Как развивать самостоятельность у ребенка 1 года

Приветствую мои дорогие подписчики и посетители моего канала! Всем огромного здоровья и отличного настроения!)
Для воспитания данного качества у детей с ранних лет взрослым нужно иметь много терпения. Ведь чаще всего так хочется собрать детские игрушки, быстренько чадо накормить, этим самым убивая его почин. От взрослых зависит, насколько независимым вырастет кроха.
Как же правильно это сделать?
1. Предоставлять право выбора. Возможность выбирать – фундамент для развития самостоятельности у человека. Для недопущения выбрать что-то опасное ребенка нужно ставить перед дилеммой: куда пойти гулять, чем заняться сегодня, какой наряд выбрать. Так даже маленький ребенок сначала подумает, а потом примет решение.
2. Домашние дела – интересная игра. Убрать постель или собрать игрушки – просто устроить соревнование, кто быстрее. Потом уже можно поручать малышу более серьезные дела. Главное – постоянно хвалить ребенка, который вскоре пожелает еще раз предложить свою помощь.
3. Исследование и первый опыт. Пусть дети разбирают игрушки, чтобы знать их устройство, бегают или прыгают. Ошибаются те родители, которые постоянно запрещают это делать!
4. Ежедневные обязанности. Старшим детям можно доверять постоянные дела – ухаживать за комнатными цветами или домашними животными. Правда, сначала нужно проконтролировать процесс, лишний раз напомнить малышу. А еще постоянно говорить другим людям о трудолюбии своего чада.
Мой маленький помощник!
5. Все делает сам. Даже маленький ребенок должен иметь круг несложных обязанностей, которые формируют самостоятельность, собранность и опрятность.
6. Личный пример родителей. Дети всегда подражают своим близким. Если родители, например, оставляют грязную посуду в раковине, то и ребенок будет поступать также.
7. Ошибаться – это нормально. Ребенку можно предложить помыть за собой чашку – пусть и некачественно, но критиковать не рекомендуется. Лучше похвалить, а позже в его отсутствие перемыть.
8. Прежде чем наложить запрет, сто раз подумать. Взрослые произносят очень часто слово «нельзя», даже когда оно и не кстати. Естественно, существуют табу для сохранения здоровья и жизни детей, но большинство родителей произносят данное словце по привычке. К примеру, лучше не разрешить брать в руки швабру, чем научить ребенка мыть пол.
9. Просит – помоги! Ребенок должен уметь просить родителей о помощи в случае необходимости. А взрослые обязаны прийти на помощь только в том случае, когда ребенок не может управиться сам.
10. Самостоятельные игры и занятия. Детей нужно обязательно учить самим выбирать для себя любимое занятие.
11. Просить совета у ребенка без стеснения. По любому поводу лучше советоваться с ребенком – он будет чувствовать свою важность в семье.
12. Вера в ребенка – непременное условие. Поддержка и вера в маленького человечка – это хороший стимул в воспитании независимости и самостоятельности.
13. Нет чрезмерной опеке! Чтобы не подавить желание и не развить у ребенка неадекватную оценку, нужно чаще отпускать от себя чадо.
Важное правило для воспитания самостоятельности и уверенности у детей – это не препятствовать им, не делать все за них, а всего лишь ненавязчиво учить и незаметно контролировать.
Спасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!
Источник
Развитие самостоятельности у ребенка
Развитая самостоятельность в детстве со временем перерастет в ответственность. Это доказанная правда жизни. Нужно всегда быть самостоятельным, это оградит вас от зависимости от других людей в будущем и конечно же развивать ее нужно с раннего детства.
Но как добиться того, чтобы ребенок был самостоятельным, ведь в наше время семьи состоят из мам, пап, дедушек и бабушек, дядь и теть, и все они готовы помочь ему. Конечно же своевременная помощь всегда полезна, но частенько она незаметно перерастает в навязчивую опеку. Детям просто не остается возможностей для развития собственной самостоятельности, и когда он вырастет, это может привести уже к полному отсутствию ответственности.
Мы постоянно помогаем детям, думая, что их жизнь в современном мире очень сложна, уроков задают много, разные вечерние кружки и факультативы тоже выматывают их по полной программе. И родители приходят к выводу, что лучше помочь, лучше сделать это за него, чем ждать пока он сам справиться с этим. Они продолжают завязывать шнурки и застегивать пуговицы на куртке, одевать шапки и перчатки, они делают то, что ребенок может сделать и сам. Конечно же поначалу он будет делать это медленно и неуклюже, но с каждый разом это у него будет получаться лучше. Но мы постоянно торопимся и делаем все за него, а нужно больше доверять детям и тогда в будущем ему будет намного проще.
Ребенок быстро привыкает к постоянной опеке, он всегда ждет подсказок, руководства от родителей, даже когда нужно сделать сущую мелочь. А потом родители в дальнейшем будут сами же и возмущаться тому, что он ничего не умеет делать самостоятельно.
Развивать самостоятельность у ребенка нужно уже с двух-трехлетнего возраста. Именно тогда нужно научить его самостоятельно одеваться и убирать за собой. Ребенку будет в радость, если вы начнете относиться к нему, как ко взрослому, вы увидите гордость в его глазах, когда он справится с очередным заданием, которое вы ему доверили.
Правда такая готовность к действиям может быстро пропасть, если родители не будут поощарять и поддерживать его стремления.
Правильное воспитание напрямую зависит от постройки отношений между ребенком и родителями. С одной стороны, он должен чувствовать защиту со стороны родителей, что они готовы помочь ему, с другой стороны нужно давать ему поводы и возможности становится самостоятельным. При этом когда в нем пробудится стремление к независимости, он не станет отдаляться от родителей.
Вот парочка советов о том, как развить самостоятельность у ребенка.
1. Давайте побольше воли ребенку.
Когда малыш начинает ходить, ему интересно пройтись самому, он хочет отбежать, повернуться посмотреть на вас, улыбнуться и побежать дальше. Ведь таким образом он показываем вам свое стремление к самостоятельности. Даже если он упадет, он все равно потом встанет, и вреда от ссадины или ушиба будет намного меньше, нежели от беспрерывного контроля.
2. Сведите ограничения к минимуму.
Когда ребенку исполняет два года, то в нем просыпается жажда открытий, он хочет со всем ознакомиться в квартире. Он жмет на все кнопки подряд, исследует все дырки и коробки, интересуется всем, что может найти. Не запрещайте ему это делать, а просто ограничьте доступ к опасным вещам, которые не следует трогать. Уберите их на верхние полки, где он их не увидит, или же засуньте в ящик под замок. А если же он постоянно будет слышать от вас Не трогая, Нельзя, Тебе еще рано, то это приведет к тому, что со временем он перестанет вас слушаться, а вы своими словами будете подавлять его инициативу.
3. Ваши требования должны быть ясны и понятны ему.
Когда ребенок в раннем возрасте стремиться к самостоятельности. Он многое делает не так, как вам хочется. Но он же учится и познает мир, он много не знает. Вы должны подходить к его действиям с пониманием. Вы должны сделать так, чтобы ваши ограничения и запреты были понятны для малыша, чтобы он ясно понимал, почему это делать нельзя. Да, это сложно, что-либо объяснить малышу, но это необходимо.
4. Старайтесь предлагать помощь только при необходимости.
Ребенок никогда не станет самостоятельным в одно мгновенье. Ему нужно иногда помогать, но при этом и показать, как он может сделать это сам, объяснить, почему у него что-либо не получается. Он должен научиться принимать самостоятельные решения, ведь в дальнейшем он будет нести ответственность за свои поступки.
Старайтесь всегда придерживаться золотой середины.
Источник
Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка. Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить и заставлять нервничать и переживать. Что нужно знать родителям о развитии самостоятельности ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы поддержать стремление малыша к самостоятельности, а не подавить ее? Давайте попробуем выяснить.
Под самостоятельностью в этот период мы будем подразумевать умение делать что-либо без помощи других людей, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности.
Самостоятельные умения и навыки в 2-3 года
В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.
В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.
К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.
Наличие собственной инициативы
Самый оптимальный вариант развития самостоятельности ребенка в раннем возрасте – это не подавлять его инициативу, а всячески поддерживать ее, и тогда вам не придется прикладывать усилий, чтобы научить чему-либо своего малыша. Стремление делать что-то самостоятельно довольно часто проявляется у малыша на втором-третьем году жизни. В этот период важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Родителям нужно всего лишь показать, как это сделать, или просто на словах рассказать о том, что нужно знать малышу, чтобы у него получилось выполнить то или иное действие. И конечно, самое главное в этом деле, дать малышу попробовать это сделать самостоятельно. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Постановка и достижение цели
Самостоятельность к концу второго года жизни существует пока еще на уровне целеполагания: ребенок уже ставит перед собой цели, но не всегда может сам до конца пройти путь для их достижения. Поэтому в этом возрасте ещё требуется помощь взрослого для удержания цели, выполнения определенной последовательности действий и оценки результата. Очень важно вовремя оказать дозированную помощь ребенку, иначе у него может просто пропасть желание действовать в случае постоянных неудачных попыток. Для дальнейшего развития самостоятельности важно, чтобы малыш, достигая цели, видел результат произведенных им самим и совместно со взрослым действий.
К концу третьего года жизни ребенок уже способен путем проб и ошибок организовывать собственную деятельность. Ребенок уже может сам удерживать в памяти поставленную цель, что позволяет достигать ее самостоятельно. Малыш ищет и использует собственные способы осуществления деятельности для достижения цели, становится усидчивым, внимательным. Важным в этот период является именно самостоятельность ребенка при организации деятельности, а не качество результата. А уже с помощью взрослых ребенок оценивает результаты своей деятельности, сравнивает с тем, что хотел получить вначале, что в дальнейшем будет являться основой для формирования еще одного компонента самостоятельности — самооценки.
Я сам
К трем годам происходит ещё одно важное событие в жизни малыша – он начинает осознавать себя как отдельная личность — «я», «мое», «я сам». В это время бурного кризиса ярко проявляются негативизм, своеволие, упрямство, протест, обесценивание того, что раньше было значимо. Для взрослых особенно сложен этот период, когда необходимо кардинально менять свое поведение с ребенком. Все это связано с возрастающей активностью и самостоятельностью ребенка, которые не укладываются в сформировавшиеся отношения со взрослыми. Потребность ребенка в реализации собственных намерений и замыслов является преобладающей в этом возрасте. Кризис «я сам» нельзя избежать или игнорировать, а также с ним не стоит бороться, потому что это важный этап развития личности ребенка. Этот период следует понять и пережить вместе с ребенком, находя опору в любви и принятии друг друга.
Таким образом, к трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность, при этом также владеет необходимыми навыками самообслуживания и опрятности. Задача взрослого на данном этапе развития малыша состоит в том, чтобы принять этот факт и построить на основе этих изменений соответствующие отношения со своим малышом. А как вы реагируете на активное проявление самостоятельности у вашего малыша?
https://www.youtube.com/watch?v=MG537okyv50
Понравилась статья? Не забудьте поделиться со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!
Автор: Регина Явкина
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.
Предыдущие записи рубрики
- Игры по осенним сказкам
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
- 2 зимние прогулки по сказке «Колобок» для детей разного возраста
Вам будет интересно:
Источник
Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.
Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.
Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.
Для чего ребенку самостоятельность?
Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.
Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:
- Обрел здоровую самооценку.
- Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
- Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
- Мог сам спланировать свой день.
- Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
- Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
- Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
- Умел постоять за себя и говорить «нет».
- Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
- Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
- Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.
ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.
Что мешает ребенку расти самостоятельным
Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.
Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:
- Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
- Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
- Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.
Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения
- Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
- Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
- Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
- Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
- Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.
Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.
А ваш ребенок самостоятельный?
Источник