей семье скандалы и конфликты, тем более – рукоприкладство. И не только в присутствии ребенка, но и вообще! Ведь ребенок всегда отлично ощущает психологическую ситуацию в общении своих родителей и родственников. Если в семье имеются серьезные проблемы в межличностном общении супругов – обратитесь для консультации к семейному психологу. И тогда вам не потребуется его помощь в коррекции поведения ребенка, вы не доведете его до самоизоляции от коллектива, депрессии или суицида.

– Если на ребенка плохо влияет кто-то из проживающих с вами родственников – найдите возможность жить отдельно от них. Если опасные педагогические перегибы характерны для кого-то из бабушек-дедушек или родных дядь-теть, под благовидным предлогом уменьшите это общение. Помните:

Любить ребенка и помочь ему успешно найти свое место в обществе

и в жизни в целом – к сожалению, эти понятия не всегда совпадают.

– Не спешить отдавать ребенка в те или иные группы детского сада или первый класс школы, если ребенок еще явно отстает от большинства детей в своем личностном психологическом развитии. Подчеркиваю, как психолог: не в интеллектуальном (тут обычно все в норме), а именно в личностном. Уже вполне умный, но бесхитростный ребенок, часто становится легкой добычей более взрослых детей (а даже полгода в возрасте 3-8 лет – это очень много), что создает ребенку дискомфорт.

– Не осуществлять смены привычного коллектива ребенка без наличия очень важных причин, просто по прихоти родителей, разумеется, желающих своему чаду «только самого лучшего».

– Имея свои глубокие личностные или мировоззренческие особенности, не стремится показывать их своему ребенку в раннем возрасте, тем более – не навязывать их ему. Особенно в том случае, если они не являются нормой для его коллектива, а родитель желает, чтобы ребенок был коллективом все-таки принят.

– По возможности, отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа. В этом смысле, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, чарлидинг, синхронное плавание (и т.д.) всегда будут иметь приоритет над различными единоборствами и одичными видами спорта. Так как они не только создают характер, но и учат успешно адаптироваться к правилам жизни в коллективе, что затем помогает в реальной взрослой жизни.

В общем, вы сами видите: в понимании причин детских сложностей, нет ничего сложного! Если же вам потребуется помощь, всегда будут раз провести консультацию с вами, как с родителями и с вашим ребенком.

С уважением, Ваш семейный психолог, Андрей Зберовский

Контакты: www.zberovski.ru. : zberovskiy@mail.ru

Запись на личный прием и дистанционную консультацию

(телефон, вайбер, ватсап, скайп): +7 902 990 5168, +7 926 633 5200.

Источник