Как провести вечер с ребенком 4 года
Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 4 лет дома?
Чему важно уделить внимание?
Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.
- Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
- Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
- Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
- Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
- Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
- Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
- Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
- Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
- Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
- В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.
Активное движение
Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:
- «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
- Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
- Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
- Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
- Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
- Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
- рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Игры для юных исследователей
Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
- Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
- Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
- Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
- Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
- Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
- Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
- Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
- Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.
Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.
Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.
Речь и социализация
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.
Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам;
- разучивание стихов;
- пение детских песенок;
- сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
Когда мама занята
Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:
- приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
- пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
- когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
- во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
- можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
- почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
- можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).
Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Однажды у каждой мамы кончается фантазия: дети ноют или хулиганят, а ты не знаешь, как еще их развлечь… Пусть этот список будет вашей палочкой-выручалочкой, поставьте закладку и постепенно испробуйте все способы, как можно весело и интересно провести время с детьми.
Пикник
Попробуй организовать домашний пикник – поверь, это может быть очень даже весело.
Домик из одеял
Используя стулья, кресла и любые другие подручные материалы, постройте крепость из одеял, подушек и пледов.
Куклы из носков
Найдите в Сети инструкцию и сделайте из старых носков симпатичных маленьких куколок.
Пижамная вечеринка
Организуй вечеринку с танцами под ваши любимые мелодии.
чайный ритуал
Устройте чайную церемонию. Посмотрите на Youtube, как организовать все правильно, по всем традициям.
Стихоплет
Почитай детям стихи, басни, сказки и разучите вместе песни.
Домашний салон
Поиграйте в маникюрный кабинет: сделайте друг другу красивый маникюр. Клиентами могут служить куклы или игрушки.
Самодельный букварь
Смастерите букварь. Пусть ребенок сделает фотографии вещей, название которых начинается с определенных букв алфавита. Это будут иллюстрации.
Ролевая игра “Школа”
Поиграйте в школу – пусть ребенок попробует себя в роли учителя.
Ностальгия
Пересмотрите старые фотоальбомы – иногда так приятно окунуться в прошлое.
Сам себе режиссер
Если есть видеокамера, попробуйте снять фильм о своей семье.
Ожившие мультики
Попроси детей нарисовать их любимых персонажей из мультфильмов.
Настольные игры
Поиграйте в настольные игры, к примеру, в «Монополию» или «Лото».
Сам себе живописец
Порисуйте акварельными красками.
На поиски клада
Спрячь где-нибудь «сокровища». Поиграйте в кладоискателей.
совместная выпечка
Напеките вместе печенья, кексов или круасанов.
Переодевания
Поиграйте в переодевания: попробуйте одеться, как известные люди или ваши знакомые. Можно представить, что вы ходите по подиуму или фотографируетесь на ковровой дорожке.
Газетные шапочки
Научитесь делать пилотки из газеты. В Сети несложно найти инструкцию.
Маленькие кулинары
Научи детей готовить какое-нибудь простое и вкусное блюдо.
Картонная крепость
Постройте вместе крепость для игрушек из картонных коробок и скотча.
Снежки без снега
Поиграйте дома в снежки, используя вместо снега скатанные носки.
Домашний кинотеатр
Устройте киносеанс: нажарь попкорна, достань колы, посмотрите вместе фильм.
Лепим съедобные фигурки
Сделайте фигурки из теста и испеките их. Потом их можно вместе съесть с чаем или какао.
Картонный автомобиль
Из большой картонной коробки сделайте имитацию автомобиля. Внутри коробки можно поместить сидение для водителя, а внизу вырезать дырки для ног. Ноги в этом случае будут играть роль колес автомобиля.
Совместные открытки
Сделайте открытки ручной работы к следующему празднику: с рисунками и аппликацией.
Простые игры на бумаге
Поиграйте в крестики-нолики, виселицу, ладошки, танчики или морской бой.
Самодельные пазлы
Сделайте из плотного картона свои собственные пазлы, раскрасьте их и затем вырежьте.
Играем в художников
Нарисуйте картины в подарок для бабушек и дедушек.
Пол – это лава
Поиграйте в активную игру. Например, раскидай по полу подушки. Они будут «безопасными островками», а остальной пол – «лавой». Нужно прыгать с подушки на подушку, не попадая на пол.
Зеленые ладошки
Нарисуйте на большом листе ствол дерева и ветки. Намажьте ладони легко смывающейся зеленой краской и нашлепайте на ветках много зеленых «листьев», просто прикладывая руки к бумаге. Спустя много лет тебе будет интересно посмотреть на отпечатки крошечных ладошек.
батут из подушек
Попрыгайте на груду подушек, предварительно собранных в одно место со всего дома.
Домашний боулинг
Боулинг на дому. Возьми разнообразные пластиковые банки из ванной (шампуни, кремы), расставь их в одну линию. Осталось найти небольшой мяч, и ваш домашний боулинг готов!
Играем в известных артистов
Разучите новую песню. Можно будет исполнить музыкальный номер перед папой или другими родственниками потом.
“Испортить” стену
Обклейте одну из стен постерами с изображениями любимых героев или актеров.
Рукоделие
Сделайте бусы из бисера и разноцветных бусин. Для себя или кому-нибудь в подарок.
Алло, мы ищем таланты!
Организуйте свое собственное шоу талантов. Пусть каждый продемонстрирует какой-нибудь номер.
Домашний снег
Сделайте снегопад в комнате – из снежинок, вырезанных из бумаги.
Праздничная гирлянда
Скоро чей-нибудь день рождения? Пора готовиться, делать украшения для дома. Сделайте гирлянду из разноцветной бумаги. Вырежьте из бумаги фигурки и скрепите их между собой.
Статуэтки из глины
Слепите из специальной полимерной глины фигурки и запеките их в духовке, чтобы они затвердели.
Бумажные куклы
Нарисуйте и раскрасьте любимых героев (из мультиков или книг) на бумаге, вырежьте их. Придумайте им аксессуары: новую одежду (для девочек), машины и оружие (для мальчиков). Поиграйте в бумажных кукол.
Трогательные письма
Напишите бумажное письмо бабушке и дедушке. Сходите вместе его отправить.
Коронование
Сделайте корону для принцессы или принца.
Семья супергероев
Смастерите костюм супергероя из подручных мелочей.
Авиастроители
Смастерите и запустите бумажный самолет.
Семейный уикэнд
Вместе запланируйте и подготовьте семейный отдых.
Играем в дизайнеров интерьера
Сделайте перестановку мебели в детской комнате.
Домашняя кофейня
Откройте домашнее какао-кафе. Какао в нем можно подавать с зефирками, взбитыми сливками, с шоколадками – ваша фантазия ничем не ограничена.
Кормушка для птичек
Смастерите птичью кормушку из пластиковой бутылки. Насыпьте туда семечек и подвесьте за окном.
Мини-пиццы из баранок или хлеба
Приготовьте мини-пиццы, используя хлеб или баранки, томатный соус, сыр и любой ингредиент по вкусу. Готовность определить просто – по мере плавления сыра.
Бьюти-салон
Дайте детям попробовать себя в роли визажистов – это будет очень весело!
Кабинет врача
Поиграйте в пациента и врача. Любому ребенку будет интересно хотя бы некоторое время побыть врачом.
Игра «мумия возвращается»
Роль мумии может исполнять кто угодно. «Мумию» остальные участники игры оборачивают во много слоев туалетной бумаги.
Игривые поцелуи
Предложи детям яркую помаду, которой можно оставлять следы поцелуйчиков на родных и близких.
Домашний театр
Прочитай детям какой-нибудь простенький рассказ, а потом предложи им попробовать себя в роли театральных актеров.
Магазин на диване
Поиграй с детьми в продовольственный магазин. Товарами в магазине могут быть заготовки из кладовой.
Водные процедуры
Примите ванную! Разреши ребенку взять с собой в ванную игрушки, которые обычно ты не разрешаешь брать (важно, чтобы они были водонепроницаемы!).
Убираемся вместе
Устройте генеральную уборку вместе. Конечно, дети далеко не всегда любят работать по дому. Тем не менее, очень важно приучать ребенка к помощи по дому уже в раннем возрасте.
Художники комиксов
Нарисуйте с детьми комиксы и раскрасьте их.
Плакаты из интернета
Разреши ребенку самостоятельно выбрать и распечатать красивые цветные картинки из Интернета.
Не хотите видеть рекламу? авторизуйтесь
Источник
Анна Сафронова
Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4-5 лет в выходные дни»
Возраст начиная с 4 лет – период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам». Он осваивает сложные движения – лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах.
Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Объясните ребенку, что заниматься – это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!
Ребенка 4-6 лет не стоит «заставлять» что-либо делать. Зачастую, если малыш отказывается, он скорее всего не «не хочет», а «не может». Гораздо эффективнее – не «заставлять», а развивать те функции, которые обеспечивают выполнение различных видов деятельности.
Игровые занятия для детей с 4 лет.
В этом возрасте полезны задания на умение дифференцировать и различать буквы, такие как «Сложи букву из частей». Для этого возьмите разрезную азбуку и каждый квадратик разрежьте на 4 части. Начинать следует со складывания одной буквы, затем можно «перепутать» части разных букв, затем можно дать части букв, из которых складываются простые слова – КОТ, ДОМ и т. д.
Игра-занятие 1. Что изменилось?
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку – под машину.
Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.
Если малышу трудно назвать, что изменилось,немного подскажите ему:» Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь!
Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.
Игра-занятие 2 для детей 4 лет: складывание пазлов.
Это наверняка самое любимое занятие для детей 4 лет. К тому же оно и полезное, при помощи него тренируется память, развивается моторика и речь, напористость и любознательность.
Игра 3. «Какой? Какая?».
Вы называете какой-нибудь предмет, а ребенок старается дать ему как можно больше определений, описывающих свойства предмета.
– Какие у нас на стенке висят часы?
– Большие.
– А еще какие?
– Красные сбоку.
– А циферблат какой?
– Белый, а на нем стрелки.
– А еще какие у нас есть часы?
– Маленькие, круглые.
Чем больше определений, тем лучше. Если ребенок затрудняется с ответом, вам надо ему помочь, давая ответы по очереди. Такие вопросы можно задавать о чем угодно.
Игра 4.«Сравнения».
– Этот листик зеленый, как…
– Лягушка!
– А еще?
– Как огурец.
– А еще?
– Как травка, как кузнечик!
Придумывайте, на что похожи облака, разлитый чай или молоко или просто клякса на рисунке малыша. Очень скоро вы заметите, что сравнения бывают на редкость точными и меткими, что вас удивит, а иной раз это будет просто фантазия. Неважно, это все равно проявление творчества.
Игра 5. «Поговорим наоборот».
Вы говорите: «Высокий», а ребенок отвечает: «Низкий», толстый – худой, маленький – большой, горячо – холодно, чистый – грязный, красивый – безобразный, веселый – грустный и т. д.
Игра 6.«Съедобное – несъедобное».
На съедобное ребенок хлопает в ладоши.
Булка – шкатулка; варенье – печенье; гайка – майка; сыр – рыбий жир; мед – самолет;
ватрушка – погремушка; вагоны – макароны; шоколад – мармелад; суп – зуб; паруса – колбаса.
Вы можете усложнять задание, называя три съедобных и одно несъедобное или наоборот.
Самое главное чем бы вы не занимались с ребенком, главное для него это ваше внимание. Не принуждайте его к каким-то занятиям, если ребенку что-то не нравится, он капризничает, отложите это дело и просто поиграйте с ним в те игры, которые ему больше всего по душе. Успехов!
Источник