Как развить ребенка физически в 4 года

Как развить ребенка физически в 4 года thumbnail

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.

Общие нормы и особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственность ю.

Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультирова ться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.

В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.

Большинство детей, которые не ходят в садик, к 4 годам отказываются от дневного сна. Те, кто ходит в садик, продолжают спать днём, так как привыкают к ежедневному режиму.

Особенности физического развития в 4 года

Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:

  1. Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).
  2. Стоять на одной ноге (почти 10 секунд), ходить на цыпочках.
  3. Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник), людей, животных.
  4. Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), аккуратно есть.
  5. Мыть руки, чистить зубы.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.
  7. Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.
  8. Строить объекты из 10 и более блоков.
  9. Кататься на 3-колёсном велосипеде.

Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.

Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.

В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.

Особенности физического развития в 5 лет

Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

  • Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
  • Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
  • Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
    Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
    Легко и долго лазить по «шведской стенке».
  • Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

Роль родителей в развитии детей 4-5 лет

Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.

Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

Читайте также:  Белые выделения у ребенка девочки 4 года

Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

Основные признаки задержки в развитии детей

Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

4. Ограниченность интересов.

5. Неспособность назвать своё имя.

6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов — детскому психологу, неврологу, хирургу.

Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то — чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

Источник

Четырехлетний ребенок пребывает в переходном возрасте. Он больше не пухленький розовощекий малыш, но еще и не взрослый. В это время он начинает активно познавать мир, что влияет на его физическое и умственное созревание, речевые навыки.

Физическое, умственное и речевое развитие четырехлетнего ребенка

ребенок в возрасте 4

Развитие четырехлетнего ребенка

Не зная, как развить ребенка в 4 года, многие мамы и папы изучают специальную литературу и посещают определенные занятия, забывая о том, что в этом возрасте все, что необходимо – это проводить с ним больше времени за чтением, игрой и изучением новых слов.

Полностью здоровый ребенок в возрасте 4 лет еще многого не умеет и не знает, но полностью готов к обретению этих знаний.

Некоторые четырехлетние дети, с которыми родители занимаются регулярно, превосходят по своему умственному, физическому и речевому развитию тех, кто уже учится в 1 классе.

Физические особенности

Средний рост девочек и мальчиков в возрасте 4 лет, составляет 99–100 сантиметров, вес от 14 и до 20 килограмм. За год ребенок вырастает не менее чем на 5 сантиметров, прибавив в весе 1.5–2 килограмма (отклонения от нормы в большинстве случаев связаны с индивидуальными особенностями развития и наследственностью).

Тело четырехлетнего ребенка не такое хрупкое, как у малышей 2–3 лет, но все еще довольно гибкое, потому любые силовые нагрузки в этот период противопоказаны.

Особое внимание родители обязаны уделять осанке и походке малыша. Он должен сидеть прямо, спать на матрасе средней мягкости.

Из-за смещения центра тяжести, изменения пропорций и активного роста ребенок может похудеть. Беспокоиться по этому поводу не стоит. Если малыш питается не реже 4–5 раз за день, то незначительное похудение не должно волновать.

Если ребенок в садик не ходит, то в 4 года он перестанет ложиться спать в обеденное время. Это также нормально, поскольку к режиму он не привык, а значит, и приучать его в этом возрасте поздно и нет необходимости (в школе дети, как правило, не спят в обед).

Навыки и умения

О физическом здоровье малыша нужно судить не только по количеству съеденной пищи и скорости его роста, но и на основании его умения:

  • бегать, прыгать и кувыркаться, не теряя равновесия и ориентации в пространстве (максимальная дистанция, которую дети этого возраста могут преодолеть без вреда для организма – 50–100 метров);
  • подыматься и ходить на цыпочках;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • рисовать простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг);
  • изображать лица людей и силуэты животных;
  • правильно использовать столовые приборы;
  • красиво кушать;
  • ухаживать за собой (малыши этого возраста самостоятельно моют руки и лицо, чистят зубы);
  • одеваться и раздеваться без помощи взрослых (исключением является необходимость завязывания шнурков и застегивания сложных крючков);
  • висеть на канате, лазать по шведской стенке;
  • обращаться с кубиками, пазлами и конструктором;
  • управлять трехколесным велосипедом.

Дети 4 лет хорошо бегают, падения случаются у них редко. В достаточной мере владея собственным телом, они начинают уворачиваться от догоняющего их человека.

Важно! Если четырехлетний ребенок каким-либо из перечисленных навыков не владеет (плохо прыгает и медленно бегает) его можно потренировать. Значительно отстающего в физическом развитии ребенка (небольшой вес, отсутствие прибавления в росте) необходимо показать врачу.

Интеллектуальное развитие ребенка

К поведению и интеллектуальному развитию ребенка, достигшего 4 лет, предъявляют больше требований, чем к малышам меньшего возраста. В 4 года дети считаются младшими дошкольниками и нуждаются в особом внимании со стороны родителей, психологов и педагогов.

Читайте также:  Ребенок 4 года не может дать сдачи

С целью определения уровня интеллектуального развития детей разработан специальный перечень умений и навыков, согласно которому малыши рассматриваемого возраста обязаны:

  • называть свое полное имя, знать, как зовут родителей и ближайших родственников;
  • знать, где именно они живут (улица, дом, номер квартиры);
  • понимать, что означают простые слова, такие как транспорт, посуда, игрушка, животное;
  • называть известные им профессии, перечислять животных, предметы обихода;
  • считать до 10;
  • различать право и лево, верх и низ;
  • определять количество вещей (если на полу лежит 1 машинка, а на кровати 4, то ребенок должен назвать место, где игрушек больше всего);
  • уметь пересказывать услышанные от взрослых истории;
  • владеть фломастерами, красками и карандашами, раскрашивать картинки, не выходя за границы рисунка;
  • знать, как собрать пирамиду;
  • Если ребенок не ходит в садик

    Как развивать ребенка?

    продевать нить в бусинки;

  • отличать широкие предметы от узких, а длинные от коротких;
  • понимать, что изменение погодных явлений связано с временами года;
  • различать день и ночь;
  • уверенно разговаривать со сверстниками;
  • называть цвета;
  • детально описывать игрушки или картинки.

Легче всего выявить степень интеллектуального развития ребенка в детском саду, где с ним ежедневно занимаются различными видами деятельности, в большинстве своем игровой, а также имеется соответствующее окружение.

Понять, не отстает ли малыш от одногодков, дома сложнее, но все же возможно. При помощи, специальных занятий и игр, суть которых изложена ниже, родители могут самостоятельно понять нуждаются ли дети в дополнительной помощи со стороны взрослых.

Важно! Четыре года – это время, когда еще можно что-то исправить и подкорректировать. Как только ребенок пойдет в школу, научить его тому, что он не усвоил ранее, будет непросто.

Правильная речь, какая она?

Психологи и логопеды утверждают, что четырехлетний ребенок должен знать не менее 3 тыс. слов. Естественно, что точный подсчет никто не ведет, но понять, что ребенок разговаривает недостаточно хорошо можно и без этого.

Главный признак – отсутствие способности к составлению сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок должен уметь не просто слушать, но и правильно пересказывать услышанные сказки, мультики, стихи. Особое внимание придается эмоциональной составляющей пересказа.

Если малыш старается изобразить речь и интонацию рассказчика со 100% точностью, это очень хорошо. Чем больше сходства в пересказе с первоисточником, тем лучше поставлена речь малыша.

Обратите внимание! Если ребенок хорошо и быстро говорит, но недостаточно четко произносит отдельные звуки или заменяет одни буквы другими, стоит насторожиться и задумать о необходимости посещения логопеда. Детям, у которых возникают проблемы с произношением букв «с», «ш», «р» и «л» нужен целый комплекс занятий. В противном случае у них могут возникнуть трудности с подготовкой к школе.

Отклонением от нормы считаются:

  1. Неправильно произнесенные слова, звуки, замена букв. Коррекция речевых ошибок производится в игровой форме. В 4 года исправить речь легче, чем спустя 2–3 года.
  2. Невозможность выразиться из-за бедного словарного запаса. В 4 года ребенок перестает придумывать слова, для выражения собственных мыслей ему достаточно тех слов, что он уже знает. Если же малыш вместо имен мамы и папы произносит одному ему понятные фразы и слова, упорно не желая говорить ясным языком, необходимо задуматься о поиске решения этой проблемы.

Четырехлетние дети чрезвычайно болтливы. Отсутствие желания разговаривать и постоянное молчание – это еще не признак речевой патологии, возможно, что ребенок просто стесняется или боится. Если он безмолвствует не только на людях, но и дома, нужно посетить педиатра.

Причиной молчания могут быть как задержка в развитии, так и проблемы со слухом. Малыш просто не слышит большей части слов, сказанных окружающими, но не говорит об этом, из-за боязни огорчить родителей или показаться странным.

Важно! Любые незначительные отклонения в умственном, физическом или речевом развитии ребенка можно исправить самостоятельно. Для этого достаточно регулярно заниматься с малышом, читать ему книги, смотреть любимые мультики, играть.

Занятия с ребенком в 4 года

Если ребенок ходит в детский сад, то развитие его в большинстве случаев зависит от наличия хороших воспитателей. С малышами, не посещающими дошкольные заведения, должны заниматься родители.

При этом необходимо не просто придумывать ребенку занятия для самостоятельного его времяпрепровождения, а активно включаться в игру вместе с ним. Только в этом случае возможно достижение положительных результатов.

Бегаем, прыгаем, кувыркаемся!

развитие мелкой моторики

Физическое развитие ребенка

Физическому развитию ребенка нужно уделять внимание ежедневно. Уже с 2 лет с ним можно заниматься зарядкой, в 4 года малыш должен знать минимум упражнений для разминки, стремиться к более подвижному образу жизни. Начинать утренние упражнения стоит со сгибания рук и ног, поворотов и приседаний. Делать это можно под музыку из любимых детских песенок.

Если есть такая возможность, то утром стоит выйти с ребенком на прогулку или небольшую пробежку. Зарядка делает малыша более дисциплинированным, укрепляет его иммунную систему, приучает к порядку во всем, в том числе и в отношении к собственному здоровью.

Если ребенок проявляет интерес к какому-либо виду спорта, то с 4 лет его можно записать в спортивную секцию или на танцы. Для физического развития ему необходимо постоянно контактировать со сверстниками. Детей нужно водить на детские площадки, аттракционы, заниматься с ним лепкой из теста и пластилина, рисованием. Такие занятия помогут укрепить мышцы руки и подготовят ее к письму.

Читайте также:  Крапивница ребенок 4 года лечение

Для развития мелкой моторики необходимо собирать конструкторы и пазлы. Чтобы придать малышу большей уверенности в своих физических возможностях можно попросить его ходить по нарисованной на асфальте ровной линии. Чем чаще он это будет делать, тем уверенней станут его движения. Постепенно линию можно заменить бревном или доской.

Если ребенок склонен к полноте, но бегать не любит, целесообразно завести собаку, совместные прогулки с которой будут вынуждать его к совершению большего количества движений, чем обычно.

К активным видам деятельности, которыми можно заниматься постоянно, относят также и уборку игрушек, раскладывание их по заранее отведенным для этого местам. Четырехлетний ребенок может начать помогать по дому – вытирать пыль, убирать посуду, поливать цветы. Приветствуются любые активные виды отдыха – плавание, игра в футбол.

Вырабатываем усидчивость, концентрируем внимание, учимся считать, читать и писать

Кроха кажется еще очень маленьким, но всего через 2–3 года ему идти в школу. Чтобы уроки не стали для ребенка наказанием, необходимо уже с этого времени приучать его к концентрации внимания. Наиболее усидчивыми являются дети, с младенческих лет приученные к тому, что родители рассказывают им сказки и читают книги. Такие дети хорошо запоминают и быстрее усваивают новые навыки, что позволяет им лучше учиться в школе.

Стремление детей к постоянному получению новой информации нужно использовать в полной мере. Так, в процессе ежедневной утренней прогулки можно попросить ребенка пересказать услышанную вечером сказку, стараясь не исправлять допущенные им ошибки в сюжете, но и не допускать откровенного вранья.

как научить ребенка правильно говорить

Подготовительные группы в детском саду

Учить буквы и цифры, сидя за партой скучно и в ряде случаев малоэффективно. Гораздо интересней делать это опять же в ходе прогулки. Дети охотно считают птиц и кошек, деревья, дома, мимо которых они проходят.

Гуляя, можно учиться также чтению и распознаванию цветов. Помочь в изучении богатства цветовой гаммы могут ассоциации. К примеру, при выборе из множества цветов «голубого», ребенок вспомнит, что это цвет неба, и примет правильное решение.

Обучать алфавиту можно, изучая рекламные вывески. Яркие надписи привлекают внимание многих детей, заставлять малыша учить буквы и складывать их в слова для обретения возможности самостоятельного прочтения того, что написано на щите, не придется.

Изучив с ребенком буквы в устной форме можно приступать к их написанию. Облегчить задачу способны специальные прописи, предназначенные для конкретного возраста. Если родитель подобных педагогических навыков в себе не обнаруживает, то малыша можно отдать в специальную подготовительную школу.

В детском саду существуют подготовительные группы, но в них попадают дети старшего возраста. Занятия в подготовительной группе, школе или дома с мамой должны развить творческое и логическое мышление, избавить его от чувства стеснения.

В 4 года малыш должен понимать важность приветствия при встрече и прощания при уходе. Стоит постоянно напоминать ему о таких словах, как, «здравствуйте», «до свидания», «добрый вечер», «доброе утро».

Важно! С ребенком нужно много разговаривать. Если малыш стремится в очередной раз пересказать свою любимую сказку, не стоит останавливать его. С каждым разом он будет делать это лучше и лучше, и в конечном итоге, сможет запомнить истории с большим числом персонажей. Хорошей тренировкой для ума станет изучение стихотворений, пословиц и поговорок.

Развитие речи

Чтобы научить ребенка правильно говорить, не нужно выделять для этого времени. Достаточно общаться с малышом на понятные ему темы, стараясь концентрировать внимание на правильном произношении звуков и букв. Так, при чтении сказки нужно четко проговаривать все буквы, читать медленно с интонацией, неоднократно повторяя непонятные малышу слова.

Проблемные фразы можно попросить воспроизвести. Специально заставлять делать это не нужно.

Правильно разговаривать дети должны учиться в игровой форме. Помочь в этом могут книги с картинками или отдельные карточки с изображениями слов, которые вызывают затруднения в произношении. Показывая малышку карточку с изображением руки, произносят слово «рука» и концентрируют его внимание на звуке «р», после чего просят повторить сказанное с максимальной точностью. Таких карточек должно быть несколько, использовать их можно в любой ситуации – готовя ужин на кухне, прогуливаясь по городу или добираясь из садика домой на общественном транспорте.

Важно! Пытаясь сформировать правильную речь у ребенка, следует забыть о таких паразитических словах, как «че», «тута», «нету». Если слова-паразиты услышаны от незнакомого человека на улице, необходимо указать ребенку на то, что взрослый ошибся, поскольку в детстве не уделял должного внимания тому, что ему говорили родители.

Не нужно расстраиваться, если ребенок не хочет играть или запоминать слова в определенное время. Вполне вероятно, что он чем-то расстроен или же готов предложить более интересное занятие.

Многие родители склонны преуменьшать обнаруженные ими недостатки в процессе воспитания. Чтобы чрезмерно медленное развитие умственных и физических способностей ребенка не стало неприятным сюрпризом при поступлении в школу, необходимо регулярно показывать его кардиологу, офтальмологу, хирургу, отоларингологу, психиатру и логопеду. В 4 года еще есть время все исправить.

Игровые методы развития ребенка смотрите в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

23 Янв 2018      Валерия    
    461      

Источник