Как правильно делать массаж ребенку 2 года
Гимнастика и массаж
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.
Отсутствие или ограничение движений особенно неблагоприятно сказывается на растущем детском организме.
Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, при этом усиливается деятельность сердца и легких. А поскольку кровообращение у ребенка интенсивнее, чем у взрослых, становится понятным значительный эффект от физических упражнений именно в детском возрасте.
Особенно благотворно физические упражнения воздействуют на нервную систему. Недаром говорят, что гимнастика мышц – это прежде всего гимнастика нервов. У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена.
По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему педиатр так подробно расспрашивает родителей, когда и как ребенок начал держать головку, поворачиваться, ползать, стоять, ходить. Правильное физическое развитие одновременно способствует и умственному развитию.
Гимнастические упражнения с ребенком второго года жизни позволяют решить следующие задачи:
• научить малыша правильно ходить. Годовалый ребенок нередко теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом. Полноценные самостоятельные шаги у малыша появляются после развития координации движений рук.
Для формирования у ребенка правильной ходьбы нужно приучать его ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, то есть учить ходить по ограниченной по бокам поверхности (ходьба по скамейке, доске, дорожкам шириной от 10-30 см (рис. 1)):
• воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале второго года жизни до 15-20 см – в конце). Чем выше поверхность, тем она должна быть шире;
• избежать плоскостопия. Правильному формированию стопы способствует ходьба босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик (рис. 2));
• формировать правильную осанку. Этому способствует подлезание под различные предметы (скамью, палку, веревку, обруч), расположенные на высоте 25-30 см, упражнения на поднятие прямых рук (рис. 3, 4));
• воспитывать координацию движений (вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы и другие упражнения; рис. 5, 6).
Большое внимание, как и на первом году жизни, нужно уделять так называемым общеразвивающим упражнениям.
Проводя гимнастические упражнения с ребенком старше одного года, придерживайтесь следующих правил:
• старайтесь включать в работу все группы мышц (спины, живота, плечевого пояса, рук, ног);
• чередуйте упражнения и отдых;
• меняйте исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животе, спине).
С детьми от года до полутора лет занятия физкультурой желательно проводить после второго сна, через день. Их длительность должна составлять 8-10 минут.
Нельзя проводить занятия сразу после болезни ребенка (после ангины в течение 10 дней, после пневмонии – в течение 20 дней), если малыш болен, плачет.
Одежда для занятий не должна затруднять движений, например, это могут быть маечка и трусики. Заниматься гимнастикой лучше босиком. Комнату перед занятием нужно проветрить.
Зимой малыш может заниматься, стоя на коврике перед открытой форточкой, а летом – перед открытым окном или балконом.
При выполнении ребенком упражнений внимательно следите за его дыханием. Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом, в то время как хорошее, глубокое дыхание улучшает кровообращение. Физические упражнения ускоряют обменные процессы в организме, улучшают усвоение питательных веществ, повышают аппетит. Кроме того, активное занятие взрослого с ребенком способствует формированию речи малыша.
Занимаясь с ребенком гимнастикой, помните и о том, что в этом возрасте у детей еще слабый опорно-связочный аппарат стопы, поэтому спрыгивание с высоты может вызвать деформацию свода стопы.
На рисунках 7-18 представлены упражнения, которые можно предложить ребенку второго года жизни. Комплекс упражнений, предназначенный для ребенка младше 1 года 2 месяцев, должен включать также массаж спины и живота.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
В таблице 1 приведены комплексы упражнений 2 , рекомендуемые для занятия гимнастикой в детских учреждениях.
Таблица 1
Дети второго года жизни с удовольствием выполняют все гимнастические упражнения, воспринимая их как интересную игру «Игровое» звучание можно придать любому гимнастическому упражнению, например, предложив ребенку «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птичка». Но в любом случае все упражнения должны выполняться с использованием специального пособия, которое обусловливает точность выполнения движений.
В развитии ребенка второго года жизни важную роль продолжает играть массаж.
Массаж благотворно влияет не только на тот участок тела, на который производится непосредственное воздействие, но и на весь организм. Массаж улучшает тканевый обмен веществ, совершенствует регуляцию кроветворения, усиливает кровообращение. Кожа становится упругой, мышцы – эластичными.
Детям второго года жизни делают следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрация.
Поглаживание – легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью руки. Поглаживание усиливает общий обмен веществ, оказывает успокаивающее действие.
Растирание – более интенсивное поглаживание. Оказывает положительное воздействие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, повышается их эластичность и сократительная способность.
Разминание – прием, аналогичный растиранию. Но при разминании происходит еще более глубокое воздействие на организм.
Похлопывание – ряд коротких ритмичных похлопываний, поочередно совершаемых тыльной стороной сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.
Вибрация – движения, вызывающие легкое ритмичное сотрясание тела ребенка. Применяется преимущественно при массаже чересчур упитанных малышей.
Основным видом массажа для детей раннего возраста (1-3 года) является поглаживание, начинающее и заканчивающее комплекс. Массировать ребенка нужно легко и нежно. Во время массажа рук и ног им следует придать состояние наибольшего покоя (легкое полусгибание). Массаж рук производится в направлении от кисти к плечу и подмышечным впадинам, массаж ног – от стопы к паховой области. При массаже ног избегают толчков в области коленного сустава, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота надо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – поясницу (область почек).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Гимнастика и массаж
Гимнастика и массаж Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.В коже заложены множества нервных окончаний (рецепторов).
Гимнастика и массаж
Гимнастика и массаж Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика С этой недели вы можете делать ребенку массаж, сочетая его с гимнастикой. Массировать ребенка нужно ежедневно не более 2 минут, затем можно приступать к гимнастическим упражнениям. Сеанс гимнастики продолжайте не более 5 минут, у малыша при этом должно
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша. Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Проводите массаж малыша как обычно. Помассируйте его ручки, ножки, животик, грудку, спинку. Затем проделайте такие упражнения:1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить кольца (или большие пальцы взрослого), пусть малыш крепко удерживает их.
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Продолжайте развитие и закрепление физических умений вашего малыша с помощью массажа и гимнастических упражнений, которые на этом этапе необходимо несколько усложнить. При этом упражнения для конечностей и туловища должны перемежаться с
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика «Ручки и ножки» – это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек.Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Продолжайте укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.По-прежнему ежедневно проводите массаж и гимнастику. К комплексу упражнений, который вы использовали раньше, на данном этапе необходимо добавить упражнения, стимулирующие развитие ног и
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика С этой недели вы можете делать ребенку массаж, сочетая его с гимнастикой. Массировать ребенка нужно ежедневно не более 2 минут, затем можно приступать к гимнастическим упражнениям. Сеанс гимнастики продолжайте не более 5 минут, у малыша при этом должно
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша. Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Проводите массаж малыша как обычно. Помассируйте его ручки, ножки, животик, грудку, спинку. Затем проделайте такие упражнения: 1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить кольца (или большие пальцы взрослого), пусть малыш крепко удерживает их.
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Продолжайте развитие и закрепление физических умений вашего малыша с помощью массажа и гимнастических упражнений, которые на этом этапе необходимо несколько усложнить. При этом упражнения для конечностей и туловища должны перемежаться с
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика «Ручки и ножки» – это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек. Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Продолжайте укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.По-прежнему ежедневно проводите массаж и гимнастику. К комплексу упражнений, который вы использовали раньше, на данном этапе необходимо добавить упражнения, стимулирующие развитие ног и
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика После массажа выполняйте освоенные упражнения, увеличивая количество их повторений.На этом этапе гимнастический комплекс пополняют новые упражнения: повороты вправо и влево из положения сидя, бросание мячика, перекладывание игрушек, стояние при
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастика Что это такое? Массаж и гимнастика – очень популярные методы оздоровления и раннего развития ребенка. Конечно, речь идет не о «взрослых» массажных и гимнастических упражнениях, а о специальных системах для детей первого года жизни. Объединение
Источник
Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы.
Если мама сама делает своему малышу несложный массаж, то это становится дополнительным поводом для эмоционально-физическим общения матери и ребенка, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение.
А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.
Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой и т.п.
Ехала машина
Поставьте два пальца над переносицей малыша и проделывайте легкие массирующие движения:
Ехала машина,
Ехала, ехала,
С горки съехала – (пальцы массируя, разъезжаются, спускаются и поглаживают кожу – под глазами)
Дальше поехала. (пальцы массируют крылья носа)
Буксует, буксует, (вокруг крыльев носа массируем подольше)
Снова поехала, (спускаемся к губе под дырочками)
В тоннель уехала . (немного массируем дырочки изнутри)
Веселый массаж
Поглаживайте называемые части тела и лица:
Тут лес, (пальчиком гладит по чёлке малыша)
Тут поляна, (по лобику)
Тут бугор, (носик)
А тут яма, (ротик)
Тут грудь,
Тут живот,
А тут сердечко живёт.
Кузнец
Рассказывая слова стихотворения, нежно постукивайте по ступне малыша:
“Эй, кузнец – молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять! “
“Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь,
Вот подкова,
Раз, два –
И готово!”
Рельсы – рельсы
Кладем ребенка на животик и делаем ему массаж спины:
Рельсы, рельсы, (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (пощипываем спинку)
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок, («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком – ставим его на одну из лопаток)
Стул, (стул изображаем щепотью – ставим ее на другую лопатку)
Печатную машинку. (печатную машинку – пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
«Жене и дочке. –
Дзинь – точка. – (на этих словах каждый раз нежно щекочем бочок)
Шлю вам чулочки». –
Дзинь – точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
Зайки
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
И катались по траве
От хвоста и к голове (“прокатываем” ладони от попы к шее)
Долго зайцы так скакали, (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
Но, напрыгавшись, устали. (кладём ладони на спинку малыша)
Мимо змеи проползали,
“С добрым утром!”- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать. (гладим малышу спинку)
Ёжик-чудачок
Этот массаж можно делать резиновым мячиком с «шипами»:
Хитрый ежик-чудачок
Сшил забавный пиджачок: (ребенок катает мячик-ежик между ладонями)
Сто иголок на груди, (мама катает мячик-ежик по груди малыша)
Сто булавок позади. (мама катает мячик-ежик по спине малыша)
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки (мама катает мячик-ежик по верхней части ножек малыша)
Грушу, сливу
– всякий плод,
Что под деревом найдет. (мама катает мячик по ступням малыша)
И с подарочком богатым (мама катает мячик-ежик между двумя ступнями малыша)
Возвращается к ребятам. (мама катит мячик-ежик от ног малыша к его шее)
Чух – чух
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, (проводим ладошками по спинке малыша)
Стоять на месте не хочу!
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу!
Колесами стучу, стучу, (осторожно постукиваем по спинке малыша)
Колесами стучу, стучу,
Колесами стучу, стучу,
Садись скорее, прокачу! (разглаживаем спинку малыша)
Чу, чу, чу!
Дождик
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом! (нежно водите пальчиками по спинке малыша)
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
– Дома, дома посидите, (постукивайте пальчиками по спинке малыша)
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, (постукивайте кулачками по спинке малыша)
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте (поглаживайте ладошками)
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
(Слова Е. Полянской)
Автор- составитель: Дарья Колдина
Источник