Как проявляется влияние внешней среды на развитие организма ребенка
В формировании личности и развитии ребенка решающее значение имеют 2 фактора – наследственность и внешняя среда. Наследственность это передача набора факторов от родителей к ребенку на генетическом уровне. Несмотря на ее значимость, в большой степени на развитии малыша отражается окружающая обстановка, которая складывается из многих условий и может быть улучшена.
Понятие внешней среды в педагогике
Понятие среды включает ряд внешних условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие ребенка. Все факторы можно разделить по природе происхождения на:
- неорганические;
- органические;
- социальные.
Самыми простыми и доступными в нашем обществе, но от этого не менее важными, являются неорганические причины формирования организма человека. К ним относятся температура среды, уровень освещения, качество воздуха и другие показатели, напрямую влияющие на формирование здорового организма.
Среди многочисленных факторов органического происхождения наиболее значимым является питание. Рацион малыша, особенно в период приучения к пище, совершенно обоснованно подвергается жестким требованиям. Второй составляющей биологических факторов является наличие микробов, инфекций и вирусов. Значимость органических факторов, в отличие от других, по мере взросления существенно снижается, поэтому важно следить, чтобы хотя бы в первые годы жизни негативные факторы не выходили за допустимые пределы.
К положительным социальным факторам, необходимым для развития малыша, прежде всего, относятся взаимодействия с другими людьми и регулярная смена обстановки. При этом сопутствующий этим событиям, а также процессу обучения, стресс имеет негативный характер. Социальные факторы, в противовес органическим, становятся значимее по мере взросления, и достигают пика лишь в подростковом возрасте.
Роль среды в развитии малыша
В первую очередь следует рассмотреть факторы неорганической среды. Понятно, что вредная обстановка негативно сказывается на здоровье, а при развитии малыша любые отклонения от нормы приводят к негативным последствиям. Например, даже краткосрочное пребывание в запыленном, непроветриваемом помещении, приводит к легочным заболеваниям во взрослом возрасте, а недостаток освещения при обучении снижает зрение. Хотя этот фактор кажется очевидным, пренебрегать им не следует, ведь именно он оказывает основное влияние на физическое здоровье.
Недостаток или низкое качество питания, витаминов, микроэлементов и белков в детстве отражаются на здоровье человека на протяжении всей жизни. Серьезные инфекционные заболевания также могут нанести серьезный вред. Но и разнообразия в рационе, и различные детские болезни необходимы для гармоничного развития, поэтому здесь особенно важно достижение золотой середины.
При этом влияние среды нельзя подвергать строгому контролю. Рано или поздно растущему организму предстоит столкнуться и с переохлаждениями, и с несбалансированным питанием, и со стрессами. Малыша следует оберегать от опасного влияния среды, не ограничивая контакт с ней. Идеальным примером такого подхода является подготовленная среда, в которой ребенок взаимодействует с окружающими детьми и предметами, избегая большинства опасностей.
Источник
В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Системное развитие ребенка
Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) – понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под влиянием окружающей среды.
- Зависит от взрослого, какой социум будет окружать кроху.
- Ребенок социализируется через общение, деятельность и сознание.
- Сознание формируется с помощью специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
2004
1. , 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. , 2.1. | . 3 4 4 9 13 15 19 24 24 33 34 35 |
(“1”)
, , , , , . .
, , . , , .
, , , , , , – .
, .
, , , . . . , , , .
, , , , , . , .
, , , .
1. ,
1.1.
. , , , .
, 8285% (). (, , ) 1619% , 13%. 50%, . , 67- , 23-, , ; , . . , ( ); .
, , . , – . , , , : , , .
, , . .
. , , .
, 67- , . : 3,2 , 700 , 0,9 1 300 .
, () , .
, , , , , , .
(“2”) , . , , .
40 56% , .
. , , , . ( ) . .
, . . , . , , , , , . , , .
. , ; , , , .
, , . , , . , , , , , , . , .
.
, , , : , , , . , (. 1).
. ( ), ( ). , , , . . .
: , , .
, , . , , , .
, . . , . , . , , , .
, , . , , , .
, , , , . , , , , , , , , , .
? , . , , , – , , ” .
. , , , – , , .
, , , , .
, . , , , . , , , (, , ), (, ).
: . , .
, , ., , .
(“3”) . . , . , , , . : , . . , . , , . .
(5 , 7 ). 50 100 150 . . ( 3, 5, 10 ).
. .
, . .
( ) , , (, ) .
. , , .
, .
, , , .
. , , . , , , , . , , .
, , , . . , , – . .
, , . , , , 30 45 . , , . , , , . , , . – , , . , , , , .
, – .
1.2.
. , , , , . . . . , . .
, .
45- 3,54- . .
, , , . , . , . , , , , . , .
, , . . 1 (. 2).
, 1:1:4 1:1:5.
, . -, , , -, . . , . , , .
(“4”) . , 2/3 (, , ) 1/3 , , , , . . ( ). , , .
70-75 . , , , () , (, , , , , , , ), . , , : , , . . .
30% . . . , , , . , , .
, . , , , , . , . .
(, , , , .), , .
, . . , , , , (, ), . .
, . , , . (, , , , ) , .
, .
, , . , . , , . , , , . , . , , . , , .
, .
. , , .
(. 3).
.
– , , , , , , .
(, , , ) . , . . , , .
. , . – , .
: , ( ), (, .), , . , , , . 8090% , 8789%, 75%, 50%, 48%.
, , . , ; . , . : . , . , , .
, , . , , , , . : , , , . . , , . ( ), . , 711 300350 (11/2 ) . Bopoe : , , , ; . , , , , , , . 2 . 2 : , , , , , , , . , , , , . , , , . , , .
, . , , . .
(“5”) , , .
2,5 . 600 (400 200 ), 1000 (400500 , 300 200 ), 300 , 500 (300 200 ). .
, . , , , , , . , . . , , , . , – , . , , . , . , , . , .
. – .
.
, , .
1.3.
, . , : , , , , . , , , , . . , 100 300 , 3,5 7 . , , , , .
. , 10 . 85%, 20 . 5%. ( 95% , ), . , . , , . .
. , . (, , ) . , , , , ; 3738. , , , ; . ; . , , , . , . , , . , . , . .
; , (12 . . 56 ). . , . , ; . , , , .
, . , .
, , (), . , , .
, ( ); . ().
, , , – , . . , .
, , , – .
, , , , , .
, , , , , . , . , . , ; , . , , , , .
1.4.
. , , .
(“6”) , , , . , , .
, , , . . , , , , .
, . ,
, . , : , , , . , , . , .
, , , (, , . .). , , (). , . , . , , . . . , .
, . . , . , . , . . , . , . , . .
, , . . , , , : , , , , . , . , , , .
, , . , . . .
, . , , , , . , , . . , , . . , , . , . , – ; , , .
, . , . , .
. , , , , . . .
? ? ?
. , , , . , . 8 , 7-10 11-10 . . , (, .) , , , – .
? , . , , . , , .
. , , , , . .
. , .
. , . , , , ; , . , , , . . ?
. , , , . . , , , , , .
, . , -, . , , .
2025 .
(“7”) , . , . 1 .
, , .
, , , , , , . , ( ) . ! . , . , , , , .
, , , , : 1820 , 2122 1718 . 46 .
3040 . .
, , , , . , , : , , . ? . , . (, ), , 34 (, , ), . , . , , .
, : , , , , , . , .
, . , , .
, , ( , ).
. , , . . , .
, .
1.5.
, , , , ,
, , , , . , , , – .
, . 100 , , , , .
, , , , , .
, ? , , , , .
2530 , , ? , ? , , ? .
. , , , , , . , , , . , : , – , , , .
, . , , , , , , ; , . .
(“8”) , , , , . . , , , .
, , , . . – . .
, , , . , . , , , .
, . . , , .
-, , , . , , , . . : 1, 23 ; .
, – , . , . , , , , , . .
, , , . – , , TV- .
, . , .
, , . , . , , . .
8 . , . .
. , , , . . , , . , . 2 .
.
. , . , .
. . . , , . .
, . , , , , , , , . , . .
, , . , , . . , .
. . , , , ; 2030 , ; ; , .
, (, , ). , , , .
! . . . . .
, . , . – . , .
(“9”) , , .
– . . – , , – .
2. ,
, , , , , . , .
– :
– ; ; ; ; ; ; .
.
2.1.
, . , . . : ! 100 , . ( ) . , . : … , , .
, , . : , , , 7985%. , .
(. 4).
, , , , .
: , , . , ? . , , , , , . . ( ), ( ).
(“10”) , , , , . , .
. , , , . . , , . , , , , , .
, , . , , .
, , , , , .
, . , , , , , – ; 50 , ; , , , , , , , , . 500 , , .
, , , , .
, , . , , , ; , , , .
, , . , . , , , . , . , . , .
. , , , , 80% , . ( ), , .
, . , 10 , . , , , , , . . , , , .
. , . , , . , . . , , 69% . , , 90% .
– . , , , – . , – . 0,09 369 . . . ? , .
, , . ? , , , , , .
, . , , , . . . .
, 12 15 . , . , . , , .
, , , , . , , , 10% : . , . .
. . . . , , – , .
, , . . , , .
. . . , . , .
535 . , . . .
(“11”) . . . : . . : , , .
, , .
, . , , , , .
, , , . , , , , . , , .
(711 ) . 7 – , : , , . 89 , .
, ( , ).
, , . , , . , , , . , .
, , , – , : , , , . .
, , . – . , . . . , , . , , . , , .
. , . , . . , , . , , . , , , , , , .
, , , . . , , , , , . , , , – . . , – , . , .
. . , , . , .
, , , , . , , .
( 11 ) . , , , , . . . .
, 46 , . . . , . , , , , , .
, . – , , .
. , . , .
, . . , , 5070 , , , , , 36 , , , .
, .
. . , , , , , . . , . , , , , , , .
(“12”) .
, , , , , , , . .
, . , , , , . . . . , , – 16 , .
. . , , .
: , ( ), . , , . , , , , .
: , , . , . , , , .
. 1920 , , , , , .
. , , , , , .
, , , , , , , , , . , , , , .
, , , , , . .
, . . , -, , . , . , : , , .
, , : , , , , .
, . , , , , .
, : !. , , . , . , .
, .
. ., 1982. (“13”) . ., . .: , 1991. , . . , 1997. , . .: , 1984. . , 1973. . : , 1992. , . : , 1987. , . ., 1984. . .: , 1985. , , . – ., 1990. . .: , 1987. , , . ., 1988. , . , 1 2. .: , 1987.
1
1
(“14”) 2
1
() ()
3
2
( )
, | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
7-10 | 1,5 | 1,4 | 1,9 | 1,7 | 15 | 50 |
(“15”)
4
3
( %)
51,7 37,9 10,4 – – – – | 34,5 24,3 14,1 11,3 9,0 5,2 1,7 | 38,7 22,6 – 19,3 9,7 9,7 – |
(“16”) preview_end()
Источник
Тема 2. ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови.
Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо- и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.
И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
12. Молекулы наследственности и микробы
12. Молекулы наследственности и микробы Каждая живая клетка представляет собой микрокосмос, в котором нуклеиновая кислота выступает в качестве диктатора, обычно к нам благоволящего; но в случае рака она становится деспотом-садистом, а в вирусных частицах –
Тема 4. РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Тема 4. РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА 4.1. Значение и функциональная деятельность элементов нервной системы Координация физиологических и биохимических процессов в организме происходит посредством регуляторных систем: нервной и гуморальной. Гуморальная
Взаимодействие наследственности и среды
Взаимодействие наследственности и среды Иногда спрашивают: что важнее – наследственность или окружающая среда? На этот вопрос не так легко ответить. Если под этим подразумевать, чт? имеет наибольшую силу воздействия, то и тогда следует ограничиться частными случаями.
Глава 1. Влияние основных загрязнителей природной среды на растения
Глава 1. Влияние основных загрязнителей природной среды на растения Основными источниками загрязнения атмосферы являются электростанции, работающие на угле, предприятия угольной, металлургической и химической промышленности, цементные, известковые,
Наследственность и влияние среды обитания
Наследственность и влияние среды обитания Каково соотношение врожденного и приобретенного в психике и поведении – вопрос не только биологии. Это вопрос вечный, поскольку ответ на него определяется мироощущением человека. (Именно – мироощущением, а не мировоззрением.
4. Гомеостаз – поддержание внутренней среды организма
4. Гомеостаз – поддержание внутренней среды организма Мир вокруг нас постоянно изменяется. Зимние ветры заставляют нас надевать теплое платье и перчатки, а центральное отопление побуждает снимать их. Летнее солнце уменьшает потребность в сохранении тепла, по крайней
Тема 2. Молекулярные основы наследственности
Тема 2. Молекулярные основы наследственности Представьте себе, что увеличили человека до размеров Великобритании, тогда клетка будет иметь размер фабричного здания. Внутри клетки находятся содержащие тысячи атомов молекулы, в том числе молекулы нуклеиновой кислоты.
Тема 4. Закономерности наследственности
Тема 4. Закономерности наследственности Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца. Г. Х. Андерсен (1805-1875), датский писатель Общебиологическое значение генетики вытекает из того, что законы наследственности справедливы для всех
27. Хромосомная теория наследственности
27. Хромосомная теория наследственности Вспомните!Что такое хромосомы?Какую функцию они выполняют в клетке и в организме в целом?Какие события происходят в профазе I мейотического деления?В середине XIX в., когда Г. Мендель проводил свои эксперименты и формулировал
1. Влияние внешней среды на организм собаки
1. Влияние внешней среды на организм собаки Собака требует для своей жизни определенных условий среды, приспособленность к которым была выработана в течение всей истории ее породы. Среда, в которой живет собака, многообразна и изменчива. Условия внешней среды влияют на
2 Влияние окружающей среды: почему у нас есть власть над собственным геномом
2 Влияние окружающей среды: почему у нас есть власть над собственным геномом Метаморфоза Когда мне было 13 или 14 лет, я принес в детскую биологическое чудо. На соседской живой изгороди я нашел гусеницу бражника сиреневого. Она была толстой и мясистой, чуть длиннее моего
Источник