Как развить умственные способности у ребенка в 1 год
Вашему малышу уже исполнился годик, и не только вы, конечно, заметили, как вырос ваш карапуз: он уже начинает ходить и разговаривать и умеет гораздо больше по сравнению с новорожденным малышом. Интеллектуальное развитие ребенка до года очень важно для становления всех его способностей, но период от года и до двух лет тоже очень значимый этап интеллектуального развития способностей детей, так как именно этот возрастной промежуток является, по мнению монтессори-педагогов, периодом развития устной речи ребенка и интеллектуального развития в целом.
Давайте вместе рассмотрим все стороны интеллектуального развития ребенка в 1 год и определим, чему учится годовалый малыш, и что он может уметь к двум годам.
Сенсорное развитие
Очень важно в период от года и до двух лет обеспечить малышу возможности для сенсорного развития. И лучше всего в этом поможет родителям создание дома и на прогулке благоприятной развивающей среды. Полезны для развития способностей у детей будут различные пирамидки и рамки-вкладыши, благодаря которым ребенок учится видеть разницу в величине предметов. Также пригодятся в этот период (да и дальше) кубики разных цветов и из разнообразных материалов и наборы продуктов (только не маленькие, чтобы малыш не мог их проглотить). С такими игрушками можно поиграть, сравнивая, например, кубик и яблочко: «Яблочко круглое, оно катится, а кубик – не катится».
В этом возрасте ребенок должен знать как минимум две геометрических формы (круг и квадрат) и научиться определять геометрические тела – шар, куб и «кирпичик».
Кроме того, в развитии способностей детей после года вам помогут сенсорные карточки, которые вы можете сделать сами. Для этого подберите материалы разных фактур, например, атлас, бархат, металлическую пластину, кусочек кожи и подобные. Для прочности и удобства вы можете приклеить их на картонную основу. Предлагайте малышу потрогать и провести пальчиком по поверхности, называя при этом отличающийся признак предмета.
Еще одной особенностью интеллектуального развития детей в 1 год является то, что в этот период ребенок учится различать от 4 до 8 цветов. В этом, конечно, малышу должны помочь родители, играя с ним в различные игры на изучение цветов. Например, поиграйте с малышом в «огородников». Разложите овощи и фрукты на полу и собирайте вместе в ведерко, называя то, что кладете: «Положим в ведерко желтый лимон, красный помидор, теперь зеленый огурчик».
Развитие речи
Обычно в годик ребенок произносит 5-10 простых слов, таких как «мама», «дай» и т.п., и много болтает на своем «марсианском». И часто бывает ситуация, когда родители бьют тревогу, что развитие речи малыша останавливается, и он не произносит новых слов. На самом деле, зачастую причина в том, что малыш просто ленится говорить, так как мама и папа его и так понимают. Поэтому очень важно в этом возрасте часто и помногу разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки, чтобы у ребенка накапливался пассивный речевой словарь и стимулировать его на речь, тогда пассивный запас перейдет в дальнейшем в активный. Для этого полезны игры на побуждение к речи, например, вместе с малышом поучите куклу или мишутку говорить. Возьмите для этого игрушку и просите ребенка учить куклу словам, пусть он произносит слова, а вы повторяйте за малышом вместо игрушки тоненьким голосом.
И, конечно, вам помогут в развитии речи игры на мелкую моторику, которые также способствуют речевому развитию вашего малыша.
Логико-математическое развитие
Основы логико-математического мышления у детей начинают закладываться как раз в период от года. Так что в этом возрасте начинается время игр с конструктором, сортировки предметов по величине и форме, а также занятия с геометриком (как его сделать самостоятельно, можете прочитать здесь).
Для развития логико-математических представлений у малыша от года должны быть игрушки, отличающиеся по форме, величине и количеству деталей, например, несколько мячиков разных размеров. Также все игрушки должны находиться в зоне доступа детей, чтобы в любое время они могли исследовать их.
Еще для развития логико-математических способностей у детей полезны игры с различными наборами карточек: картинки мам-зверей и малышей, картинки животных и их домов, где ребенок подбирает подходящие друг другу пары карточек.
Особенности интеллектуального развития детей к двум годам
Конечно, все мамы, увлеченно занимающиеся со своим ребенком, задаются периодически вопросом, все ли умеет малыш в рамках возрастных норм, и нет ли каких-то проблем в его интеллектуальном развитии? Понятно, что малыш никому ничего не должен, но давайте все-таки обобщим особенности интеллектуального развития детей к двум годам жизни:
Направление развития | Что умеет малыш к 2 годам |
Сенсорное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Развитие логики |
|
Как бы ни развивался ваш малыш, помните, что все детки индивидуальны и интеллектуальное развитие ребенка в 1 год происходит на своей собственной «скорости»! Занимайтесь со своим малышом с удовольствием!
Автор: Татьяна Карева
А как вы занимаетесь интеллектуальным развитием? Расскажите в комментариях!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.
Предыдущие записи рубрики
- Комикс – придумай и нарисуй!
- Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
- Джо Боулер «Математическое мышление»: рецензия на книгу
- «Умные книжки» для школьников на каникулах
- Обзор настольной игры «Шорохи в ночи»
Источник
Автор: Булавина Екатерина Борисовна
врач-педиатр 1 категории
г. Курск
Время на прочтение : 15 минут
Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ
– Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?
– За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.
Развитие ребенка в 1 год
Речевые навыки |
|
Психомоторное развитие |
|
Эмоциональное развитие |
|
Умственное развитие |
|
Навыки в быту |
|
– Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?
– Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.
– Физическое развитие годовалых детей различается?
– К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.
Мальчики
| Девочки
|
– Сколько зубов у ребенка в 1 год?
– У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
– Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?
– В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.
Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста – важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.
Признаки отставания в развитии
Ребенок в год не ходит – один из вариантов нормы С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:
У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса. | Ребенок в год не говорит Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:
Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью. | Другие симптомы задержки развития Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:
|
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
– Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?
– Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе – всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.
Например, если ребенок…
- открывает дверь – проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
- взбирается на диван – предусмотреть мягкое падение;
- хочет есть самостоятельно – выдать ложку.
Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора – какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.
– Какие игрушки нужны ребенку в год?
– Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.
Как развивать малыша в 1 год
Игры на развитие двигательных навыков
| Игры на развитие сенсорики и моторики
| Игры на развитие речи
|
– Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?
– Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
- ходьба приставными шагами;
- бег на месте;
- прыжки, приседания;
- игры с мячом или другими игрушками;
- ползание, лазание, преодоление препятствий;
- упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.
– Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?
– Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки – все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.
Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.
– Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?
– Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.
Например,
- утро – гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
- день – сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
- вечер – развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.
Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.
ДЕТСКИЙ РАЦИОН
– Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?
– Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.
Обязательные продукты после года:
- грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
- кисломолочные продукты – творожок, кефир, ряженка, йогурт;
- мясо – кролик, индейка, постная свинина, телятина;
- рыба белых сортов – минтай, треска, пикша;
- яйца;
- каши;
- овощи, фрукты;
- масло;
- хлеб.
– Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?
– Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:
- иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
- обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте – йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
- включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
- желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.
Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы – она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь – из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.
Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.
Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник