Как проверить развитие ребенка

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.
Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»
а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-
Правильные ответы:
I
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва
II
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный
III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер
IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения
Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.
Интерпретация.
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее
Оценить статью
Статьи на эту тему
Ментальная арифметика в школе Соробан
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка
Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»…
Детская ложь. Причины и способы борьбы
Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать…
Творческий потенциал малышей знаков Зодиака
Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Источник
Проверьте развитие вашего малыша
в соответствии с возрастом
В данной статье хочу поделиться с родителями информацией о том, что ребенок должен уметь делать в 2-3 года, по мнению психологов и педагогов. При помощи простых тестов вы сами сможете проверить уровень речевого, умственного развития вашего малыша.
В период с 2 до 3 лет у ребенка наблюдается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой функций.
Самым главным достижением 2-3 летнего малыша является развитие речи. В этот период речь развивается особенно интенсивно. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем годам в его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. Развитие речи напрямую связано с психическим развитием ребенка, так как речь необходима для передачи опыта. При общении с ребенком не только называйте окружающие предметы, игрушки, но старайтесь кратко описать предмет, его свойства, комментируйте свои действия: «Эта машинка синяя маленькая, а вот большая красная. Машинка едет вперед, а теперь назад и т.д.». Ближе к трем годам речь усложняется, и ребенок может рассказать о себе несколькими простыми предложениями. Он уже называет и знает восемь цветов, величину (что больше, что меньше) и количество предметов (пытается считать). Произношение в основном правильное, за исключением шипящих звуков. Важно говорить с ребенком чистым языком, не используя «сюсюканье» и детские «ломаные» слова типа : «би-би» вместо «машинка», «ляля» вместо «кукла», «ав-ав» вместо «собачка».
Возникновение речи тесно связано с навыками общения. Потребность в общении формируется при активном взаимодействии взрослого и ребенка. С ребенком следует говорить о прошедших, будущих событиях. Малыш уже понимает причинно-следственную связь явлений, участником которых являлся он сам или же наблюдает на картинке или по телевизору: «Вот зайчик бежит по тропинке, а охотник едет за ним на велосипеде. Кто быстрее? Охотник догонит зайчика? Почему?». Ребенок уже способен обобщать предметы по назначению: одежда (носки, майки, брючки), посуда (чашка, тарелка, кастрюля). Учите его отбирать предметы по группам: «Вот сюда положим игрушки, вот сюда положим одежду и т.п. Ребенок уже повторяет знакомые короткие стихи и песни. Словарь пополняется вопросами: где? что? куда? Малыш уже различает взрослых животных и их детенышей. Появляются сложные предложения, состоящие из 4-6 слов. Ребенок начинает общаться с помощью речи не только со взрослыми, но и с детьми. В интонации различаются эмоции. Начиная с возраста двух с половиной лет, ребенок понимает рассказы, отвечает на вопросы: «Про кого мы читали сказку? Что снесла курочка? Почему плакали дед с бабой?».
В возрасте 3-х лет начинайте сознательно развивать внимание. Поиграйте с ребенком в игру «Чего не стало?» В этой игре в ряд выстраиваете 5-6 игрушек, сначала пусть ребенок их назовет, потом предложите малышу отвернуться и закрыть глазки. Незаметно уберите одну игрушку и попросите ребенка угадать, какой игрушки не стало. Со временем можно усложнить задание и убирать по 2-3 игрушки, подставлять новые. Эту игру, как впрочем и все остальные, очень любят дети. Обращайте внимание, принимает ли ребенок вашу помощь при обучении, как быстро научается.
Проверьте возможности вашего ребенка и выявите возможные отклонения в развитии. Предлагаемые задания даются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Возьмите двухсоставную матрешку, затем тоже самое проделайте с трехсоставной матрешкой.
Попросите ребенка раскрыть ее, если ребенок не начал действовать, раскройте сами и предложите малышу ее собрать. Если ребенок не справился с заданием – покажите как надо. Раскройте матрешку – обратите внимание ребенка на то, что внутри есть маленькая матрешка, дайте маленькую матрешку ребенку и попросите вставить ее в большую. Повторно предложите ребенку еще раз раскрыть и собирать матрешку.
Оцените наличие интереса к вашим действиям, научаемость ребенка, умением повторить ваши действия.
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Возьмите пирамидку из трех (четырех) колечек.
Предложите ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то разберите ее сами, попросите повторить.
Если ребенок не начинает действовать, то сами давайте ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предложите ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оцените принятие ребенком задания, учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.
НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ
Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жесткой инструкции.
Понадобятся две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
Положите перед ребенком две предметные картинки, идентичная пара находится у вас в руках. Сделайте акцент внимания для ребенка на том, что у вас с ним одинаковые пары картинок. Затем закройте свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.
Если ребенок не выполняет задание, покажите, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используйте указательный жест.
Оцените принятие задания, осуществление выбора; понимание инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.
ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ
Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Отберите цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.
Поставьте перед ребенком два (четыре) цветных кубика и попросите показать такой, какой находится у вас в руке: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем попросите показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предложите ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
Если ребенок не различает цвета, то научите его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Ребенок может знать цвета, но не уметь соотносить цвет со словом (названием). Существует много способов научить ребенка различать цвета и знать их названия. Об этом мы опубликуем отдельную статью.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Понадобятся две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник). Наборы таких картинок продаются в книжных магазинах.
Покажите ребенку части разрезанной картинки и попросите: «Сложи картинку».
В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, покажите целую и попросите сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, сами наложите часть разрезной картинки на целую и предложите ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Этими несложными тестовыми заданиями вы сможете проверить уровень развития вашего малыша и одновременно учить его. Не стоит пугаться если что-то ребенок не сможет выполнить – попробуйте провести тест через некоторое время, если опять заметите несоответствие – обратитесь к специалистам (логопеду и психологу).
статью подготовила
семейный психолог, арт терапевт
Щербакова Наталья
Источник
Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.
Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.
Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.
Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы – что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.
Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)
Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)
Ребенок первого года жизни (по месяцам):
1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.
2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.
3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.
4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.
5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.
6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.
7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.
8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.
9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.
10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».
11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.
12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.
Развитие детей в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев
Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.
Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.
Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.
Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.
Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина – «би-би», собака – «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.
Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.
Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет
Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.
Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 – 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.
Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.
Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.
Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»
Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.
Развитие ребенка 3-го года
Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».
Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.
Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).
Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.
Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.
Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр – переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием “Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы” от педагога раннего развития
Статьи по теме:
Психическое развитие малыша. Что должны знать родители
Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития
Чем занять ребенка дома? Большой список игр
Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет
Развивающие игрушки своими руками за 5 минут
Источник