Как прошла адаптация в детском саду для ребенка 2 года

Как прошла адаптация в детском саду для ребенка 2 года thumbnail

Екатерина Просвирнина
Адаптация детей 2–3 лет в детском саду

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.

Почему так происходит?

Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу.

Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:

ему уделяется меньше персонального внимания;

меняется дневной режим;

отсутствуют близкие люди;

приходится постоянно контактировать со сверстниками;

необходимо слушаться незнакомого взрослого.

нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Последствия стресса – почему дети плохо себя ведут?

Изменения детского поведения зачастую сильно пугают родителей, что они начинают думать – этот «кошмар» никогда не закончится и малыш не сможет привыкнуть к детскому саду.Не стоит драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.

Слезы и страх.

Сначала ребёнок показывает весь спектр негативных эмоций: плачет вслед за всеми, не хочет заходить в группу, не даёт снять с себя одежду.

Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

Низкий познавательный интерес.

из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

Обратное развитие.

Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные,которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.

Деградация речи.

Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова – например, бибика.

Изменение двигательной активности.

Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.

Нарушение сна

В спальню идут со слезами и криком. А если засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает.

Пониженный аппетит

Есть дети которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут «объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё – таки садятся за стол.

Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

1.Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков) не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде.

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенка в ростове 2 года ребенку

7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке.Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты – в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Источник

Как прошла адаптация в детском саду для ребенка 2 года

     В предыдущей статье (https://www.b17.ru/article/113600/) мы говорили о том, что такое адаптация к детскому саду, что происходит с ребенком в это время, как может протекать адаптация у детей с различной степенью готовности к посещению,  как надо готовить ребенка к началу посещения детского учреждения …  Все эти моменты актуальны и важны для детей любого возраста.

     Привыкание детей 2ого года жизни к детскому саду имеет свои особенности. И их надо знать и учитывать при принятии семейного решения – отдать ребенка 1,5 – 2х лет в детский сад или подождать до 3х-летнего возраста?  Давайте поговорим об этом?

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.

Примем во внимание, что в раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым:  на смену эмоциональному приходит деловое общение.

А чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? И почему это важно знать родителям?

Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Помните, как ваше чадо –  младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относился к любому взрослому и достаточно  было самых простых знаков внимания, чтобы он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек? Но вот  уже со второго полугодия жизни малыш  начал  четко различать своих и чужих?  Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родителям важно серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми.

По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости.

Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней. Но путь этот не всегда прост, и чтобы его пройти, требуется довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.

 Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные ощущения во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю  адаптацию к ним.

Читайте также:  Приступы плача у ребенка 2 года

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в  выборе игрушек,  нелюбознательны.  Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Поэтому, уважаемые родители, надо правильно готовить малыша к поступлению в ясли. Наряду с гигиеническими мероприятиями  по укреплению  здоровья,  приведением  режима дня в соответствие с условиями детского учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Как же помочь ребенку развивать эту самую предметную деятельность?

– Вы можете  помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно  снижайте  свою  активность,  предоставляя   ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.

– Регулярные 10- 15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит  стремление сидеть у вас на коленях.

– Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание особенностей малыша помогут подобрать верный способ действий с ним в этом направлении.

– Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях!  Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель начнет надевать им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую же картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием в детском учреждении.

– Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, и вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

За сравнительно небольшое время (примерно в течение месяца)  поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть вместе со взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. А это и нужно для того, чтобы безболезненно привыкнуть к условиям детского сада!

Успехов вам!

При возникновении трудностей адаптации при соблюдении всех условий подготовки ребенка обращайтесь к специалисту – психологу, который  поможет, разберется, даст совет.

До следующей встречи!

Буду признательна за Ваш отклик о полезности для Вас материала в виде отклика, комментария или нажатия кнопки “спасибо”. Удачи!

Источник

Vera

По идее никто не мешает ребёнка забрать хоть через час)
У нас первый день 2 часа (с 8 до 10), а там по ребёнку. На второй я забрала её с прогулки в 11 с чем-то, на третий мне сказали приходить после обеда, но когда я пришла, она спала уже ???? И с этого дня забираю после полдника. Но если ребёнок плачет, воспитатели могут порекомендовать, например, пораньше забирать.

Юлия

Старший сын примерно через 3 недели стал ходить на весь день. Первая неделя на несколько часов с утра: завтрак, прогулка; потом добавился обед; через 2-2,5 недели самое сложное – сон. И после этого весь день ))

Наталья Ганина

Дочь пошла в детский сад в 1 год 7 мес, я сразу на работу вышла. Первую неделю ходила до обеда, со второй недели ходила на целый день. Начальник больше не разрешал работать по полдня. В 7 подъём, завтракали и бежали в детский сад. В 18.00 забирала дочь. Бежали на кружки 2-3 раза в неделю. Потом ужинали. В 21.00 отбой. Потому что утром рано вставать.

Ольга

Все индивидуально: зависит только от вашего ребёнка. Кто-то сразу идет без плача (или немного похнычет). У таких адаптация проходит максимум за неделю. А кто-то и полгода, и год привыкает, и из болезней не вылезает.
В среднем у большинства детей адаптация идет от 1 недели до 1-2 месяцев.
Первую неделю оставляют с 8 до 10 (или 12 часов). Вторая-третья неделя – забирают после сна. С четвертой недели – на целый день.
Но опять же все индивидуально.

Читайте также:  Почему ребенок спит с открытыми глазами в 2 года

Ксю

Ребёнок пошёл в сад в прошлом сентябре ( 2,4 было на тот момент) с лета готовила ее, говорила, что скоро она вырастет и будет ходить в сад к новым друзьям и будут у неё воспитатели феи ( она ждала этого и потому поход в сад не был стрессом) первую неделю оставляла на час, потом каждый день добавляла ещё по часу, но на сон не оставляла. Недели через 2-3 уже осталась на сон, дальше оставляла с 8 до 16:00. Плакала только когда я уходила, секунд 20, дальше заигрывалась и до вечера обо мне не вспоминала)
Учтите, что с походом в сад у детей вырабатывается иммунитет к простудам- вся наша группа болела каждые 2-3 недели, но ближе к марту ситуация стала ровной, практически не болеют детки. Во всяком случае, весна и лето прошли без орви в группе. ( минус 1,5 месяца на карантин сад)
Единственное, воспитатели перед приемом в сад, просили всех родителей снимать подгуз на сон- кто ещё с ним спал.
Все будет хорошо, не волнуйтесь) я вот вспоминаю своё блаженство от первых часов свободных)))

Елена ♥ ℒℴѵℯ ♥

первую неделю ходили на 2 часа, вторую неделю ходили до 12, на 3 недели пробовали оставаться на сон. первый раз не лег, через час заныл. забрала. 2 раз уснул через час. отходили так неделю и заболел сын сильно.
младший в сад пошел 2 июля, нормально ходил, нравилось. за все время раза 2 похныкал. обычно радостный забегал в группу
3 раза его там покусали, один раз хорошо так.
первый раз пустил сопли через 5 дней на 2 дня, не ходили эти 2 дня, потом вышли. потом опять через 5 дней пустил сопли. опять 2 дня и прошли, пошли в сад. 3 раз заболел уже 1 августа, началось все соплей и уже 2 недели прошло, стало только хуже. выходит месяц отходили и ушли на больничный уже на 2 недели. многие уходили на больничный через неделю после сада, практически дружно все вышли через неделю. потом отходили еще неделю и опять больше половины группы ушли на больничный.

Саша

У нас сначала приводят ребенка на прогулку, к 10-10.30. Знакомимся с воспиталем, смотрим площадку, мама прощается, ребенок остаётся на часок. И так несколько дней-неделю, смотря по настроению. Потом приводят к 9 уже в группу, забирают так же после прогулки в 11-11.30. Потом к 8.30 к завтраку. Дальше остаётся на обед. И потом на сончас. В среднем на каждый этап от пары дней до недели. Зависит от ребенка и от мамы, некоторым на работу срочно.

Старшая у меня сама на четвертый день осталась на сончас. Просто за детьми пошла и не захотела уходить. Месяц всё было отлично, а потом началась отложенная адаптация- слезы по утрам. Поэтому думаю,лучше не торопится и всё делать постепенно.

Анастасия

У сына было так: мы неделю ходили на прогулку с ребятами и уходили домой, а потом уже пришли утром и он стал оставаться до сна, потом сам попросился спать с ребятами и очень быстро перешёл на полный день, все прошло мягко, без истерик и тп. В другом садике сказали приводить сначала утром на пару часов, потом постепенно увеличивать время. В разных садиках свои негласные правила, этот вопрос лучше обсудить с воспитателями или уточнить на родительском собрании

Юлия *

У меня обе ходили с двух лет. Старшую привели в первый день на два часа с утра. Все было отлично, предложили оставить на 4 часа на следующий день. На третий день оставили на сон. На четвертый до прогулки. И в пятницу уже осталась на весь день. Но она у меня с года сидела с няней, не цеплялась за меня. А вот со второй дочей было сложнее. Неделю ходили до сна, ещё неделю прибавляли часы. На весь день пошла недели через две только.

Елена

Младший пошел в 2,2. Я очень долго не водила на полный день. Забирала после обеда до сна. Уже и воспитатели говорили оставлять на сон. Но я видела,, что не готов и делала как нам удобно. Потом уже попробовали уложить, я стояла за дверью) уснул быстро и стали оставаться на сон. А на полный день я его только месяца через два оставила. К тому времени ребёнок уже полностью адаптировался.
Точно такой же опыт был и со средним, там мы ещё дольше не оставались на полный день, на сон вообще сам попросился остаться) правда и воспитатели ничего не говорили, не настаивали (пошли в сентябре – на полный день остались только после новогодних праздников)
Моё мнение – торопиться не надо.

Читать

все

10
комментариев

Источник