Как проверяет логопед ребенка в 3 года

Как проверяет логопед ребенка в 3 года thumbnail

Чек-лист по умениям ребенка. Легко повторить дома самостоятельно.

Когда ко мне приходят родители с запросом запустить речь у ребенка, я работаю не только над речью, но и над общим развитием. Почему это важно? До этого писала, что речь — одна из высших функций. И если ребенок отстает в каких-то аспектах (мышление, память, внимание), то речь не будет развиваться нормально.

Что я проверяю у неговорящего ребенка трех лет

  • Понимание инструкций.Можно попросить все что угодно: встать, прыгнуть и выйти из комнаты, взять игрушку и положить маме на колени, например.
  • Знание цветов. Ребенок 3 лет знает основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
  • Знание форм. Отлично подходит сортёр. В этом возрасте малыш уже умеет подбирать фигуру под правильный разъем, а не тыкает круг куда попало, пока случайно не попадет в нужный разъем. То есть ребенок уже учится и умеет думать.
  • Различение понятий «один — много». Ребенок должен показывать, где один предмет, а где несколько.
  • Различение понятий «большой — маленький». Просим показать, где большой орех, а где маленький, где большая шишка, а где маленькая. Подойдут любые предметы.
  • Умение различать неречевые звуки. Проверяется в игре. Возьмите звучащие игрушки, например, погремушку, колокольчик, дудочку (что угодно), покажите сначала, как звучит каждая игрушка, потом попросите ребенка отвернуться. Подудели в дудочку, ребенка просите повернуться и показать, что у нас звучало. И так со всеми муз. игрушками.
  • Понимать, что съедобное, а что нет. В игре кормим игрушку тем, что есть в холодильнике. Предлагаем ей хлеб, сыр — ребенок определяет это, как съедобное, кладет на тарелку. Предлагайте кукле кубики, лего и т.д. Ребенок должен понимать, что это есть нельзя, складываем под стол, например.
  • Знание звукоподражаний. Ребеночек может показывать пальчиком, если не говорит. Я спрашиваю, покажи, кто говорит «му-му», а кто говорит «гав-гав».
  • Понимание простых слов. Также по картинкам или игрушкам спрашиваем, где мышка, где мишка, где хрюшка. И т.д.
  • Понимание глаголов. Тоже можно проверить по картинкам или по инструкциям ребенку: встань, иди, ляг. По картинкам — просим показать, где девочка спит, где девочка рисует. Если ребенок знает мало глаголов, я использую специальные игры и книгу Т. Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
  • Важно! Обязательно проверяем речевой аппарат, может ли ребенок следующее:
  1. открыть и закрыть рот
  2. высунуть язык и убрать обратно
  3. улыбнуться, а потом сделать губами трубочку
  4. поднять язык вверх к губам, а затем опустить вниз
  5. сделать серию движений: открыть рот — улыбнуться — сделать губами трубочку (взрослый показывает серию сразу, ребенок должен повторить по памяти)

Если ребенок не может выполнить или ему удается сделать это с трудом, возможно, ребенок не говорит именно из-за этого. Не чувствуя положение губ, языка, щек, ребенок не сможет говорить. Такое состояние называется диспраксией (у одних авторов) или апраксией (у других). Поможет артикуляционная гимнастика (особенно нравится методика Лынской М. И., описано в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика») и общее моторное развитие (танцы, ЛФК).

Это тот минимум, на который я обращаю внимание на диагностике. А, самое главное, любая мама и любой папа может сам прорабатывать дома каждый пункт из моего чек-апа, обязательно, в игре и с хорошим настроем.

P.S. Про нормы речевого развития я писала здесь.

Источник

Приветствую Вас, дорогие мои читатели на канале по развитию речи. Сегодня мы с Вами поговорим об обследовании детей. Расскажу Вам в каком возрасте и какое обследование я провожу.

Сегодня мы с Вами рассмотрим обследование, которое я провожу с детьми в возрасте трех лет.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Перед тем, как начать обследование ребенка, собираю у родителей анамнез. Затем, приступаю к самому обследованию.

1. В начале обследования знакомимся с ребенком. Спрашиваем, как его зовут, сколько ему лет. (Все обследование провожу в игровой форме).

2. Обследуем зрительно-пространственный гнозис и праксис.

  • Ориентировка в пространстве: прошу малыша сказать/показать предметы, которые находятся ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.
  • Ориентировка в схеме тела: “Покажи, где у тебя глазки, покажи руку, ногу, ухо. А где у тебя носик?”

Одновременно смотрю, понимает ли он мою обращенную речь.

3. Следующее, что я проверяю-это ручная моторика.

Прошу ребенка показать, как “здороваются” его пальчики-для ведущей руки.

Так же, прошу, что бы ребенок поочередно сгибал и разгибал пальцы левой и правой рук.

“Обследование речи ребенка в 3 года”.

4. Звукослоговая структура слова. (Предлагаю малышу различные слова на данный возраст и смотрим, наблюдаются ли перестановки звуков, слогов, пропуски звуков/слогов и др.).

Например: Кот, дом; Вода, нога; Батоны, бананы; Стук, спина; Фантик, мост; Банка, тропинка.

5. Состояние фонематического восприятия.

  • Играем с малышом в “попугайчика”. Я называю отдельные слоги, а он за мной их повторяет.

Например: ПА-БА; КА-ГА; ВА-КА;НА-НЯ; БА-МА.

P.s. При проверке фонематического слуха, прикрывать себе рот рукой, что бы малыш не смог прочитать по артикуляции губ слоги.

  • Далее, проверив слоги, переходим к словам. Перед малышом выкладываю картинки слов, которые буду ему произносить, а он мне показывает, что он услышал.

Например: ДОМ-ДЫМ; МИШКА-МЫШКА; УТОЧКА-УДОЧКА.

Даю малышу собаку(игрушку) и говорю ему: “Когда услышишь в слове звук Р, показывай мне собаку”.

Например: ДОМ, РАК, ВОДА, РЫБА, БАНКА, ТРУБА.

P.s. Ребенок сам слова эти не повторяет, а только слушает ушками. Перед началом упражнений, покажите пример, что бы Ваш ребенок понимал, что от него хотят.

“Эмоции детей”.

6. Цвет и форма. Проверяю у ребенка основные цвета и формы фигур.

7. Состояние звукопроизношение . (Проверяю, какие звуки у ребенка нарушены, или на каком этапе автоматизации (слогов, слов, словосочетаний, фраз)).

8. Обследую состояние словообразования. Прошу назвать предметы ласково, например: “Смотри, у меня БОЛЬШОЙ стол, а у тебя МАЛЕНЬКИЙ … (столик), у меня большая ЧАШКА, а тебя маленькая ЧАШЕЧКА”.

9. В конце обследования проверяю связную речь ребенка. Подбираю рассказ на его возраст, читаю рассказ, далее мы разбираем данный рассказ, читаю еще раз и малыш пересказывает сам.

Если Вам было интересно, то мы с Вами продолжим знакомиться с диагностикой детей на другие возраста.

Оставляйте в комментариях Ваши мнения. Если дома пробовали проводить диагностику, делитесь, какие у Вас результаты.

Так же читайте: Какие вопросы могут услышать родители на диагностике своего малыша?

Спасибо Вам, за то, что читаете канал, а чтобы не пропускать наши новые статьи подпишитесь на канал по развитию речи! А так же поддерживайте нашу статью лайкам.

Источник

Я работаю логопедом в своём частном логопедическом кабинете более 10 лет.

Как обычно проходит первая встреча с ребёнком.

Ребёнок со взрослым заходит в кабинет, мы здороваемся. Ребёнка приглашаю сесть рядом со мной, а родитель на кресло садится в стороне от нас. Родитель (или бабушка, дедушка) на первой встрече всегда присутствуют. По мере обследования ребёнка могу уточнить какие- то моменты, объясняю родителям наши действия, на что обратить внимание в дальнейшем.

Знакомимся, представляюсь: “Меня зовут Валентина Владимировна (для детей 3 лет могу сказать “тётя Валя”). Я логопед, учу детей правильно говрить А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Чем ты нравится заниматься дома, какая любимая игрушка?”

На что обращаю внимание:

понимание речи,

адекватность ответа,

чёткость речи,

состояние звукопроизношения,

сохранение верной слоговой структуры слов,

состояние активного словарного запаса (Как расширить словарный запас ребенка писала в этой статье),

гиперсалливация (повышенное слюноотделение, скапливание слюней во рту, в уголках губ во время разговора).

Предлагаю поиграть

Предметные картинки

На стол кладу несколько картинок или маленьких игрушек. Обычно 5 – 6. Прошу назвать. Могу спросить: “Кто из них самых большой?” или “Что здесь съедобное?” или “Назови только насекомых / транспорт / всех живых”

Далее оставляю столько картинок/ игрушек, сколько лет ребёнку. Это возрастная норма. Если 3 года – 3 картинки, 5 лет – 5 картинок. И прошу посчитать их. Сказать, сколько их всего. Некоторые дети не умеют обобщать. То есть считают верно “один, два, три, четыре, пять”, а сколько всего не говорят. Начинают считать заново, или смотрят вопросительно, типа, что вы хотите от меня?, или называют любое другое число, но не 5.

Потом предлагаю запомнить все предметы. Когда ребёнок закроет глаза, убираю 1 предмет. Ребёнок вспоминает, какой картинки или игрушки не хватает. Прошу по образцу ответить: “Вы взяли… Или не хватает …”

На что обращаю внимание:

  • объём зрительной памяти
  • устойчивое или неустойчивое внимание
  • бегут ли ноги под столом (наличие или отсутствие гиперактивности). Обычно к этому моменту у гиперактивных детей начинают мотаться ноги, ребёнок смотрит по сторонам, отвлекается.
  • состояние звукопроизношения
  • полная или деформированная слоговая структура слова
  • правильное употребление окончаний (Вы взяли куклУ.)

Далее предлагаю составить небольшой рассказ по серии картинок. Несколько картинок, из которых получится одна сказка. Предварительно надо их расставить в правильной последовательности.

Помогаю, рассказываю, о чём должна получится история и с чего всё начиналось.

Здесь слушаю, насколько ребёнку удается составить небольшой рассказ, какие он использует предложения, слова, насколько верно согласует все слова в предложении.

К этому моменту мне уже видны и слышны основные проблемы в речи, при их наличии. Ведь к логопеду в кабинет обращаются именно с проблемами в развитии речи. Просто для оценки уровня развития речи ребёнка обращаются единицы. За 10 лет может 3 – 4 таких запроса было.

В этой статье можно прочитать “Какие клиенты приходят в логопедический кабинет”

ИПочему на занятия к логопеду ходят по 2 года

Конечно, изучаю артикуляционную моторику, насколько подвижен язык, есть ли нарушенный тонус мышц губ, языка. Тонус может быть нормальным, пониженным, повышенным, неравномерным. Закрыты ли губы при выполнении действий руками или всегда полуоткрыты.

На занятии

Уточняю про наличие или отсутствие аденоидов у детей, состояли ли у невролога на учёте. Эти моменты помогают верно выстроить план коррекционной работы с ребёнком.

Просьба, поставить ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписаться на канал “Супер Детки”!

Это поможет продвижению нашего канала.

Пишите в комментариях, какие вопросы остались, ваш опыт первой встречи с логопедом!

Источник

«Наш папа тоже молчал до трех лет, а потом сразу предложениями заговорил…», «Мы в семье его понимали, нам казалось, что все в порядке…», «Мальчики позже начинают говорить, вот мы и не беспокоились…» С такими объяснениями от родителей часто сталкиваются специалисты по речевому развитию. Учитель-дефектолог с 20-летним стажем Антонина Судиловская обращает внимание на проблему, о которой нельзя молчать.

Как проверяет логопед ребенка в 3 годаУдивительно, что в современном обществе до сих пор бытует миф о том, что к логопеду нужно обращаться только после трех лет. В итоге за помощью к нам приходят слишком поздно, когда отставание в речевом развитии может достигать нескольких лет. Восполнение этого пробела — сложная коррекционная задача, требующая зачастую организации специальных условий обучения и воспитания. А ведь проблему можно было предотвратить или, по крайней мере, сократить в раннем возрасте.

Речь — сложный психический процесс, отражающий работу многих систем нашего организма: слуховой функции, внимания, памяти, мышления. Характер зарождения и развития речи говорит об особенностях формирования смежных процессов. Так, отсутствие словарного запаса в определенном возрасте может сигнализировать о снижении слуха, расстройствах аутистического спектра и ряде неврологических проблем.

Выявление причины задержки помогает вовремя определить комплекс мероприятий для запуска речи. В некоторых случаях для этого может понадобиться не только занятие у зеркала по постановке звуков, но и работа по общему моторному  развитию, активизация познавательного потенциала  или подбор слухового аппарата. 

Маркеры, на которые нужно обратить внимание

Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:

— в 1 год полностью отсутствуют лепетные слова и звукоподражания типа «ляля», «мама», «ав-ав» и т.п.;

— в 1,5 года малыш стабильно не реагирует на собственное имя;

— в 2 года нет простых предложений типа «ляля бах», «папа, дай», «дай биби» и попыток назвать полные слова типа «упа» вместо «упало», ребенок не понимает фразы «принеси мне ложку» или «дай маме мяч»;

— в 2-2,5 года ребенок не отвечает на простые вопросы «Кто это?», «Что это?», а просто повторяет их за взрослым;

— с 2 до 3 лет нет резкого прироста словаря хотя бы до 300 слов.

Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.
 

В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи. 

Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности.

В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Как помогут специалисты?

Что могут предложить специалисты для преодоления речевых проблем в столь нежном возрасте?

Невролог по показаниям может выписать препараты, улучшающие мозговое кровообращение и тем самым активизирующие речевые центры.

Опытный логопед скорее всего начнет работу с такой базовой задачи, как подготовка ребенка к развитию речевых навыков. Для этого понадобятся внимание ребенка, умение подражать крупным и мелким движениям, понимание ряда инструкций, осознание структуры занятия. Все это формируется в процессе игры и общеразвивающих упражнений.
 

По мере появления способности к подражанию будут вводиться задания на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха при постоянном наращивании словаря и совершенствовании грамматического строя речи.

Нужно сказать, что логопед, работающий с детьми раннего возраста, достаточно редкое явление. Попробовать отыскать таких специалистов можно в центрах раннего вмешательства при поликлиниках или в коррекционных центрах.

В некоторых садах могут открываться группы для детей с задержкой речевого развития. Уточнять эту информацию следует в районных отделах образования или центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства. При этом не следует забывать, что более 50% успеха в процессе формирования речи ребенка будет зависеть от участия родителей.

Что могут сделать родители?

Что же могут предпринять мамы и папы, не дожидаясь вмешательства специалистов или дополняя их работу?

Вот несколько рекомендаций:

  • Предлагайте ребенку твердую пищу. Жевание — это своеобразный тренажер для органов артикуляции, в результате чего улучшается кровообращение и чувствительность, нормализуется мышечный тонус. 
  • Поощряйте любые произвольные действия языком. Пусть малыш показывает язык, крутит им в разные стороны, облизывает тарелки и всяческие предназначенные для этого игрушки.
  • Дуйте на все, что может сместиться: на вату, мелкие бумажки, пламя свечи и так далее. Для внятной разборчивой речи понадобится сила выдоха.
     
  • Кривляйтесь, гримасничайте с малышом. С одной стороны, это ценный эмоциональный опыт для ребенка, с другой — артикуляционная гимнастика.
  • Учите подражать крупным движениям: «ладушки», «мишка косолапый», «как прыгает зайка», «как летит птичка». Развитие моторики идет от более крупных движений к мелким, дифференцированным. Научившись повторять движения рук, ног, ребенок сможет перейти и к упражнениям для языка, губ, щек.
  • Внимательно слушайте все, что говорит ребенок и старайтесь отвечать ему, даже если не совсем понимаете, о чем речь. Игнорирование любого обращения демотивирует общение и после очередного «тише, не мешай» ребенок просто перестанет оперировать речью и перейдет к другим приемам передачи информации.   
  • Хотите, чтобы вас слушали и пытались подражать? Говорите с ребенком эмоционально, с динамичной интонацией. Не произнесенный набор звуков речи, а именно мелодика — это первое, на что обращает внимание детский мозг. 
  • Не выполняйте все инструкции ребенка по его указательному жесту. Ситуация потребности — самая мотивирующая к коммуникации. Используйте это!
  • Помните, что речь развивается в процессе деятельности, а ведущий ее вид для ребенка — игра. Нельзя просто взять и заставить ребенка говорить. Надо постоянно сопровождать речью все его действия и создавать условия, в которых малыш захочет сам что-то сказать: башня разрушена — «Ура! Бах!», мяч прыгает — «оп-оп-оп!», собачка прибежала — «ав-ав», малыш шалит — «но-но-но», мишку спать укладываем — «баю-бай» и так с утра до вечера.
     
  • Развитие речи неразрывно связано с мыслительными процессами. Подбирая правильную речевую конструкцию, ребенок пользуется мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Как ни странно, подготовить мозг к таким действиям можно через игровые упражнения: соотнесение по цвету (желтый кубик в желтому кубику, а синий к синему), по величине (большой мишка в большую машинку, а маленький в маленькую), по форме (различные пазлы, прорези, разрезные картинки), соотношение картинок с реальными предметами.  
  • И самый важный совет! Никогда не отчаивайтесь и верьте в собственные силы и силы вашего малыша. Наберитесь терпения и не опускайте руки. Ранний возраст — слишком ценный период в развитии детской речи и его нельзя упускать.

Источник