Как развить внимание ребенка в 3 года

Последнее обновление статьи: 18.05.2019

Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.

Диагностика

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  1. найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  2. раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  3. найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения. 

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

Источник

Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.

Внимание тесно связано памятью и мышлением.

Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.

Игры и упражнения на развития внимания.

1. “Хлопни, топни”

Читайте также:  Какие каши ребенку в год и 3 месяца

Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.

Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.

2.”Найди букву”

Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.

3. “Найди все предметы

(листайте галерею)

4. “Спиши

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.

5. “Найди отличия”

6. “Найди спрятанное слово”

Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.

Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ

ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ

7. “Дорисуй и раскрась по образцу”

Вам может быть интересно: “Умные раскраски”

8. Анаграммы.

Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.

9.Раскрашивание специальных раскрасок.

10. Таблицы Шульте

Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.

11. Загадки обманки.

Например:

Белым снегом всё одето –

Значит, наступает …

лето (зима)

Ночью каждое оконце

Слабо освещает …

солнце (луна)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор …

Бармалей (Айболит)

12. “Найди такой же предмет”

14. “Жучок”

Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда “довел” жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.

15. Лабиринты.

16.Еще упражнения на внимание.

(листайте галерею)

Игры для детского коллектива

1. “Хлопки”

Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.

2. “Сыщик”

Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).

3.”Самый внимательный”

Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, “лес”.Дальше поочереди игроки уточняют объект: “высокий”, далее “хвойный” и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.

4. “Вышибалы или выбивалы”

Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих “выбить” всех игроков с помощью мяча.

5. “Путаница”

Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.

Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.

Источник

Дарья Слащева и Елена Рожнева
Развитие внимания у детей 2–3 лет

Развитие внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.

Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Оценка внимания

Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

Игры на развитие внимания

Кто что услышит?

Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т. д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

Угадай, что надо сделать

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Необходимый материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.

Солнце или дождик?

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Читайте также:  Игры с ребенком 2 года 3 месяца дома

Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребёнку:

– Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,

светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Источник

Развитие внимания у детей

Как часто родители первоклашек жалуются, что ребёнок «считает ворон» на уроках, отвлекается при выполнении домашнего задания, не может и минуты усидеть на месте. А он совсем и не виноват! Это им, родителям, нужно было подумать о развитии внимания у малыша ещё до школы.

Непроизвольное внимание

Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно.  Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом

Произвольное внимание

Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

Внимание детей 3-4 лет еще неустойчивое, они не могут долго сосредотачиваться на объекте, быстро переключаются на другие предметы. У них преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется.

Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.

Игры этой статьи помогут сформировать и развить у ребенка такие качества внимания, как устойчивость, распределение и переключение.

Похоже – не похоже

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.

◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!

Наряжаем елку

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.

◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

Растительные загадки

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».

◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.

Изменялки

Игра помогает формировать произвольное внимание, память

Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

◈ Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

◈ Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Бабушкины запасы

Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.

◈ Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).

◈ Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.

Читайте также:  Короткие стишки про новый год 3 ребенку

◈ Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.

◈ Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.

«Капуста, морковка, горох, ох…»

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.

◈ Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.

◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.

◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

◈ Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».

◈ Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.

◈ Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.

◈ Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.

Звучащие предметы

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

◈ Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

◈ Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

Зеркало

◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.

◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

◈ Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.

◈ Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.

◈ Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

Где ошибся Буратино?

Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора

Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.

◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.

◈ Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п. Внизу — узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.

◈ Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.

◈ Меняйте задания.

Забавный художник

Игра помогает вырабатывать наблюдательность

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

◈ Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

◈ А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.

◈ Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.

◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

Дорисуй-ка

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание

Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.

◈ Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

◈ Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

◈ Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

Источник