Как развивать кругозор ребенка в 4 года
Простые словесные игры очень полезны не только для развития речи, но и для расширения кругозора вашего ребенка. В них можно играть по пути в детское учреждение, на прогулке или в очереди в поликлинику. Если вы заметили, что вашему малышу становится скучно, игру нужно прекратить.
1. Опиши предмет.
Взрослый предлагает малышу описать предмет с разных сторон, используя эпитеты, глаголы. Например, вы с малышом рассматриваете что-то, видя по дороге, и задаете ему самые различные вопросы: “Какого он размера? Какой предмет на ощупь? Каким цветом? Где его можно использовать?» Так вы подталкиваете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию речи, и попутно рассказываете неизвестные особенности и функции предмета, которые малыш еще не знает, что поможет ему расширить его кругозор.
2. Что может быть? Родитель говорит эпитет, а малыш к нему – подбирает предмет. К примеру, «Желтое». Что может быть желтым? Ребенок перечисляет: солнце, цыпленок, листочки осенью.… Затем проводим игру-перевертыш. Называется какой-либо существительное, и к нему выбираем подходящие прилагательные. «стол, какой?» Круглый, прямоугольный, деревянный, новый, большой…
3.Разбираем предмет на детали. Очень полезно для развития ребенка разбирать предмет на детали.. “Вот машина, а что у него есть?” – “Руль, окно, бампер, колеса, фары…” – “А что есть у дома?” – “Крыша, окна, двери, подъезд.»
4. Подбираем антонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слова противоположные по значению. «Высокий – низкий, твердый -мягкий широкий – узкий, большой – маленький».
5. Подбираем синонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слово близкое по значению. Синоним к слову «лавочка» – скамейка, «автомобиль» – машина.
6. Додумываем фразу. Взрослый рассказывает историю, а когда на секунду замолкает, ребенок должен вставить нужное слово, подходящее по смыслу.
7. Придумываем рассказ. Предлагаем ребенку 6-8 слов, из которых нужно составить рассказ. Сначала это может быть простой смысловой набор понятный для ребенка: коньки, девочка, снеговик, звезда, елка. Затем задачу можно усложнить: медведь, стол, космос, радуга, лес.
8. Добавь слово. Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.
– Света проснулась и… (начала делать зарядку).
– Вася оделся и… (пошел на улицу).
– он замерз и… (вернулся домой за теплой кофтой).
– стали они петь.. (песню вместе ).
– Света пела (громко)
– А Вася (залез на табуретку ).
9. Рассматриваем образы. Обратим внимание ребенка на небо. Что напоминают нам бело-пушистые облака? На что похожи холмы и возвышенности? А ветки деревьев?
10. Туристическое бюро. Давайте представим, что мы идем с ребенком не в магазин, а отправляемся в увлекательное путешествие – это гораздо интереснее. Сколько же вопросов нам нужно решить. На чем поедем, а может, полетим, а может, поплывем? Какую одежду лучше подобрать в дорогу, если, например, мы отправляемся на северный полюс? Кого можно встретить в жаркой пустыне? Что нам может понадобиться в морском путешествии? Не забывайте делиться впечатлениями друг с другом.
Больше общайтесь с вашим малышом обо всем на свете. Ребенок гораздо быстрее и легче запоминает полезную для него информацию произнесенную «мимоходом», чем информацию, которую нужно воспринимать сидя за столом в «серьезной» обстановке.
Удачи вам в воспитании детей.
Если статья Вам понравилась, поставьте пожалуйста ЛАЙК автору
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал
Источник
Маленькие дети, едва начиная замечать окружающий мир, проявляют к нему самый настойчивый интерес. Все хочется рассмотреть, потрогать, изучить, а то и попробовать на вкус! Задача родителей – позволить ребенку удовлетворить свое любопытство, разумеется, под их строгим контролем. Дать потрогать кусочек ваты, макаронину, кошечку, камушек. Пусть ребенок запоминает свои ощущения от прикосновения, учится различать предметы и материалы по их качествам: камень холодный, а вода мокрая, крупа рассыпчатая, а стекло гладкое. А как только дитя начнет понимать вашу речь, необходимо разговаривать с ним об окружающей его природе, о том, что он видит, о том, как можно использовать свойства предметов. Подобные занятия пробуждают в ребенке чувство прекрасного, развивают интеллект, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Самое подходящее место для таких упражнений – улица. Выходя на прогулку во двор или сквер, не берите на себя роль молчаливого охранника, сводя свои функции исключительно к наблюдению за ребенком, будьте активны, будьте ведущим и заводилой, чтобы малышу было интересно гулять.
Зима
Снег – неисчерпаемый источник для наблюдений, игр, размышлений. Покажите ребенку различие между влажным и сухим снегом, между льдом и снежинками, обратите его внимание, как идет снегопад: хлопьями или отдельными снежинками. Покажите, как из снега лепить снежки и играть в них, скатайте снежную бабу. Обратите внимание ребенка на то, как деревья и кусты закутались, как в покрывало, в снег. Поймайте несколько снежинок и рассмотрите их вместе с малышом. Попутно уже можно вводить в словарь ребенка новые слова: кристалл, шестигранник. Пусть пока он их не может повторить, но как они звучат и что означают, он уже будет знать.
Зимой легче увидеть самых разных птиц, которые летом обычно прячутся в листве деревьев. Воробьи, снегири, галки, вороны, сороки, голуби, синицы, а кому повезет, то и дятел. В сквере можно покормить птичек семечками, и пока они будут насыщаться, можно рассказать о том, что большинство птичек улетели на юг и вернутся к нам только весной. Обратите внимание малышка на то, как блестят на солнышке перышки, на то, как птички различаются по окрасу, какие у них клювы и как они берут ими зернышки, какие у них лапки и коготки, как они машут крылышками, когда летят.
На горке покажите малышу лед и расскажите, чем он отличается от снега. Какой он? Гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, холодный. А еще его ни в коем случае нельзя лизать.
Какое небо зимой? Серое, низкое. Солнышко – белое, светит слабо и совсем не греет. А что случилось с речкой или прудом? Они замерзли, рыбки ушли на дно и спят, вода холодная, купаться нельзя.
Весна
На весенних прогулках следует обращать внимание на те изменения, которые происходят в природе. На многочисленные ручейки и лужицы, на веселую капель – зима плачет, потому что ей пришла пора уходить, а в каждой капельке отражается солнце. Небо стало голубым, прозрачным, высоким, воздух свежий, пахнет весной. Птички повеселели и уже поют свои первые песни, радуются наступающей весне. Вспомните свое детство – сделайте бумажные кораблики и отпустите их в плавание по ближайшему ручью, это подарит незабываемые впечатления ребенку.
Весной изменения происходят стремительно, природа каждую неделю обновляется, и это – прекрасный повод вести наблюдение за тем, как растет травка, появляются листики на деревьях, как они увеличиваются с каждым днем, как пахнут молодые листочки, как появляются бутоны и первые цветы. А следом – и первые бабочки и пчелки. Можно и даже нужно показывать разные растения и говорить, как они называются.
Весна – время появления потомства у многих животных. Если радом с вами есть четвероногое семейство – можно показать его ребенку, рассказать, как называют детенышей у разных животных. Обратить внимание на то, что большое животное это мама, а маленькие – детки. Если вы живете в городе, то можно показать открытки или фотографии из журналов и интернета с изображением медведицы с медвежатами, кошки с котятами, собаки со щенками и т.д. Обязательно надо говорить о том, что дети животных, как все дети, нуждаются в защите и помощи. Что мама заботится о них, как умеет, а люди не должны причинять им зла.
Лето
Это время года весьма плодотворно для маленьких непосед – ведь летом многие отправляются на отдых к морю. Смена климата и окружающей природы представляет большой интерес не только для детей, но и для самих взрослых. У вас есть возможность сравнить речку, пруд и море – что больше? Какого цвета вода в море? А в речке? Солнышко на юге светит жарче, потому что он тут ближе к земле. Чем отличается эта местность от той, где вы живете постоянно? Ракушки, морские камни, рыбки, ящерки, дельфины, пальмы – все то, чего нет дома, будет очень интересно для ребенка. Если же вы остаетесь дома, то и тут есть чем заняться. Например, наблюдать за тем, как на яблоне формируются плоды, растут, наливаются соком и вкусом. Можно даже выбрать одно яблочко или грушу, и пусть этот плод будет “принадлежать” вашему сыну или дочке. Можно даже приклеить на него первую букву имени ребенка, вырезанную из бумаги – когда плод созреет, это “персональное” яблоко с отпечатавшейся буквой будет особо вкусным для ребенка.
Купание в реке или море – огромное поле для исследований. Переливайте вместе с ребенком воду из одной посудины в другую, пропускайте между пальчиков, пусть он попробует поймать водичку. Напомните ему, что зимой водичка замерзает и превращается в снег и лед. Играя с песком, не забудьте про старые добрые забавы: формочки для песка. Стройте с ребенком город, делайте фигурки, лепите песчаных колобков, копайте тоннели и ямы, прокладывайте дороги для игрушечных автомобилей.
В саду или в лесу растут ягоды, начинает созревать земляника, черника, смородина, вишня, малинка. Показывайте разные ягоды, давайте их пробовать, сравните вкус (сладкая, кислит), сравните форму (круглая, вытянутая, похожа на сердечко), цвет (красная, синяя, зеленая, желтая), размер, чем спелая ягодка отличается от незрелой. Если у вас есть огород, то покажите малышу, как растут разные овощи – картофель, помидоры, морковка.
Если начался дождь, то надо пояснить, что это капельки воды, которые падают с неба из тучки. А зимой дождик замерзает и становится снегом.
Не забывайте о листве и траве. Что произошло с ними летом? Они уже выросли, вместе цветов появились коробочки с семенами, это детки у травки и цветочков. Они упадут на землю, и из них вырастет новая трава, новые цветы. А в листиках живут разные насекомые, жучки, паучки, букашки, бабочки.
Осень
Осенью природа готовится к зиме – это основная тема ваших занятий. Осенью окружающий мир тоже очень быстро меняется. Трава и листва становятся яркими, разноцветными, листики с веток начинают падать на землю – деревья готовятся к зимнему сну. У зверюшек и птичек выросли дети, стали самостоятельными. Погода становится холоднее, солнышко не такое жаркое, темнеет раньше, а рассветает позже. Мы тоже готовимся к зиме, надеваем теплую одежду, теплые ботиночки, убираем велосипеды.
Во время прогулки по саду или по парку, наберите разноцветных листьев – их можно использовать для аппликации. Дайте ребенку подержать шишку, желудь, “носик” клена, орешек – пусть сравнит их, сравнит свои ощущения.
Осенью ребенок может принимать посильное участие в уборке урожая. Не забудьте про “именное” яблочко! Малышу можно поручить срывать яблоки и груши с низкорастущих веток и складывать их в общую корзину. Пусть соберет палочки с земли и отнесет в мусор. Если вам посчастливится увидеть косяк перелетных птиц, обязательно покажите их малышу.
Для того, чтобы расширить кругозор ребенка, не нужно обладать какими-то специальными знаниями и образованием. Просто рассказывайте ему все, что знаете о мире, что он в состоянии понять. Обращайте его внимание на все: на звезды и пролетевший самолет, на яркие качели в саду и на падающий листик. Эти семена взойдут потом обильными всходами, радующими и вас, и окружающих.
Азбука воспитания
Источник
С самого раннего возраста малыш любопытно и радостно относится к различным вещам, происходящим вокруг него. Это и понятно, ведь для него все является совершенно новым и необычным! Но как расширить кругозор ребенка, чтобы он развивался интеллектуально и ему это не наскучило?
Ребенку интересно все изучать глазами, трогать пальчиками, пробовать на вкус. Не отказывайте малышу в этом удовольствии: с самого раннего возраста давайте ему исследовать различные текстуры и материалы. Позвольте прикоснуться к мягкой вате, дотронуться до льда, пощупать натуральный шелк, насладиться мягкостью бархата, поиграть с шершавым песком. Опытные врачи-психологи и заслуженные педагоги утверждают, что развитие ребенка с самого детства должно быть максимально разносторонним. Именно благодаря такому подходу он сможет быстро набирать обороты в обучении и полностью раскрыть все свои таланты.
Для того, чтобы вас гарантированно ждал успех, нужно уделять ребенку как можно больше времени. Не задумывайтесь о том, когда и как именно рассказать ему о том, как возникает дождь, почему цветут цветы или что такое музыка.
Ваш малыш еще не говорит? Это совершенно не значит, что он ничего не понимает. Начинать развивать ребенка необходимо с самого раннего возраста, ведь его память с младенчества накапливает всю информацию, чтобы потом воспользоваться всеми знаниями, записанными в его голове.
1. Наблюдайте
Будьте настоящими ценителями природы: наблюдайте с малышом за восходами, закатами, изучайте виды деревьев, следите за смешными маленькими жучками, быстрыми паучками, юркими птицами. Обращайте внимание ребенка на явления, происходящие вокруг него – не просто проходите мимо аллеи, уткнувшись взглядом в землю, а говорите, оглядываясь: «Ты посмотри, какая красота! Давай остановимся и понаблюдаем. Ты только взгляни на эти веточки – как они красиво колышутся на ветру! А ведь многие так и проходят, не заметив такую красоту». Повторяя подобные фразы, вы научите ребенка ценить каждый миг, каждое утро, каждый луч солнца, каждое дуновение ветра. А, значит – целую жизнь.
2. Экспериментируйте
Самое интересное – это не просто наблюдение за миром, а настоящие эксперименты, где в главных ролях будете выступать мама (папа) и малыш. Вы всегда можете устроить домашние опыты, продемонстрировав на практике законы химии и физики.
Из самого простого – попробуйте смешать соду и уксус. Большего восторга в глазах вашего малыша вы не увидите! Объясняйте каждую реакцию, заинтересовывайте чадо, старайтесь, чтобы ему было интересно. И тогда уже через некоторое время он сам начнет вас удивлять.
3. Задавайте вопросы
Всем мамам и папам известен возраст, когда малыш начинает задавать бесчисленные вопросы: «А почему?». После того, как вы устанете отвечать на один и тот же вопрос, просто спросите своего ребенка: «А ты как думаешь?». Ответ при этом не должен подразумевать односложные слова «да» или «нет». Дайте ему возможность высказать свою точку зрения. Если малыш будет путаться в показаниях, заведите привычку вести с ним диалог – это позволит ему узнать другие мнения и понять, кто прав, а кто – нет. Кроме того, вы и сами можете задавать своему ребенку интересные вопросы – с каждым разом он будет все более тщательно формулировать свои мысли и успешнее анализировать свои ответы.
Для более глубокого анализа всеми любимого «а почему?» отлично подойдут обучающие книги. Вы можете читать их малышу или, если он умеет сам, попросить его зачитывать их вслух – а после задавать целенаправленные вопросы.
Книги – настоящая кладезь информации!
4. Путешествуйте
Когда малыш немного подрастет, путешествия – прекрасный способ показать ему другой мир, интересных людей и новую культуру. В других местах и странах нет того, что мы привыкли видеть каждый день, а значит, нас ждут новые ощущения, впечатления и радостные чувства.
Это необязательно должно быть путешествие в далекую страну – подойдет и другая часть города, если, конечно, проявить немного фантазии. К тому же, музеи, выставки, зоопарк, кино – это тоже своеобразный вид путешествия.
Погода не позволяет выйти из дома? Не беда. Отправляйтесь в путешествие по картинкам, видеороликам и фотографиям. Рассказывайте малышу об интересных фактах, местах, и при этом отвечайте на все его вопросы – не отмахивайтесь с типичным: «Ты еще маленький, поймешь, когда подрастешь». Давайте ответ на каждый его вопрос и удовлетворяйте его интересы. А иначе для чего вы отправлялись в путешествие?
5. Играйте с ребенком везде и всюду
Это могут быть настольные, развивающие, познавательные, ролевые, активные игры и т.д. Место не столь важно: это может быть дом, возможно – улица. Вне зависимости от местоположения вы всегда можете превратиться в кладоискателей, строителей, туристов, кулинаров или водителей. Не ограничивайте свою фантазию – чем разнообразнее будут ваши игры, тем быстрее и активнее будет развиваться ваш малыш.
Помните, что развитие ребенка очень важно начинать с раннего возраста. Уделяя ему должное внимание, через многие годы вы получите искреннюю благодарность от выросшего чада в виде раскрытия его полноценной личности и признания вас лучшими родителями.
Теперь вы знаете, как расширить кругозор ребенка, и надеемся, будете применять наши советы.
Источник
Советы родителям дошколят
Как расширить кругозор ребенка?
Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос – как расширить кругозор карапуза? Родителям интересно – как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир – время летит очень быстро. А самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.
Время для старта
Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки – все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.
Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, – это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.
Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.
Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений – не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.
Играть везде и во все!
Очень полезно вовлекать ребенка не только в подвижные и активные игры, но и в ролевые, познавательные и развивающие. Необходимо познакомить ребенка с вашим местом работы и потом поиграть в игры, имитирующие рабочую деятельность. Полезно наблюдать за строительством домов и самим проигрывать дома эти увиденные ситуации (например «растить» сад и огород, хотя бы даже на окошке).
Полезны игры в космонавтов, летчиков, туристов, – словом, такие, где необходимо узнавать о чем-то новом (планетах, странах, континентах, поездках и транспорте, мире и т.д.)
Отлично помогает развитию чтение книг со стихами, просмотр журналов с яркими картинками о природе, животных, птиц или насекомых.
Наконец, всеми любимые сказки – это не только увлекательный мир, но и отличное расширение кругозора, ведь в них рассказывается о моментах истории, о разных странах и обычаях, о людях.
Как расширить кругозор ребенка, если ему уже четыре года и больше?
Как расширить кругозор В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны – поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.
Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.
Перед школой
В возрасте 5-7 лет на первое место в расширении кругозора выступают различные пособия: детские энциклопедии по изучению тела человека, атласы животных и птиц, исторические события, марки машин и т.д. Выбрать книги по интересам проще простого – зайдите с ребенком в книжный магазин и пролистайте несколько книг, выберите ту, что понравится ему больше всего. А можно ежемесячно покупать новую серию энциклопедии – сегодня в продаже большой выбор толковых и грамотно написанных книг.
Как расширить кругозор Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки – различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое – игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут в Африке, какие птицы, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.
Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океонариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь – «ты еще маленький, вырастешь – поймешь». Полезны походы на выставки и в различные музеи, тогда вопрос «как расширить кругозор» ребенка перед вами возникать не будет. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Просто уделяйте малышу достаточно времени и больше с ним бывайте в различных интересных местах! Глядишь, и собственный кругозор попутно расширите…
Источник