Как правильно поощрять ребенка в 4 года

Как правильно поощрять ребенка в 4 года thumbnail
Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Примеры, какие меры поощрения нужно применять к ребенку

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.

Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша – это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий – это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Читайте также:  Ребенок 4 года не слушается делает все наоборот

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Источник

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Читайте также:  Прививка против гриппа ребенок 4 года

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Источник

Мы часто ругаем детей. При этом забы­ваем, что они заслу­жи­вают и поощ­ре­ния. Ведь это не про­сто хоро­ший педа­го­ги­че­ский прием, а и сти­мул для хоро­шего пове­де­ния. Как пра­вильно поощ­рять детей? Как найти ту золо­тую сере­динку, кото­рая бы помогла ребенку пра­вильно вос­при­нять это поощ­ре­ние, а роди­телю гра­мотно похва­лить его? В этом помо­гут разо­браться советы психолога.

Роди­те­лям, гово­рят пси­хо­логи, сле­дует осто­рожно под­хо­дить к поощ­ре­ниям, поскольку их избы­ток может отри­ца­тельно ска­заться на фор­ми­ро­ва­нии дет­ской лич­но­сти. Они уточ­няют, что захва­ли­ва­ние детей зача­стую при­во­дит к появ­ле­нию таких непри­ят­ных черт харак­тера, как каприз­ность, эго­изм, инфантильность.

Неко­то­рые мамы и папы не видят раз­ницы между поощ­ре­нием и мате­ри­аль­ной награ­дой, стре­мясь зару­читься дет­ским послу­ша­нием с помо­щью денег. Сле­до­ва­тельно, похвала может стать как полез­ным, так и вред­ным «инстру­мен­том» воспитания.

Овла­деть же искус­ством поощ­ре­ния вам помо­гут несколько про­стых пра­вил, усвоив кото­рые, вы смо­жете избе­жать мно­же­ства вос­пи­та­тель­ных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, суще­ствует много форм одоб­ре­ния малы­шей, кото­рые рабо­тают эффек­тивно в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных ситу­а­ций. Какие же спо­собы поощ­ре­ния выде­ляют психологи?

  • Широко исполь­зу­е­мый и самый рас­про­стра­нен­ный метод поощ­ре­ния – обыч­ная похвала, кото­рая пред­по­ла­гает сло­вес­ное воз­дей­ствие. Попро­сту говоря, за хоро­шее пове­де­ние ребенка хва­лят, его дей­ствия одоб­ря­ются, под­дер­жи­ва­ются родителями.
  • Еще один дей­ствен­ный метод – ласка, к кото­рой отно­сят поце­луи, объ­я­тия, неж­ные погла­жи­ва­ния по спине или голове. Порой они важ­нее и намного эффек­тив­нее, чем обыч­ные слова. Такая форма поощ­ре­ния чаще всего при­ме­ня­ются к малень­ким деткам.
  • Инте­рес­ным спо­со­бом моти­ви­ру­ю­щего поощ­ре­ния явля­ется допол­ни­тель­ное время для сов­мест­ных раз­вле­че­ний или игр. Его часто при­ме­няют для того, чтобы добиться от детей необ­хо­ди­мого поступка. К при­меру: «Мы пой­дем на игро­вую пло­щадку, как только ты убе­решься в комнате».
  • Если под­рос­шие дети хорошо себя ведут, помо­гают взрос­лым, их можно поощ­рить, рас­ши­рив права и сняв запреты на какие-либо дей­ствия. Напри­мер, школь­ни­кам раз­ре­шают ложиться спать на пол­часа-час позже за хоро­шие отметки.
  • Моти­ви­руют детей на нуж­ные поступки игрушки, сла­до­сти и про­чие воз­на­граж­де­ния. Однако к подоб­ному спо­собу стоит отно­ситься с осто­рож­но­стью, поскольку мно­гие дети начи­нают тре­бо­вать мате­ри­аль­ный сти­мул за каж­дый свой поступок.

Наи­луч­ший эффект можно достичь, исполь­зуя раз­лич­ные спо­собы поощ­ре­ний в зави­си­мо­сти от воз­раста малыша, его пси­хо­ло­ги­че­ских особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

 Мы уже гово­рили, что необ­ду­ман­ное при­ме­не­ние похвалы спо­собно навре­дить как самому ребенку, так и вашим отно­ше­ниям с ним. Про­верьте, не повто­ря­ете ли вы при обще­нии с малы­шом сле­ду­ю­щие ошибки.

Ино­гда дети ведут себя хорошо только в при­сут­ствии дру­гих людей, желая полу­чить награду или про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние. Часто это про­ис­хо­дит из-за чрез­мер­ного захва­ли­ва­ния роди­те­лями и бабуш­ками: «Ты самый умный маль­чик на свете!»

Малень­кие мани­пу­ля­торы рас­тут в тех семьях, в кото­рых взрос­лые ста­ра­ются «под­ку­пить» детей раз­лич­ными награ­дами за любой хоро­ший посту­пок. Ребе­нок поде­лился с млад­шей сест­рен­кой машин­кой? Взрос­лые поку­пают ему новую игрушку и т.д.

Неко­то­рые роди­тели хва­лят свое чадо, при­ни­жая при этом досто­ин­ства дру­гих детей. К при­меру: «У тебя рису­нок намного кра­си­вее, чем у Маши». Пред­по­чти­тель­нее срав­ни­вать ребенка с самим собой, ука­зы­вая на то, что с каж­дым дости­же­нием он ста­но­вится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощ­ре­ния были искрен­ними, умест­ными и пра­вильно поня­тыми детьми, нужно пра­вильно ими пользоваться.

Пред­ла­гаем несколько реко­мен­да­ций пси­хо­ло­гов, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться при вос­пи­та­нии ребенка.

  • Любая похвала должна быть спра­вед­ли­вой и соот­вет­ство­вать дет­скому пове­де­нию. Так, не стоит хва­лить, зада­ри­вать подар­ками за есте­ствен­ное в его воз­расте пове­де­ние: малыш в оче­ред­ной раз надел коф­точку, зашну­ро­вал ботинки и т.д. И напро­тив, обя­за­тельно отме­чайте важ­ные дости­же­ния и зна­чи­мые поступки: ребе­нок помог маме доне­сти сумку, нари­со­вал кра­си­вый рисунок.
  • Пред­по­чти­тель­нее хва­лить не самого малыша, а его хоро­ший посту­пок. Если ребе­нок убрал игрушки в дет­ской, не стоит гово­рить: «Ты у меня умница». Ска­жите лучше: «После уборки твоя ком­ната стала такой чистой. В нее очень при­ятно захо­дить». И не отде­лы­вай­тесь при похвале общими фра­зами, вроде: «Кра­си­вый рису­нок». Отметьте те эле­менты изоб­ра­же­ния, кото­рые вам осо­бенно понра­ви­лись: яркие цветы, выгля­дя­щее совсем живым дерево, весе­лые зайчата.
  • Часто детям не тре­бу­ется похвала или воз­на­граж­де­ние, для них важно полу­чить удо­воль­ствие от самого твор­че­ства или нового дости­же­ния. В этом слу­чае роди­тели могут озву­чить чув­ства ребенка и под­дер­жать тем самым стрем­ле­ние к позна­нию. «Я очень рада, что ты научился ездить на вело­си­педе. Ты выгля­дишь радост­ным и доволь­ным своим успе­хом! Теперь мы будем кататься с тобой вме­сте в парке».
Читайте также:  Как удалить корочку на голове у ребенка 4 года

Конечно, в каж­дой семье есть свои соб­ствен­ные пра­вила поощ­ре­ния и похвалы. Глав­ное, чтобы они помо­гали уста­нав­ли­вать хоро­шие вза­и­мо­от­но­ше­ния между домо­чад­цами и не пре­пят­ство­вали вос­пи­та­нию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денеж­ного воз­на­граж­де­ния есть как сто­рон­ники, так и ярые про­тив­ники. После­до­ва­тели дан­ного спо­соба отме­чают, что еже­не­дель­ные выплаты за хоро­шие оценки или неболь­шие суммы за вымы­тую посуду дис­ци­пли­ни­руют детей. Про­тив­ники же счи­тают, что ребе­нок, полу­ча­ю­щий деньги за хозяй­ствен­ные дела, ори­ен­ти­ру­ется только на внеш­ний резуль­тат. Как пра­вильно поощ­рять детей?

Советы психолога

Мно­гие пси­хо­логи также нега­тивно отно­сятся к денеж­ным воз­на­граж­де­ниям. Спе­ци­а­ли­сты уве­рены, что домаш­ние пору­че­ния дети должны выпол­нять бес­ко­рыстно. Если же вы хотите, чтобы ребе­нок научился рас­по­ря­жаться день­гами, подо­ждите, пока он под­рас­тет. Млад­шему школь­нику уже можно давать кар­ман­ные деньги на мел­кие расходы.

Опыт­ные роди­тели пред­ла­гают аль­тер­на­тив­ные спо­собы награды за хоро­шее пове­де­ние. Если вам не нра­вится идея с денеж­ным воз­на­граж­де­нием, най­дите аль­тер­на­тиву деньгам.

Напри­мер, раз­но­цвет­ные бусины, яркие пуго­вицы ста­нут отлич­ной заме­ной моне­там. Выра­бо­тайте с ребен­ком систему оплаты, согласно кото­рой мытье посуды будет соот­вет­ство­вать, к при­меру, двум пуговицам.

В этом слу­чае, дети должны суметь «зара­бо­тать» за неделю на что-то весо­мое, чтобы у них была моти­ва­ция дви­гаться дальше. Поощ­ре­нием может стать сов­мест­ный поход в кино­те­атр, цирк, посе­ще­ние дет­ского раз­вле­ка­тель­ного центра.

При­ме­нять ли метод денеж­ного воз­на­граж­де­ния, решать только роди­те­лям. Не забы­вайте, что при выборе спо­соба поощ­ре­ния сле­дует учи­ты­вать лич­ные каче­ства сво­его чада. И даже выбрав наи­луч­ший спо­соб, исполь­зуйте его очень осто­рожно, поскольку чрез­мер­ное при­ме­не­ние похвалы и наград может легко пре­вра­титься в роди­тель­скую обязанность.

Дети допод­рост­ко­вого воз­раста учатся быть хоро­шими, делать не только то, что им нра­вится, но и начи­нают пони­мать, что хоро­шее отно­ше­ние зави­сит от при­ло­жен­ных ими уси­лий — это про­ис­хо­дит в слу­чае, когда роди­тели исполь­зуют награду как поощ­ре­ние за хоро­шее поведение.

В совре­мен­ном мире, когда боль­шин­ство роди­те­лей посто­янно нахо­дятся на работе, дети отча­янно нуж­да­ются во вни­ма­нии мамы и папы, поэтому для мно­гих боль­шей награ­дой ста­нет не покупка новой игрушки или теле­фона, а про­сто при­сут­ствие люби­мых роди­те­лей рядом.

Можно объ­еди­нить поощ­ре­ние и сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, кото­рое так необ­хо­димо» ребенку, напри­мер, всем вме­сте отпра­виться в аква­парк, кафе или на прогулку.

Дети млад­шего воз­раста с удо­воль­ствием послу­шают на одну сказку больше, чем обычно, в каче­стве награды за хоро­шее пове­де­ние в тече­ние дня. Также малышу можно раз­ре­шить дольше погу­лять во дворе со сверстниками.…

Для этого суще­ствует несколько про­стых пра­вил, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться роди­те­лям. Любое поощ­ре­ние должно соот­вет­ство­вать пове­де­нию и поступ­кам детей, т. е. быть спра­вед­ли­вым. Не имеет смысла хва­лить, дарить подарки или сни­мать запреты за все хоро­шие поступки или при­ме­не­ние уже зна­ко­мых ребенку навыков.

Напри­мер, малыш научился само­сто­я­тельно завя­зы­вать шнурки, за это можно поощ­рить, но делать это вся­кий раз, когда он повто­ряет дан­ное дей­ствие, не надо. И наобо­рот, нельзя обхо­дить вни­ма­нием более зна­чи­мые поступки. Напри­мер, ребе­нок помог маме вымыть посуду, убраться.

Не стоит поощ­рять ребенка из чув­ства жало­сти. Если, напри­мер, его оби­дели на дет­ской пло­щадке, не стоит успо­ка­и­вать его кон­фе­той или шоко­лад­кой, лучше помочь ему, научив, как пра­вильно посту­пать в подоб­ной ситуации.

Нельзя похва­лой и подар­ками поку­пать рас­по­ло­же­ние ребенка к себе. Лучше попы­таться нала­дить с ним дове­ри­тель­ные отно­ше­ния при помощи обще­ния. Посте­пенно нужно стре­миться отучать ребенка от посто­ян­ного мате­ри­аль­ного воз­на­граж­де­ния за какие-то его дей­ствия, так как он вся­кий раз ста­нет тре­бо­вать подарки. Нужно объ­яс­нить ему, что поступки совер­ша­ются бескорыстно.

Если роди­тели хва­лят ребенка, то все­гда надо делать акцент именно на том дей­ствии, кото­рое они под­дер­жи­вают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.…

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо пони­мать, что необ­ду­ман­ное исполь­зо­ва­ние всех спо­со­бов поощ­ре­ния ребенка нано­сит боль­шой вред вос­пи­та­нию. Дети, кото­рых поощ­ряют за каж­дый пра­виль­ный шаг, не видят гра­ниц доз­во­лен­ного, им трудно опре­де­лять, где закан­чи­ва­ется то, что можно, и начи­на­ется то, что нельзя. У такого ребенка раз­ви­ва­ется пер­фек­ци­о­низм, когда, стре­мясь к луч­шему резуль­тату, он не в состо­я­нии при­нять пре­пят­ствия на своем пути, сильно пере­жи­вает по поводу неудач. Осо­бенно тяжело это ска­зы­ва­ется во взрос­лой жизни, кото­рая полна пре­пят­ствий и слож­ных задач.

При­бе­гая к чрез­мер­ному исполь­зо­ва­нию похвалы, роди­тели фор­ми­руют у своих детей завы­шен­ную само­оценку, эго­изм, себя­лю­бие. В дан­ном слу­чае у ребенка отсут­ствует ува­же­ние к роди­те­лям, дру­гим взрос­лым, а также сверстникам.

Когда ребе­нок дости­гает под­рост­ко­вого воз­раста, ему в каче­стве поощ­ре­ния уже недо­ста­точно шоко­ладки, он также не пой­дет кататься на каче­лях, т. е. у под­ростка воз­ни­кают дру­гие потреб­но­сти и роди­те­лям при­хо­дится под­стра­и­ваться под них. Как можно поощ­рять ребенка-тиней­джера? Детям в таком воз­расте нужны деньги и помощь. Не стоит пред­ла­гать деньги ребенку слиш­ком часто, если соблю­дать меру, такой вид поощ­ре­ния ока­зы­ва­ется доста­точно эффективным.

Если под­ро­сток, напри­мер, не хочет выпол­нять просьбы роди­те­лей или тра­тить время на то или иное заня­тие, роди­тели могут про­сто пред­ло­жить ему уве­ли­чить коли­че­ство кар­ман­ных денег или дать ему неболь­шую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лиш­них денег, то роди­тели могут пред­ло­жить ребенку сво­зить его туда, куда ему нужно, или помочь выпол­нить какую-то из его домаш­них обязанностей.

Неко­то­рые роди­тели день­гами поощ­ряют детей за хоро­шие отметки в школе. Такой под­ход явля­ется довольно про­дук­тив­ным. Можно поощ­рять успе­ва­е­мость под­ростка не только день­гами, но и раз­ре­шить ему, напри­мер, погу­лять подольше или схо­дить в кино. Сво­боду ребенку дают обычно после того, как он заво­юет соот­вет­ству­ю­щее дове­рие роди­те­лей. Высо­кая успе­ва­е­мость может быть как раз одним из спо­со­бов заво­е­ва­ния дове­рия. Ведь если под­ро­сток хорошо учится, тем самым он демон­стри­рует, что он доста­точно ответ­стве­нен, а зна­чит, ему можно доверять.

Довольно трудно одно­значно утвер­ждать о вреде или поло­жи­тель­ном харак­тере разо­вых поощ­ре­ний, так как про­сле­дить за их эффек­тив­но­стью невоз­можно. Одно­значно можно лишь ска­зать, что поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на харак­тер ребенка дает вся система вос­пи­та­ния в целом.

Источник