Как развивать логику ребенка в 2 года

Кристина Маркелова
Консультация «Развитие логического мышления у детей 2–3 лет»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МАЛЫШЕЙ 2-3 ЛЕТ.

Ребёнок с развитым логическим мышлением будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи.

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Очень важно развивать логическое мышление именно с детства. Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

У 2 ух летних малышей мышление носит наглядно-действенный характер. Умение мыслить логически для малыша заключается в способности анализировать, сравнивать, обобщать.

При решении логическихзадач мозг выполняет последовательно следующие задачи: анализ ~ вывод ~ заключение. Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры для ребенка 2 — 3 лет периодически нужно повторять. Ведь суть таких игр заключается не только в простом веселом времяпровождении, но и в учебе. И полученные знания нужно закреплять и постоянно повторять. Чтобы начать обучение ребенка таким способом, нужно знать, какие существуют дидактические игры для детей 2 — 3 лет.

Для раннего обучения малыша стоит выбирать те игры, которые помогают развитию логики и математических способностей.

Сортировка

Сортируйте предметы и

• в зависимости от размера (большой — маленький)

• в зависимости от цвета (красный – желтый – синий — зеленый)

• в зависимости от формы (круглый – квадратный — треугольный)

• в зависимости от материала, текстуры (гладкий – шершавый, мокрый – сухой)

• так же сравнивайте предметы по длине (длинный — короткий, по ширине (широкий — узкий).

• после еды в ванной покажите ребенка в зеркало до и после умывания (чистый — грязный).

Предлагаю вам несколько игры на развитие логического мышления у детей 1-3 лет

«Найди такую же фигуру»

Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме.Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.

Оборудование: Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточках цвета фигур разные.

Описание игры:У взрослого геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов. В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку. Взрослый берет по одной фигуре и показывает детям,при этом называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?» Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у взрослого и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону. Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке. В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь.В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.

Найди пару

Интересная игра для самых маленьких, хорошо стимулирует развитие логики. На листе бумаги рисуют животных и разные варианты продуктов, которые они могли бы съесть, после чего просят детей подобрать подходящие пары, например, кот — молоко, кролик — морковка, медведь — мёд и так далее.

“Найди половинку”

Ребёнку предлагается найти вторую половину от картинки.

“Чего не хватает?”

Ребёнку предлагается найти, что не хватает у коровы (хвоста, у зайца (уши) и тд.

Источник

Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое. У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем.

Из названия “словесно-логическое мышление” становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: “Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши?” требуется прочитать или прослушать слова, проанализировать эти слова в голове – “прыгает”, “ест морковку” и т.д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики.

Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше).

Но для словесно-логического мышления не менее важна и развитая логика. Человек может не иметь никаких проблем с речью, но с хромающей логикой будет делать совершенно несостоятельные выводы и умным его тоже никто не назовёт. От развитости логики у ребёнка в период дошкольного возраста во многом зависит его будущий интеллект.

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи развитие логики приобретает особое значение ввиду того, что логические операции обрабатываются в левом полушарии мозга – том же самом, которое отвечает за речь. Получается, что стимулируя левое полушарие развитием логики, мы работаем не только с интеллектом, но и с речью.

Читайте также:  Витабакт ребенку 2 года

Так что же развивает логику у дошкольников?

В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.

Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи – малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.

Ниже вас ждёт подборка бюджетных логических игр для детей 2-3 и 4-5 лет.

Игры на развитие логики для детей 2-3 лет

Простые закономерности

Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д.

Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета.

Вагоны для игры

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Это сложная логическая операция, поэтому для детей этого возраста берутся очень наглядно отличающиеся вещи, а не понятия, требующие кругозора и дополнительных знаний.

От ребёнка требуется найти лишнее в рядах, например, где 3 круга и один квадрат, или 3 зеленых звезды и одна красная.

Игры типа базовых сортеров

Для начала подойдут обычные сортёры. Когда ребёнок с ними освоится, можно попробовать дать ему подобные задания на бумаге (картинка ниже), чтобы он уже на глаз, не примеряя, пробовал определить куда подойдёт та или иная фигурка.

пример сортера

Сортировка от большого к маленькому и наоборот

В первую очередь это всем знакомая пирамидка. Напоминаю, что идеальный вариант – когда стержень по всей длине имеет одинаковую толщину. При таких условиях у всех колец будет одинаковый диаметр и ребёнок будет сопоставлять кольца именно по величине, а не запоминать цветовую последовательность.

Кроме того, я думаю, многим знакомы такие рамки-вкладыши:

фото из открытых источников

Они тоже хорошо тренируют зрительный анализ величин.

Найди тень

Много тут объяснять не надо – выглядит типовое задание, как на картинке ниже:

фото из открытых источников

Для некоторых детей поиск тени может оказаться сложным. В таком случае стоит спуститься на ступеньку ниже: надо распечатать, например, по 2 мишки, 2 петушка и т.д., смешать их и предложить малышу найти две одинаковые карточки. Так вы потренируете зрительное восприятие, а со временем станут доступны и задания посложнее.

Чего не бывает (Нелепицы)

Распечатайте рисунок, в котором что-нибудь из хорошо знакомых предметов очевидно неправильное – например, есть синее яблоко среди красных или фиолетовое дерево в зеленом лесу. Спросите у ребёнка, что по его мнению здесь неверно.

Несмотря на, казалось бы, простую задачу, хочу отметить, что это задание сложное и требует некоторых знаний об окружающем мире и уже имеющегося опыта с логическими играми, поэтому такое лучше пробовать ближе к 3 годам.

Игры на развитие логики для детей 4-5 лет

Развитие обобщений по категориям

В 4 года большинство детей начинают сортировать понятия не только по явным признакам (цвету, форме и т.д.), но и по “невидимым” категориям, основываясь на накопленных знаниях.

Можно начать с категорий попроще: например, сортировать съедобное и несъедобное, деревья и цветы, мебель и бытовую технику, проговаривая обобщение с ребёнком, например: “Это мебель“. А ближе к 5 годам уже переходить к не таким явным и более сложным вещам: учить сортировать домашних и диких животных, фрукты и овощи, полевые и садовые цветы, перелётных и зимующих птиц и т.д.

Удобнее и дешевле всего это делать с помощью сортировки карточек с изображениями.

Усложненные логические последовательности

Теперь предлагается восстановить ряд из 3 и даже 4 деталей, которые к тому же могут различаться не одним признаком:

фото из открытых источников

Усложнённые картинки-нелепицы

К 4-5 годам большинство детей уже имеет достаточно знаний и внимания, чтобы замечать сразу много несостыковок на картинках и многие довольно очевидные уже можно показывать ребёнку:

Что перепутал художник? (картинка из открытых источников)

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Эти игры тоже начинают требовать от ребёнка определённых знаний об окружающем мире. Лишнее ищется уже не только по форме/цвету, но и по более сложным категориям. Например: сыр, молоко, кефир, колбаса – лишняя здесь колбаса, так как она не относится к молочным продуктам.

Если понимаете, что малыш уже хорошо справляется, то усложнить задачу можно, перестав показывать предметы – просто говорите слова. Тут ребёнку нужно будет не только сделать вывод, но и представлять тот или иной предмет, что потребует от мозга дополнительной работы.

Пятнашки

Знакомая с детства простая логическая игра без лишних выдумок для детей от 4 лет. Нашла на яндекс.маркете такой бюджетный вариант:

Читайте также:  Герпес у ребенка 2 года последствия

Если предыдущие игры не требовали особых речевых навыков, то пониже идут уже те, где нужно хотя бы ограниченное владение речью.

Нелепицы в стихах

Лёва обожает эти задания за веселье, а я за то, что они великолепно “качают” как логику, так и слуховое внимание, которое крайне важно для успешного обучения.

От ребёнка требуется внимательно слушать, например, такое стихотворение:

И хлопать в ладоши (или топнуть/постучать в барабан/позвенеть колокольчиком и т.д.), если он услышал неверное утверждение.

Что нужно врачу/учителю/продавцу

На самом деле список неисчерпаем. Вопросы требуют от ребёнка не только доставать из головы какие-то заученные знания, но и мысленно подбирать правильный предмет к каждой профессии.

Игры с антонимами

В этом возрасте дети уже неплохо ориентируются в противоположностях, но для игры, хотя бы поначалу, желательно подбирать признаки, которые можно наглядно показать. Например: длинный/короткий, горячий/холодный, тихий/громкий, светло/темно, тупой/острый и т.д.

Званый ужин

Игра достаточно сложная, но очень уж хорошо стимулирует мозги.

Нужно распечатать картинки с изображением стола и нескольких разных животных: зайца, волка, лисы и ежа. От ребёнка требуется рассадить всех за стол, соблюдая условия:

  • Заяц не может сидеть рядом с лисой и волком – они могут его съесть;
  • Лиса не хочет сидеть с ежом – она боится уколоться;
  • Волк может сидеть с кем угодно.

Когда ребёнок начнёт хорошо справляться, можно добавлять новые условия, увеличивать количество животных на званом ужине, всё более усложняя задачу.

Конечно только этими играми развитие логики не ограничивается, но я надеюсь, вы нашли в этом материале что-то интересное и для себя.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет

Дни недели (для детей 4-6 лет) – на что опираться в объяснениях и как показать их наглядно

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет

Источник

Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты.

Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года – это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами. Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями – пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать – пусть использует мимику и голос.

Малыш должен быть внимательным

Придумывайте интересные занятия с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

Читайте также:  Ребенок 2 года отказывается спать ночью

Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают “урожай” по всей квартире.

Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

Хочу все помнить!

Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года – очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

  1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников – чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
  2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, “какого цвета платье надето на девочке?”, “что растет возле дерева?” Просите приносить предметы из другой комнаты.
  3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года – это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

В заключение

Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

Источник