Как просмотр телевизора влияет на развитие ребенка
«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.
Воздействие ТВ на здоровье ребенка
Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.
Влияние телевизора на речь и психическое развитие
Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.
Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.
Воздействие СМИ на мышление
Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.
§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.
§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.
Есть ли безопасный минимум?
По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».
Пути решения проблемы
Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.
§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
§ Играйте с ребенком в подвижные игры.
Выводы
Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Что важно знать о телевизоре и телепередачах!
10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.
Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.
Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:
– Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!
– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!
– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.
Источник
Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.
Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.
Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).
В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.
Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.
Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.
Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.
Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.
Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.
Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.
Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.
Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.
В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.
Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.
Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.
Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.
Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.
Источник
Время, которое дети могли бы провести играя, с семьей, с друзьями, тратится впустую если ребёнок проводит его перед телевизором. Дети подвергаются девиантному и агрессивному поведению в телевизионных программах. Мозг ребенка развивается быстрее всего за первые 2 года жизни. Так что держите детей младше 2-х лет подальше от телевизора, Даже школьникам не следует позволять смотреть телевизор более 2 часов в день.
https://pin.it/kh7bta6twqetxh
Телевидение есть повсюду, и дети являются одними из его самых ненасытных потребителей, часто даже в младенческом возрасте. Телевидение может быть образовательным и развлекательным, но вы как родители, вам необходимо понять недостатки и решить, сколько времени можно проводить вашему ребёнку перед телевизором.
Телевизор и ваш ребёнок
Развитие мозга
Влияние телевидения на психосоциальное и мозговое развитие детей является глубоким. В национальном исследовании гиперактивности и поведенческих проблем были изучены 1278 детей в возрасте 1 года и 1345 лет в возрасте 3 лет. Десять процентов этих детей имели проблемы со вниманием к 7 годам. В другом исследовании влияния телевидения на когнитивное развитие и влияние на образование детей, телезрители имели меньшие школьные и учебные результаты, чем их сверстники, не смотревшие телевизор.
Языковые навыки также часто затрудняются тем, что дети смотрят телевизор. Чтение ставится на второй план, и у ребенка может не развиться соответствующий словарный запас наравне с другими сверстниками. Поскольку телевидение, как правило, является односторонней связью, дети также проигрывают в процессе обучения через взаимодействие.
Полнота
Ожирение и перекусывание явно связаны с просмотром телевизора. Попав в зависимость от телевизора, дети часто приклеиваются к нему в течение долгих часов за счет игр и других физических нагрузок. Дети также склонны больше перекусывать нездоровой пищей во время просмотра телевизора. Исследование, проведенное Эрнандесом показало, что просмотр телевизора и видеоигры увеличили распространенность ожирения среди детей в возрасте 9-16 лет. Физическая активность подвергалась избиениям во время перекусов на высококалорийных продуктах была центральным элементом телепросмотра. Телевидение также повышает шансы на усталость и отсутствие мотивации у детей. Рекламные ролики вызвают тягу и спрос на нездоровые или переработанные продукты.
Насилие, Агрессия и Запугивание
Согласно исследованию Джорджа Гербнера, в детских телепрограммах каждый час показывают около 20 случаев жестокого поведения. Другие исследования показывают, что ребенок в возрасте средних лет будет наблюдать примерно 200’000 насильственных действий к 18 годам. Во многих случаях телевизор довольно часто дает ребенку первое представление об агрессии, и он привыкает к ней. В конце концов, просмотр насилия на телевидении снижает чувствительность детей – они не только думают, что это приемлемо, но и учатся мириться с этим. Дети также часто становятся жертвами «синдрома злого мира», предполагая, что насилие, которое они видят на экране, является отражением реального мира. Многие дети и подростки также прибегают к агрессии в качестве первой линии защиты для разрешения конфликтов. Продольное исследование, проведенное Eron et al., подтвердило, что дети, подвергающиеся насилию в средствах массовой информации в детстве, демонстрируют более высокий уровень агрессии, а также более высокую вероятность стать уголовными преступниками.
https://pin.it/gprrvu3ydyjou2
Рискованное или девиантное поведение
Телевизионные шоу и рекламные ролики часто пропагандируют рискованное поведение, связанное с алкоголем, курением, наркотиками, неосторожным вождением, мелкими преступлениями и беспорядочной распущенностью. Дети воспринимают их как классные, веселые вещи и усваивают эти ценности. В ходе исследования случайным образом отобранных подростков в возрасте 14-16 лет в 10 городских районах юго-восточной части Соединенных Штатов было установлено, что 8 потенциально опасных поведенческих рисков (половой акт, употребление алкоголя, курение сигарет, курение марихуаны, мошенничество, кражи, прогулы школы и управление автомобилем без разрешения) были замечены более высокими среди подростков, проводивших больше времени за просмотром музыкальных видео и телевизионных фильмов.
Реклама также оказывает глубокое влияние на молодёжь – в конце концов, как отмечает психологическая ассоциация, «ребёнок в среднем возрасте подвергается воздействию более 40 000 рекламных роликов в год». Дети не имеют права по своему усмотрению понимать, что объявление является предвзятым, субъективным и часто далёким от истины. Они также воспринимают расовые и гендерные сигналы из телевидения и усваивают стереотипы.
Сколько, как скоро?
Академия педиатрии четко советует родителям либо полностью исключить, либо свести к минимуму экранное время для детей младше 2 лет. Мозг увеличивается втрое за первые 12 месяцев. Максимальное развитие мозга происходит в первые два года обучения, когда ребенок овладевает языковыми навыками, грубой и мелкой моторикой, зрительными, пространственными и кинестетическими навыками. Слишком сильное воздействие цифровых медиа будет мешать развитию только в это время. Телевизор также может влиять на связь между родителями и детьми. В ходе исследования была изучена гипотеза, о том, что фоновое телевидение влияет на взаимодействие между родителями и детьми, и показало, что как количество, так и качество взаимодействия снижается, во время включения телевизора.
Академия педиатрии также рекомендует родителям ограничить экранное время для детей возрасте до 8 лет. Мозг созревает в возрасте 10-12 лет ( в процессе, называемом миелинизацией), и в течении этого времени важно стимулировать и обеспечивать обучение ключевым физическим, психосоциальным и эмоциональным навыкам.
Канадское общество педиатрии рекомендует детям школьного возраста ежедневно смотреть не более 2 часов телепередачи, ссылаясь при этом на вмешательство телевизора в их когнитивное и эмоциональное развитие. Общество также поддерживает исследования, которые связывают поведенческие трудности детей старшего возраста с чрезмерным просмотром телевизора.
Правильный курс
При правильном использовании телевизор может стать окном в мир. Дети старше 2 лет могут приобретать навыки (медиаграмотность) и познания (природа, животный мир, история и т. д.) по телевизору, если их модераторами являются родители. Избегайте показа сцен насилия и отправляйте детей на телевизионную тропу с документальными фильмами о природе и дикой природе, открытиями и научными шоу, историческими и художественными программами. Мультфильмы хоть раз в жизни хороши до тех пор, пока время ограничено. Программы также должны быть тщательно отобраны с учётом положительных ролевых моделей, сильных мужских и женских характеров, а также разнообразия контекста и характеров. Мета-анализ 34 исследований положительного воздействия телевидения показал, что дети, смотрящие просоциальный контент, лучше взаимодействуют и ведут себя в обществе, чем дети, смотрящие агрессивные передачи, содержащие насилие.
https://pin.it/tawe2egnwbdwxm
Телевизор никогда не может быть «няней на замену» или заменять игровое время или семейное время. Приводите ребенка на игровую площадку каждый день! Поощряйте разговоры с другими людьми дома и такие занятия, как чтение и рисование. Возможно, вам не удастся полностью изгнать телевизор, но для того, чтобы уменьшить его влияние на вашего малыша, достаточно сделать это.
Источник