Как развивать кругозор ребенка в 4 года

Простые словесные игры очень полезны не только для развития речи, но и для расширения кругозора вашего ребенка. В них можно играть по пути в детское учреждение, на прогулке или в очереди в поликлинику. Если вы заметили, что вашему малышу становится скучно, игру нужно прекратить.

1. Опиши предмет.

Взрослый предлагает малышу описать предмет с разных сторон, используя эпитеты, глаголы. Например, вы с малышом рассматриваете что-то, видя по дороге, и задаете ему самые различные вопросы: “Какого он размера? Какой предмет на ощупь? Каким цветом? Где его можно использовать?» Так вы подталкиваете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию речи, и попутно рассказываете неизвестные особенности и функции предмета, которые малыш еще не знает, что поможет ему расширить его кругозор.

2. Что может быть? Родитель говорит эпитет, а малыш к нему – подбирает предмет. К примеру, «Желтое». Что может быть желтым? Ребенок перечисляет: солнце, цыпленок, листочки осенью.… Затем проводим игру-перевертыш. Называется какой-либо существительное, и к нему выбираем подходящие прилагательные. «стол, какой?» Круглый, прямоугольный, деревянный, новый, большой…

3.Разбираем предмет на детали. Очень полезно для развития ребенка разбирать предмет на детали.. “Вот машина, а что у него есть?” – “Руль, окно, бампер, колеса, фары…” – “А что есть у дома?” – “Крыша, окна, двери, подъезд.»

4. Подбираем антонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слова противоположные по значению. «Высокий – низкий, твердый -мягкий широкий – узкий, большой – маленький».

5. Подбираем синонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слово близкое по значению. Синоним к слову «лавочка» – скамейка, «автомобиль» – машина.

6. Додумываем фразу. Взрослый рассказывает историю, а когда на секунду замолкает, ребенок должен вставить нужное слово, подходящее по смыслу.

7. Придумываем рассказ. Предлагаем ребенку 6-8 слов, из которых нужно составить рассказ. Сначала это может быть простой смысловой набор понятный для ребенка: коньки, девочка, снеговик, звезда, елка. Затем задачу можно усложнить: медведь, стол, космос, радуга, лес.

8. Добавь слово. Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.

– Света проснулась и… (начала делать зарядку).

– Вася оделся и… (пошел на улицу).

– он замерз и… (вернулся домой за теплой кофтой).

– стали они петь.. (песню вместе ).

– Света пела (громко)

– А Вася (залез на табуретку ).

9. Рассматриваем образы. Обратим внимание ребенка на небо. Что напоминают нам бело-пушистые облака? На что похожи холмы и возвышенности? А ветки деревьев?

10. Туристическое бюро. Давайте представим, что мы идем с ребенком не в магазин, а отправляемся в увлекательное путешествие – это гораздо интереснее. Сколько же вопросов нам нужно решить. На чем поедем, а может, полетим, а может, поплывем? Какую одежду лучше подобрать в дорогу, если, например, мы отправляемся на северный полюс? Кого можно встретить в жаркой пустыне? Что нам может понадобиться в морском путешествии? Не забывайте делиться впечатлениями друг с другом.

Больше общайтесь с вашим малышом обо всем на свете. Ребенок гораздо быстрее и легче запоминает полезную для него информацию произнесенную «мимоходом», чем информацию, которую нужно воспринимать сидя за столом в «серьезной» обстановке.

Удачи вам в воспитании детей.

Если статья Вам понравилась, поставьте пожалуйста ЛАЙК автору

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал

Источник

Малень­кие дети, едва начи­ная заме­чать окру­жа­ю­щий мир, про­яв­ляют к нему самый настой­чи­вый инте­рес. Все хочется рас­смот­реть, потро­гать, изу­чить, а то и попро­бо­вать на вкус! Задача роди­те­лей – поз­во­лить ребенку удо­вле­тво­рить свое любо­пыт­ство, разу­ме­ется, под их стро­гим кон­тро­лем. Дать потро­гать кусо­чек ваты, мака­ро­нину, кошечку, каму­шек. Пусть ребе­нок запо­ми­нает свои ощу­ще­ния от при­кос­но­ве­ния, учится раз­ли­чать пред­меты и мате­ри­алы по их каче­ствам: камень холод­ный, а вода мок­рая, крупа рас­сып­ча­тая, а стекло глад­кое. А как только дитя нач­нет пони­мать вашу речь, необ­хо­димо раз­го­ва­ри­вать с ним об окру­жа­ю­щей его при­роде, о том, что он видит, о том, как можно исполь­зо­вать свой­ства пред­ме­тов. Подоб­ные заня­тия про­буж­дают в ребенке чув­ство пре­крас­ного, раз­ви­вают интел­лект, вни­ма­ние, наблю­да­тель­ность, инте­рес к окру­жа­ю­щему миру.

Самое под­хо­дя­щее место для таких упраж­не­ний – улица. Выходя на про­гулку во двор или сквер, не берите на себя роль мол­ча­ли­вого охран­ника, сводя свои функ­ции исклю­чи­тельно к наблю­де­нию за ребен­ком, будьте активны, будьте веду­щим и заво­ди­лой, чтобы малышу было инте­ресно гулять.

Зима

Снег – неис­чер­па­е­мый источ­ник для наблю­де­ний, игр, раз­мыш­ле­ний. Пока­жите ребенку раз­ли­чие между влаж­ным и сухим сне­гом, между льдом и сне­жин­ками, обра­тите его вни­ма­ние, как идет сне­го­пад: хло­пьями или отдель­ными сне­жин­ками. Пока­жите, как из снега лепить снежки и играть в них, ска­тайте снеж­ную бабу. Обра­тите вни­ма­ние ребенка на то, как дере­вья и кусты заку­та­лись, как в покры­вало, в снег. Пой­майте несколько сне­жи­нок и рас­смот­рите их вме­сте с малы­шом. Попутно уже можно вво­дить в сло­варь ребенка новые слова: кри­сталл, шести­гран­ник. Пусть пока он их не может повто­рить, но как они зву­чат и что озна­чают, он уже будет знать.

Зимой легче уви­деть самых раз­ных птиц, кото­рые летом обычно пря­чутся в листве дере­вьев. Воро­бьи, сне­гири, галки, вороны, сороки, голуби, синицы, а кому пове­зет, то и дятел. В сквере можно покор­мить пти­чек семеч­ками, и пока они будут насы­щаться, можно рас­ска­зать о том, что боль­шин­ство пти­чек уле­тели на юг и вер­нутся к нам только вес­ной. Обра­тите вни­ма­ние малышка на то, как бле­стят на сол­нышке перышки, на то, как птички раз­ли­ча­ются по окрасу, какие у них клювы и как они берут ими зер­нышки, какие у них лапки и коготки, как они машут кры­лыш­ками, когда летят.

На горке пока­жите малышу лед и рас­ска­жите, чем он отли­ча­ется от снега. Какой он? Глад­кий, скольз­кий, про­зрач­ный, твер­дый, холод­ный. А еще его ни в коем слу­чае нельзя лизать.

Какое небо зимой? Серое, низ­кое. Сол­нышко – белое, све­тит слабо и совсем не греет. А что слу­чи­лось с реч­кой или пру­дом? Они замерзли, рыбки ушли на дно и спят, вода холод­ная, купаться нельзя.

Весна

На весен­них про­гул­ках сле­дует обра­щать вни­ма­ние на те изме­не­ния, кото­рые про­ис­хо­дят в при­роде. На мно­го­чис­лен­ные ручейки и лужицы, на весе­лую капель – зима пла­чет, потому что ей при­шла пора ухо­дить, а в каж­дой капельке отра­жа­ется солнце. Небо стало голу­бым, про­зрач­ным, высо­ким, воз­дух све­жий, пах­нет вес­ной. Птички пове­се­лели и уже поют свои пер­вые песни, раду­ются насту­па­ю­щей весне. Вспом­ните свое дет­ство – сде­лайте бумаж­ные кораб­лики и отпу­стите их в пла­ва­ние по бли­жай­шему ручью, это пода­рит неза­бы­ва­е­мые впе­чат­ле­ния ребенку.

Вес­ной изме­не­ния про­ис­хо­дят стре­ми­тельно, при­рода каж­дую неделю обнов­ля­ется, и это – пре­крас­ный повод вести наблю­де­ние за тем, как рас­тет травка, появ­ля­ются листики на дере­вьях, как они уве­ли­чи­ва­ются с каж­дым днем, как пах­нут моло­дые листочки, как появ­ля­ются бутоны и пер­вые цветы. А сле­дом – и пер­вые бабочки и пчелки. Можно и даже нужно пока­зы­вать раз­ные рас­те­ния и гово­рить, как они называются.

Весна – время появ­ле­ния потом­ства у мно­гих живот­ных. Если радом с вами есть чет­ве­ро­но­гое семей­ство – можно пока­зать его ребенку, рас­ска­зать, как назы­вают дете­ны­шей у раз­ных живот­ных. Обра­тить вни­ма­ние на то, что боль­шое живот­ное это мама, а малень­кие – детки. Если вы живете в городе, то можно пока­зать открытки или фото­гра­фии из жур­на­лов и интер­нета с изоб­ра­же­нием мед­ве­дицы с мед­ве­жа­тами, кошки с котя­тами, собаки со щен­ками и т.д. Обя­за­тельно надо гово­рить о том, что дети живот­ных, как все дети, нуж­да­ются в защите и помощи. Что мама забо­тится о них, как умеет, а люди не должны при­чи­нять им зла.

Лето

Это время года весьма пло­до­творно для малень­ких непо­сед – ведь летом мно­гие отправ­ля­ются на отдых к морю. Смена кли­мата и окру­жа­ю­щей при­роды пред­став­ляет боль­шой инте­рес не только для детей, но и для самих взрос­лых. У вас есть воз­мож­ность срав­нить речку, пруд и море – что больше? Какого цвета вода в море? А в речке? Сол­нышко на юге све­тит жарче, потому что он тут ближе к земле. Чем отли­ча­ется эта мест­ность от той, где вы живете посто­янно? Ракушки, мор­ские камни, рыбки, ящерки, дель­фины, пальмы – все то, чего нет дома, будет очень инте­ресно для ребенка. Если же вы оста­е­тесь дома, то и тут есть чем заняться. Напри­мер, наблю­дать за тем, как на яблоне фор­ми­ру­ются плоды, рас­тут, нали­ва­ются соком и вку­сом. Можно даже выбрать одно яблочко или грушу, и пусть этот плод будет “при­над­ле­жать” вашему сыну или дочке. Можно даже при­кле­ить на него первую букву имени ребенка, выре­зан­ную из бумаги – когда плод созреет, это “пер­со­наль­ное” яблоко с отпе­ча­тав­шейся бук­вой будет особо вкус­ным для ребенка.

Купа­ние в реке или море – огром­ное поле для иссле­до­ва­ний. Пере­ли­вайте вме­сте с ребен­ком воду из одной посу­дины в дру­гую, про­пус­кайте между паль­чи­ков, пусть он попро­бует пой­мать водичку. Напом­ните ему, что зимой водичка замер­зает и пре­вра­ща­ется в снег и лед. Играя с пес­ком, не забудьте про ста­рые доб­рые забавы: фор­мочки для песка. Стройте с ребен­ком город, делайте фигурки, лепите пес­ча­ных колоб­ков, копайте тон­нели и ямы, про­кла­ды­вайте дороги для игру­шеч­ных автомобилей.

В саду или в лесу рас­тут ягоды, начи­нает созре­вать зем­ля­ника, чер­ника, смо­ро­дина, вишня, малинка. Пока­зы­вайте раз­ные ягоды, давайте их про­бо­вать, срав­ните вкус (слад­кая, кис­лит), срав­ните форму (круг­лая, вытя­ну­тая, похожа на сер­дечко), цвет (крас­ная, синяя, зеле­ная, жел­тая), раз­мер, чем спе­лая ягодка отли­ча­ется от незре­лой. Если у вас есть ого­род, то пока­жите малышу, как рас­тут раз­ные овощи – кар­то­фель, поми­доры, морковка.

Если начался дождь, то надо пояс­нить, что это капельки воды, кото­рые падают с неба из тучки. А зимой дож­дик замер­зает и ста­но­вится снегом.

Не забы­вайте о листве и траве. Что про­изо­шло с ними летом? Они уже выросли, вме­сте цве­тов появи­лись коро­бочки с семе­нами, это детки у травки и цве­точ­ков. Они упа­дут на землю, и из них вырас­тет новая трава, новые цветы. А в листи­ках живут раз­ные насе­ко­мые, жучки, паучки, букашки, бабочки.

Осень

Осе­нью при­рода гото­вится к зиме – это основ­ная тема ваших заня­тий. Осе­нью окру­жа­ю­щий мир тоже очень быстро меня­ется. Трава и листва ста­но­вятся яркими, раз­но­цвет­ными, листики с веток начи­нают падать на землю – дере­вья гото­вятся к зим­нему сну. У зве­рю­шек и пти­чек выросли дети, стали само­сто­я­тель­ными. Погода ста­но­вится холод­нее, сол­нышко не такое жар­кое, тем­неет раньше, а рас­све­тает позже. Мы тоже гото­вимся к зиме, наде­ваем теп­лую одежду, теп­лые боти­ночки, уби­раем велосипеды.

Во время про­гулки по саду или по парку, набе­рите раз­но­цвет­ных листьев – их можно исполь­зо­вать для аппли­ка­ции. Дайте ребенку подер­жать шишку, желудь, “носик” клена, оре­шек – пусть срав­нит их, срав­нит свои ощущения.

Осе­нью ребе­нок может при­ни­мать посиль­ное уча­стие в уборке уро­жая. Не забудьте про “имен­ное” яблочко! Малышу можно пору­чить сры­вать яблоки и груши с низ­ко­рас­ту­щих веток и скла­ды­вать их в общую кор­зину. Пусть собе­рет палочки с земли и отне­сет в мусор. Если вам посчаст­ли­вится уви­деть косяк пере­лет­ных птиц, обя­за­тельно пока­жите их малышу.

Для того, чтобы рас­ши­рить кру­го­зор ребенка, не нужно обла­дать какими-то спе­ци­аль­ными зна­ни­ями и обра­зо­ва­нием. Про­сто рас­ска­зы­вайте ему все, что зна­ете о мире, что он в состо­я­нии понять. Обра­щайте его вни­ма­ние на все: на звезды и про­ле­тев­ший само­лет, на яркие качели в саду и на пада­ю­щий листик. Эти семена взой­дут потом обиль­ными всхо­дами, раду­ю­щими и вас, и окружающих.

Азбука вос­пи­та­ния

Источник

С самого раннего возраста малыш любопытно и радостно относится к различным вещам, происходящим вокруг него. Это и понятно, ведь для него все является совершенно новым и необычным! Но как расширить кругозор ребенка, чтобы он развивался интеллектуально и ему это не наскучило?

Ребенку интересно все изучать глазами, трогать пальчиками, пробовать на вкус. Не отказывайте малышу в этом удовольствии: с самого раннего возраста давайте ему исследовать различные текстуры и материалы. Позвольте прикоснуться к мягкой вате, дотронуться до льда, пощупать натуральный шелк, насладиться мягкостью бархата, поиграть с шершавым песком. Опытные врачи-психологи и заслуженные педагоги утверждают, что развитие ребенка с самого детства должно быть максимально разносторонним. Именно благодаря такому подходу он сможет быстро набирать обороты в обучении и полностью раскрыть все свои таланты.

Для того, чтобы вас гарантированно ждал успех, нужно уделять ребенку как можно больше времени. Не задумывайтесь о том, когда и как именно рассказать ему о том, как возникает дождь, почему цветут цветы или что такое музыка.

Ваш малыш еще не говорит? Это совершенно не значит, что он ничего не понимает. Начинать развивать ребенка необходимо с самого раннего возраста, ведь его память с младенчества накапливает всю информацию, чтобы потом воспользоваться всеми знаниями, записанными в его голове.

1. Наблюдайте

Будьте настоящими ценителями природы: наблюдайте с малышом за восходами, закатами, изучайте виды деревьев, следите за смешными маленькими жучками, быстрыми паучками, юркими птицами. Обращайте внимание ребенка на явления, происходящие вокруг него – не просто проходите мимо аллеи, уткнувшись взглядом в землю, а говорите, оглядываясь: «Ты посмотри, какая красота! Давай остановимся и понаблюдаем. Ты только взгляни на эти веточки – как они красиво колышутся на ветру! А ведь многие так и проходят, не заметив такую красоту». Повторяя подобные фразы, вы научите ребенка ценить каждый миг, каждое утро, каждый луч солнца, каждое дуновение ветра. А, значит – целую жизнь.

2. Экспериментируйте

Самое интересное – это не просто наблюдение за миром, а настоящие эксперименты, где в главных ролях будете выступать мама (папа) и малыш. Вы всегда можете устроить домашние опыты, продемонстрировав на практике законы химии и физики.

Из самого простого – попробуйте смешать соду и уксус. Большего восторга в глазах вашего малыша вы не увидите! Объясняйте каждую реакцию, заинтересовывайте чадо, старайтесь, чтобы ему было интересно. И тогда уже через некоторое время он сам начнет вас удивлять.

3. Задавайте вопросы

Всем мамам и папам известен возраст, когда малыш начинает задавать бесчисленные вопросы: «А почему?». После того, как вы устанете отвечать на один и тот же вопрос, просто спросите своего ребенка: «А ты как думаешь?». Ответ при этом не должен подразумевать односложные слова «да» или «нет». Дайте ему возможность высказать свою точку зрения. Если малыш будет путаться в показаниях, заведите привычку вести с ним диалог – это позволит ему узнать другие мнения и понять, кто прав, а кто – нет. Кроме того, вы и сами можете задавать своему ребенку интересные вопросы – с каждым разом он будет все более тщательно формулировать свои мысли и успешнее анализировать свои ответы.

Для более глубокого анализа всеми любимого «а почему?» отлично подойдут обучающие книги. Вы можете читать их малышу или, если он умеет сам, попросить его зачитывать их вслух – а после задавать целенаправленные вопросы.

Книги – настоящая кладезь информации!

4. Путешествуйте

Когда малыш немного подрастет, путешествия – прекрасный способ показать ему другой мир, интересных людей и новую культуру. В других местах и странах нет того, что мы привыкли видеть каждый день, а значит, нас ждут новые ощущения, впечатления и радостные чувства.

Это необязательно должно быть путешествие в далекую страну – подойдет и другая часть города, если, конечно, проявить немного фантазии. К тому же, музеи, выставки, зоопарк, кино – это тоже своеобразный вид путешествия.

Погода не позволяет выйти из дома? Не беда. Отправляйтесь в путешествие по картинкам, видеороликам и фотографиям. Рассказывайте малышу об интересных фактах, местах, и при этом отвечайте на все его вопросы – не отмахивайтесь с типичным: «Ты еще маленький, поймешь, когда подрастешь». Давайте ответ на каждый его вопрос и удовлетворяйте его интересы. А иначе для чего вы отправлялись в путешествие?

5. Играйте с ребенком везде и всюду

Это могут быть настольные, развивающие, познавательные, ролевые, активные игры и т.д. Место не столь важно: это может быть дом, возможно – улица. Вне зависимости от местоположения вы всегда можете превратиться в кладоискателей, строителей, туристов, кулинаров или водителей. Не ограничивайте свою фантазию – чем разнообразнее будут ваши игры, тем быстрее и активнее будет развиваться ваш малыш.

Помните, что развитие ребенка очень важно начинать с раннего возраста. Уделяя ему должное внимание, через многие годы вы получите искреннюю благодарность от выросшего чада в виде раскрытия его полноценной личности и признания вас лучшими родителями.

Теперь вы знаете, как расширить кругозор ребенка, и надеемся, будете применять наши советы.

Источник

Советы родителям дошколят

Как расширить кругозор ребенка?

Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос – как расширить кругозор карапуза? Родителям интересно – как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир – время летит очень быстро. А самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.

Время для старта

Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки – все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.

Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, – это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.

Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.

Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений – не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.

Играть везде и во все!

Очень полезно вовлекать ребенка не только в подвижные и активные игры, но и в ролевые, познавательные и развивающие. Необходимо познакомить ребенка с вашим местом работы и потом поиграть в игры, имитирующие рабочую деятельность. Полезно наблюдать за строительством домов и самим проигрывать дома эти увиденные ситуации (например «растить» сад и огород, хотя бы даже на окошке).

Полезны игры в космонавтов, летчиков, туристов, – словом, такие, где необходимо узнавать о чем-то новом (планетах, странах, континентах, поездках и транспорте, мире и т.д.)

Отлично помогает развитию чтение книг со стихами, просмотр журналов с яркими картинками о природе, животных, птиц или насекомых.

Наконец, всеми любимые сказки – это не только увлекательный мир, но и отличное расширение кругозора, ведь в них рассказывается о моментах истории, о разных странах и обычаях, о людях.

Как расширить кругозор ребенка, если ему уже четыре года и больше?

Как расширить кругозор В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны – поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.

Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.

Перед школой

В возрасте 5-7 лет на первое место в расширении кругозора выступают различные пособия: детские энциклопедии по изучению тела человека, атласы животных и птиц, исторические события, марки машин и т.д. Выбрать книги по интересам проще простого – зайдите с ребенком в книжный магазин и пролистайте несколько книг, выберите ту, что понравится ему больше всего. А можно ежемесячно покупать новую серию энциклопедии – сегодня в продаже большой выбор толковых и грамотно написанных книг.

Как расширить кругозор Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки – различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое – игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут в Африке, какие птицы, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.

Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океонариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь – «ты еще маленький, вырастешь – поймешь». Полезны походы на выставки и в различные музеи, тогда вопрос «как расширить кругозор» ребенка перед вами возникать не будет. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Просто уделяйте малышу достаточно времени и больше с ним бывайте в различных интересных местах! Глядишь, и собственный кругозор попутно расширите…

Источник