Как ребенка 4 года заставить заниматься спортом

«В здоровом теле – здоровый дух» – Ювенал.
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» – Виктор Гюго.
Данная статья посвящена тому, как привить ребёнку любовь к спорту и физической культуре. Что делать, если ребёнок хочет бросить спорт? Нужно ли заставлять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из данной статьи.
С чего начать?
Самое первое, что нужно сделать перед тем, как отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, это посетить врача и выяснить, нет ли у крохи каких-либо противопоказаний.
Во вторых, родителям необходимо решить, для чего они хотят отдать ребёнка в спорт.
Здесь существует два варианта:
- для укрепления здоровья и развития таких качеств, как ловкость, выносливость, гибкость;
- для построения успешной карьеры профессионального спортсмена в будущем.
Исходя из этого и требования к спортсмену будут различаться.
Третьим этапом будет выбор вида спорта, и здесь снова есть варианты. Большинство родителей сами выбирают вид спорта для своих детей. В целом это неправильно. Лучше предоставить малышу несколько вариантов, среди которых он выберет наиболее понравившейся.
Хорошей базой для любого вида спорта и для организма в целом будет плавание. Оно отлично развивает опорно-двигательный аппарат. Отдать ребёнка в эту спортивную секцию можно уже в 5 лет.
Для чего детям спорт?
Подростковый возраст – это период активного физического и психического развития, в это время завершается формирование многих органов организма, происходит становление характера взрослеющей личности. Занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному развитию подростка и с физиологической, и психологической точки зрения.
Физическая культура и спорт способствуют формированию мышечной массы, делают связки более эластичными. Подростки, занимающиеся физкультурой, обладают более развитой координацией. При активных нагрузках у мальчиков быстрее происходит становление мужского типа конституции. Хорошая физическая форма подразумевает крепкое телосложение, выносливость, ловкость, предоставляет необходимые силы для учения и общения с друзьями.
Спорт формирует сильную волю, целеустремленность, учит преодолению трудностей и движению к цели вопреки любым обстоятельствам. Нацеленность спортсмена на результат подталкивает его тренироваться с особым усилием, приносить в жертву многое ради достижения победы. Спорт – это искусство добывать победу, преодолевая неимоверные трудности.
Во многих видах спорта предполагается командная работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и духу товарищества. К тому же дети, занимающиеся спортом, будут далеки от вредных привычек.
Почему дети не хотят заниматься спортом?
- Подросток избегает трудностей, испытывает боязнь проиграть. Так бывает, когда ребёнок не уверен в себе, у него нет способности к концентрации и преодолению трудностей. Поражение или неудача – удар по их больному самолюбию. Иногда мамы и папы сами усугубляют ситуацию своими высказываниями о неоправданных ожиданиях.
- Плохое самочувствие после тренировки. Как правило, дети быстро восстанавливаются после тренировок, но и утомляются они тоже быстро. Организм подростка подвергается большим нагрузкам, поэтому возможно, что он будет себя плохо чувствовать после занятий спортом. Тяжелее тем, кто пришёл к занятиям в более старшем возрасте из-за отсутствия физической подготовки.
- Переутомление из-за учёбы. Уроки, домашние задания, а в старших классах и экзамены отнимают очень много сил.
- Родители неправильно выбрали вид спорта, не прислушавшись к советам психологов и к мнению самого малыша. Представьте, что мальчик мечтает стать олимпийским чемпионом по боксу, а его отдали на плавание, или девочка, которая грезит карьерой фигуристки, записана на лёгкую атлетику. При выборе вида спорта для ребёнка важно учитывать его телосложение и тип нервной системы. Одни предпочитают командный спорт, другие – индивидуальный (одиночный).
- В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей – пробудить интерес ребенка к спорту.
Как заставить ребёнка заниматься спортом?
Сначала нужно установить причину нежелания, затем попытаться устранить её.
Отсутствие веры в свои силы можно исправить, обращая внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля за это. Запрещены любые сравнения подростка с другими детьми и вообще с кем-либо. При неудачном выступлении на соревновании поддержите его, найдите положительные моменты, будьте искренне горды за своего ребёнка, ведь самая великая победа – победа над самим собой. Обязательно скажите об этом сыну или дочери. Убедите его, что в следующий раз он выступит лучше, а сегодня спортсмен получил бесценный опыт.
Не забывайте проходить ежегодное обследование, а при возникновении недомоганий обязательно обращайтесь к специалистам.
Если ребёнок очень сильно загружен в школе и других кружках, то нужно либо сократить количество занятий, либо вместо профессионального спорта заниматься более легкими видами, не затрачивая при этом слишком много времени. Например, делать утреннюю гимнастику или заниматься дома на шведской стенке будет достаточно для постепенного вовлечения ребёнка в физкультуру.
Само собой, родителям нужно знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратите его внимание на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объясните, что успешные спортсмены – очень уважаемые люди. Сообщите также, что в вузе, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.
Мотивация к занятиям
Различные подарки – это не выход для «заманивания» ребёнка в спорт. Это абсолютно неправильно и чревато последствиями. Результатом такого подкупа станет дальнейший шантаж со стороны малыша. Само занятие не будет доставлять ему радости, и он будет “отбывать” тренировки лишь ради подарка. Ждать выдающихся результатов в таком случае не стоит. Можно лишь надеяться, что со временем, проводя много времени на тренировках, ребенок втянется в них и начнет серьезно относиться к спорту.
Крики и наказания – это не мотивация. Вам нужно терпеливо и умело вдохновлять ребёнка на движение вперёд к поставленным целям.
Самое трудное – это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, в дальнейшем станет проще. Первый успех воодушевит подростка, у него появится горячее желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.
Будет здорово, если ребёнок станет заниматься спортом совместно с товарищами по школе или двору. Желание не показаться слабее своих знакомых – серьёзный мотив для ребёнка от 7 до 10 лет.
Внимательное отношение к ребёнку позволит вам понять его правильно и выбрать вид спорта, полностью подходящий подростку. Ничего страшного, если со спортом дело сразу не пойдёт. Некоторые ребята приходят в него не сразу, а в более старшем возрасте. Возможно, и ваше чадо начнёт заниматься, став взрослее.
Советы психолога
Самое важное, что должны знать родители, это то, что они сами являются примером для подражания своих детей. Образ жизни мамы и папы должен соответствовать тому, что они требуют от ребенка.
Лучше, если ребёнка с детства будут приучать к физической культуре и спорту. Утренняя пробежка всей семьёй и различные совместные активные игры – прекрасный способ мотивировать малыша к занятиям спортом.
Когда ваше чадо уже занимается спортом, нужно обязательно поддерживать его и мотивировать на достижение лучших результатов. Посещайте соревнования своего ребёнка, проявляйте интерес к результатам и успехам подростка.
Со скольки лет отдавать ребенка в спорт и как предоставить ему процесс выбора, смотрите в следующих видео.
Как помочь ребенку выбрать вид спорта, смотрите в следующих видео.
Источник
1. Задайте себе вопрос. Начните с простого – почему вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом? Умом мы все понимаем, что это полезно и необходимо. Только ли заботой продиктовано ваше стремление записать ребенка в секцию и нет ли в нем ваших собственных нереализованных амбиций, стремления быть как все или чего-то похожего? Можете ли вы быть уверены, что ребенок хочет того же, чего и вы?
2. Посмотрите на себя. Каждый ребенок хочет быть «как мама» или «как папа», но далеко не все мы можем быть примером в регулярных занятиях спортом. Давайте согласимся с тем, что мы себя-то не всегда можем заставить заниматься. Если сложно изменить себя, почему вы ждете, что ваш ребенок окажется сильнее вас?
3. Расскажите и покажите. Выбирая секцию или тренера для ребенка, не забудьте спросить его самого. Я не согласна с тем, что в 4-5 лет ребенок не может выбрать себе занятие. Может, если вы его с ним познакомите, если вы покажете мальчику, как красиво играют в теннис профессионалы или сводите девочку на балет. Чем больше разных занятий вы таким образом «покажем», тем осознаннее будет выбор ребенка.
4. Выберите вместе. В поисках занятия не пытайтесь навешивать ярлыки сразу – «он не командный игрок, ему подойдут только индивидуальные виды спорта». Нет, это путь поиска, полный сюрпризов. В пользу командных видов спорта отдельно замечу, что по опыту моего сына в команде (а не в школе) находятся лучшие друзья, практически единомышленники.
5. Относитесь позитивно. Наше отношение к занятиям ребенка должно быть исключительно положительным, даже если нам не очень нравится выбранный им вид спорта. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не услышал (даже если это правда), насколько тяжело возить его три раза в неделю на занятия, потом ждать там, чтобы отвезти обратно. Иначе это не поддержка, такие разговоры рождают только чувство вины. А для ребенка это станет лишним аргументом, чтобы бросить занятия.
6. Интересуйтесь искренне. Вы должны по-настоящему интересоваться тем, чем занимается ребенок. Или хотя бы выучить пару правильных жаргонных слов или имена главных спортивных кумиров ребенка, чтобы поддержать беседу.
7. Уловите перемену настроения. Все, абсолютно все сталкиваются с неожиданным желанием ребенка бросить занятия. Причем у одних детей оно возникает довольно быстро, но с ребенка еще можно переубедить, а у других такое желание приходит позже, но уже без вариантов. Используйте все доступные вам способы убеждения – от историй из личного опыта до завлекательных рассказов о чемпионах. Основная задача состоит в том, чтобы как можно раньше уловить малейшее изменение отношения к занятиям и проговорить его с ребенком.
8. Разберитесь с причиной. Как правило, бросить занятия ребенок хочет только потому, что что-то не получается. И это не важно – не получается только у него или у всех, не получается вовсе, или не так хорошо, как он хотел. Обсудите с ним ситуацию, попробуйте догадаться в чем причина и постарайтесь помочь. Не хочу вас пугать, но иногда помочь можно, отправив ребенка еще на одни занятия. Моей дочери очень нравится балетная школа, но никаких склонностей к балету у нее нет. И я вынуждена была найти для нее тренера по детскому пилатесу, чтобы он помог ей с растяжкой и шпагатами.
9. Поддержите интерес. Используйте любые симпатичные мелочи, которыми ребенок захочет похвастаться на занятиях. Для девочек это может быть новая сумочка, в которой она носит форму и обувь на занятия, или новая резинка для волос. Для мальчишек могут сработать даже носки, как у профессионалов, не говоря уже о новых кроссовках. Тут как раз начинаешь радоваться, что дети растут и необходимость обновлять форму и экипировку часто работает в нашу пользу. Поэтому интересуйтесь сами, изучайте адреса и ассортимент специализированных магазинов, советуйтесь с другими родителями.
10. Скорректируйте свои ожидания. Кроме тех ситуаций, когда вы действительно растите олимпийского чемпиона, не ждите от ребенка великих достижений, медалей и кубков. Возможно, что они важны вам, а ребенку нравится сам процесс освоения чего-то нового и приобретения навыка. Кроме того, наблюдая за своим ребенком в спорте, у вас появляется шанс понять его мотивацию – важно ли для него быть первым, хочет ли он соревноваться вообще. На будущее понимание того, что его мотивирует, крайне полезно.
Самое главное не забывать, что заботливый родитель всегда интересуется успехами и неудачами юного спортсмена. Конечно же, он ждет от вас поддержки, но не относитесь к его увлечению слишком серьезно. Помните, что это его увлечение, а не ваше.
Источник
Многие родители хотят, чтобы дети были лучшими, особенно, когда речь идет о спортивных занятиях. Но как это сделать? Психолог и траблшутер Надежда Акимова приводит пример одного из видов мотиваций.
Понять ребенка и определить личный интерес в любом хобби помогает мотивация «ОТ» и «К». Такой подход показывает, каким из двух способов ребенок мотивируется: ориентируется на положительные результаты действия – мотивация «К», или избегает негативные последствия – мотивация «ОТ».
Мотивация «К»
Ребенка волнует, что он выиграет, приобретет, достигнет, – он фокусируется только на том, что ему нужно. Такие дети хорошо определяют, чего хотят достигнуть, но возникают трудности, когда они не понимают, чего лучше избегать. Также они отлично справляются с задачами, где необходимо идти к цели «напролом».
Дети с подобной мотивацией склонны визуализировать и представлять яркую картину: «рисуйте» для них классное будущее, которое наступит после совершения конкретного действия. Они хорошо представляют, что хотят получить, и будут готовы совершать любые шаги для достижения цели.
Например, ребенок представляет спортивный успех: он стоит на пьедестале, с золотой медалью и кубком чемпиона, слышит, как его хвалит тренер, видит, как радуются родители и восторгается команда. Ради такой картины будущего ребенок старается дисциплинированно посещать тренировки и быть лучшим.
Мотивация «ОТ»
Ребенок уходит от негатива, избегает того, что не нравится. У него также есть спортивная цель, но он концентрируется на том, чего избегает, пытается сделать все, чтобы не случилось что-то плохое.
Такие дети плохо осознают, к чему хотят стремиться, и лучше всего обнаруживают ошибки, пытаются работать над качеством.
Таким детям нужно описывать преодоление препятствий, которых они избегают. Дети переживают, что подведут тренера, огорчат родителей, услышат осуждение команды. Если замечаете подобную тревожность, объясните ребенку, что он всегда будет в порядке, и ничего страшного не произойдет.
Родителям, которые хотят воспитать чемпиона, нужно понимать принципы успеха и мотивации. Начните внимательно слушать ребенка, чтобы понять, нравится ребенку заниматься спортом или нет. Родители – важная составляющая успеха будущего чемпиона: ребенок должен быть уверен, что вам небезразличны его трудности и успехи.
Тренер хоккейной академии омского «Авангарда» Никита Панасенко отмечает, что ребенка не стоит заставлять заниматься тем или иным видом спорта. Это должен быть осознанный выбор.
«Это должен быть выбор ребенка, а не путь, навязанный родителями. Старайтесь ребенка поддерживать, а не ругать. Помогайте ему чувствовать себя увереннее через ваши поступки и добрые слова, будьте с ним на одной волне, – рекомендует тренер. – Возможно, столкнетесь с ленью, или ребенок не захочет идти на тренировку: поговорите по душам, узнайте причину. Может, ребенок перетренировался или сложились плохие отношения с партнерами по команде, и он потерял мотивацию.
Приучайте детей работать в команде: смотрите вместе фильмы про спорт, например «Легенда № 17», «Морис Ришар», «Чудо на льду» и другие. Фильмы помогают понять: в команде ребенок добьется больше, чем в одиночку. Также можете вместе сходить на футбол или хоккей, где играют мастера своего дела».
Топ-5 рекомендаций:
1. Обратите внимание, что и насколько эмоционально рассказывает ребенок после занятия, какими делится впечатлениями. Большинство детей бурно выражают эмоции – вы легко «считаете» один из видов мотивации, о которых была речь выше.
2. Подумайте: ребенок вспоминает о занятии в дни без тренировок? Он может забывать о тренировках или, наоборот, проводить ассоциации: а у нас в секции также говорят, а мы на тренировке делали то же самое.
3. Предложите ребенку другие развлечения, когда проходит спортивное занятие, – послушайте, как отреагирует. Если ребенку нравится заниматься спортом, он попросит перенести любые активности.
4. Маленькие дети могут не знать дни недели или распорядок дня, но они точно помнят, когда тренировка. Вы заметите, что ребенок часто говорит о предстоящем занятии и ждет его с нетерпением.
5. Задавайте вопросы, которые располагают к развернутому ответу. Используйте вопросительные слова: как, что, почему. Обязательно выслушивайте ответ до конца: маленьким детям нужно больше времени сформулировать мысль и сказать, что конкретно они хотят. Наберитесь терпения и уважения: не перебивайте, пытаясь помочь высказать мысль или закончить фразу за ребенка.
Источник
Не все дети любят физкультуру в школе, даже понимая, что эти уроки полезны для здоровья. Многие стараются взять освобождение или просто прогулять физру. Наш блогер Максим Балабановский объясняет, на какие аспекты здоровья и жизни положительно влияют занятия спортом в детстве и подростковом возрасте.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Занятия спортом полезны для детей по множеству причин, но как убедить самого ребёнка начать заниматься спортом? Для детей важна эмоциональная составляющая тренировки, им нравится получать удовольствие от неё.
Намного лучше, когда ребёнку нравится вид спорта, которым он занимается, потому что он тогда он делает это с радостью и энтузиазмом. Дети, которые только начинают заниматься, делают это просто потому что им нравятся сами тренировки и навыки, которые они дают, потому что они хотят быть сильными и здоровыми.
Не всегда удаётся подобрать подходящий вид спорта с первого раза, часто трудно понять, понравится ли конкретный вид подростку. Ребёнку надо пробовать разные виды спорта, и если не нравится один – не бросать вообще, а сменить вид спорта.
Почему дети бросают тренировки?
Исследователи провели опрос 150 детей, занимающихся в Детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва в Калининграде, и выявили основные возможные причины, по которым дети прекращают занятия: плохие взаимоотношения с тренером и отсутствие времени на учёбу. Самая частая причина пропуска занятий среди опрошенных – конфликт с тренером, за ней следуют «занятия быстро надоедают» и «нежелание идти на тренировку».
Личность тренера играет большую роль в отношении детей к тренировкам – 42% детей называют плохие отношения с тренером причиной возможного прекращения занятий. Дети хотят, чтобы тренер помогал им в трудную минуту, был добрым, общительным, умел создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Согласно опросу, для подростков важно участие во внеклассных мероприятиях спортивной секции. Например, выезды на природу, празднование дней рождений детей и праздников.
Результаты опроса учащихся ДЮСШОР Калининграда по плаванию
Екатерина Кузьмина, психиатр, психотерапевт:
«Изначально важно отталкиваться не только от возможностей, но и от интересов ребёнка. Если подросток устаёт или отказывается заниматься спортом, важно обсудить это с ребёнком и понять причину. Среди возможных причин: отношения с другими подростками, критика тренера. Возможно, стоит сменить команду, либо обсудить проблемные вопросы с тренером.
Спорт не должен превращаться только в рутинные занятия, необходимо участвовать в соревнованиях, чтобы ребёнок видел результат. Поддерживайте ребёнка, поощряйте его за успехи и, если это возможно, периодически посещайте тренировки».
Антонина Тер-Степонянц, женский мастер ФИДЕ:
«Когда мне было 12 лет, я решила бросить шахматы, которыми занималась с семи, к 12 годам – уже профессионально. Мне хотелось гулять с друзьями, а я, пока все бегали во дворе, должна была сидеть за доской и смотреть шахматные партии Алехина, которые занимали часа три в день.
Моя мама привела ряд аргументов: например, что турниры позволяют ездить по стране за счёт государства, а я очень люблю путешествовать, и что шахматы позволяют мне добиваться высот, каких я не достигаю в учёбе. Благодаря шахматам у меня уже было прокачано логическое мышление, я их услышала и продолжила занятия. В 16 лет я стала женским мастером ФИДЕ. И почти 17 лет сама обучаю детей игре в шахматы.
Если у подростка есть результаты, а он хочет бросить занятия, родителям необходимо проявить настойчивость
Поговорить на равных, без лишнего прессинга, выяснить, в чём причина, и попытаться найти решение. Детям, даже занимающимся шахматами «для общего развития», важно общение со сверстниками. Поэтому я не только за индивидуальные, но и за групповые занятия, не обязательно офлайн, хотя бы по скайпу. Подросток чувствует себя комфортно, находясь среди сверстников-единомышленников, а не «белой вороной». Меньше вероятности, что он бросит занятия».
Что важно для подростков в занятиях спортом?
В начале занятий дети не нацелены на спортивные достижения, разряды и призовые места, сначала им просто нравятся сами занятия спортом. Лишь немногие дети занимаются спортом с целью добиться высоких профессиональных результатов или стать чемпионами.
Со временем эмоциональные мотив снижается, и воспитываются целеустремленность и волевые качества, которые в дальнейшем играют большую роль в занятиях спортом. В тренировке для детей важно, чтобы присутствовали интересные и новые элементы и упражнения, монотонные и скучные задания снижают интерес к тренировкам.
Детский психолог и педагог Наталья Щербакова:
«Нет ничего убедительнее, чем личный пример. Если в семье кто-то занимается спортом, элементарно делает зарядку, совершает пробежку, то это убеждает. Предоставьте ребёнку возможности выбора вида спорта. Не упрекайте («Ты уже ходил на шахматы, и что?»), а поддерживайте в его исканиях. Не насаждайте свои предпочтения.
Взрослым всегда нужно ориентироваться в жизни ребёнка, быть в курсе его переживаний, находиться рядом в нелёгких ситуациях. Бывает, что ребёнок надорвался от тяжёлых тренировок, у него нет сил оправдывать высокие ожидания, хотя и результаты хорошие, и места высокие на соревнованиях. Эта ситуация сложная, все участники должны прийти к определённому мнению и приложить все силы, чтобы юный спортсмен не пал духом и сделал правильный выбор».
Какой вид спорта выбрать
Екатерина Кузьмина, психиатр, психотерапевт:
«Важно подбирать вид спорта под темперамент подростка. Например, очень спокойному ребёнку вряд ли подойдут активные виды спорта (футбол или триатлон), таким подросткам ближе плавание, либо спорт, направленный на мотивацию – баскетбол или большой теннис.
В первую очередь нужно обсудить, что интересно ребёнку, предложить несколько вариантов активностей, сходить на пробные занятия, если не всё понравится с первого раза, попробовать ещё раз, возможно с другим тренером. Когда вид спорта подобран не по интересам, это становится частой причиной отказа.
С точки зрения психиатрии, универсальный вид спорта для всех детей, в том числе для подростков – плавание. Часто его рекомендуют в качестве дополнительного к основным активностям. Активность в воде оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, расслабляет, снимает напряжение, накопленное в течение дня. Именно поэтому специалисты рекомендуют заниматься плаванием по вечерам.
Боевые искусства рекомендованы детям с неспокойным темпераментом или с отсутствием мотивации
Они дисциплинируют, помогают тренировать силу и выносливость, развивают волю к победе, учат быть частью коллектива. В результате подросток легче справляется с неудачами, обретает уверенность в себе. В боевых искусствах важно выстраивать уважительные отношения с соперником, и подростки переносят это уважение в ту среду, в которой они общаются. На силовых тренировках подростки выпускают пар и учатся самоконтролю.
Гимнастика, акробатика, танцы, командные виды спорта обеспечивают физическую подготовку и социальную адаптацию. Для спокойных подростков, как для мальчиков, так и для девочек, хорошо подходит скалолазание. Оно требует смелости и уравновешенности, так подростки учатся управлять эмоциями».
Елена Петрусенко, психолог:
«Если речь о спорте ради здоровья, то важно учитывать интересы ребёнка, но прежде всего особенности нервной системы и навыки коммуникации. Ошибочно полагать, что активному резкому мальчику обязательно нужно в единоборства, основываясь лишь на его чрезвычайной подвижности.
Если учесть всё: темперамент, склонности, коммуникативные потребности, здоровье – то можно подобрать ребёнку ту спортивную секцию, в которой он будет не только поддерживать физическую форму, но и развиваться.
Не нужно исходить из своих интересов, спрашивайте ребёнка. Часто причиной отказа становится конфликт или неуверенность, завышенные требования или усталость. Начать и не бросить можно, только нужно хорошо отделять, где ваша мотивация и желания, а где реальный ребёнок и его возможности».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Sklo Studio)
Источник