Как проводится реанимация ребенку до 1 года младенцу

Как проводится реанимация ребенку до 1 года младенцу thumbnail

Дети любого возраста подвержены различным травмам, несчастным случаям, инфекционным заболеваниям, аллергическим реакциям, которые могут привести к критическим состояниям. Поэтому знать правила проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) у детей должны не только медицинские работники, но и родители.

Как проводится реанимация ребенку до 1 года младенцу

Сердечно-легочная реанимация

Сердечная и легочная реанимация – комплексные меры, необходимые для возобновления жизнедеятельности. СЛР эффективна только на стадии клинической смерти – это критическое состояние, при котором, несмотря на отсутствие признаков жизни, необратимые процессы в головном мозге пока не произошли.

Если в этом периоде правильно оказать неотложную помощь, то возможно полное или частичное восстановление здоровья. Эффективность СЛР во многом зависит от длительности проведения первичной реанимации.

Важно!

Необратимые изменения в мозге развиваются уже через 10 минут после наступления клинической смерти. Если вернуть пострадавшего к жизни в течение 5-6 мин., то высока вероятность полного восстановления мозговых структур.

СЛР включает несколько манипуляций, которые в детской практике характеризуются специфическими особенностями.

Основная цель СЛР у детей

Основные цели СЛР:

  • Возобновить циркуляцию крови;
  • Восстановить самопроизвольное вдыхание и выдыхание воздуха.

В медицинской практике применяется несколько вариантов проведения сердечно-легочной реанимации. Взрослым неотложную помощь рекомендуют начинать с закрытого массажа сердца, поскольку у них клиническая смерть чаще всего развивается именно на фоне сердечной патологии.

У детей же сердце, как правило, здоровое, а первичной причиной клинической смерти является асфиксия – прекращение дыхания. Так что первоочередная цель СЛР у детей – восстановить проходимость респираторного тракта, возобновить процесс дыхания.

Как проводится реанимация ребенку до 1 года младенцу

Как диагностировать нарушение кровообращения

Основные симптомы клинической смерти:

  • Полная утрата сознания, отсутствие ответа на внешние раздражители;
  • Невозможность самостоятельного дыхания;
  • Прекращение работы сердца.

Выяснить, в сознании ли малыш, можно громко позвав его и сжав руку или ногу. Если ответной реакции нет, это говорит об отсутствии сознания.

Оценить наличие кровообращения можно с помощью пальпации пульса. Лучше всего определять пульс у детей на сонной артерии. Для этого подушечки 2 и 3 пальцев прикладывают к шее на уровне выступа щитовидного хряща. Пульсация определяется в бороздке между хрящом и кивательной мышцей. Если пульс на сонной артерии отсутствует – это признак остановки сердца.

Наличие дыхания определяют по правилу «СОС» – «слушай, ощущай, смотри». Нужно приблизить щеку к лицу ребенка. Это позволяет услышать звук выдыхаемого воздуха, ощутить его движение на коже щеки, одновременно наблюдая за наличием дыхательных движений грудной клетки.

Обратите внимание!

Проводить оценку признаков жизни нужно максимально быстро – по правилам за 10 секунд. Это реально сделать, если определять наличие пульса и дыхания одновременно.

Из чего состоит первичная реанимация

Под первичной реанимацией подразумевают 3 мероприятия:

  • Очищение дыхательных путей;
  • Искусственное дыхание по методу «рот в рот» либо «рот в нос и рот»;
  • Закрытый массаж сердца через переднюю грудную стенку.

Для проведения первичной реанимации нет необходимости в медицинском образовании. Ее может осуществлять любой человек с нужными навыками. По статистике в детском возрасте правильное проведение СЛР чаще оказывается успешным, поскольку у малышей, как правило, отсутствуют хронические болезни сердца или легких. Однако следует учесть, что у детей начальная сердечно-легочная реанимация имеет свои особенности.

Видео – Базовая СЛР у детей

Как обеспечить проходимость дыхательных путей у ребенка

Метод, который поможет обеспечить проходимость респираторного тракта, зависит от причин клинической смерти:

  1. При перекрывании дыхательных путей плотным объектом проводится прием Геймлиха – тело пострадавшего обхватывают обеими руками, расположив кисти на уровне нижнего края ребер, а затем резко сдавливают грудную клетку с эпигастральной областью в передне-заднем направлении и вверх. За счет повышения давления в трахеобронхиальном дереве предмет вытолкнет наружу. Об особенностях помощи новорожденным при вдыхании инородного тела можно прочитать здесь.
  2. Если произошло утопление и в бронхиальное дерево попало большое количество воды, малыша следует положить животом на бедро спасателя, чтобы голова свободно свешивалась вниз, а затем слегка постучать по спине, смещая руку к затылку.
  3. При наличии в ротовой полости рвотных масс, пищи или густой слизи голову ребенка поворачивают на бок и обернутыми салфеткой пальцами механически удаляют содержимое изо рта.

Провести перечисленные процедуры нужно максимально быстро, чтобы не упустить драгоценные секунды.

Важно!

Пренебрегать очисткой дыхательных путей нельзя. Если начать искусственное дыхание, не удалив предварительно инородные тела и жидкость, то они могут продвинуться еще глубже по бронхиальному дереву, что усугубит нарушения.

Алгоритм проведения СЛР: подготовка и ИВЛ

Для начала вынесите малыша из опасной зоны и покиньте ее сами. Обеспечьте достаточный приток воздуха. Если вы в одиночку оказываете помощь ребенку старше 10 лет, то перед началом реанимационных мероприятий нужно позвать кого-то на подмогу или самостоятельно вызвать спасателей. Если же ребенок младшего возраста, то обратиться за помощью можно только после 1-2 минут проведения СЛР.

В первую очередь пострадавшего помещают на жесткую ровную поверхность вверх лицом. Прежде чем начать искусственное дыхание, нужно придать голове и шее правильное положение. С этой целью голову больного слегка запрокидывают, а нижнюю челюсть выводят вперед, захватив пальцами ее углы и слегка потянув на себя.

У новорожденных строение дыхательных путей несколько отличается, поэтому запрокидывать их голову нужно совсем немного. При подозрении на травму позвонков шейного отдела запрокидывать голову и вовсе не стоит.

После этого переходят непосредственно к искусственной вентиляции легких (ИВЛ):

  1. Нос пациента зажимают двумя пальцами, рот герметично накрывают своими губами и выдыхают воздух. Новорожденным удобнее выполнять ИВЛ способом «рот в нос и рот», когда губами одновременно накрывают и носовые ходы, и рот.
  2. Частота вдохов и объем вдуваемого воздуха зависят от того, сколько ребенку лет. Новорожденным искусственное дыхание проводится с частотой 40 за минуту, а детям 6 лет – 20-25 в мин.. Глубина вдоха должна быть небольшой – не выдыхайте полностью весь воздух из легких. Объем легочной ткани у малыша намного меньше. Новорожденным достаточно выдохнуть тот воздух, который находится у вас в ротовой полости между надутыми щеками.
  3. Длительность одного выдоха примерно равна 1,0-1,5 секунды.
  4. Критерий эффективности ИВЛ – видимое расширение грудной клетки пострадавшего. Если грудь остается неподвижной, попробуйте вдохнуть побольше воздуха или изменить положение головы ребенка.
  5. Дождитесь, когда произойдет пассивный выдох, а затем проведите еще одно вдувание. После этого начинайте закрытый массаж сердца.

Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки

Выполнение непрямого массажа сердца у детей имеет ряд особенностей:

  1. Младенцам до года нужно поставить на нижнюю часть грудины подушечки больших пальцев друг на друга, а ладонями полностью обхватить грудную клетку. Другой способ – выполнять нажатия одной рукой, поместив на нижнюю треть грудины 2 и 3 пальцы.
  2. Более взрослым детям компрессии проводят классическим способом – устанавливают ладони на нижние отделы грудины, одну на другую, и производят нажатие всем корпусом, а не только руками. Детям до 8 лет допустимо нажимать на грудь одной рукой.
  3. Глубина смещения грудины тоже зависит от возраста. У младенцев первого года жизни этот показатель составляет 1,5-2,0 см, в 1-8 лет – 2,5-3,5 см, старше 8 лет – 4-5 см.
  4. Оптимальная частота компрессий в среднем составляет 110 в минуту.
  5. Всего выполняют 30 нажатий, а потом снова дважды вдыхают в легкие пациента воздух.

Реанимационные мероприятия продолжают до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Если ваши действия возымели эффект и у малыша нормализовались дыхание и сердечная деятельность, то его нужно перевернуть на бок, немного согнув вышележащую ногу в колене, и наблюдать за его состоянием до прибытия помощи.

Видео – Сердечно-легочная реанимация младенцев

Возрастные нормы ЧСС, АД, частоты дыхания

Наблюдение за состоянием пациента подразумевает подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД) и измерение артериального давления (АД). Пульс можно подсчитывать на любой магистральной артерии – лучевой, плечевой, сонной и т. д. – либо положив руку на левую половину грудной клетки.

Частоту дыхания определяют визуально по экскурсии ребер или кладут руку на грудь пациента, чтобы ощутить ее подъемы. Измерить АД можно только при наличии специального аппарата.

Читайте также:  Что делать если ребенок 1 год ничего не ест

При этом нужно учитывать, что нормы перечисленных показателей различаются у лиц разного возраста.

  • До 1 месяца: ЧСС – 120-170 уд./мин.; ЧД – 45-60; АД – 59-71/30-40 мм рт. ст.;
  • 1 мес. – 2 года: ЧСС – 120-140 уд./мин.; ЧД – 35-45; АД – 85-100/35-45 мм рт. ст.;
  • 3 года – 7 лет: ЧСС – 120-149 уд./мин.; ЧД – 20-25; АД – 86-110/55-63 мм рт. ст.;
  • 8 – 16 лет: ЧСС – 78-84 уд./мин.; ЧД – 18-25; АД – 93-117/59-75 мм рт. ст..

В детском возрасте за счет высокой активности всех обменных процессов частота пульса и дыхания существенно выше, чем во взрослом. Однако нужно помнить о том, что на эти показатели влияют внешние условия. Например, на холоде они снижаются, а при высокой температуре тела и окружающей среды повышаются.

Важно также оценивать ритмичность сердечных сокращений и дыхания. Тревожный знак – редкое прерывистое дыхание или замедленное сердцебиение с большими паузами между ударами сердца. Если дыхание и сердцебиение неритмичны, то их частоту нужно подсчитывать строго в течение минуты.

Также следует обращать внимание на цвет кожных покровов. Заставляют насторожиться их чрезмерная бледность или синюшный оттенок.

Если вы хотите качественно научиться оказывать неотложную помощь, то имеет смысл походить на специальные курсы и отработать навыки на манекенах. Это поможет не растеряться в критический момент и провести все манипуляции быстро и четко.

Источник

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1.     Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2.     Положите малыша на спину;

3.     Позовите кого-нибудь на помощь;

4.     Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5.     Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6.    Проверьте наличие пульса в течение 5 – 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

     7.     При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

– частота не менее 100 в 1 мин.;

– глубина 2 – 3 см;

– соотношение толчков на грудину и вдуваний – 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8.     После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей – кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1.    Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3.     Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4.     Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5.     Выполняйте 1 – 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6.     Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7.     Осмотрите рот пострадавшего:

– если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

– если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
– после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

        Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

        Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

        Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

– у новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

– у детей 4-6 месяцев – 35-40

– у детей 7 месяцев – 35-30

– у детей 2-4 лет – 30-25

– у детей 4-6 лет – около25

– у детей 6-12 лет – 22-20

– у детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

– у новорожденных – 140

– у детей 6 месяцев – 130-135

– у детей 1 года – 120-125

– у детей 2 лет  – 110-115

– у детей 3 лет  – 105-110

– у детей 4 лет  – 100-105

– у детей 5 лет  – 100

– у детей 6 лет  – 90-95

– у детей 7 лет  – 85-90

– у детей 8-9 лет  – 80-85

– у детей 10-12 лет  – 80

– у детей 13-15лет  – 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

презентация

Источник

Проведение сердечно-легочной реанимации у детей

Последовательность трех важнейших приемов сердечно-легочной реанимации сформулирована P. Safar (1984) в виде правила «АВС»:

  1. Aire way ореп («открой дорогу воздуху») обозначает необходимость освободить дыхательные пути от препятствий: западания корня языка, скопления слизи, крови, рвотных масс и других инородных тел;
  2. Breath for victim («дыхание для пострадавшего») обозначает ИВЛ;
  3. Circulation his blood («циркуляция его крови») обозначает проведение непрямого или прямого массажа сердца.
Читайте также:  Температура после прививок у ребенка 1 5 года

Мероприятия, направленные на восстановление проходимости дыхательных путей, проводят в такой последовательности:

  • пострадавшего укладывают на жесткое основание навзничь (вверх лицом), а если возможно – в положение Тренделенбурга;
  • разгибают голову в шейном отделе, выводят вперед нижнюю челюсть и одновременно открывают рот у пострадавшего (тройной прием Р. Сафара);
  • освобождают рот больного от различных инородных тел, слизи, рвотных масс, сгустков крови с помощью пальца, обвернутого платком, отсоса.

Обеспечив проходимость дыхательных путей, немедленно приступают к ИВЛ. Существует несколько основных ее методов:

  • непрямые, ручные методы;
  • методы непосредственного вдувания воздуха, выдыхаемого реаниматором, в дыхательные пути пострадавшего;
  • аппаратные методы.

Первые имеют в основном историческое значение и в современных руководствах по сердечно-легочной реанимации вообще не рассматриваются. Вместе с тем не следует пренебрегать ручными приемами ИВЛ в трудных ситуациях, когда нет возможности оказать пострадавшему помощь другими способами. В частности, можно применить ритмические сжатия (одновременно обеими руками) нижних ребер грудной клетки пострадавшего, синхронизированные с его выдохом. Этот прием может оказаться полезным во время транспортировки больного с тяжелым астматическим статусом (пациент лежит или полусидит с запрокинутой головой, врач стоит спереди или сбоку и ритмично сдавливает его грудную клетку с боков во время выдоха). Прием не показан при переломах ребер или выраженной обструкции дыхательных путей.

Преимущество методов прямого раздувания легких у пострадавшего состоит в том, что с одним вдохом вводится много воздуха (1-1,5 л), при активном растягивании легких (рефлекс Геринга-Брейера) и введении воздушной смеси, содержащей повышенное количество углекислого газа (карбоген), стимулируется дыхательный центр больного. Используются методы «изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в нос и рот»; последний способ обычно применяется при реанимации детей раннего возраста.

Спасатель стоит на коленях сбоку от пострадавшего. Удерживая его голову в разогнутом положении и зажав двумя пальцами нос, он плотно охватывает губами рот пострадавшего и делает подряд 2-4 энергичных, не быстрых (в течение 1-1,5 с) выдоха (должна быть заметной экскурсия грудной клетки больного). Взрослому обычно обеспечивают до 16 дыхательных циклов за минуту, ребенку – до 40 (с учетом возраста).

Аппараты ИВЛ различаются по сложности конструкции. На догоспитальном этапе можно использовать дыхательные саморасправляющиеся мешки типа «Амбу», простые механические аппараты типа «Пневмат» или прерыватели постоянного воздушного потока, например по методу Эйра (через тройник – пальцем). В стационарах применяют сложные электромеханические устройства, обеспечивающие ИВЛ В течение длительного срока (недели, месяцы, годы). Кратковременная принудительная ИВЛ обеспечивается через носоротовую маску, длительная – через интубационную или трахеотомическую трубку.

Обычно ИВЛ сочетают с наружным, непрямым массажем сердца, достигаемым с помощью компрессии – сжатия грудной клетки в поперечном направлении: от грудины к позвоночнику. У детей старшего возраста и у взрослых это граница между нижней и средней третью грудины, у детей раннего возраста – условная линия, проходящая на один поперечный палец выше сосков. Частота сжатий грудной клетки у взрослых составляет 60-80, у младенцев – 100-120, у новорожденных – 120-140 в минуту.

У младенцев один вдох приходится на 3-4 сжатия грудной клетки, у детей старшего возраста и взрослых это соотношение составляет 1:5.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют уменьшение цианоза губ, ушных раковин и кожи, сужение зрачков и появление фотореакции, повышение АД, появление у больного отдельных дыхательных движений.

Вследствие неправильного расположения рук реаниматора и при чрезмерных усилиях возможны осложнения сердечно-легочной реанимации: переломы ребер и грудины, повреждение внутренних органов. Прямой массаж сердца делается при тампонаде сердца, множественных переломах ребер.

Специализированная сердечно-легочная реанимация включает более адекватные приемы ИВЛ, а также внутривенное или внутритрахеальное введение медикаментов. При внутритрахеальном введении доза препаратов должна быть у взрослых в 2 раза, а у младенцев в 5 раз выше, чем при внутривенном введении. Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

Условие успеха сердечно-легочной реанимации у детей – это освобождение дыхательных путей, ИВЛ и подача кислорода. Самая частая причина остановки кровообращения у детей – гипоксемия. Поэтому во время СЛР подается 100 % кислород через маску или интубационную трубку. В. А. Михельсон и соавт. (2001) дополнили правило «АВС» Р. Сафара еше 3 буквами: D (Drag) – лекарства, Е (ECG) – электрокардиографический контроль, F (Fibrillation) – дефибрилляция как метод лечения нарушений сердечного ритма. Современная сердечно-легочная реанимация у детей немыслима без этих компонентов, однако алгоритм их применения зависит от варианта нарушения сердечной деятельности.

При асистолии используется внутривенное или внутритрахеальное введение следующих препаратов:

  • адреналин (0,1 % раствор); 1-я доза – 0,01 мл/кг, следующие – 0,1 мл/кг (черезкаждые 3-5 миндо получения эффекта). При внутритрахеальном введении дозу увеличивают;
  • атропин (при асистолии малоэффективен) вводится обычно после адреналина и обеспечения адекватной вентиляции (0,02 мл/кг 0,1 % раствора); повторяют не более 2 раз в той же дозе через 10 мин;
  • бикарбонат натрия вводят только в условиях продолжительной сердечно-легочной реанимации, а также если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне декомпенсированного метаболического ацидоза. Обычная доза 1 мл 8,4 % раствора. Повторять введение препарата можно только под контролем КОС;
  • допамин (дофамин, допмин) применяется после восстановления сердечной деятельности на фоне нестабильной гемодинамики в дозе 5-20 мкг/(кг мин), для улучшения диуреза 1-2мкг/(кг-мин) длительно;
  • лидокаин вводят после восстановления сердечной деятельности на фоне постреанимационной желудочковой тахиаритмии болюсно в дозе 1,0- 1,5 мг/кг с последующей инфузией в дозе 1-3 мг/кг-ч), или 20-50 мкг/(кг-мин).

Дефибрилляцию проводят на фоне фибрилляции желудочков или желудочковой тахикардии при отсутствии пульса на сонной или плечевой артерии. Мощность 1-го разряда 2 Дж/кг, последующих – 4 Дж/кг; первые 3 разряда можно делать подряд, не контролируя ЭКГ-монитором. Если на приборе другая шкала (вольтметр), 1-й разряд у детей грудного возраста должен быть в пределах 500-700 В, повторные – в 2 раза больше. У взрослых соответственно 2 и 4тыс. В (максимально 7 тыс. В). Эффективность дефибрилляции повышается путем повторного введения всего комплекса средств медикаментозной терапии (включая поляризующую смесь, а иногда сернокислую магнезию, эуфиллин);

При ЭМД у детей с отсутствием пульса на сонной и плечевой артериях используются следующие методы интенсивной терапии:

  • адреналин внутривенно, внутритрахеально (при невозможности катетеризации с 3 попыток или в течение 90 с); 1-я доза 0,01 мг/кг, последующие – 0,1 мг/кг. Введение препарата повторяют через каждые 3-5 мин до получения эффекта (восстановление гемодинамики, пульса), далее – в виде йнфузий в дозе 0,1-1,0мкг/(кгмин);
  • жидкость для восполнения ОЦП; лучше применять 5 % раствор альбумина или стабизол, можно реополиглюкин в дозе 5-7 мл/кг быстро, капельно;
  • атропин в дозе 0,02-0,03 мг/кг; возможно повторное введение через 5-10 мин;
  • бикарбонат натрия – обычно 1 раз 1 мл 8,4 % раствора внутривенно медленно; эффективность его введения сомнительна;
  • при неэффективности перечисленных средств терапии – элекгрокардиостимуляция (наружная, чреспищеводная, эндокардиальная) безотлагательно.

Если у взрослых желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков – основные формы прекращения кровообращения, то у детей раннего возраста они наблюдаются исключительно редко, поэтому дефибрилляция у них почти не используется.

В случаях, когда поражение головного мозга настолько глубоко и обширно, что становится невозможным восстановление его функций, в том числе стволовых, диагностируется смерть мозга. Последняя приравнивается к смерти организма в целом.

В настоящее время не существует законных оснований для прекращения начатой и активно проводимой интенсивной терапии у детей до естественной остановки кровообращения. Реанимация не начинается и не проводится при наличии хронического заболевания и патологии, несовместимой с жизнью, что заранее определено консилиумом врачей, а также при наличии объективных признаков биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение). Во всех остальных случаях сердечно-легочная реанимация у детей должна начинаться при любой внезапной остановке сердца и проводиться по всем правилам, описанным выше.

Читайте также:  Свечи от геморроя ребенку 1 год

Продолжительность стандартной реанимации при отсутствии эффекта должна быть не меньше 30 мин после остановки кровообращения.

При успешном проведении сердечно-легочной реанимации у детей удается восстановить сердечную, иногда одновременно и дыхательную функции (первичное оживление) по меньшей мере у половины пострадавших, однако в дальнейшем сохранение жизни у пациентов наблюдается значительно реже. Причиной тому служит постреанимационная болезнь.

Исход оживления во многом предопределяют условия кровоснабжения мозга в раннем постреанимационном периоде. В первые 15 мин кровоток может превышать исходный в 2-3 раза, через 3-4 ч происходит его падение на 30-50 % в сочетании с возрастанием сосудистого сопротивления в 4 раза. Повторное ухудшение мозгового кровообращения может наступить спустя 2-4 дня или 2-3 нед после СЛР на фоне почти полного восстановления функции ЦНС – синдром отсроченной постгипоксической энцефалопатии. К концу 1-х-в начале 2-х суток после СЛР может наблюдаться повторное снижение оксигенации крови, связанное с неспецифическим поражением легких – респираторным дистресс-синдромом (РДС) и развитием шунтодиффузионной дыхательной недостаточности.

Осложнения постреанимационной болезни:

  • в первые 2-3 дня после СЛР – отек мозга, легких, повышенная кровоточивость тканей;
  • через 3-5 сут после СЛР – нарушение функций паренхиматозных органов, развитие манифестной полиорганной недостаточности (ПОН);
  • в более поздние сроки – воспалительные и нагноительные процессы. В раннем постреанимационном периоде (1-2 нед) интенсивная терапия
  • проводится на фоне нарушенного сознания (сомноленция, сопор, кома) ИВЛ. Основные ее задачи в этом периоде – стабилизация гемодинамики и защита мозга от агрессии.

Восстановление ОЦП и реологических свойств крови осуществляется гемодилютантами (альбумин, протеин, сухая и нативная плазма, реополиглюкин, солевые растворы, реже поляризующая смесь с введением инсулина из расчета 1 ЕД на 2-5 г сухой глюкозы). Концентрация белка в плазме должна быть не ниже 65 г/л. Улучшение газообмена достигается восстановлением кислородной емкости крови (переливание эритроцитной массы), ИВЛ (с концентрацией кислорода в воздушной смеси желательно менее 50%). При надежном восстановлении спонтанного дыхания и стабилизации гемодинамики возможно проведение ГБО, на курс 5-10 процедур ежедневно по 0,5 АТИ (1,5 АТА) и плато 30-40 мин под прикрытием антиоксидантной терапии (токоферол, аскорбиновая кислота и др.). Поддержание кровообращения обеспечивается малыми дозами допамина (1-3 мкг/кг в минуту длительно), проведением поддерживающей кардиотрофной терапии (поляризующая смесь, панангин). Нормализация микроциркуляции обеспечивается эффективным обезболиванием при травмах, нейровегетативной блокадой, введением антиагрегантов (курантил 2-Змг/кг, гепарин до 300 ЕД/кг в сутки) и вазодилататоров (кавинтон до 2 мл капельно или трентал 2-5мг/кг в сутки капельно, сермион, эуфиллин, никотиновая кислота, компламин и др.).

Проводится антигипоксическая (реланиум 0,2-0,5мг/кг, барбитураты в дозе насыщения до 15 мг/кг за 1-е сутки, в последующие – до 5 мг/кг, ГОМК 70-150 мг/кг через 4-6 ч, энкефалины, опиоиды) и антиоксидантная (витамин Е – 50 % масляный раствор в дозе 20-30 мг/кг строго внутримышечно ежедневно, на курс 15-20 инъекций) терапия. Для стабилизации мембран, нормализации кровообращения назначают внутривенно большие дозы преднизолона, метипреда (до 10- 30 мг/кг) болюсно или дробно в течение 1-х суток.

Профилактика постгипоксического отека мозга: краниальная гипотермия, введение мочегонных средств, дексазона (0,5-1,5 мг/кг в сутки), 5-10% раствора альбумина.

Проводится коррекция ВЭО, КОС и энергетического обмена. Осуществляется дезинтоксикационная терапия (инфузионная терапия, гемосорбция, плазмаферез по показаниям) для профилактики токсической энцефалопатии и вторичного токсического (аутотоксического) поражения органов. Деконтаминация кишечника аминогликозидами. Своевременная и эффективная противосудорожная и жаропонижающая терапия у детей раннего возраста предупреждает развитие пост- гипоксической энцефалопатии.

Необходимы предупреждение и лечение пролежней (обработка камфорным маслом, куриозином мест с нарушением микроциркуляции), госпитальной инфекции (асептика).

В случае быстрого выхода больного из критического состояния (за 1- 2 ч) комплекс терапии и ее продолжительность должны корригироваться в зависимости от клинических проявлений и наличия постреанимационной болезни.

[4]

Лечение в позднем постреанимационном периоде

Терапия в позднем (подостром) постреанимационном периоде проводится длительно – месяцы и годы. Основное ее направление – восстановление функции мозга. Лечение проводится совместно с невропатологами.

  • Сокращается введение препаратов, снижающих метаболические процессы в мозге.
  • Назначают препараты, стимулирующие метаболизм: цитохром С 0,25 % (10-50 мл/сут 0,25 % раствора в 4-6 приемов в зависимости от возраста), актовегин, солкосерил (0,4-2,Ог внутривенно капельно на 5% растворе глюкозы в течение 6 ч), пирацетам (10-50 мл/сут), церебролизин (до 5-15 мл/сут) для детей старшего возраста внутривенно днем. В последующем назначают энцефабол, ацефен, ноотропил внутрь длительно.
  • Через 2-3 нед после СЛР показано проведение (первичного или повторного) курса ГБО-терапии.
  • Продолжают введение антиоксидантов, дезагрегантов.
  • Витамины группы В, С, поливитамины.
  • Противогрибковые препараты (дифлюкан, анкотил, кандизол), биопрепараты. Прекращение антибактериальной терапии по показаниям.
  • Мембраностабилизаторы, физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК) и массаж по показаниям.
  • Общеукрепляющая терапия: витамины, АТФ, креатинфосфат, биостимуляторы, адаптогены длительно курсами.

Основные отличия сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых

Состояния, предшествующие остановке кровообращения

Брадикардия у ребенка с дыхательными нарушениями – признак остановки кровообращения. У новорожденных, младенцев и детей раннего возраста в ответ на гипоксию развивается брадикардия, в то время как у детей более старшего возраста – вначале возникает тахикардия. У новорожденных и детей с частотой сердечных сокращений менее 60 в минуту и признаками низкой органной перфузии при отсутствии улучшения после начала искусственного дыхания необходимо проводить закрытый массаж сердца.

После адекватной оксигенации и вентиляции препаратом выбора является адреналин.

АД необходимо измерять правильно подобранной по размеру манжеткой, измерение инвазивного АД показано только при крайней степени тяжести ребенка.

Так как показатель АД зависит от возраста, то легко запомнить нижнюю границу нормы следующим образом: меньше 1 мес – 60 мм рт. ст.; 1 мес – 1 год – 70 мм рт. ст.; больше 1 года – 70 + 2 х возраст в годах. Важно отметить, что дети способны долго поддерживать давление благодаря мощным компенсаторным механизмам (увеличению частоты сердечных сокращений и периферического сосудистого сопротивления). Однако следом за гипотензией очень быстро возникает остановка сердца и дыхания. Поэтому еще до наступления гипотензии все усилия должны быть направлены на лечение шока (проявлениями которого являются увеличение частоты сердечных сокращений, холодные конечности, капиллярное наполнение более 2 с, слабый периферический пульс).

[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Оборудование и внешние условия

Размер оборудования, дозировка леарственных препаратов и параметры сердечно-легочной реанимации зависят от возраста и массы тела. При выборе доз возраст ребенка нужно округлять в меньшую сторону, например, в возрасте 2 лет назначается доза для возраста 2 года.

У новорожденных и детей теплоотдача повышена из-за большей поверхности тела относительно массы тела и небольшого количества подкожножировой клетчатки. Температура окружающей среды во время и после сердечно-легочной реанимации должна быть постоянной в пределах от 36,5 “С у новорожденных до 35 “С у детей. При базальной температуре тела ниже 35 “С СЛР становится проблематичной (в отличие от благоприятного действия гипотермии в постреанимационном периоде).

[13], [14], [15], [16], [17]

Дыхательные пути

У детей имеются особенности строения верхних дыхательных путей. Размер языка относительно полости рта непропорционально велик. Гортань расположена выше и больше отклонена вперед. Надгортанник длинный. Самая узкая часть трахеи расположена ниже голосовых связок на уровне перстневидного хряща, что делает возможным использовать трубки без манжетки. Прямой клинок ларингоскопа позволяет лучше визуализировать голосовую щель, так как гортань располагается более вентрально и надгортанник очень подвижный.

Нарушения ритма

При асистолии не используется атропин и искусственное навязывание ритма.

ФЖ и ЖТ с нестабильной гемодинамикой встречается в 15-20 % случаев остановки кровообращения. Вазопрессин не назначается. При использовании кардиоверсии сила разряда должна быть 2-4 Дж/кг для монофазного дефибриллятора. Рекомендуется начинать с 2 Дж/кг и по мере необходимости увеличивать максимально до 4 Дж/кг при третьем разряде.

Как показывает статистика, сердечно-легочная реанимация у детей позволяет вернуть к полноценной жизни не менее 1% больных или пострадавших от несчастных случаев.

Источник