Как распознать задержку речевого развития у ребенка
Каждой маме приятно осознавать, что ее любимый ребенок — умный, талантливый, способный и многообещающий. Поэтому многие огорчаются, когда, к примеру, ровесник сына говорит лучше, чем собственное чадо. А если еще и мамочка подливает масла в огонь, рассказывая про «а мы еще и предложениями разговариваем»…
Детский невролог Галина Айткешева предлагает родителям не паниковать по поводу задержки речи у ребенка («ой, мы такие молчуны»), а определить норму по календарю речевого развития. Да, такой существует!
1 месяц — улыбка.
2-3 месяца — гуление.
6 месяцев — лепет.
8 месяцев — активный лепет.
9-10 месяцев — слоги «ба-ба, ма-ма».
12 месяцев — до пяти слов.
14 месяцев — соотносит слоги с определенным предметом.
18 месяцев — до 10 слов (в основном название).
24 месяца — двухсловные предложения.
3 года — ребенок в норме правильно произносит: «м, н, б, п, т, к, д, а, о». Словарный запас до 250 слов.
4-летний ребенок правильно произносит: «ф, ч, ш, ц, щ, с, з, в, г». Словарный запас до 2000 слов.
5-летний ребенок правильно произносит: «и, с, р, л». Произношение всех звуков в норме. Словарный запас до 3000.
6-7 лет — произношение всех звуков в норме, понимает образную речь: «на скорую руку», «ни свет, ни заря». Словарный запас 35000 слов.
© Instagram @aytkesheva_galina
А теперь о том, как быть, если развитие речи малыша не совпадает с данным календарем? На эту тему есть мнение невролога Ольги Шемятовской.
Термин «задержка речевого развития» используется неврологами, логопедами, педиатрами, психологами. Часто не очень к месту, — говорит доктор.
От 10 до 15% 2-3 летних детей имеют задержку речи, но только 4-5 % остаются с задержкой к 4 годам. Дальше статистика еще лучше, а нарушения речи сохраняются, в основном, у детей с сопутствующими заболеваниями, вроде расстройств аутистического спектра или синдрома Дауна.
Можно считать, что речь подзадержалась, когда 90% типично развивающихся детей того же возраста, что и ваш, навык освоили, а ваш к освоению навыка даже не приблизился.
Невролог Ольга Шемятовская перечисляет и признаки, которые являются так называемыми «красными флажками» в речевом развитии:
Ребенок до 6 месяцев не реагирует на звуки и обращенную речь. Вообще. Никак.
В 6-9 месяцев не «болтает», то есть не издает любые звуки.
В 12 месяцев не говорит «мама», «папа» (или другие слоги/простые слова, обозначающие родителей), чтобы их позвать.
В 15 месяцев не использует слова (кроме слов обозначающих родителей) для своих запросов или комментариев. И также не использует жесты (знак рукой), чтобы показать, что хочет взять тот предмет.
В 18 месяцев не имеет по крайней мере 5 слов в запасе и никак их не использует. Не указывает на какое-то значимое событие/интересный предмет, чтобы разделить радость. (Например, увидел большой автобус, собачку, реку и зовёт взрослого, чтобы он тоже посмотрел)
В 24 месяца не может объединить 2 слова в словосочетание/простое предложение (я пришёл, привет, баба, хорошая собачка). Это могут быть не обязательно чёткие и понятные слова. Важна сама суть.
© Depositphotos
К какому специалисту идти в этом случае? К неврологу и логопеду. И вот какие вопросы могут задать маме врачи. Их перечислила доктор Ольга Шемятовская:
Есть ли (были) у кого-нибудь в семье проблемы со слухом, речью и ее развитием, социальным навыками, обучением?
Есть ли у ребенка проблемы со слухом (предполагаемые) или факторы риска их развития?
Имели место пренатальные воздействия или перинатальные осложнения? (внутриутробные инфекции, гипоксия, кровоизлияния и другие разнообразные проблемы во время беременности и родов)
Соответствуют ли другие навыки ребенка (в том числе социальные, адаптивные) его возрасту? Случались ли откаты (потери навыков)?
Каков уровень образования родителей, братьев и сестёр ребёнка, других взрослых и детей, живущих или часто контактирующих с ребенком?
Есть ли у родителей и других взрослых, проводящих с ребенком больше всего времени, признаки депрессии?
Прослеживаются ли у ребенка навыки игры и общения с другими детьми?
Какая у вас дома (в том месте, где ребёнок чаще проводит время) лингвистическая среда? (имеется в виду количество и качество речи, которой окружён ребёнок большую часть времени)
Для чего в основном ребенок использует уже полученные речевые навыки (не обязательно слова или фразы)? (Примеры ответов:
- заявление о потребностях (голод, жажда, усталость, дискомфорт, недостаток внимания, желания; разделение с взрослым эмоций: какая большая машина! Какой вкусный торт!;
- выражение идей;
- описание того, что происходит вокруг;
- просто названия предметов).
Логопед Дарья Мартьянова знает, как избежать задержки речевого развития речи детей и поясняет:
Речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству.
© Instagram @martyanovadasha
По мнению эксперта, самый благоприятный период для развития речи – от 0 до 3 лет. Если в период раннего возраста у ребенка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому просто необходимо с самого рождения погрузить ребенка в среду активного речевого общения. Логопед составила подсказки для родителей:
0–3 месяца
- Как развивать ребенка в этом возрасте.
- Пение гласных звуков (о, а, у, и).
- Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
- Пение колыбельных песен.
- Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
- Делайте паузы, чтобы малыш смог вам «ответить» на своём языке.
- Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
- Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
3–5 месяцев
- Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
- Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
- Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
- Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
- Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
5–9 месяцев
- Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
- Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
- Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
- Потешки, прибаутки
- Игра в «Ку-ку» (спрятать лицо, игрушку)
- Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
- Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
- Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
- Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
9–12 месяцев
- Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определенный предмет.
- Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.
- Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
- Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
- Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
- Развиваем моторику
- Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
- Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
- Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
- Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
© Depositphotos
На самом деле, если в семье с ребенком говорят родители, а не телевизор, малыш станет «болтунишкой». Общаясь с крохой, проговаривайте каждое ваше действие. К примеру, это — книжка. Сейчас будем читать. Хвалите ребенка за речевую активность. Давайте ему возможность и стимул сказать о своих желаниях самостоятельно, даже если вы точно знаете, что ему нужно. И помните, ваша речь должна быть понятной и правильной.
Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно. Поэтому говорите с ребенком, читайте ему, обсуждайте что-то интересное!
А как вы развиваете речь своего ребенка?
Читайте также:
- Почему ребенок не разговаривает
- Нарушение речи у детей дошкольного возраста
- Основные причины логоневроза и его лечение
Все фото: Depositphotos
Источник
Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.
Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — расстройство, при котором формирование речи и психических функций, в том числе мышления и эмоционально-волевой сферы, отстаёт от возрастных норм. Источник: Яндекс.Картинки
Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.
Развитие речи и психических функций ребёнка в норме
Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.
1 месяц:
- Задерживает взгляд на ярких предметах
- Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
- Улыбается, когда родитель что-то говорит ему
Источник: Яндекс.Картинки
2 месяца:
- Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
- Поворачивается в сторону звука
- Издаёт гортанные звуки
3 месяца:
- Поворачивается в сторону разговаривающего человека
- Гулит
В этом возрасте должен быть комплекс оживления.
Комплекс оживления проявляется так: видя взрослого, ребёнок сосредотачивает на нём взгляд, машет руками и ногами, улыбается, издаёт звуки. Источник: Яндекс.Картинки
4 месяца:
- Узнаёт маму, радуется, когда её видит
- Смеётся при общении со взрослыми
5 месяцев:
- Определяет своих и чужих
- Различает ласковый и строгий тон
- Долго и певуче гулит
6 месяцев:
- Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
- Произносит отдельные слоги
7 месяцев:
- Лепечет, произносит слоги
- На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет
8 месяцев:
- Произносит слоги громко и чётко
- Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
- Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)
Источник: Яндекс.Картинки
9 месяцев:
- «Пляшет», слыша музыку
- Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
- Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
- Знает своё имя
10 месяцев:
- По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
- Повторяет новые слоги за взрослым
- Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»
11 месяцев:
- Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
- Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
- Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)
12 месяцев:
- Выполняет знакомые действия, когда играет
- Произносит около 10 простых слов
- Повторяет за взрослым новые слова
- Выполняет простые инструкции
- Знает, что такое «нельзя»
1 год-1 год и 3 месяца:
- При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
- Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу
1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:
- Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
- При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
- Использует указательный жест
- Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни
Источник: Яндекс.Картинки
1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев
- Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
- Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
- Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)
1 год и 10 месяцев-2 года
- Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
- Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
- Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия
2 года-2 года и 6 месяцев:
- Фразовая речь (3 и более слов)
- Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
- По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета
2 года 7 месяцев-3 года
- Употребляет сложные придаточные предложения
- Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
- Знает и называет 4 цвета
Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.
Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу
- В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
- В 8-9 месяцев не лепечет
- В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
- В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
- К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
- К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
- В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
- Для коммуникации использует жесты и мимику
Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.
Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.
Причины ЗПРР
ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:
- Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
- Кислородное голодание плода
- Родовые травмы
- Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
- Наследственные заболевания и др.
У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:
- Замкнутость
- Избегание зрительного контакта
- Выстраивание игрушек в ряд
- Нежелание общаться с другими детьми
- Стремление ходить привычными маршрутами и др.
В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.
Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.
К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.
Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.
Источник: Яндекс.Картинки
Диагностика
В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.
Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:
- ЭЭГ
- МРТ головного мозга
- УЗДГ артерий головы
- ЭхоЭГ и др.
Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.
Лор проверяет состояние слухового анализатора.
Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.
Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.
ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.
Лечение ЗПРР
Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:
- Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
- Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
- Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.
Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
Источник
Речь начинает формироваться у детей задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.
О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).
Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3-х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.
Необходимо обратиться к логопеду если:
- была задержка внутриутробного развития
- гипоксия
- долгое нахождение в реанимации
- питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
- КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
- нарушения зрения
- нарушения слуха
- генетические синдромы
- повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
- родовая травма
Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 – 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.
В возрасте от 0 до 1.5 лет
- к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» – эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
- гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
- переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
- в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
- ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
- у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
В возрасте от 1.5 до 2.5 лет
- ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
- не отзывается на свое имя
- отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
- нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
- нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
- на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
- не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
- отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
- делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
- страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
- стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
- стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
- не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
- в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
- в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше
- говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
- ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
- говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
- зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 – 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.
Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 – 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.
Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием.
Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.?
Мы делаем второй Шаг: Проводим обследование.
Детский невролог и ЭЭГ
Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант – это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют “ждать до 3 лет”, ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.
Помните – диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
Сурдолог
Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.
Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты – громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.
У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.
Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.
Может понадобиться компьютерная аудиометрия – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) – это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.
Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:
- формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
- формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
- формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
- формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
- развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)
Источник