Как проверяет невролог ребенка в 1 год
что спрашивает врач? что должен уметь ребенок? как врач проверяет эти умения? (интересуют прежде всего педиатр и невролог)
2 минуты осмотр и одна фраза “жалобы есть”, если нет, свободны! Вот и весь осмотр! Хотя, может это только в нашей больнице так))) осмотра педиатра вообще нет в списке специалистов!
у дочки невролог спрашивала на примере резинового зайца, где у него ушки, глазки и т.п.
Спрашивала у меня ест ли она ложкой, собирает ли пирамидку. ПРо речь спрашивала.
Педиатру неинтересно ничего кроме роста-веса и возможности поставить корь-паротит-краснуху.
nata_luna,
у дочки невролог спрашивала на примере резинового зайца, где у него ушки, глазки и т.п.
Спрашивала у меня ест ли она ложкой,
Ээээ в год? :gy: Ну, ну
Невролог попросила поставить ребёнка на пол и позвать к себе, сынуля заревел и бегом побежал ко мне, вердикт врача здоров. Правда до этого омсмотрела на пеленальнике, рефлексы и объём головы измерила. Педиатр посмотрела , что пишут специалисты, слизала все оттуда , рост, вес и все на том.
ЭлегиЯ,
в 11,5 мы там были. Ну глазки-ушки показала. МОрковку у зайца не показала)))
Ложкой потом за две недели научились кашу есть. С супом проблемы долго были, но сейчас (1,3) справляется
Helga Marble:
Невролог попросила поставить ребёнка на пол и позвать к себе, сынуля заревел и бегом побежал ко мне, вердикт врача здоров. П
Тоже,только моя сама не пошла и ей выписали уколы.
red00,
Капец какой-то. У меня сын в год не ходил еще вообще.
nata_luna:
собирает ли пирамидку
невролог спрашивала, когда младшему было 6 месяцев. Вот я обалдела! Он к тому времени еще не садился самостоятельно. Ну, что, к 9 месяцам научила собирать :gy:
В идеале я хотел бы стать рыболовом. Просидеть всю жизнь на берегу реки. И желательно без всяких трофеев… (С.Довлатов)
Мы пойдем только, тоже послушаю. А что, если годовалый ребенок сам ложкой не ест, все, можно волосы на себе рвать? :gy: Моя глазки, ушки и все такое знает и показывает, но постороннему может и не показать. А кто знает, какие нормативы у врачей по речи в этом возрасте?
ЭлегиЯ,
Моя тоже не ходит еще, ровно год нам. Думаю, понапишут нам всякого….
ЭлегиЯ:
Ээээ в год? Ну, ну
А что не так ? С 9 мес показывает глазки . У всех. Что уж проще. Пирамидки по желанию, ну и не по порядку кольца
Если хочешь иметь то, что никогда не имел, придется делать то, чего никогда не делал. (Коко Шанель)
ЭлегиЯ,
У меня шаронова попросила за руку поводить. Ей важно было как стопу ставит ребенок. А так то да у меня в год еще почти не ходил
Зрелость – это когда соглашаешься с человеком, даже если он тысячу раз не прав, просто чтобы он наконец закрыл рот
девачко,
Ну мой вот за руку отказывался ходить. Только сам у опоры топал тихонько.
Морозко,
Глазки. Но извините, не весь набор. Не встречала я таких детей :pardon:
девачко,
Во сколько у вас ребенок уверенно пошел?
Mimimetr,
Если невролог нормальный, не понапишет :gy:
ЭлегиЯ,
Да ну, моя показывает глаза, нос, рот, уши, волосы, ручки, ножки. Я не хвастаюсь, если что. Просто факт констатирую. Глазки только месяцев в 8 показывала.
Невролог спрашивала что говорит, ходит ли – сын еще только начинал делать первые шаги, попросила провести за руку. Осмотрела, измерила голову. Больше, вроде, ничего. Про ложку, кружку и прочее уже в 1,6 спрашивали))
ЭлегиЯ,
У меня так же. Но пару шагов я его таки уговорила сделать за руку. Ей не надо было чтоб мы круголя нарезали.
Mimimetr,
В 1.1 полностью отказался от ползанья в пользу ходьбы. в 1.3 бегал уже
Зрелость – это когда соглашаешься с человеком, даже если он тысячу раз не прав, просто чтобы он наконец закрыл рот
Mimimetr,
Вот сижу сейчас и задумалась, что не помню когда мой начал показывать :gy: Может и правда в год.
Блин, девчонки, напишите что по речи спрашивают?) Я за это волнуюсь. Дочь говорит из осмысленных слов только ах-про красивое, бух, ляля, ат (пульт), иса (киса) остальное-слоги, никак не связанные ни с чем. Парюсь. Мама, папа тоже не говорит
Mimimetr,
Вспомнила, еще спрашивали 10 слов говорит? Это в год то. А у знакомых на осмотре невролог сильно удивлялась, что деть не говорит предложениями, поставила задержку речевого развития, мы с мамочками всей площадкой выпали
Helga Marble,
:omg: это сильно, конечно
Мне сильно интересно, а в чем волнение? Вы так опрашиваете форум, будто на права экзамен готовитесь сдавать…
ну будут неадекватные просьбы и диагнозы со стороны Невролога, допустим. И дальше что? Улыбаемся и машем :gy:
Если хочешь иметь то, что никогда не имел, придется делать то, чего никогда не делал. (Коко Шанель)
Helga Marble:
Невролог попросила поставить ребёнка на пол и позвать к себе,
Аналогично. Еще рефлексы посмотрели. Про речь спрашивали, но не требовали.
Источник
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Источник
Когда идем к доктору?
Первый раз посетить невролога необходимо, когда крохе исполнится месяц (если педиатр, наблюдающий малыша с первых дней жизни, не посоветует сделать это раньше). Хорошо, если беременность и роды прошли без осложнений. А если нет? В этом случае процессы адаптации могут протекать неправильно и привести к одному из неврологических заболеваний, либо адаптация может идти дольше положенного. Основная задача специалиста на этом этапе – увидеть и правильно диагностировать патологию (если таковая имеется), не дать развиться заболеванию.
Следующий плановый визит к неврологу должен состояться в 3 месяца, потом – в полгода. Представим, что малыш хорошо кушает, легко засыпает, растет и прибавляет в весе. Может, не стоит мучить ни себя, ни кроху, отстаивая длинные очереди на прием к специалисту? Ответ однозначный: даже абсолютно здоровый малыш должен пройти осмотр у невролога. До годика – посещения практически каждые 3 месяца (в 1 ,3 ,6 месяцев и в 1годик) за это время меняется неврологический статус (как на данный момент функционирует нервная система) ребенка. Врачу важно отследить динамику психомоторного развития малыша. До 6 лет осмотр производится раз в год, если не было ранее поставленных диагнозов.
Готовность номер один
На приеме врач смотрит, как малыш реагирует на свет и звук, соответствует ли норме его двигательная и эмоциональная активность, проверяет рефлексы:
- 1 сосательный (грудничок приступает к ритмичным сосательным движениям при помещении в его ротик любого предмета – соска матери или пустышки;
- 2 хоботковый (выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого)
- 3 защитный (попробуйте выложить ребенка на живот – и он тут же «автоматически» повернет голову в сторону)
- 4 хватательные рефлексы.
- и многие другие.
Обращается внимание и на внешний вид ребенка (форма и размер черепа, положение тела и головки, положение глаз, выражение лица, состояние кожи, движение конечностей. Чуть позже невролог будет наблюдать, когда кроха начнет садиться, вставать, делать первые шаги, какие первые звуки и слоги он произнесет.
Так же, как и педиатр, во время приема невролог беседует с родителями. Вам нужно иметь при себе амбулаторную карту ребенка и результаты обследований (если есть). Родители рассказывают специалисту, как родился малыш (были ли осложнения при беременности и родах), как он развивался в течение первого месяца жизни, есть ли какие-либо особенности в развитии, обращают внимание на «тревожные звоночки», которые могут вызвать беспокойство. Маме желательно заранее вспомнить, были ли у нее во время беременности ОРВИ или другие инфекции, угроза прерывания, гипертонус матки, выделения, какие препараты она получала по этим поводам, в каком триместре беременности это все происходило, сколько раз делали УЗИ (если больше 4 раз, то по каким причинам).
Перед посещением невролога обязательно понаблюдайте и за своим чадом.
Вот на что следует обратить особое внимание:
- возбудимость (легко ли малыш засыпает, насколько спокойно или беспокойно он спит, как ведет себя при бодрствовании, хорошо ли ест – насколько регулярно и достаточно ли по объему). Как повышенная возбудимость, так и чрезмерно угнетенное состояние могут говорить о наличии нарушений в работе нервной системы;
- срыгивания – обильные срыгивания через 1-2 часа после еды должны насторожить родителей;
- положение головки – не очень хорошо, если она постоянно наклонена в одну и ту же сторону;
- положение тела – насколько оно симметрично;
- движения глаз – опять же, насколько симметричны;
- движения ручек-ножек – насколько они одинаковы, держит ли он ладошки и стопы распрямленными, либо ручки стиснуты в кулачки, а стопы «загнуты в крючок»;
- мимика – есть она вообще, активная она или сниженная. Болезненная гримаса на личике ребенка может указывать на то, что у него что-то болит;
- как ребеночек сосет грудь (как охватывает губами сосок, подтекает ли при этом молоко, запрокидывает ли голову назад);
- трясется ли у малыша подбородок, ручки или ножки, и если да, то при каких случаях;
- метеочувствительность – кроха не должен реагировать на малейшие изменения погоды;
- состояние кожных покровов (насторожить должна «мраморная» кожа)
Если вы заметили нарушения по одному из пунктов, это еще не повод для паники и тем более для самостоятельной постановки диагнозов. Но вышеперечисленные моменты очень важны для правильной оценки состояния малыша, и невролог обязательно должен о них знать.
После разговора с родителями и осмотра маленького пациента доктор дает соответствующее заключение и рекомендации. Если врач скажет, что малыш здоров, в следующий раз заглянуть в кабинет невролога нужно через 2 месяца. А как быть, если у ребенка найдены отклонения?
Доверяй, но проверяй
Начнем с того, что не всякий диагноз, который участковый врач из районной поликлиники поставит за 10-15 минут (а именно столько времени, как правило, отводится на плановый прием), является на 100% обоснованным. Гипердиагностика (иначе говоря, перестраховывание), как бы мы к этому ни относились, – отличительный знак современной российской системы здравоохранения. После комплексного обследования (УЗИ структуры головного мозга и мозгового кровообращения, исследования глазного дна и др.), процент большинства диагнозов, поставленных детским неврологом, снижается более чем в 20 раз!
Почему так происходит? Если мама приходит на прием к специалисту со списком жалоб из 100 пунктов (так что постарайтесь трезво оценить, где опасения любящей матери, а где реальные тревожные симптомы), если доктор заметил какие-то отклонения в поведении или во внешнем виде малыша, если беременность и роды проходили с осложнениями, врач захочет осмотреть малыша еще раз. К тому же перед осмотром малыш может перенервничать из-за долгого ожидания в очереди, жары или холода. Может быть, кроха проголодался или время приема совпадает со временем его сна, и ребенок просто не выспался. Отсюда повышенное беспокойство на приеме и нарушения в поведении. Не стоит сразу же обвинять участкового невролога в некомпетентности, ведь неврология – та сфера медицины, где лучше перестраховаться, чем недоглядеть и потом столкнуться с необратимыми последствиями.
Другое дело, если поставленный диагноз требует медикаментозного лечения. Такое «залечивание» здоровых детей может быть крайне опасно для здоровья. Тут «правильная» мама должна руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй» и обратиться как минимум еще к одному специалисту-неврологу.
NB! Для постановки диагноза не всегда достаточно лишь клинического осмотра. Также не обойтись и без проведения дополнительных обследований: нейросонографии (ультразвукового исследования через родничок) энцефалограммы (сканирования биотоков мозга), компьютерной или магнитно-резонансной томографии. Во многих случаях необходимо прибегнуть к помощи других специалистов – кардиолога, окулиста, эндокринолога. Только комплексное обследование позволяет своевременно и правильно назначить лечение.
А если есть проблемы?
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП, перинатальное поражение) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание)(или травма!!!) плода. Этого диагноза пугаться не стоит, чаще всего это лишь временное состояние, текущие недостатки «созревания» нервной системы. Но знать об этих особенностях врачам необходимо, так проще наблюдать за состоянием здоровья малыша.
Нарушения мышечного тонуса – повышенное (гипертонус) или пониженное (гипотонус) напряжение мышц. Гипертонус – очень распространенный диагноз. Это нарушение врач легко определит по многочисленным внешним признакам. Но даже при их наличии диагноз «гипертонус» ставится не всегда, ведь первые 3 месяца жизни у грудничка может быть повышенное напряжение мышц, это вполне допустимо. Гипертонус характеризуется и другими признаками – прижатые к туловищу и/или сильно согнутые ручки, кулачки, постоянно согнутые или разогнутые ножки, особенно перекрест их между собой, запрокинутая длительное время голова.
Реже можно встретить упоминание о гипотонусе – пониженном напряжении мышц, характеризующимся общей вялостью, пассивностью. К сожалению, этот диагноз гораздо опаснее, и лечение в этом случае назначается куда более серьезное.
Синдром гипервозбудимости – его можно определить по следующим симптомам: малыш проявляет явное беспокойство, часто и без видимой причины плачет (при этом у него трясется подбородочек), наблюдаются нарушения сна, ребенок часто запрокидывает голову назад и выгибается, обильно срыгивает через час-два после кормления, нервно реагирует даже на слабые звуковые и световые раздражители.
Внутричерепная гипертензия – повышенное внутричерепное давление. Оно может возникнуть вследствие перенесенной гипоксии плода. Гипоксия плода – это комплекс изменений в организме плода из-за недостаточного снабжения кислородом. Это не самостоятельное заболевание, а следствие различных патологических процессов, протекающих в организме матери, плода и в плаценте. Гипоксия может привести к постепенному увеличению объема спинномозговой жидкости (ликвора) в полостях мозга. Накопление избыточного объема ликвора приводит к повышению его давления на ткани головного мозга. Тошнота и рвота, судороги, выбухание родничка, увеличенный по сравнению с нормой размер окружности головы могут указать на наличие данной патологии. Как правило, внутричерепная гипертензия успешно лечится. Серьезнее обстоит дело, если малышу поставлен диагноз «гидроцефалия».
Гидроцефалия – динамическое нарастание объемов спинномозговой жидкости, сопровождающееся увеличением желудочков головного мозга. Гидроцефалия требует быстрого и серьезного лечения вплоть до оперативного вмешательства.
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) – нарушение функционирования вегетативной системы организма. Вегетативная система – важнейшая часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым состояние всех тканей организма. Возникает СВД при неблагоприятном течении беременности и родов, травмах центральной нервной системы и шейного отдела позвоночника, передается по наследству.
У младенцев признаками СВД могут являться «мраморность» кожи, чрезмерное срыгивание, рвота, нарушение сердечного ритма, потливость ладоней, стоп, головы. В дальнейшем вегетативные нарушения могут перейти в психовегетативную стадию.
Чем это лечится?
За исключением гидроцефалии, практически все неврологические расстройства, которые может обнаружить врач у грудничка, лечатся без оперативного вмешательства. Во-первых, медикаментозно. Врач может назначить мочегонные препараты (самый распространенный – диакарб), с помощью которых осуществляется отток жидкости из мозга; препараты, улучшающие мозговое кровообращение, комплекс витаминов. Во-вторых, существует целый комплекс нелекарственных способов терапии. Это физиотерапия, рефлексотерапия, массаж, закаливание (назначается детям 3х месяцев и старше). И, что немаловажно, дети с неврологическими расстройствами требуют особенно тщательного соблюдения режима, участия и заботы.
Не откладывайте визит к неврологу и не бойтесь того, что он может вам сказать. Лучше «захватить» нарушение в самом начале, чтобы потом не столкнуться со страшными последствиями. Любая болезнь отступит, если подойти к делу с умом и ответственностью, любовью и заботой.
Записаться на приём
Источник