Как развивать мелкую моторику у ребенка в 1 год монтессори
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №49
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Развитие мелкой моторики
по методике М.Монтессори»
консультация для родителей группы раннего возраста
Воспитатель:
Осипова Н. М.,
2019 г
Развитие мелкой моторики по методике Монтессори
В последнее время методика Марии Монтессори стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются – самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки.
То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
Мария Монтессори утверждала, что детей нужно объединять не по возрасту, а по уровню развития, по степени усвоения материала.
Основная цель — это развитие мелкой моторики рук — нанизывание бусин, пересыпание круп, сортировка макарон и бобовых, переливание воды и так далее.
По этой методике дети учатся свободно, без критики и принуждения. Мария Монтессори считала, что как похвала, так и наказание вредны.
Дети воспринимают лучше, когда сами определяют свой ритм и способ учебы. Поэтому в центрах Монтессори дети сами выбирают темы и способы изучения. Обучение должно быть в радость ребенку. Это дает уверенность в себе и усиливает эффективность.
Для детей должны быть созданы все условия — мебель должна соответствовать их росту и физическим способностям. Ребенок должен быть в состоянии поднять стул и перенести в удобное для себя место. Перетаскивание стульев Мария рассматривала как упражнение для развития моторики. Только тут есть одно условие — делать все надо тихо и не мешать остальным.
Роль взрослого – не делать что-то за ребенка, а дать ему сделать это самому. Это тяжелый и кропотливый труд, зато благодарный.
Методика Монтессори вырабатывает в детях усидчивость, порядок и воспитанность в обществе. А это немаловажно.
Упражнения по Монтессори в домашних условиях
Пересыпание риса из кувшина в чашку и наоборот. Это помогает ребенку отрабатывать точность движений. Упражнение можно усложнить, если вместо риса использовать воду.
Собрать несколько бутылок разного размера и попросить ребенка подобрать к ним крышки. Это поможет развить глазомер и точность движений;
Пуговицы разных цветов сортировать по баночкам таких же цветов. Развивает мелкую моторику, внимательность и изучение цветов;
«на ощупь» опознавать знакомые предметы. Собрать несколько знакомых игрушек в непрозрачный мешок и предложить ребенку угадать, что за предмет на ощупь.
Игры по методике Монтессори:
Сопоставление
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна на занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки, картонный круг с ячейками разных цветов.
Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.
Сортировка
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал ,как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.
Мелкие предметы
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
Сенсорное развитие
Волшебный мешочек. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые” цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система-главное заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют удовольствие и ему и взрослому.
Список использованной литературы:
1.«От рождения до школы» – примерная основная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Васильевой М. А.
2.Орлова Дарья. Большая книга Монтессори : система раннего
развития, которая потрясла мам. Санкт-Петербург, 2010 — 185с.
3. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
4. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное образование». №1, 1995 г.
5. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития Монтессори-педагогики в России. Учительская газета №47- 1993 г.
Источник
Надежда Антропова
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори»
Мастер-класс для родителей
Тема «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори»
Автор:
Антропова Надежда Александровна
Цель:
Знакомство родителей с методами развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетенции родителей в способах и методах развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
2. Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов с родителями.
3. Представление игр на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе М. Монтессори.
Материалы и оборудование:
Презентация PowerPoint, картотека игрового самомассажа, картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори, картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста, прищепки по количеству участников,игры: «Чего не хватает?», «Разложим по порядку», «Фигурки из гвоздиков», «Коробочка с тканями», «Божья коровка», «Бумажные шарики и улитки», «Кто что ест?», «Ищем клад», «Юный сортировщик», «Посыпаем дорожку», «Больше и меньше», «Веселые прищепки», «Солнышко, свети!», памятки «Весело играм – моторику развиваем!».
Ход мероприятия:
1.Вступительная часть:
Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы рады приветствовать на мастер-классе «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори».
Термин «мелкая моторика» включает в себя комплекс координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук. Эти мышцы отвечают не только за умение ребенка делать что-то руками, но и стимуляцию активного развития головного мозга ребенка. В настоящее время учеными доказано, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат, именно в виду своего анатомического расположения на коре головного мозга. Развитие двигательной активности кистей рук, а также тонких движений пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевую зону. Кроме того, работа пальчиками, разнообразные увлекательные и интересные игры с мелкими предметами оказывают положительное влияние на память, внимание и словарный запас ребенка. Способов развития мелкой моторики великое множество: пальчиковая гимнастика, самомассаж, лепка из пластичных материалов, игры с крупами, водой, песком и т. д.
В системе Марии Монтессори для развития мелкой моторики рук разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Все упражнения системыимеют следующий принцип: «Помоги мне сделать это самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий.
Все упражнения на развитие мелкой моторики мы начинаем с игрового самомассажа или пальчиковой гимнастики.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж проводим с различными предметами (цветными карандашами с ребристой поверхностью, бельевыми прищепками, шишками, ковриком «травка», шариками Су-джок, массажными мячами) и без них.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития рук и пальцев, оказывающий благотворное влияние на организм ребенка, активизируя развитие его умственных способностей.
2. Основная (практическая) часть.
А сейчас мы переходим к практической части. Начнем мы с игрового самомассажа. Возьмите, пожалуйста,по одной прищепке в левую руку и выполняйте движения в соответствии с текстом:
Мы веселые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Указательный поймаем
И немного покачаем!
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы закончили играть.
Пальчики свой встряхни
И немного отдохни!
Замечательно, все справились!
А сейчас, следуя теме мастер-класса, мы предлагаем вам ознакомиться с развивающими играми по методике М. Монтессори и опробовать их на практике.
(Родители подходят к столам, на которых разложены игры по методике М. Монтессори. Педагоги знакомят участников, объясняют методику проведения игровых упражнений, вовлекают участников мастер-класса в процесс).
«Бумажные шарики и улитки».
Игры с бумагой – также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от вас особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
«Разложим по порядку»
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов, справа от мисочки поставьте два блюдца.Предложите ребенку: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, тремя пальцами (покажите). Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусин.
«Посыпаем дорожку»
Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы ребенок учился равномерно распределять материал.
«Коробочка с тканями»
Для игры вам необходима коробочка, по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть и т. д.). Покажите ребенку три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре. Перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками. Когда ребенок поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани. Вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
«Больше – меньше»
Возьмите для игры бутылочки, пузырьки, банки с крышками разного размера. Отвинтите крышки. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите ребенку проделать эти же процедуры. Внимательно наблюдайте за его занятием. Чтобы оживить игру, можно спрятать в баночки небольшие сюрпризы (мелкие игрушки, цветные камушки и т. д.).
«Божья коровка»
Вырежьте из красной бумаги большую «божью коровку» и к ней – несколько маленьких кружочков из черной бумаги. Пусть ребенок, вместе с вами наклеивает черные точки на коровку. Так же черные точки можно делать из пластилина. Отличное упражнение для развития мелкой моторики.
«Ищем клад»
В большую емкость насыпьте крупу (манку, гречку, перловку, ячневую и т. д.) и бросьте туда мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы. Попросите ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале нужно показать ребенку, как это нужно делать, а потом отпустить его в свободное плавание. Искать клад можно и с помощью маленького ситечка или ложечки.
«Юный сортировщик»
Сортируем макароны и фасоль. Для этого в большую емкость насыпаем несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки. Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для детей раннего возраста подойдут всего два вида макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.
«Солнышко, свети!»
Для проведения игры необходима заготовка –солнышко: вырезаются два круга из желтого картона, склеиваются, с одной стороны рисуется грустное лицо, с другой – веселое.Ребенку можно рассказать сказку: «На небе жило-было солнышко, и вот оно потеряло свои лучики. С тех пор солнышко грустит. Чтобы развеселить солнышко, нужно прикрепить к нему лучики!» Взрослый показывает, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, кода все лучики будут на месте, надо повернуть солнышко другой стороной и обратить внимание ребенка на то, какое оно стало веселое. Обязательно нужно похвалить ребенка за старание.
«Кто что ест?»
Для игры понадобятся прищепки, на которые прикреплены мордочки животных, а также круг, который разделен на сектора, с изображением пищи для животных. Первоначально прищепки можно просто показывать и объяснять какое животное что ест. После того как ребенок хорошо усвоит материал можно будет попробовать более сложный вариант игры. Предложите ему выбрать из двух вариантов что ест собака, травку или мясо. Когда ребенок будет легко справляться и с этим заданием, то можно будет просто раскладывать полный комплект прищепок с животными и предложить покормить их едой.
«Чего не хватает?»
Для этой игры необходимо из картона вырезать шаблоны животных, овощей и т. д., подготовить прищепки разного цвета. Предложите ребенку доделать недостающие детали предмета. Когда ребенок выполнит задание, можно предложить ему обыграть свое творение.
«Фигурки из гвоздиков»
Это очень увлекательная игрушка для малышей – доска с гвоздиками, к которой прилагаются резинки. С помощью резинок на доске создавать разные фигуры и рисунки. Для начала познакомьте ребенка с планшетом, покажите, как одевать и снимать резинки. Уже с трех лет ребенок может создавать разные фигуры и простые рисунки под руководством взрослого. Постепенно усложняйте задания и не забывайте давать ребенку волю для его собственного воображения.
«Веселые прищепки»
Прищепки – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите ребенку как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке. Со временем задачу можно усложнить попросите ребенка закрепить прищепки на натянутой веревке. Можно, также, прикреплять прищепки одну к другой таким образом, чтобы получилась змейка, поезд и т. д.
А сейчас вашему вниманию мы предлагаем презентацию реализации проекта «Помоги мне сделать это самому!» в первой младшей группе.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
«Творческая палитра эмоций и настроения».
На макет палитры необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения,полученных на сегодняшнем мероприятии:
– «Меня удивило, всё для меня ново, буду использовать» (красный цвет).
– «Было интересно, очень полезно» (жёлтый цвет).
– «Познавательно, частично знакомо» (зелёный цвет).
– «Знакомо всё, иногда применяю» (синий цвет).
Итог
Подводя итоги, хочется отметить, что значение развития мелкой моторики в раннем возрасте очень велико. Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разных бытовых и учебных действий Кроме того, занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук доставляют детям радость, создают положительный настрой.
На этом наш мастер-класс окончен! Спасибо за внимание!
(В заключение вручаем памятки («Весело играм – моторику развиваем!»)
Источник