Как развивать фантазию ребенка в 2 года

Как развивать фантазию ребенка в 2 года thumbnail
5 простых способов развить у ребенка воображение

Рейтинг
42

Воображение ребенка – основа для дальнейшего развития его интеллекта и социальных навыков

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.

Важность воображения для детей

Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:

  • воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
  • обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.

Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.

Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.

Как развить воображение у ребенка

Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.

1. Истории

У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.

Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.

Полезные советы

  • обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
  • придумывайте истории вместе с ребенком;
  • вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
  • если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
  • с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.

2. Искусство

Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.

Полезные советы

  • дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
  • запишите ребенка в художественную школу;
  • водите его на выставки, в музеи и т.д.;
  • не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
  • не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
  • позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
  • рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.

3. Игры на воображение

Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.

Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.

  • через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
  • дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
  • через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.

Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».

Полезные советы

  • предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
  • предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
  • купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.

4. Исследование природы

Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.

Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.

Читайте также:  Деринат спрей ребенку 2 года

Полезные советы

  • ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
  • используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
  • проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
  • читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
  • во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.

5. Проявления любопытства у ребенка

Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.

Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.

Полезные советы

  • задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
  • задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
  • давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
  • решайте вместе различные головоломки;
  • придумывайте рифмованные предложения;
  • посещайте новые места.

Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.67 из 5 на основе
9 оценок.

Развитие ребенка
14.06.2018

Источник

1. Познакомьте вашего ребенка с волшебным миром книг.

Чтение дает ребенку новые знания и информацию, которые могут вызвать интерес в различных областях, расширить кругозор и интеллект и стимулировать его или ее творческое мышление. Ничто так не развивает воображение детей, как книги. Через них малыши могут посещать разные места и волшебные миры, перевоплощаться в сказочных персонажей и чувствовать различные ситуации. Это первый и самый безопасный шаг в развитии креативного мышления у ребёнка. 

 2. Окружите малыша произведениями искусства.

Создайте для своего ребенка возможность познакомиться с различными видами искусства. Литература, музыка, фотография, изобразительное искусство, кино… Все это будет стимулировать его творческое мышление.

 3. Расширяйте кругозор ребенка. 

Дети должны пробовать новые вещи, которые их вдохновляют, развивают творческое мышление и расширяют кругозор. Посещайте как можно больше новых мест, бывайте на различных мероприятиях, играх, чтобы дети лучше узнали окружающий их мир. Не заставляйте ребенка посещать музеи, которые ему не нравятся, и не пробовать еду, которую он не хочет. Покажите ему, что изучение мира – это очень весело!

 4. Поддерживайте его интересы.

Показывайте малышу, что вас интересуют его хобби, и говорите с ним с позиции друга, а не взрослого. Важно знать, каковы интересы ребенка, и если они не причиняют ему вреда, поддерживайте их. Именно интересы развивают воображение. Иногда самые простые вещи могут превратиться в страсть на всю жизнь. Например, интерес к супергероям может привести к желанию заниматься анимацией, робототехникой или творческим письмом.

 5. Обеспечивайте ребёнка материалами для творческих занятий.

Акварели, цветные карандаши, бумага, картон, ткани, нити, музыкальные инструменты, книги, конструкторы, пустые коробки, которые вы собираетесь выбросить… Эти материалы недорогие, но могут предоставить ребенку часы творческих занятий и игр.

 6. Предоставьте ребенку место для творчества.

Детям нужно свое собственное «место», где они могут работать и отдыхать. Помните, что иногда это может сопровождаться хаосом. Создайте специальное место, где ваш ребенок будет развивать свои интересы, и вам не придется беспокоиться о том, что ваш дом будет выглядеть как грязная мастерская.

 7. Помните, что скука может быть полезной.

Не пытайтесь организовать время вашего ребенка так, чтобы он всегда был чем-то занят. На самом деле, скука может быть полезна, потому что она заставляет ребенка мечтать и придумывать новые способы повеселиться. По мнению некоторых ученых, скука является важным стимулом в процессе создания «внутренних стимулов», которые развивают воображение и активность.

 8. Покажите своему ребенку новые, разные способы мышления.

Задайте вопросы, которые побуждают ребенка видеть ситуацию с другой точки зрения. Спросите, например: «Что будет, если …»; «Какой самый лучший способ …» и т.д. Относитесь к ответам вашего чада с уважением.

 9. Не судите и не критикуйте творения малыша.

Не ожидайте, что ваш ребенок создаст то, что сразу понравится вам или другим людям. Важнее чтобы он научится свободно выражать свое мнение. Скажите, что вам нравится, но можно что-то улучшить (объясните ЧТО можно доработать), но не критикуйте.

 10. Будьте образцом для подражания.

Покажите ребенку, что вы тоже любите творить и получать от этого удовольствие.

 11. Рассказывайте ребёнку о знаменитых творческих личностях. 

Даже если вы не можете познакомить ребёнка лично со знаменитыми творческими людьми, расскажите ему о них, о том чего и как этим успешным людям удалось достичь.

 12. Творите вместе.

Вы можете строить город с помощью конструктора, писать историю, сделать альбом вырезок и фотографий и так далее. Конечно, и для маленьких, и для больших, эти занятия будут веселыми и приятными. Не говоря уже о том, что они предоставляют прекрасную возможность для развития вашего ребенка, но будьте осторожны, чтобы не навязывать свои идеи. Будьте открыты, чтобы лучше узнать мир вашего малыша.

 13. Поощряйте желание ребенка участвовать в соревнованиях, посещать курсы или кружки, связанные с его интересами.

Объясните малышу, что в гонке или соревновании победителей всегда меньше, чем участников, но проигрыш – это не провал, а повод усерднее работать, чтобы добиться большего в следующий раз. Не говоря уже о том, что курсы и кружки позволят вашему ребенку познакомиться с другими детьми, у которых такие же интересы, а также обмениваться идеями и развиваться.

Читайте также:  Чем остановить понос у ребенка 2 года народные средства

 14. Объясните, что неудача – это не провал, а часть обучения.

Страх неудачи – один из наиболее серьезных препятствий для реализации идей. Объясните ребенку, что проигрыш – это часть долгого пути, ведущего к успеху. Поддерживайте его, чтобы он не терял уверенности в своих силах и двигался дальше. Ведь каждая ошибка – полезный урок.

 15. Говорите о чувствах и эмоциях.

Не бойтесь делиться чувствами и эмоциями с ребенком. Они – двигатель любой творческой деятельности. Помогите своему малышу научиться различать и понимать не только свои эмоции, но и других людей. 

Также, рекомендую прочитать статью о том, как хвалить мальчиков и девочек и нужны ли детям карманные деньги

Дорогие друзья, если вам понравилась эта статья, то поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Я выпускаю интересные и полезные статьи каждый день!

Источник

Существуют люди, которые под фантазией и воображением (которые всегда идут рядом друг с другом, хоть и являются немного разными вещами) представляют что-то ненужное, несерьезное, легкомысленное. На самом же деле, развитие этих двух весьма важных качеств является движущей силой нестандартного мышления, умением справляться с задачами нетривиальным путем, искать смелые и интересные решения, обозначить свое место в жизни.

Зачем ребенку развивать фантазию

Дети не умеют думать в рамках каких-то законов, поэтому им свойственно фантазировать и придумывать исходы тех или иных событий. Тут наступает черед мамы и папы, которые должны помочь малышу развить чувство фантазии.

Если процесс развития будет выстроен надлежащим образом, ребенок вырастет разносторонним человеком, будет обладать творческим мышлением, гораздо лучше приспособится к окружающей среде и адаптируется в ней.

Ему необходимо дать как можно больше новой информации, ведь на основании уже полученных знаний он учится воображать, добавляя к старому что-то новое, получая необыкновенный, порой очень неожиданный результат. Детям свойственно быть любопытными, задавать кучу вопросов, впитывать в себя разнообразие мира, в котором оказались, поэтому так важно с самого раннего детства помогать своим детям окунуться в окружающую среду, поощрять любопытство, не упуская возможности самим узнавать что-то новое, ведь, отвечая на бесконечные вопросы маленьких почемучек, родители порой понимают, что сами не знают всего, о чем их спрашивают.

Итак, что же дает нам своевременное развитие в малышах их фантазии?

  1. Помогает находить нетривиальные, нестандартные способы решать проблемы.
  2. Ускоряет процесс познания окружающего их мира, позволяет чувствовать себя более свободными.
  3. Облегчают период социальной адаптации, развивает внимание, улучшает память.
  4. Улучшает психическое состояние.

С чего начинать занятия

Как уже писалось выше, начинать развивать в детишках фантазию и воображение необходимо с самых первых дней их жизни. Что же родители могут предложить своим крохам, дабы начать зарождать в них эти необходимые качества?

  1. Для начала можно развесить над ними карточки с разнообразными изображениями, которые малыши смогут изучать, лежа на спине. Периодически карточки необходимо менять, вешая на их место новые. Даже такая вещь, как рассматривание простейших картинок, уже является хорошим подспорьем детям для полета их фантазии в дальнейшем.
  2. Малышам обязательно нужно петь песенки, колыбельные, ставить им музыку, читать им сказки, стихи, потешки. Выстраивать интонацию необходимо таким образом, чтобы было понятно, где грусть, где радость, возмущение, облегчение. Сказки-кладезь ценнейшей информации для маленьких слушателей, они способствуют формированию новых образов в голове, знакомят с окружающим миром, учат сопереживать и анализировать действия персонажей. Родителям необходимо быть полностью вовлеченными в процесс познавания мира через сказки и песенки.
  3. Необходимо давать ребенку как можно больше возможностей тренировать тактильные ощущения. Пусть перетрогает все-от гладких поверхностей до шероховатых. Крупа, песок, камушки, орешки, вода-пусть все пройдет сквозь его маленькие пальчики. Мягкие, твердые, теплые и холодные-нужно обеспечить достаточное количество материалов для троганья и изучения.

Начиная с того времени, как крохе исполнится четыре года, взрослые должны обеспечить ему полноценную почву для развития фантазии. Советы для родителей, как развить воображение у детей постарше:

  1. Предлагайте малышу придумывать пользу разных предметов. Дайте ему любую вещь и попросите назвать все возможные способы применения.
  2. Посмотрите вместе с чадом мультфильм, почитайте книгу. Можно, не дочитывая, не досматривая до конца, вместе с ним придумать свою собственную концовку, одушевить неодушевленные предметы, придумать персонажам новые черты характера, наделить их волшебными способностями.
  3. Подкиньте малышу несколько сюжетов и попросите сочинить коротенькую историю, или сказку по этим сюжетам. Если он затрудняется, начинайте фантазировать вместе с ним, задавайте наводящие вопросы, на которые он будет отвечать, ставьте его в затруднительные положения, из которых он будет находить выход.
  4. Мастерите из конструктора предметы, которых нет в инструкции, вырезайте из бумаги аппликации, вклеивайте их в альбом, лепите из глины, собирайте паззлы, рисуйте красками, фломастерами, карандашами. Вот в таких делах и живет настоящий полет фантазии.
  5. Выходите на улицу, садитесь на скамейку, рассматривайте прохожих, спрашивайте у чада про разных людей, чем бы они могли заниматься, куда именно они спешат, о чем думают.
  6. Почаще играйте с детьми в ролевые игры. Так легко представить себя пациентом, которого осматривает заботливый врач, или прилежным учеником, сидящем на уроке под пристальным вниманием строгого, но справедливого маленького педагога. Тут, кроме развития фантазии и воображения, тренируются еще и навыки общения с людьми.
  7. Делайте семейные вылазки в музеи, галереи, активно обсуждайте увиденное, предполагайте, что художники хотели изобразить на своих картинах. Ходите в кино и театры, дайте малышу возможность приобщиться к прекрасному миру искусства.
Читайте также:  Лекарства для повышения иммунитета ребенку 2 года

Советы психологов

Педагог-психолог Вихрова Татьяна Владимировна призывает всех родителей не преуменьшать значение воображения и не пытаться с пеленок приучать малышей ко взрослой и ответственной жизни. Взрослые порой чересчур много времени проводят за мыслями о том, как бы скорее подготовить детей к обучению в школе. Но самое сильное действие в период от рождения и до семилетнего возраста-это игра. Если дети не дофантазируют, не доиграют, им будет сложно обучаться в школе.

Психологи выделяют три вида воображения:

  1. Воссоздающий вид. За основу берется прочтенная книга, или просмотренный фильм и новые образы создаются уже на основании изученного материала.
  2. Творческий вид. Развитием именно этого воображения у детей и надо заниматься. Фантазии берутся прямо из головы, не опираясь на уже полученные знания.
  3. Неуправляемый вид. Нафантазировав, ребенка полностью поглощает им же созданный мир, он готов доказывать всем, что он реальный и существует на самом деле.

Вот, по мнению психологов, самые эффективные способы поддерживать и развивать в ребенке жажду к фантазиям:

  1. Пополнять его жизненный опыт. Яркие эмоции и впечатления дают почву для таких же ярких фантазий. Для этого важно пробовать что-то новое-нюхать новые запахи, пробовать новые вкусы, путешествовать (необязательно на далекие расстояния, можно поехать к ближайшей реке, устроить пикник в лесу), посещать выставки, театры, концерты, использовать подручные средства в качестве музыкальных инструментов-играть ложками, палками, бить по кастрюлям, доскам, по любым подходящим поверхностям.
  2. Читать или слушать книги. Каждый слышимый образ наполняет голову собственными фантазиями и представлениями о нем.
  3. Сочинять свои собственные истории, главными героями которых могут быть самые разные персонажи-даже сам автор, что, к тому же, развивает в нем чувство собственной значимости.
  4. Рисовать. Рисуя, придумываются миры, герои, их взаимоотношения. Важно проговаривать с ребенком, что именно он хотел изобразить, как он видит это, что случится с его персонажем.
  5. Использовать подручные средства для игр. Тарелка может стать рулем для автомобиля, который расположился на детской кровати, игрушки-пассажирами, папин ремень-ремнем безопасности, ночник-светофором. Самые богатые фантазии проявляются именно тогда, когда предмет используется не по его прямому назначению.
  6. Всегда одобрять игры, в которых участвуют вымышленные персонажи. Изображая смелого рыцаря, или волшебника, ребенок чувствует себя сильным и могущественным. Играя с воображаемым котенком, учится понимать свою ответственность.
  7. Затруднительные положения. Пусть ребенок сам попробует выпутаться из сложной ситуации. Предложите ему сценарий: “Впереди тебя яма, сзади забор. Как дойти до дома?”.

Итальянский детский писатель и журналист Джанни Родари в 1973 году создал целую книгу под названием “Грамматика фантазии”, в которой мастерски описал способы развития детской фантазии, творческого мышления и сочинения сказок. В своем произведении он предлагает много фантазировать, заниматься смешной ерундой, меняя обстановку дома и в школе, ведь при обучении так много усилий прилагается к тому, чтобы быть внимательным и все запоминать, а не воображать.
Вот некоторые примеры занятий с детьми, которые предлагает нам известный писатель:

Сказка из одного слова

Смысл игры в том, что ребенок говорит одно слово, потом придумывает слова на ту же букву, что и первоначальное, затем, дабы усложнить задачу, придумать новые слова на каждую из букв исходного.
Для сочинения рассказа, или сказки нужно придумать хотя бы два слова и чем они будут противоположнее по смыслу, тем веселее будет сказка.

Если бы…

Многие авторы в своих книгах использовали фантастические гипотезы. Что было бы, если бы… Тут главное чтобы взять первые попавшиеся в голову существительное и глагол. Что было бы, если бы Красная Шапочка отправилась на вертолете в страну чудес? Самые нелепые и необычные примеры вызывают у детей наибольший восторг. “Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее”-говорит нам сам автор.

Все наоборот

Любой вещи можно задать противоположные функции, например, представить, что зонтик не укрывает от дождя, а сам создает дождь и поливает им всех вокруг, нафантазировать о кинотеатре, куда ты приходишь не для того, чтобы посмотреть кино, а чтобы в нем сняться.

Фантазировать на ошибках

Ошибки в дошкольной (да и в школьной) жизни могут принести массу положительных эмоций, если использовать их со смехом. Например, Джанни Родари предлагает детям переписывать стихотворения, нарочно совершая ошибки в них. Получаются забавные нелепицы, которые отвлекают от накатанной колеи обучения чему-то серьезному.

Переписывание сказок

Дети любят читать одну и ту же сказку по сто раз. Но когда-то и она надоедает. Меняя факты, мы вновь пробуждаем к ней интерес и порой избавляемся от страхов. Например, три поросенка могут строить не дома, а сажать овощи на огороде, а волка можно превратить в смешного зайца, который уже совсем не пугает.
Можно смешивать героев из разных сказок, тогда медвежонок Умка встретится с котом Матроскиным и они будут вместе жить в вымышленном месте под названием Тилимилитрямдия.

Взрослый Альберт Эйнштейн сказал: “Без воображения нет соображения”. Очень важно уделять много времени для развития в своих детях таких важных качеств, которые помогут ему найти место в этой жизни, стать успешными, творческими и интересными личностями.

Статью проверил и отредактировал эксперт Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте для Мамочек.

Источник