Как развить аккуратность у ребенка 2 года

Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей раннего и младшего возраста.
Воспитание аккуратности одна из важных сторон в подготовке детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее и качественнее справляется со своими обязанностями, с ним хорошо и приятно окружающим. Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, дисциплинированности, а также во внешней опрятности.
Навыки опрятности и аккуратности следует начинать воспитывать у детей с первых дней жизни ребенка. Но нужно помнить, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, которая не моется по нескольку дней, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, то какой смысл объяснять подросшему ребенку, что одежда должна быть чистой, что игрушки нужно убирать на место, а во время еды следует пользоваться салфеткой. Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило для родителей – будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы ребенок был всегда чисто одет, умыт, подстрижен, чтобы у него были подстрижены ногти на руках и ногах, чтобы стол, за которым он ест, был красиво сервирован, а его кроватка застелена.
Конечно, этого недостаточно. Важно и самого ребенка приучать к опрятности, воспитывать у него аккуратность.
Начинать это можно с того момента, когда у ребенка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно. Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст – самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребенка. Воспитывая культурные навыки у детей родители часто допускают две ошибки:
- предъявляют ребенку непосильные требования – слишком рано начинают требовать от него, чтобы он аккуратно ел, не пачкал одежду , не разбрасывал игрушки. Непосильные требования в итоге могут стать постоянным источником конфликтов, раздражать и самих взрослых, и ребенка.
- слишком долго все делают за ребенка, забывая о том, что жить за себя придется ему самому, а не маме или папе.
Что может и чего не может делать маленький ребенок?
2 года
К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, раздеваться и одеваться с помощью взрослого. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока еще они непрочны. Ребенок может, заигравшись, не попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки, топая по грязной луже. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него еще не ясен. Многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного поступка, а потому, что так говорит взрослый. Пока еще он только копирует действие взрослых, совершенно не замечая результата. Понимание цели того или иного действия приходит постепенно, складывается к концу раннего возраста.
3 года
Третий год – это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребенок начинает понимать слово “труд”: помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: “я трудюсь”. К трем годам ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться лишь с небольшой помощью взрослого, развязывать и завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расческой, зубной щеткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может все еще не заметить испачканных штанишек.
Обычно в два-три года дети начинают испытывать своих родителей, выясняя, как далеко они могут зайти в нарушении запретов.
- Первый вариант вызова родителям – “Никто не заставит меня сделать то, чего я сам не захочу”, когда беспорядок устраивается специально.
- Второй вариант вызова родителям связан с горшком. В то время, когда ребенок начинает контролировать свои естественные отправления, он осознает, что хозяин тут он и, следовательно, он волен поступать по своему выбору – может сделать то, что маме нравится, а может и то, что не нравится.
Когда малыш намеренно устраивает беспорядок, нет смысла вступать с ним в пререкания. Это только подзадорит его. Он неприменно примет Ваш вызов и покажет свой характер не только в данном случае и не только в этот вечер. Гораздо лучше дать ему понять, что Вам не нравится, когда он так поступает, что вас это огорчает. Гуляя с ребенком на улице, разрешите себе вспомнить, что дети этого возраста любят повозился в грязи, и лучше иногда им позволять это делать, если они заняты познанием мира, а не воспитанием своих родителей. Но ничто не мешает Вам сказать ребенку, что если он встанет на колени, то штаны его испачкаются. А когда он все же сделает это (а он сделает, т.к. дети в этом возрасте еще не в состоянии хорошо держать равновесие, присев на корточки, и стоять на коленях им просто удобнее), покажите ему грязные штаны и скажите, что теперь нужно их постирать, т.к. ходить в грязных штанах некрасиво. Задача взрослых — настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности.
3-6 лет
В этом возрасте дети осваивают не только механические навыки, такие как одевание и умывание. Они постепенно приобщаются к высшим проявлениям человека – например, творчеству как способности видеть и создавать нечто новое. Дайте ребенку все необходимое для “конструктивного” беспорядка: воду, песок, совок, мелки, краски и т.д. Однако нужно понимать, что в ежедневной жизни творческое начало ребенка – это нескончаемый беспорядок. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой. Вы только помешаете ему. Ведь именно посредством игры, проявляя творческие задатки и происходит развитие интелекта ребенка, он растет, как личность. А чтобы не мешать ребенку получать удовольствие от процесса игры и творчества, Вы можете заранее поставить ребенку определенные условия, оговорить некоторые общие правила, которые он уже в состоянии соблюдать. Если ребенок игнорирует ваши указания, будьте терпеливы и настойчивы, пока он не усвоит, что уборка – это необходимый и завершающий этап любой интересной затеи. Помогите ему, если хаос принял пугающие размеры, но не делайте за него его работу.
Итак, несколько правил, которых нужно придерживаться, приучая ребенка раннего возраста к опрятности и к аккуратности.
- Все культурные навыки ребенок осваивает только в совместной деятельности со взрослым. Алгоритм действий:
- Объясните ребенку, зачем нужно соблюдать порядок. Старайтесь, чтобы Ваше объяснение было понятно и интересно малышу.
- Покажите алгоритм правильных действий. Для этого можно использовать песенки, стишки, потешки.
- Помогите выполнить их
- Обязательно дайте им оценку.
По мере освоения ребенком новых навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка.
- Никогда не надевайте на малыша некрасивую, негармонирующую одежду и уж тем более грязную одежду со словами «Он(она) еще маленький (-ая), ничего не понимает, и ему (ей) все равно.» Он маленький, но ему не все равно. О каком воспитании опрятности и аккуратности может идти речь, если на ребенка, отправляя в детский сад, в течение недели надевают в одно и тоже платье или рубашку, как спецовку, которая хранит на себе «следы» вчерашнего обеда. Мы — взрослые одеваем новую одежду практически ежедневно, т.к. одежда так или иначе пачкается, надоедает однообразие, да и что греха таить, показать себя хочется с лучшей стороны. Разве не так? А чем Ваш ребенок хуже Вас?
- Приучайте ребенка ухаживать за своими вещами. Побуждайте его вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
- Воспитывайте у ребенка эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребенка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричесанных волос. Обращайте внимание ребенка на красоту убранной комнаты.
- Учите ребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
- Знакомьте ребенка с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит белье, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь Вам. Помните, что удовольствие делать что-то вместе с Вами – самая высокая награда для малыша. Похвалите его за помощь, подчеркните его сходство со взрослыми. Старайтесь благодарить его не вообще (“ты – молодец”), а за конкретную помощь: “Спасибо, что ты помог мне убрать со стола посуду” и пр.
- Прививайте ребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
- Если ребенок допустил оплошность, посочувствуйте ему, помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразните малыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у него что-то не получается.
- Ругать ребенка за неаккуратность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: “Я тебя не люблю” или “Ты – плохой мальчик”. Лучше сказать так: “Ты нарочно разбил чашку и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды”. Если ребенок рвет страницы книги, ему нужно сказать, что этого делать нельзя. Если он продолжает, следует забрать книжку и объяснить, почему Вы так делаете, но предупредить: “Когда ты захочешь посмотреть книжку, я дам ее тебе. Но рвать страницы нельзя”.
- Прививая детям навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игры.
- Прежде чем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.
- Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребенок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет этого не делать. Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после окончания игр наводить порядок.
Однако воспитывая у детей опрятность и аккуратность, соблюдайте золотую середину. Избегайте педантизма и мелочного контроля над ребенком. Маленький ребенок любознателен, ему все интересно – и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить куличики из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте ему радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему резиновые сапоги. Подберите для него “рабочую одежду” и приучайте надевать ее на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Если чрезмерно зацикливаться на чистоте и порядке, то можно полностью подавить естественные стремления и порывы ребенка к творчеству. Если Вы устанавливаете слишком высокие стандарты; постель, заправленная без единой морщинки, ни соринки на полу — ребенок может вырасти педантичным, одержимым аккуратистом. Такие люди тяжелы для окружающих, т.к. даже легкий беспорядок их раздражает. Кроме того, зачастую они боятся лишний раз что-то предпринять в своей жизни, чтобы не нарушить священный порядок. Не требуйте от ребенка идеальной чистоты! Способность переносить некоторый беспорядок будет, безусловно, более полезным качеством для душевного здоровья Вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.
Использован источник:
«Как развивать у детей навыки опрятности и аккуратность.»
Галигузова Л. Н. https://www.portal-slovo.ru
Источник
Елена Наружных
Воспитание аккуратности у ребёнка 2–3 лет
Аккуратность – это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка,можно определить по поступкам и результатам его деятельности: убрано ли в комнате, наведён ли порядок, насколько тщательно, чисто это выполнено, также по внешнему виду ребёнка, насколько чистоплотен он сам.
Воспитание аккуратности у ребёнка, безусловно, происходит в семье.
Причем, основы закладываются с раннего возраста. Важно прививать ребёнку навыки аккуратного обращения с игрушками и вещами, следить за порядком в комнате, шкафчике с одеждой, за своим внешним видом.
Родители являются для детей всегда примером. Если родители стараются всегда поддерживать в доме чистоту и порядок, всегда опрятны сами, к этому стремятся и их дети. И, наоборот, если родители не следят за порядком, ребёнок никогда не будет аккуратным и чистоплотным. Он будет считать, что такое поведение – норма.
Но не надо требовать от ребёнка слишком многого. Самое главное в воспитании аккуратности у ребёнка – не переусердствовать.
Иногда встречаются случаи, когда ребёнок настолько аккуратен, что его раздражает любая мелочь в своём внешнем виде, в комнате, в шкафчике и т. д. И пока она не будет устранена, он не успокоится. Хорошо, если ребёнок сам в состоянии исправить ситуацию и навести порядок. Но часто он не может это сделать в силу своего возраста, и тогда он требует этого от взрослых.Его раздражает все: это может быть не аккуратно завязанный пояс на платье, не на место положенная кем-то из взрослых игрушка и т. д. Если ребёнок не умеет ещё разговаривать, он может капризничать и даже закатывать истерики, так как хочет, чтобы было всё устранено, а родители его не понимают или считают, что и так все в порядке.
Рекомендации родителям по воспитанию аккуратности у ребёнка:
-отправляя ребёнка в детский сад, не забудьте положить ему в шкафчик бумажные носовые платочки, влажные салфетки, сменную одежду;
текстильных носовых платков может быть несколько: в кармане верхней одежды, для того чтобы ребёнок мог воспользоваться им во время прогулки и в кармане одежды, в которой ребёнок находится в группе;
-когда идёте с ребёнком на прогулку, также с собой берите платочки и влажные салфетки;
давайте возможность ребёнку играть в песочнице, собирать камешки и веточки, не боясь, что он испачкает руки;
-после игр всегда напоминайте ребёнку, что надо навести порядок и игрушки разложить на полочки, аккуратно сложить в коробку или собрать их в песочнице;
-после занятий творчеством: приучайте убирать принадлежности, протирать за собой рабочее место;
не ругайте ребёнка за разлитую воду на столе, испачканную скатерть, чтобы ребёнок не боялся создать творческий беспорядок на рабочем месте, а в первую очередь – развивал свои творческие способности;
при организации занятий творчеством можно использовать клеёнку, дощечку для лепки, баночку-непроливайку;
– можно помогать ребёнку наводить порядок после игр и занятий творчеством, но выполнять работу за него не стоит, чтобы он понимал ответственность и приучался к порядку;
Все необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересными, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Терапевтическая сказка о микробах.
Замечательным воспитательным средством, “приучает” нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика.
Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой,повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз – вкусный обед». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса». Прибегайте к внешним средствам воздействия на ребенка,а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно.
Желаем успехов в воспитании вашего ребёнка!
Использованная литература:
1. «Ребенок от года до трех» Р. Н. Берковиц, Н. Р. Эйгес, «Родительские собрания в детском саду» С. В. Чиркова
2. Развитие личности ребенка от года до трех, Монина Г. Б., Аверин В. А, Лютова-Робертс Е. К., Смирнова Е. О., М.: Генезис 2014
3. Галигузова Л. Н. https://www.portal-slovo.ru
Источник
Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш любил чистоту и порядок, был опрятным и аккуратным. Но маленькие непоседы не всегда готовы исполнять наши желания: они не боятся грязи и ищут самую глубокую лужу, разбивают коленки, ломают игрушки, рассыпают крупу, пачкаются в краске. Это поведение нормально для детей раннего и дошкольного возраста, ведь так они исследуют мир и узнают о свойствах предметов. Тем не менее, воспитывать в ребенке аккуратность нужно. О том, как это сделать, мы расскажем Вам в сегодняшней статье.
Беспорядок – первый шаг к порядку
Малышей до 1,5 лет приучать к аккуратности практически бессмысленно. Во-первых, дети это возраста еще не понимают разницу между порядком и беспорядком, чистота не имеет для них никакой ценности. Во-вторых, их движения еще недостаточно скоординированы, поэтому малышам сложно сделать что-то аккуратно. На этом этапе очень важно позволить ребенку проявить самостоятельность, несмотря на то, что потом, скорее всего, родителям придется потратить время на уборку. Пачкаясь и устраивая беспорядок, годовалый кроха познает мир, устанавливает причинно-следственные связи. Например, только разбив чашку, ребенок узнает, что она хрупкая, а пролив воду – поймет, что она жидкая и не оставляет следов в отличие от краски. Хвалите ребенка, когда он сделал что-то сам, и не ругайте за медлительность и неуклюжесть. Ошибки и беспорядок – важный шаг на пути к формированию аккуратности.
«Помоги мне сделать это самому» – это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.
Лучший возраст для воспитания аккуратности
Возраст от 2 до 4 лет – это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира. Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказанием, пусть она станет для него естественным завершением игры. Можно выделить несколько видов самостоятельной деятельности ребенок, каждый из которых по-своему учит аккуратности:
- Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
- Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
- Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
- Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
- Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
- Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
- Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);
Выполняя несложные действия самостоятельно, ребенок поймет, что их результат зависит только он него. Видя реальные последствия своих действий, малыш постепенно осознает прелесть чистоты и порядка, научится бережно относить к хрупким вещам.
Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием ответственности и аккуратности в старшем дошкольном возрасте.
На пути развития встречаются и кризисные периоды. Многие дети на пороге трехлетнего возраста перестают слушаться взрослых, на все говорят «нет», проявляют своеволие и упрямство. Они нарушают запреты и устраивают беспорядок. Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе. Так как в полемику с малышом вступать бесполезно, вернее всего позволить ему устроить «конструктивный» беспорядок: побрызгаться водой в ванне, вдоволь порисовать красками на большом отрезке обоев, поиграть с песком и так далее.
Как приучить к порядку ребенка 4-7 лет?
В дошкольном возрасте у детей уже достаточно хорошо развита мелкая моторика. Развить аккуратность помогают несложные прописи, в которых нужно обвести рисунок по контуру, а также раскраски, лепка и аппликация. Чем больше опыта в выполнении различных заданий, тем лучше и аккуратнее ребенок их выполняет. Важно отмечать успехи малыша, говорить ему, что сегодня что-то получилось лучше, чем вчера. Не стоит требовать от дошкольника аккуратности во всем, ведь творческие виды деятельности предполагают определенный беспорядок. Достаточно озвучить ребенку общие правила, которые он вполне способен соблюдать (например, не выходить за контур при раскрашивании, стараться не пачкать себя и окружающее пространство и так далее). Помните, что чрезмерная зацикленность на чистоте и порядке может подавить творческие порывы. Приучая малыша к порядку, будьте настойчивыми и терпеливыми. Введите правило, что ребенок всегда сам складывает свои игрушки по местам и помогает взрослым убираться, если он что-то пролил или испачкал.
В дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию гигиенических навыков, а также навыкам бережного отношения к вещам.
Для дошкольников на первый план выходит общением со сверстниками, им важно, что о них думают друзья. Неряшливость может оттолкнуть детей от ребенка, поэтому необходимо научить малыша следить за своим внешним видом. Расческа и зеркало для него должны быть в свободном доступе. В этом деле также важен правильный пример, который подают малышу взрослые. Поведение ребенка может меняться в зависимости от его окружения. В 6 лет дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и у себя дома. В детском саду и на развивающих занятиях малыши часто стараются проявиться себя с лучшей стороны, а то время как дома они расслабляются и дают волю чувствам. Очень важно, чтобы требования, которые предъявляются к ребенку, были едины, несмотря на то, как он реагирует на них (дома чаще возникают капризы и непослушание).
Выводы
Аккуратность – это черта характера, которая пригодится ребенку во взрослой самостоятельной жизни. Обстановка дома и пример родителей оказывает наибольшее влияние на ее формирование. Взрослым необходимо систематически прививать детям гигиенические навыки и приучать их к порядку: дошкольники могут самостоятельно убирать игрушки, умываться, помогать убирать со стола и так далее. Чтобы добиться успеха, проявите терпение и настойчивость, ведь следить за чистотой и правильностью в различных делах должно войти у ребенка в привычку. Однако не требуйте от малыша лишком многого. Болезненное стремление к идеалу может в будущем привести к нервозности и педантичности.
Заключение
На занятиях в Монтессори-центре «Созвездие» у Вашего малыша будет множество возможностей проявить свою самостоятельность. У нас существует единое для всех правило, выполняя которое дети приучаются к порядку: можно брать любые предметы, но после обязательно нужно вернуть их на место. Мы часто имеем дело с водой, красками, сыпучими материалами, делаем творческие работы, а это значит, что в ходе занятий ребенок постоянно совершенствует точность и координацию движений, становится аккуратнее. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник