Как развивать мышление и логику ребенка 3 5 года

Как развивать мышление и логику ребенка 3 5 года thumbnail

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн – современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник

Сейчас даже от дошкольников можно услышать: «логично» – в смысле «здраво, правильно мыслишь»; «по логике…» – т.е. «по уму, по здравому смыслу». Звучит забавно из уст малышей. Дети, конечно, не вдаются в суть понятия «логика», они на интуитивном уровне включают эти фразы в свою речь.

Логика – наука о правильном мышлении; правильный, разумный ход рассуждений. Этот термин образовался от греческого слова «логос», что переводится как «рассуждение, разум, мысль, смысл». Основы логики заложил древнегреческий философ Аристотель.

Как понять, что у ребёнка не развито логическое мышление? Попробуйте дать несколько простых заданий (смотрите в статье ниже). Если не справится, надо заниматься с ребёнком, развивать логику. СпрОсите, а зачем? В школу пойдёт, там научат. В школе ему уже нужно будет применять свои логические знания. Приемы логического мышления сами собой не сформируются в голове у ребёнка. Нужно обучать малыша, важно не упустить возраст. В 4-5 лет большинство детей уже способны освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Как проверить, развито ли логическое мышление у ребёнка? Вот несколько простейших заданий (конечно, нельзя их выполнять все сразу). Ответит малыш – хорошо, не справится – это тревожный звоночек, надо развивать его мышление.

Задание 1. Попросите своего ребёнка принести вам какую-нибудь вещь, например, красную косметичку со второй полки из другой комнаты. Но, во-первых, косметичка не красная, а синяя; во-вторых, лежит она не на второй полке, а на первой. Как ребёнок справится с заданием? Если найдёт, принесёт и сделает замечание: «Мама, ты всё перепутала, твоя синяя косметичка лежала на первой полке», – то это замечательно. Если найдёт синюю косметичку и будет спрашивать: «Мам, тут нет красной, есть синяя, её нести?», – то это тоже хорошо. А если будет долго отсутствовать, а потом придёт и скажет, что ничего не нашёл, значит, не смог проявить внимательность, сообразительность, наблюдательность, это плоховато.

Задание 2. Попросите ребёнка закончить фразу

1. Если папа старше мамы, то мама … (младше папы)

2. Если сестра ниже брата, то брат … (выше сестры)

3. Зелёная коробка больше жёлтой, значит, жёлтая … (меньше зелёной)

4. Если карандаш длиннее ручки, то ручка … (короче карандаша)

5. Если заяц быстрее ежа, то ёж … (медленнее зайца)

6. Если лента шире шнурка, то шнурок … (уже ленты)

Если ребёнок закончил все фразы верно, то это отлично. Если в половине из них ошибся, то это уже хуже. А если вообще молчал или говорил, что не знает, то это ещё один сигнал родителям.

Задание 3. Нужно представить ситуацию, в каких случаях это может быть?

1. Сегодня папа готовит обед, потому что … (мама допоздна на работе; мама приболела; сегодня на обед плов, а плов у папы получается лучше, чем у мамы и т.п.)

2. Мама обрадовалась, потому что … (я убрал квартиру; папа принёс ей цветы; она купила новое платье и т.п.)

3. Дедушка огорчился, потому что … (не мог найти свои очки; папа не купил его любимую газету; он не поехал на рыбалку, т.к. вторые сутки идёт дождь и т.п.)

Чем интереснее окончание фразы, тем лучше развито мышление ребёнка.

Задание 4. Вопросы с неоднозначными ответами

1. Можно ли мороженое пить? (Да, если оно растаявшее)

2. Можно ли по воде ходить? (Да, если она замёрзла и превратилась в лёд)

3. Все птицы летают? (Нет, есть нелетающие птицы: страус, пингвин, индюк)

4. Все яблоки сладкие? (Нет, есть кисло-сладкие, есть кислые)

5. Зимой всегда пасмурно? (Нет, зимой бывают солнечные дни)

Обязательно надо обращать внимание, как ребёнок объясняет свой ответ. Если отвечает полными предложениями, приводит доказательства, то мышление и речь малыша развиты отлично.

Задание 5. Выстроить логические цепочки и подумать над ответом.

1. Аня и Оля приготовили на новогодний утренник костюмы Мальвины и Белоснежки. Оля – не Мальвина. Какой костюм у Ани? (у Ани костюм Мальвины).

2. В семье 3 брата, у каждого одна сестра. Сколько детей в семье? (4)

3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (Одна Даша)

Если ребёнок долго думает, отвечает неверно, значит, пора развивать логику.

Как развивать логику

Существует великое множество разных способов:

  • Интеллектуальные игры: шашки, шахматы, детское лото, детское домино, игры в слова, игры с числами (о них я писала в отдельных статьях)
  • Головоломки: всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика, пирамидки; сцепленные колечки, которые нужно расцепить; различные научно-исследовательские наборы.
  • Логические задачи. Многие задачи на логику придуманы тысячи лет назад, но до сих пор их решают с удовольствием, ведь искать остроумные ответы на такие хитроумные задачи забавно, весело и увлекательно, особенно, если решать всей семьёй.
  • Ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Они притягивают детей тем, что позволяют им делать «открытия». Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как маленькая победа. Позволяйте ребенку чаще делать открытия, и он обязательно будет радовать вас новыми достижениями.
  • Развивающие сервисы. В сети Интернет (куда ж в нашей жизни без всемирной паутины!) существуют специальные сайты, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Будет интересно и детям, и родителям.

Сейчас в книжных магазинах продаются различные пособия для развития логики. Естественно, заниматься надо от простого к сложному. Сначала выполнять самые лёгкие логические задания, постепенно их усложняя. Не стоит давать 6-7-летнему ребёнку задачи из 3-4 класса. И надо помнить: развитие логического мышления – это не только математика.

Простейшие задания:

Прежде всего, это традиционные упражнения на исключение лишнего или нахождение общего.

Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы.

Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы.

Фото автора. Страничка из пособия «Внимание. Память. Логика», авторы – С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. Ребёнок легко определит общие признаки, назовёт лишнее слово. А придумать свои слова – это не у всех получается.

Фото автора. Страничка из пособия «Внимание. Память. Логика», авторы – С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. Ребёнок легко определит общие признаки, назовёт лишнее слово. А придумать свои слова – это не у всех получается.

Задачи-шутки

Шапокляк шла в город, а навстречу ей шли дети, два мальчика и две девочки. Сколько человек шло в город? (Только одна Шапокляк)

Старинная задача. Её помнят все бабушки-дедушки и мамы-папы. «Летела стая гусей. Один гусь впереди, два сзади. Один гусь между двумя и три рядом. Сколько гусей в стае?» (Три гуся)

Автобус едет из города в деревню 2 часа, а из деревни в город 120 минут. Как объяснить такую разницу? (Нет никакой разницы: 2 часа=120 минут)

Вдоль дорожки растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки для отдыха. Сколько стоит скамеек? (9 скамеек).

Ещё одна старинная задача. Два отца и два сына поймали трёх зайцев, каждому досталось по одному зайцу. Как такое может быть? (Их всего трое: дед, отец и ребёнок)

urok.ru 1. Два яйца тоже варятся 3 минуты. 2. Хоть на двух ногах, хоть на одной ноге, петух весит 2 кг. 3. Шесть свечей осталось стоять на столе, пять горящих и одна потухшая. 4. Каждый играл 4 часа.

urok.ru 1. Два яйца тоже варятся 3 минуты. 2. Хоть на двух ногах, хоть на одной ноге, петух весит 2 кг. 3. Шесть свечей осталось стоять на столе, пять горящих и одна потухшая. 4. Каждый играл 4 часа.

Логические задачи (в учебниках они обычно даются под звёздочкой, как задания повышенной трудности).

Начнем от простых к сложным.

1. Коля и Вася решали задачи. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачи Вася, если Коля не решал у доски? (Вася решал у доски)

2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя ниже бабушки Вали? (бабушка Нина живет на 7 этаже, бабушка Галя живёт на 3 этаже, бабушка Валя – на 5).

3. Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух, растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного, невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши? (на одном)

4. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним. Кто какое место занял? (Паша – первое, Игорь – второе, Юра – третье, Артём – четвёртое)

5. Роза на 10 руб. дороже двух тюльпанов, но на 230 руб. дешевле четырёх тюльпанов. Сколько стоит тюльпан? (Рассуждаем: если четыре тюльпана дороже розы на 230 руб., а два тюльпана дешевле розы на 10 руб., то два тюльпана дешевле четырёх тюльпанов на 240 руб. Значит, два тюльпана стоят 240 руб., а один тюльпан стоит 120 руб.)

Хорошо развивают логику ребусы и кроссворды. В ребусах могут присутствовать изображения, буквы (буква в букве, буква под/над/за буквой), цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Если запятая стоит в начале рисунка, то надо убрать букву в начале слова, если после рисунка, то в конце слова. Вот несколько простых ребусов.

mirmam24.ru Гроза, коса, мель, шутка

mirmam24.ru Гроза, коса, мель, шутка

mytopkid.com Свисток, солнце, сова, незабудка, берёза, сапоги

mytopkid.com Свисток, солнце, сова, незабудка, берёза, сапоги

Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы.

Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы.

Хорошо ребусы совмещать с кроссвордами

heaclub.ru Восторг, запруда, лопатка, подарок, штурвал, продукт.

heaclub.ru Восторг, запруда, лопатка, подарок, штурвал, продукт.

urok.ru Вписать в клетки кроссворда: трудится как пчела, неуклюжий как медведь, трещит как сорока, поёт как соловей, задиристый как петух, трусливый как заяц, назойливая как муха, хитрая как лиса, по вертикали получится – ползёт как черепаха. Ребусы: посёлок, щекотка, шарф, дудочка, гамак.

urok.ru Вписать в клетки кроссворда: трудится как пчела, неуклюжий как медведь, трещит как сорока, поёт как соловей, задиристый как петух, трусливый как заяц, назойливая как муха, хитрая как лиса, по вертикали получится – ползёт как черепаха. Ребусы: посёлок, щекотка, шарф, дудочка, гамак.

Заставляют думать задания вида «Раскрась так, чтобы…»

«Началочка»

«Началочка»

Игра «Слова из слова» – интересно играть всей семьёй.

Например, что может получиться из выключателя? Ель, лак, люк, тюль, вал, ключ, клюв, чат. А что получилось у вас?

Игра в анаграммы – разминка для ума для всей семьи. Анаграмма – перестановка букв в слове таким образом, чтобы получилось другое слово (добавлять или убирать буквы нельзя).

Pinterest Что у вас получилось? Кони, фарш, мода, вход, жало, фара, пион, ямка, лапша, повар, вобла, халва, навес, волос, кулон (или клоун), нитка, волна, кабан, пехота, шнурок, приказ, дорога, марка, вилка. Обрыв. Комар, водопад, кочегар, росинка, теплица.

Pinterest Что у вас получилось? Кони, фарш, мода, вход, жало, фара, пион, ямка, лапша, повар, вобла, халва, навес, волос, кулон (или клоун), нитка, волна, кабан, пехота, шнурок, приказ, дорога, марка, вилка. Обрыв. Комар, водопад, кочегар, росинка, теплица.

Можно до бесконечности подбирать логические задания, их существует великое множество. Важно, чтобы ребёнок старался их выполнять сам.

Подведём итог

Развивать логическое мышление важно и нужно. В дальнейшем это поможет ребёнку решать задачи, выделять главное в потоке информации, принимать нестандартные решения.

Надеюсь, статья была вам полезна.

Буду рада новым подписчикам

Источник

Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое. У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем.

Из названия “словесно-логическое мышление” становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: “Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши?” требуется прочитать или прослушать слова, проанализировать эти слова в голове – “прыгает”, “ест морковку” и т.д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики.

Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше).

Но для словесно-логического мышления не менее важна и развитая логика. Человек может не иметь никаких проблем с речью, но с хромающей логикой будет делать совершенно несостоятельные выводы и умным его тоже никто не назовёт. От развитости логики у ребёнка в период дошкольного возраста во многом зависит его будущий интеллект.

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи развитие логики приобретает особое значение ввиду того, что логические операции обрабатываются в левом полушарии мозга – том же самом, которое отвечает за речь. Получается, что стимулируя левое полушарие развитием логики, мы работаем не только с интеллектом, но и с речью.

Так что же развивает логику у дошкольников?

В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.

Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи – малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.

Ниже вас ждёт подборка бюджетных логических игр для детей 2-3 и 4-5 лет.

Игры на развитие логики для детей 2-3 лет

Простые закономерности

Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д.

Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета.

Вагоны для игры

Вагоны для игры

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Это сложная логическая операция, поэтому для детей этого возраста берутся очень наглядно отличающиеся вещи, а не понятия, требующие кругозора и дополнительных знаний.

От ребёнка требуется найти лишнее в рядах, например, где 3 круга и один квадрат, или 3 зеленых звезды и одна красная.

Игры типа базовых сортеров

Для начала подойдут обычные сортёры. Когда ребёнок с ними освоится, можно попробовать дать ему подобные задания на бумаге (картинка ниже), чтобы он уже на глаз, не примеряя, пробовал определить куда подойдёт та или иная фигурка.

пример сортера

пример сортера

Сортировка от большого к маленькому и наоборот

В первую очередь это всем знакомая пирамидка. Напоминаю, что идеальный вариант – когда стержень по всей длине имеет одинаковую толщину. При таких условиях у всех колец будет одинаковый диаметр и ребёнок будет сопоставлять кольца именно по величине, а не запоминать цветовую последовательность.

Кроме того, я думаю, многим знакомы такие рамки-вкладыши:

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Они тоже хорошо тренируют зрительный анализ величин.

Найди тень

Много тут объяснять не надо – выглядит типовое задание, как на картинке ниже:

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Для некоторых детей поиск тени может оказаться сложным. В таком случае стоит спуститься на ступеньку ниже: надо распечатать, например, по 2 мишки, 2 петушка и т.д., смешать их и предложить малышу найти две одинаковые карточки. Так вы потренируете зрительное восприятие, а со временем станут доступны и задания посложнее.

Чего не бывает (Нелепицы)

Распечатайте рисунок, в котором что-нибудь из хорошо знакомых предметов очевидно неправильное – например, есть синее яблоко среди красных или фиолетовое дерево в зеленом лесу. Спросите у ребёнка, что по его мнению здесь неверно.

Несмотря на, казалось бы, простую задачу, хочу отметить, что это задание сложное и требует некоторых знаний об окружающем мире и уже имеющегося опыта с логическими играми, поэтому такое лучше пробовать ближе к 3 годам.

Игры на развитие логики для детей 4-5 лет

Развитие обобщений по категориям

В 4 года большинство детей начинают сортировать понятия не только по явным признакам (цвету, форме и т.д.), но и по “невидимым” категориям, основываясь на накопленных знаниях.

Можно начать с категорий попроще: например, сортировать съедобное и несъедобное, деревья и цветы, мебель и бытовую технику, проговаривая обобщение с ребёнком, например: “Это мебель”. А ближе к 5 годам уже переходить к не таким явным и более сложным вещам: учить сортировать домашних и диких животных, фрукты и овощи, полевые и садовые цветы, перелётных и зимующих птиц и т.д.

Удобнее и дешевле всего это делать с помощью сортировки карточек с изображениями.

Усложненные логические последовательности

Теперь предлагается восстановить ряд из 3 и даже 4 деталей, которые к тому же могут различаться не одним признаком:

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Усложнённые картинки-нелепицы

К 4-5 годам большинство детей уже имеет достаточно знаний и внимания, чтобы замечать сразу много несостыковок на картинках и многие довольно очевидные уже можно показывать ребёнку:

Что перепутал художник? (картинка из открытых источников)

Что перепутал художник? (картинка из открытых источников)

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Эти игры тоже начинают требовать от ребёнка определённых знаний об окружающем мире. Лишнее ищется уже не только по форме/цвету, но и по более сложным категориям. Например: сыр, молоко, кефир, колбаса – лишняя здесь колбаса, так как она не относится к молочным продуктам.

Если понимаете, что малыш уже хорошо справляется, то усложнить задачу можно, перестав показывать предметы – просто говорите слова. Тут ребёнку нужно будет не только сделать вывод, но и представлять тот или иной предмет, что потребует от мозга дополнительной работы.

Пятнашки

Знакомая с детства простая логическая игра без лишних выдумок для детей от 4 лет. Нашла на яндекс.маркете такой бюджетный вариант:

Если предыдущие игры не требовали особых речевых навыков, то пониже идут уже те, где нужно хотя бы ограниченное владение речью.

Нелепицы в стихах

Лёва обожает эти задания за веселье, а я за то, что они великолепно “качают” как логику, так и слуховое внимание, которое крайне важно для успешного обучения.

От ребёнка требуется внимательно слушать, например, такое стихотворение:

И хлопать в ладоши (или топнуть/постучать в барабан/позвенеть колокольчиком и т.д.), если он услышал неверное утверждение.

Что нужно врачу/учителю/продавцу

На самом деле список неисчерпаем. Вопросы требуют от ребёнка не только доставать из головы какие-то заученные знания, но и мысленно подбирать правильный предмет к каждой профессии.

Игры с антонимами

В этом возрасте дети уже неплохо ориентируются в противоположностях, но для игры, хотя бы поначалу, желательно подбирать признаки, которые можно наглядно показать. Например: длинный/короткий, горячий/холодный, тихий/громкий, светло/темно, тупой/острый и т.д.

Званый ужин

Игра достаточно сложная, но очень уж хорошо стимулирует мозги.

Нужно распечатать картинки с изображением стола и нескольких разных животных: зайца, волка, лисы и ежа. От ребёнка требуется рассадить всех за стол, соблюдая условия:

  • Заяц не может сидеть рядом с лисой и волком – они могут его съесть;
  • Лиса не хочет сидеть с ежом – она боится уколоться;
  • Волк может сидеть с кем угодно.

Когда ребёнок начнёт хорошо справляться, можно добавлять новые условия, увеличивать количество животных на званом ужине, всё более усложняя задачу.

Конечно только этими играми развитие логики не ограничивается, но я надеюсь, вы нашли в этом материале что-то интересное и для себя.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет

Дни недели (для детей 4-6 лет) – на что опираться в объяснениях и как показать их наглядно

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет

Источник