Как развивать логическое мышление у ребенка 1 года

Как развивать логическое мышление у ребенка 1 года thumbnail

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли – эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум.
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать.
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана.
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере – IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы.

«Для успешного изучения информатики нужна логика. Если у вас трудности со школьным курсом, потренируйте сначала своё логическое мышление на простейших задачах».

<<Блок перелинковки>>

Способы развития логического мышления

Логическое мышление – это не врождённый талант, его необходимо развивать. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Логические задачи. Многие задачки на логику придуманы тысячи лет назад, но актуальны до сих пор. Зачастую они сформулированы очень забавно, так что искать остроумные ответы на них весело и увлекательно. Множество таких задач легко найти в интернете.
  • Интеллектуальные игры. Игра для детей – способ познания мира. Играя с ребёнком в домино, шашки, шахматы, точки, эрудит и даже просто в слова, вы не только весело проводите время, но и развиваете мышление ребёнка.
  • Головоломки. Специализированные магазины предлагают ассортимент «игр для ума» на любой вкус и возраст – всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика и целые научно-исследовательские наборы. Во многих городах работают кружки любителей головоломок, где дети учатся их разгадывать и соревнуются в искусстве решения.
  • Развивающие сервисы. В Сети существуют специальные платформы, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности.
  • Компьютерные игры. Вопреки распространённому убеждению, далеко не все они пустая трата времени. В интернете найдётся огромное количество игр на развитие логики – от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями.

Развитие логического мышления в 1 классе

Мышление младшего школьника переживает переломный этап. Ещё недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира. Но осваивая азы школьной программы, ребёнок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами. Чтобы помочь ему освоится в мире букв и чисел, важно уделить внимание развитию логического мышления уже с 1 класса.

Прежде всего важно научить ребёнка наблюдательности: какими свойствами обладают те или иные предметы? Что в них общего? В чём различия? В процессе размышления над этим он получит представление о закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.

Из классических настольных игр подойдёт домино. Эта игра учит быстро считать и принимать решения, предугадывая последствия. А также позволяет наглядно увидеть принцип логической цепочки.

Задачи на логическое мышление для 1 класса

Ответ: лиса, она обращена налево.

Ответ: чтобы узнать, какая цифра скрыта за грибком, решим пример «10-3». Ответ – 7. Решив пример «7+1», получим число, спрятанное за звёздочкой; это 8.

Развитие логического мышления во 2 классе

С 8-9 лет у ребёнка формируется критическое мышление: он больше не принимает на веру всё, что ему говорят. В этот период очень важно научиться отличать правду от неправды и сопоставлять данные из разных источников. В этом ребёнку помогут логические задачи на истинность и ложность суждений.

Игры в ассоциации, в слова и забавные «данетки» также очень хорошо развивают логику и воображение. А главная их прелесть в том, что играть можно где угодно, например, в транспорте или в очереди к врачу.

Кроме того, стоит познакомить ребёнка с задачками «с подвохом». Может показаться, что они носят исключительно шутливый характер, но это не так. С их помощью ребёнок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами.

Задачи на логическое мышление для 2 класса

Ответ: велосипед, он не жёлтый и без мотора.

Ответ: шесть, у пяти братьев одна общая сестра.

Развитие логического мышления в 3 классе

Знания ребёнка об окружающем мире становятся всё более глубокими и разносторонними. Он уже умеет соотносить разные пласты информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Задания на поиск закономерностей по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть гораздо сложнее.

Можно покупать более сложные головоломки, осваивать новые настольные игры. В этом возрасте многие дети увлекаются конструкторами. «Лего» и его аналоги помогают развивать логику, мелкую моторику и пространственное мышление, а главное, дают ребёнку огромное пространство для самовыражения.

Также в этом возрасте будут очень полезны математические и текстовые ребусы и занимательные игры со спичками.

Задачи на логическое мышление для 3 класса

Ответ:

Ответ: 4.

Развитие логического мышления в 4 классе

В 10-11 лет подростку хочется уже не просто играть, а сделать что-то по-настоящему. Это лучшее время для всевозможных экспериментов: опыты с переливанием жидкостей, электроконструкторы, развлечения с магнитами и кинетической энергией, химические реакции – всё это тоже отлично развивает логическое мышление. И конечно, пробуждает интерес к естественным наукам, которые скоро начнутся в школе. Не менее важно уделить внимание задачам на пространственное мышление, чтобы подготовиться к урокам черчения и геометрии.

А ещё в этом возрасте самое время познакомить подростка с основами программирования. Можно начать с изучения графического языка Scratch. Создавая с его помощью мультфильмы и простые игры, дети знакомятся с принципами работы системных алгоритмов.

Задачи на логическое мышление для 4 класса

Ответ: 30-9 = 21 – столько дополнительных выстрелов Вася заработал за попадания.

За каждое попадание давалось 3 выстрела: 21÷3 = 7 раз Вася попал по монстру.

Ответ: 2.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам. Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем.

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования. Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий.

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Источник

Сейчас даже от дошкольников можно услышать: «логично» – в смысле «здраво, правильно мыслишь»; «по логике…» – т.е. «по уму, по здравому смыслу». Звучит забавно из уст малышей. Дети, конечно, не вдаются в суть понятия «логика», они на интуитивном уровне включают эти фразы в свою речь.

Логика – наука о правильном мышлении; правильный, разумный ход рассуждений. Этот термин образовался от греческого слова «логос», что переводится как «рассуждение, разум, мысль, смысл». Основы логики заложил древнегреческий философ Аристотель.

Как понять, что у ребёнка не развито логическое мышление? Попробуйте дать несколько простых заданий (смотрите в статье ниже). Если не справится, надо заниматься с ребёнком, развивать логику. СпрОсите, а зачем? В школу пойдёт, там научат. В школе ему уже нужно будет применять свои логические знания. Приемы логического мышления сами собой не сформируются в голове у ребёнка. Нужно обучать малыша, важно не упустить возраст. В 4-5 лет большинство детей уже способны освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Как проверить, развито ли логическое мышление у ребёнка? Вот несколько простейших заданий (конечно, нельзя их выполнять все сразу). Ответит малыш – хорошо, не справится – это тревожный звоночек, надо развивать его мышление.

Задание 1. Попросите своего ребёнка принести вам какую-нибудь вещь, например, красную косметичку со второй полки из другой комнаты. Но, во-первых, косметичка не красная, а синяя; во-вторых, лежит она не на второй полке, а на первой. Как ребёнок справится с заданием? Если найдёт, принесёт и сделает замечание: «Мама, ты всё перепутала, твоя синяя косметичка лежала на первой полке», – то это замечательно. Если найдёт синюю косметичку и будет спрашивать: «Мам, тут нет красной, есть синяя, её нести?», – то это тоже хорошо. А если будет долго отсутствовать, а потом придёт и скажет, что ничего не нашёл, значит, не смог проявить внимательность, сообразительность, наблюдательность, это плоховато.

Задание 2. Попросите ребёнка закончить фразу

1. Если папа старше мамы, то мама … (младше папы)

2. Если сестра ниже брата, то брат … (выше сестры)

3. Зелёная коробка больше жёлтой, значит, жёлтая … (меньше зелёной)

4. Если карандаш длиннее ручки, то ручка … (короче карандаша)

5. Если заяц быстрее ежа, то ёж … (медленнее зайца)

6. Если лента шире шнурка, то шнурок … (уже ленты)

Если ребёнок закончил все фразы верно, то это отлично. Если в половине из них ошибся, то это уже хуже. А если вообще молчал или говорил, что не знает, то это ещё один сигнал родителям.

Задание 3. Нужно представить ситуацию, в каких случаях это может быть?

1. Сегодня папа готовит обед, потому что … (мама допоздна на работе; мама приболела; сегодня на обед плов, а плов у папы получается лучше, чем у мамы и т.п.)

2. Мама обрадовалась, потому что … (я убрал квартиру; папа принёс ей цветы; она купила новое платье и т.п.)

3. Дедушка огорчился, потому что … (не мог найти свои очки; папа не купил его любимую газету; он не поехал на рыбалку, т.к. вторые сутки идёт дождь и т.п.)

Чем интереснее окончание фразы, тем лучше развито мышление ребёнка.

Задание 4. Вопросы с неоднозначными ответами

1. Можно ли мороженое пить? (Да, если оно растаявшее)

2. Можно ли по воде ходить? (Да, если она замёрзла и превратилась в лёд)

3. Все птицы летают? (Нет, есть нелетающие птицы: страус, пингвин, индюк)

4. Все яблоки сладкие? (Нет, есть кисло-сладкие, есть кислые)

5. Зимой всегда пасмурно? (Нет, зимой бывают солнечные дни)

Обязательно надо обращать внимание, как ребёнок объясняет свой ответ. Если отвечает полными предложениями, приводит доказательства, то мышление и речь малыша развиты отлично.

Задание 5. Выстроить логические цепочки и подумать над ответом.

1. Аня и Оля приготовили на новогодний утренник костюмы Мальвины и Белоснежки. Оля – не Мальвина. Какой костюм у Ани? (у Ани костюм Мальвины).

2. В семье 3 брата, у каждого одна сестра. Сколько детей в семье? (4)

3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (Одна Даша)

Если ребёнок долго думает, отвечает неверно, значит, пора развивать логику.

Как развивать логику

Существует великое множество разных способов:

  • Интеллектуальные игры: шашки, шахматы, детское лото, детское домино, игры в слова, игры с числами (о них я писала в отдельных статьях)
  • Головоломки: всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика, пирамидки; сцепленные колечки, которые нужно расцепить; различные научно-исследовательские наборы.
  • Логические задачи. Многие задачи на логику придуманы тысячи лет назад, но до сих пор их решают с удовольствием, ведь искать остроумные ответы на такие хитроумные задачи забавно, весело и увлекательно, особенно, если решать всей семьёй.
  • Ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Они притягивают детей тем, что позволяют им делать «открытия». Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как маленькая победа. Позволяйте ребенку чаще делать открытия, и он обязательно будет радовать вас новыми достижениями.
  • Развивающие сервисы. В сети Интернет (куда ж в нашей жизни без всемирной паутины!) существуют специальные сайты, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Будет интересно и детям, и родителям.

Сейчас в книжных магазинах продаются различные пособия для развития логики. Естественно, заниматься надо от простого к сложному. Сначала выполнять самые лёгкие логические задания, постепенно их усложняя. Не стоит давать 6-7-летнему ребёнку задачи из 3-4 класса. И надо помнить: развитие логического мышления – это не только математика.

Простейшие задания:

Прежде всего, это традиционные упражнения на исключение лишнего или нахождение общего.

Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы. Фото автора. Страничка из пособия «Внимание. Память. Логика», авторы – С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. Ребёнок легко определит общие признаки, назовёт лишнее слово. А придумать свои слова – это не у всех получается.

Задачи-шутки

Шапокляк шла в город, а навстречу ей шли дети, два мальчика и две девочки. Сколько человек шло в город? (Только одна Шапокляк)

Старинная задача. Её помнят все бабушки-дедушки и мамы-папы. «Летела стая гусей. Один гусь впереди, два сзади. Один гусь между двумя и три рядом. Сколько гусей в стае?» (Три гуся)

Автобус едет из города в деревню 2 часа, а из деревни в город 120 минут. Как объяснить такую разницу? (Нет никакой разницы: 2 часа=120 минут)

Вдоль дорожки растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки для отдыха. Сколько стоит скамеек? (9 скамеек).

Ещё одна старинная задача. Два отца и два сына поймали трёх зайцев, каждому досталось по одному зайцу. Как такое может быть? (Их всего трое: дед, отец и ребёнок)

urok.ru 1. Два яйца тоже варятся 3 минуты. 2. Хоть на двух ногах, хоть на одной ноге, петух весит 2 кг. 3. Шесть свечей осталось стоять на столе, пять горящих и одна потухшая. 4. Каждый играл 4 часа.

Логические задачи (в учебниках они обычно даются под звёздочкой, как задания повышенной трудности).

Начнем от простых к сложным.

1. Коля и Вася решали задачи. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачи Вася, если Коля не решал у доски? (Вася решал у доски)

2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя ниже бабушки Вали? (бабушка Нина живет на 7 этаже, бабушка Галя живёт на 3 этаже, бабушка Валя – на 5).

3. Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух, растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного, невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши? (на одном)

4. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним. Кто какое место занял? (Паша – первое, Игорь – второе, Юра – третье, Артём – четвёртое)

5. Роза на 10 руб. дороже двух тюльпанов, но на 230 руб. дешевле четырёх тюльпанов. Сколько стоит тюльпан? (Рассуждаем: если четыре тюльпана дороже розы на 230 руб., а два тюльпана дешевле розы на 10 руб., то два тюльпана дешевле четырёх тюльпанов на 240 руб. Значит, два тюльпана стоят 240 руб., а один тюльпан стоит 120 руб.)

Хорошо развивают логику ребусы и кроссворды. В ребусах могут присутствовать изображения, буквы (буква в букве, буква под/над/за буквой), цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Если запятая стоит в начале рисунка, то надо убрать букву в начале слова, если после рисунка, то в конце слова. Вот несколько простых ребусов.

mirmam24.ru Гроза, коса, мель, шутка mytopkid.com Свисток, солнце, сова, незабудка, берёза, сапоги Фото автора. Задания для 6-летних детей из подготовительной группы советской школы.

Хорошо ребусы совмещать с кроссвордами

heaclub.ru Восторг, запруда, лопатка, подарок, штурвал, продукт.

urok.ru Вписать в клетки кроссворда: трудится как пчела, неуклюжий как медведь, трещит как сорока, поёт как соловей, задиристый как петух, трусливый как заяц, назойливая как муха, хитрая как лиса, по вертикали получится – ползёт как черепаха. Ребусы: посёлок, щекотка, шарф, дудочка, гамак.

Заставляют думать задания вида «Раскрась так, чтобы…»

«Началочка»

Игра «Слова из слова» – интересно играть всей семьёй.

Например, что может получиться из выключателя? Ель, лак, люк, тюль, вал, ключ, клюв, чат. А что получилось у вас?

Игра в анаграммы – разминка для ума для всей семьи. Анаграмма – перестановка букв в слове таким образом, чтобы получилось другое слово (добавлять или убирать буквы нельзя).

Pinterest Что у вас получилось? Кони, фарш, мода, вход, жало, фара, пион, ямка, лапша, повар, вобла, халва, навес, волос, кулон (или клоун), нитка, волна, кабан, пехота, шнурок, приказ, дорога, марка, вилка. Обрыв. Комар, водопад, кочегар, росинка, теплица.

Можно до бесконечности подбирать логические задания, их существует великое множество. Важно, чтобы ребёнок старался их выполнять сам.

Подведём итог

Развивать логическое мышление важно и нужно. В дальнейшем это поможет ребёнку решать задачи, выделять главное в потоке информации, принимать нестандартные решения.

Надеюсь, статья была вам полезна.

Буду рада новым подписчикам

Источник

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн – современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник