Как работать с ребенком у которого задержка речевого развития

Как работать с ребенком у которого задержка речевого развития thumbnail

Статья:

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь – это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто – родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно – ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам – «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».

  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50-100 слов.

  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200-300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных – «мяу», «гав-гав» и т. д.

  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны – ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4-5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.

  • В 9 месяцев не лепечет.

  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».

  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.

  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) – это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи – ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.

  • Задержка экспрессивной речи – речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.

  • Расстройство рецептивной речи – ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.

  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку – ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.

  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка – ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.

  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека – в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи – ведь их и так понимают!

  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.

  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3-4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное – не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;

  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;

  • нарушения зрения;

  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);

  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);

  • алкоголизм родителей;

  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);

  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист – дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либоневрологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4-5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению – главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.

Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.

  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры – лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно – в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.

  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент – чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Статья:

ЧТО ТАКОЕ ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.

Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.

К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.

Первичные причины

Внутриутробное развитиеРождение ребенка
  • Тяжелый токсикоз.
  • Нейроинфекции, перенесенные беременной.
  • Употребление алкогольных и наркотических веществ, курение.
  • Несовместимость резус-фактора и группы крови.
  • Гипоксия плода (снижение кислорода в органах и тканях).
  • Недоношенность.
  • Травмы, полученные в процессе рождения.
  • Асфиксия плода (удушье).

Вторичные причины

Биологического происхожденияСоциального происхождения
  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в результате вакцинации.
  • Заболевание, повлекшее снижение иммунной системы в раннем возрасте.
  • Родители черезчур сильно опекают малыша.
  • Запугивания ребенка.
  • Заниженная самооценка самих родителей.
  • Постоянное чувство тревоги у родителей.

Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.

  • I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
  • II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
  • III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.

ПРИЗНАКИ ЗРР

Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:

ВозрастПризнаки
до 1 годаРебенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь.
1,5 годаНе воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”.
2 годаВ речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку).
2,5 годаНе может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих.
3 годаСобственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи.

При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.

ДИАГНОСТИКА ЗРР

Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.

Диагностика ЗРР включает в себя:

  • Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
  • Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
  • Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.

Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:

  • ЭКГ.
  • МРТ.
  • ЭхоЭГ.
  • Дуплексное сканирование артерий головы.

В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.

ЛЕЧЕНИЕ

Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.

Полное лечение включает в себя:

  • Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
  • Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
  • Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
  • Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
  • Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР

Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.

В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подвижным и пальчиковым играм.
  • Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
  • Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
  • Развитию пассивного и активного словарного запаса.
  • Формированию связной речи.

Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.

Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

21.01.2019 | Анна Новик 25 комментариев

задержка речевого развития

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

  • Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
  • С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
  • В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция – растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание
  • Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
  • Трудности с выполнением словесных инструкции
  • Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

  • Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
  • Наследственность – нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
  • Родовые патологии – асфиксия, родовая травма
  • Заболевания первых лет жизни ребенка:
    • инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
    • травмы головного мозга
    • повреждения неба
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия – недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
  • Агрессивный информационный поток
  • Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

  • Позднее прорезывание и становление речи;
  • Бедный словарный запас;
  • Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

1 год

  • Словарный запас – 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

2 года

  • Словарный запас – около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка – тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте- большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.

Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Конспекты, вебинары и тренинги Анны Новик →

Reader Interactions

Источник