Как раскрашивать с ребенком в 2 года

Как раскрашивать с ребенком в 2 года thumbnail

Сашка ненавидел рисовать, раскрашивать и всё, что связано с рисовальными и пишущими предметами. Довольно долго я не считала это проблемой – мало ли, у всех свои предпочтения. Обидно только было, когда в саду у всех пейзажи, а у нас – грязная лужа, ну или, предел творчества – рельсы, а если повезет, то еще со шпалами 🙂 Конечно, ни о каком раскрашивании речь не шла в принципе – ни уговорить, ни заставить было просто невозможно.

По-настоящему взволновалась я только когда ему исполнилось пять лет, и стало понятно, что школа не за горами, и ситуация требует срочного исправления. Взяли тетради Kumon – и вот, пожалуйста, ровно за два месяца у нас есть аккуратно раскрашивающий и с удовольствием рисующий (да-да, прямо рисующий!) маленький будущий школьник.

Ну, конечно, все было не по взмаху волшебной

тетрадки

палочки; помимо мучительных занятий были еще мои ночные чтения методичек и прочей полезности про корректировку этой проблемы.

А пока я страдала и искала способы решения, выяснилось, что таких как мы – делающих с карандашами что угодно, кроме рисования – довольно много. Так что в этой статье поделюсь конкретными практическими действиями, которые могут помочь «уговорить» ребенка рисовать и раскрашивать.

Почему же он не рисует

Если вы спросите ребенка, почему он не хочет рисовать или раскрашивать, вы можете услышать тысячу вариантов ответов, но, в конечном итоге, объективных причин будет всего три:

  • Тяжело (устают пальчики), потому что не натренированы нужные мышцы ручонки,
  • Не получается (опять-таки из-за отсутствия тренировки),
  • Не интересно (потому что не получается).

Все мы хотим быть самыми умными и красивыми, и совершенно не хотим быть лузерами, рисующими самые уродливые картинки в мире. Вдвойне обидно быть лузером после того, как ты час мучительно старательно – до боли в каждом пальчике – выводил линии, а они все равно кривые. Кто после этого захочет продолжить эти страдания?!

Вот и все причины – вот так просто. И исправить это тоже совсем не сложно при определенном усилии со стороны мамы и малыша. Давайте тогда поговорим, что именно нужно делать.

Запасаемся к занятиям

Перед началом большого пути сразу же запаситесь всем необходимым:

  • Ватман или большая настенная раскраска; штук 5 – 7. Если хотите раскраску, выберите что-то в этом роде (это большой плакат)

(их можно купить в Лабиринте по этой ссылке)

  • Красивый (самый красивый в мире!) блокнот или тетрадка – которую выберет сам ребенок
  • Тетрадка Kumon «Давай рисовать» (а лучше – сразу все тетрадки про раскрашивание потому что первые из них тратятся очень быстро)
  • Тетрадка Kumon “Линии» (а лучше – сразу все тетрадки про линии)
  • Любая другая раскраска с мелкими элементами, что-то типа такого (это, кстати, страничка из очень клёвой тетрадки МИФ «Снежинка. Ракушка. Звезда»; как-нибудь расскажу про нее подробнее):
  • Простая самая дешевая шариковая ручка, которая очень жирно пишет (мажется) – мы, взрослые, такие ручки обычно ненавидим
  • Классные, супер-качественные восковые мелки, не меньше 12 цветов (про восковые мелки я рассказывала в этой статье)
  • Классные, супер-качественные деревянные карандаши, не меньше 12 цветов – они понадобятся ближе к концу раскраски «учимся раскрашивать. В зоопарке».

Не жмотьтесь, выбирайте самое-пресамое лучшее. Результаты будут напрямую зависеть от вложений в канцтовары.

Всю эту красоту прячем в надежное место и выдаем только

под расписку

в честь занятий. По окончании занятий надежно убираем обратно.

И – нам нужно сразу же договориться с самими собой, что заниматься мы будем ЕЖЕДНЕВНО по 20 минут. Запланируйте себе это время и ежедневно выделяйте при

любых

обстоятельствах.

Давай рисовать!

Поскольку мы теперь знаем, что все наши проблемы – от отсутствия тренировки, над этим и будем последовательно работать.

1. Разрисоваться

У начинающих дизайнеров, художников – или кому еще внезапно пришлось начать много рисовать – есть такое понятие «разрисоваться»: преодолеть страх перед «чириканьем» по бумаге, перед чистым листом.

Если вдруг вам предыдущий абзац покажется странным, вот возьмите и попробуйте немедленно взять, взмахнуть рукой и быстренько нарисовать… розу. Или, скажем, слона. Если нет постоянной практики рисования, ваша рука дрогнет и замрет в размышлениях о том, с чего начать и как нарисовать правильно. Потом вы – взрослый человек – будете мучительно выводить блееедную кривую линию, постоянно стирая погрешности…

В общем, избавляем детеныша от страха перед чистым листом бумаги. Вешаем на стену ватман или большую раскраску, даем в лапы мягонький клёвый восковой мелок и говорим: «Давай замахнись – и чирикай что есть мочи, как попало, без контуров и прочих условностей. Прямо по стене! Ура!». Как правило, дети соглашаются на такую крамолу очень охотно, и, даже если вначале осторожничают, скоро входят во вкус настолько, что страдают близлежащие обои 🙂

Параллельно с ватманом вводим занятие по линиям; например, по тетради “Учимся и растем. Линии”. Поделите 20 минут напополам: 10 минут калякаем на ватмане, 10 минут рисуем линии. Линии попробуйте проводить шариковой ручкой, а если не пойдет (заметите к 5-6 заданию) – тоже восковыми мелками.

Может так случиться, что в какой-то деть по тетради с линиями малыш заниматься не захочет. Уговаривайте, приманивайте вкусняшками и маленькими подарками, демонстративно засекайте ровно 10 минут (“и отпущу, когда будет столько-то времени”) – что угодно, лишь бы свое время он отзанимался.

Если же совсем никак – категорическое нет – и хоть убейся: тут нам на помощь придет самый красивый блокнотик в мире. Берем этот блокнот и предлагаем малышу поиграть: вы рисуете кривую дорожку, а он ее проходит. Его задача – обыграть вас и пройти ровненько по мудреному пути, который вы для него придумаете. Можно играть на маленькие конфетки или на щелбаны – смотря что он больше любит 🙂

Но блокнотиком не злоупотребляйте – напоминаю, он у вас на крайний случай, если тетрадью “Линии” именно сегодня прям совсем никак не хочется заниматься.

Да, еще – почему именно Линии, а не Раскрашивание?

1. Рисовать линии проще и быстрее, чем раскрашивать, много – много раз возюкая карандашом по одному и тому же месту на листе. Ребенок будет видеть продвижение.

2. Рисуя линии, ребенок потренируется более ловко и точно прицеливаться карандашом, что в дальнейшем поможет ему так же ловко и точно прицеливаться по контуру.

Кстати, если вы посмотрите на карту Kumon, которая напечатана, например, на обложке классической тетради «Учимся раскрашивать» – вы также увидите, что «Простые линии» появляются До этой тетради. И теперь вы знаете, почему 🙂

2. Учимся раскрашивать

Когда закончится первая тетрадка с линиями, можно потихоньку переходить к раскрашиванию. Не бросайте при этом линии – берите следующую тетрадку “Простые линии”. Теперь ваше время для занятий будет распределено так:

  • 5 минут на чириканье по ватману
  • 15 минут – напополам между “Линиями” и “Давай рисовать”

Раскрашивать мы будем восковыми мелками (даже если ребенок будет орать и требовать другой пишущий инструмент – здесь повод проявить непреклонность).

Не даем всю тетрадь целиком! Отрываем именно тот лист, который будем раскрашивать. Раскрасили – отрываем следующий.

Да! Вот еще какой момент. В тетрадках «Давай рисовать» обратная сторона задания пустая не просто так. Она – для рисования. Раскрасили детальку на первой странице задания – обязательно переворачивайте лист и просите нарисовать что-то простое: кубик (квадратик на самом деле, конечно), огурец, апельсин, кусок хлеба, мячик, макаронину… в общем, геометрически простые формы. Конечно, если он вдруг захочет нарисовать человека-паука (как у нас 3-летний его везде рисует) – не препятствуйте, пусть рисует, как хочет и может. Нам здесь самое важное, чтобы он просто тренировал руку любыми способами.

Вначале на качество и аккуратность можно не обращать особого внимания. Подскажите, что контур надо соблюдать, и каждый раз при приближении к контуру говорите «Внимание! Контур! За контур выходить нельзя!». Это нужно пока не для того, чтобы он не выходил за контур, а чтобы просто привык обращать на него внимание.

В какой-то момент вы почувствуете, что малыш комфортно чувствует себя с мелком (допустим, на 10е занятие). Каляки станут смелее, жирнее и быстрее. В этот момент они будут еще кривые и, возможно, по всему листу – нам это не важно пока. Главное, вы видите, что он храбро чирикает примерно там, где нужно. В этот момент… возьмите любую другую раскраску, не Kumon, желательно с мелкими элементами – и предложите раскрасить картинку вместе.

Раскрашивая аккуратно по контуру, показывайте малышу, что делаете это медленно и очень внимательно. Пусть присоединяется и красит рядом. Вы заметите, что он будет стараться повторять за вами, а за счет того, что элементы будут мелкие – у него не будет повода размахиваться; напротив, он будет внимательнее ориентироваться на контур.

Занятий по совместному раскрашиванию не-Кумона вам нужно буквально два – три по 10 минут; и полностью докрашивать картинку не обязательно (только если вам обоим захочется). Возвращайтесь к Kumon и напомните малышу, как аккуратно он раскрашивал маленькие кусочки в не-Кумон раскраске. Предложите проверить, сможет ли он так же аккуратно раскрасить здесь.

Вот с этого момента начинайте более пристально следить за контуром: хвалите за тщательное соблюдение контура (звоните друзьям и родным, рассказывайте красочно – и чтобы малыш слышал – что Контур он Соблюдает); «поругивайте» (ну что же ты так, ай-яй-яй) за его не соблюдение.

В какой-то момент, когда малыш приучится соблюдать контур, научите его, что, если сначала медленно и аккуратно раскрасить возле контура, потом можно быстрыми и размашистыми движениями закрасить середину – так будет гораздо быстрее.

Не забывайте: заниматься вы обязаны не меньше 20 минут в день. Если малыш категорически не желает заниматься по тетрадкам Kumon в какой-то из дней – не настаивайте, а просто вернитесь к той совместной раскраске или к самому лучшему в мире блокноту и рисуйте в нем яблоки и сердечки для раскрашивания.

_____

Всё получится!

Приятных занятий!

Источник

  • 26 Июня, 2019
  • Развитие ребёнка
  • Ирина Сергеева

Вопрос о том, как научить ребенка раскрашивать карандашами, интересует большинство молодых мамочек. И это неспроста, так как процесс рисования очень полезен для малышей. Такое творчество формирует рецепторы зрения, моторику и хорошую речь ребенка.

Как раскрашивают дети?

В 1-1,5 года детки только учатся удерживать карандаш в маленькой ручке. В этом возрасте лучше всего использовать раскраски, в которых можно рисовать при помощи пальчика, смоченного в воде, или пальчиковых красок. Обычно картинки для малышей имеют крупные иллюстрации с толстым контуром и подсказками касаемо выбора цветовой гаммы.

Пальчиковые краски

В младшем возрасте раскраски для детей способствуют расширению кругозора, а картинки подбираются по каждой тематике отдельно (животные, предметы интерьера, природа).

После 3 лет ребенок уже умеет правильно держать карандаш. В этом возрасте малыша уже проще увлечь рисованием, так как он становится более усидчивым. Поэтому раскраски и рисование красками его очень порадуют.

как научить ребенка раскрашивать в контуре

По достижении 4 лет малыши уже могут раскрашивать, соблюдая контуры и размеры рисунка, а также с легкостью способны повторить цветной образец. Стоит отметить, что раскраски для детей такой возрастной категории довольно сложные, они содержат множество мелких иллюстраций. Более того, нередко производители дополняют журналы заданиями с наклейками. Популярными считаются раскраски с героями из мультфильмов, а также рисунки, сделанные в виде комиксов.

Учим ребенка рисовать карандашами

Помните, что лучшим местом для этого увлечения является стол. Не надо заниматься творчеством на полу, кровати или диване – это крайне неудобно и небезопасно. Высота стула и стола должна быть правильно подобрана для роста крохи.

как научить ребенка аккуратно раскрашивать

Не важно, как раскрашивают дети, карандаш всегда необходимо зажимать средним и большим пальцами, а также дополнительно придерживать указательным. Если вы научите кроху правильно держать инструмент, то он быстрее освоит навык. Пальчики должны находиться на уровне выше, чем 2-3 см от заточенного грифеля.

В процессе обучения малышам свойственно с усилием сдавливать карандаш. Спустя пару минут, рука от такого перенапряжения устает. Поэтому очень важно соблюдать время, отведенное на творческий процесс, чтобы пальчики могли расслабляться.

Правильное положение при работе с раскраской

Как раскрашивают дети за столом? Очень важно контролировать, как малыши сидят во время рисования. Спина должна находиться в прямом положении. Раскраска должна лежать на уровне глаз малыша. В одной руке кроха держит карандаш или фломастер, а второй удерживает лист альбома. Локоть должен находиться на столе, чтобы рука была в расслабленном состоянии.

Не забывайте о том, что на первых порах ребенку будет достаточно 10-15 минут. По истечении этого времени необходимо делать перерыв.

Выбираем карандаши

Не нужно выбирать карандаши по принципу «какие были в магазине». Очень важно, чтобы цвета были яркими и насыщенными, а грифель оставлял четкий след при легком нажатии. Качественные карандаши изготавливаются из мягкого дерева, которое довольно просто поддается заточке.

Карандаши для детей

Конечно, малышу не нужен огромный выбор цветов и оттенков. Но чем старше становится ребенок, тем больше оттенков его интересует.

Обратите внимание, что производители канцелярской продукции предлагают несколько видов карандашей: треугольные, цилиндрические и ребристые. Круглые карандаши могут скользить в руке малыша, поэтому его интерес может очень быстро угаснуть, так как удержать инструмент довольно непросто. Ребристые карандаши с наличием нескольких граней могут доставлять дискомфорт маленьким пальчикам. А вот треугольные считаются отличным вариантом. Их очень приятно и комфортно держать, так как каждый пальчик находится на своей грани.

Мальчик с карандашами

Деткам в возрасте от 5 лет можно приобретать акварельные карандаши. Они оставляют очень четкий след, который можно размывать водой. При помощи такого метода можно сделать раскрашивание еще более увлекательным занятием.

Как научить раскрашивать ребенка?

Отличным выбором для мам, которые пытаются научить своих малышей рисовать, не выходя за контур, являются трафареты. Вы можете купить его в специализированном магазине или вырезать картинку из картона высокой плотности своими руками.

Раскраска для малышей

Чтобы малыш смог понять суть процесса, вам следует показать применение трафарета на личном примере. Такие занятия очень увлекают детей, а в скором времени они станут заинтересованы в создании трафаретов.

Основные правила

  1. Лучше всего будет, если кто-то из родителей будет заниматься с ребенком. Таким образом, взрослые могут следить за осанкой малыша, правильным положением бумаги и карандаша в руке крохи.
  2. Неважно, как раскрашивают дети. Начинать лучше с простых заданий. Обычно это крупный рисунок, занимающий место на всей страничке. Как только кроха сможет с легкостью выполнять такие задания, можно переходить к более сложным элементам. Это могут быть крупные пейзажи, несколько персонажей на одной иллюстрации, а также картинки по номерам.
  3. Старайтесь показывать ребенку на личном примере создание штрихов. Многих родителей интересует вопрос о том, как научить ребенка раскрашивать в контуре. Помимо трафаретов, свой пример является отличной альтернативой. Детям свойственно быстро обучаться. Конечно, первое время у него будет получаться не очень удачно, но не забывайте хвалить малыша, ведь он действительно прилагает максимум усилий и старается.
  4. Не ограничивайте ребенка. Некоторые дети не считают нужным действовать согласно установленным правилам. Они могут раскрашивать слоников в зеленый цвет, а зайчиков делать в розовых и фиолетовых оттенках. Ваша задача заключается в том, чтобы ненавязчиво объяснять малышу о существовании природных расцветок животных, деревьев, цветов и т. д.
  5. Не забывайте подвести итог в конце каждой работы крохи с раскраской. Можете отметить его успехи и похвалить.
  6. Если кроха начинает капризничать и говорить о том, что у него ничего не получается, то спокойно улыбнитесь и объясните, что все приходит с опытом, и в скором времени он сможет нарисовать любой предмет, который захочет.

Создаем раскраски самостоятельно

Как научить ребенка раскрашивать в 3 года? Можно начать заниматься с использованием обычного альбома для рисования. Родители могут нарисовать черным фломастером контуры фигур. Лучше всего начинать с квадрата. Как только кроха освоит раскрашивание этой фигуры, можно переходить к более сложным (ромб, круг, треугольник и т. д.).

Во время занятия интересуйтесь у малыша об оттенках, которыми он предпочитает раскрашивать картинки. Пусть называет цвета, если понимаете, что ребенок выбирает неправильный цвет, то постарайтесь во время рисования ему навязчиво объяснить выбор правильного цвета.

Вырезная раскраска своими руками

Многих родителей интересует вопрос, связанный с тем, как научить ребенка аккуратно раскрашивать. Не стоит спешить, в скором времени малыш освоит данный навык рисования и с легкостью будет раскрашивать сложные иллюстрации.

Лайфхак для мам! Вы можете сделать вырезные раскраски своими руками. Такие занятия позволяют научить ребенка соблюдать контуры. Возьмите лист белой бумаги и вырежьте из него по контуру любой предмет. Наклейте полученную фигуру на картон средней плотности. А затем снова вырежьте ножницами по контуру. Теперь предложите крохе разрисовать готовую раскраску.

Елочка из бумаги

Как только ребенок будет справляться с таким заданием, можно усложнить задачу. Например, вы можете вырезать елочку и много кружочков. После этого предложите малышу раскрасить украшения на ней (шарики) в любые цвета. После того как все изображения станут цветными, можно украсить елочку шариками при помощи клея.

Отличным вариантом является составление общей картинки из готовых изображений. Можно добавить домик, солнышко, облака и другое.

Раскраски являются довольно увлекательным занятием, а если к ним добавить еще и созданные изображения своими руками, то можно создавать любые сюжетные композиции при помощи фантазии ребенка и родителей. Более того, аппликации не меньше интересуют детей, чем раскраски. Старайтесь подходить к любой игре максимально творчески.

Источник

Прочитать полный текст статьи можно здесь

https://psy.1september.ru/2003/35/9.htm

ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

….

…Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

….

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА

Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.

Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения.

Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.

Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюллер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».

Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули – это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. На этом уровне еще невозможно говорить о произвольности самого «рисуночного» движения, регуляции его силы и направления.

А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» – это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Часто ребенок добавляет при рисовании и вокализацию, обычно ритмически вторящую движениям руки. Сами ритмические каракули могут быть совершенно различны по своему графическому исполнению: от плохо оформленных ломаных линий до спиралевидных изображений, в которых можно увидеть уже и круг. Но ровно до тех пор, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» изображенное, оно остается всего лишь каракулями.

Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.

Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем – к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными – возникает стадия ритмических каракулей.

А.А. Смирнов (1980) отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы… за этой же первой стадией, падающей обычно на начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам, но резко отличная по переживаниям самого ребенка, стадия бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного».

Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, – называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» – ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем – это отношение к нему самого ребенка.

Этот путь – от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5 года он переходит к следующему периоду – изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет).

Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями (В.В. Зеньковский).

По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем – намеренное изображение» (В.С. Мухина, 1985). После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения (рис. 5, 6).

Взрослые, как правило, проявляют значительный интерес к первым попыткам рисования ребенка, эмоционально поддерживают его. Но потом «из лучших побуждений» возникает желание руководить процессом рисования, и ребенку начинают показывать, как «правильно» рисовать домик, солнышко, цветок. Постоянно спрашивают, что он нарисовал.

Сначала малыш продолжает чертить свои каракули, но постепенно он начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает ему название, вновь и вновь рисует линии и в получившихся «каляках» пытается узнать предмет. Иногда одним и тем же линиям он дает несколько названий.

Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.

Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов.

В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, – «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, – «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер) (рис. 7, 8).

Существует точка зрения, что дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются не только живым воображением, но и вербальной активностью (Н.П. Сакулина). Рисунок становится в этом случае лишь опорой для развертывания рассказа, поэтому изобразительная сторона у этих детей несколько страдает, в отличие от тех, кто сосредоточен на изображении. Эти дети, активно воспринимая предметы, не только пытаются передать характерные черты объектов, но и заботятся о качестве создаваемых ими рисунков1 (О.Ю. Михалёва, 2003).

На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6-7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.

Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.

Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.

Например, изображение человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован (см. ниже описание рисунка человека).

Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.

Последний этап изобразительного периода – это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.

—–

Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.

Хорошо известно, что далеко не все дети (несмотря на достаточно развитое восприятие и пространственное мышление) оказываются способными к намеренному построению изображения. Реализация графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями, так как требует и контроля над собственными действиями.

Анализируя собственно содержание детского рисунка, можно отметить, что оно в первую очередь основано на тех графических образах, которые дети заимствуют у взрослых, то есть в достаточной степени детерминировано (или ограничено) социальной ситуацией развития.

В рисунках детей из разных стран мы можем встретить дома, деревья, цветы, машины, людей и т.д. Часто изображение человека является упрочившимся стереотипом.

Содержание рисунков детей, рано начавших посещать группы «эстетического развития»

или «хорошие» детские сады, почти всегда соответствует принятой программе. Здесь можно увидеть стандартные ленточки, дорожки, забор, солнышко, шарик, баранку, снеговика, цветок, елку и т.п.

Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки – семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей.

Начиная с этого возраста (5 лет) при благоприятных условиях дети постепенно уходят от изображения узкого числа объектов и при поддержке взрослого преодолевают привычные шаблоны. В это время дети рисуют особенно много не только реальных объектов, но и фантастических персонажей.

Однако не все дети могут уйти от стереотипных изображений. Известно, что в силу разных причин ребенок может как бы «застрять» на узком круге тем, что безусловно будет являться отражением определенной проблемной для ребенка зоны или являться отражением инертности ребенка, стереотипности его деятельности в целом.

Отдельная тема – обучение рисованию, влияние стереотипов взрослого мира на динамику и характер сюжетов детских рисунков. Существует точка зрения (ее придерживаются художники), что до определенного возраста, лет до 12-13, вообще не нужно ни во что вмешиваться, да и позже можно «править» лишь технику. Это касается в первую очередь художественно одаренных детей.

… «Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов» (Мухина, 1985).

Таким образом, можно говорить о наличии двух противоположных тенденций – развитие собственных графических образов и использование графических шаблонов. Понятно, что при прочих равных условиях развитие детского рисунка будет зависеть от того, какая из этих тенденций возобладает при работе с ребенком.

……

Наталья СЕМАГО,

кандидат психологических наук

Взято из рассылки “Клуб “неНОРМАЛЬНЫЕ родители” Юлии Матвеевой https://be.ru//home.child.nenorma1/200910/26115237.html

Источник