Как правильнее называть ребенка с особенностью развития

Велик и могуч русский язык! Он даёт нам возможность описать одни и те же вещи или явления разными словами. Вот только надо ли это? Сегодня я размышляю о том, как всё-таки правильно называть детей, имеющих отклонения в здоровье: ДЦП, различного рода синдромы, РАС, УО и т.д.

Если раньше я в своих статьях называла их особенными, то сейчас пришла к выводу, что правильнее всего будет звучать – ребёнок (или дети) с ограниченными возможностями здоровья. А почему не подходят другие определения?

ОВЗ могут быть разные: нарушения слуха,…

ОВЗ могут быть разные: нарушения слуха,…

ОВЗ могут быть разные: нарушения слуха,…

ОВЗ могут быть разные: нарушения слуха,…

ОВЗ могут быть разные: нарушения слуха,…

Начнём с того, что величать этих детей поголовно ИНВАЛИДАМИ не совсем верно. Как бы это глупо не прозвучало, но не все они имеют ту самую розовую справочку МСЭ. А посему определимся, что термин “инвалид” не всегда уместен в отношении этих людей.

Едем дальше. Следующие в очереди у нас ОСОБЕННЫЕ. Что значит особенный? Особенный – не такой, как все, не похожий на других. Неее, ну если брать в общем смысле этого слова, то конечно это так. Такие дети явно выделяются на фоне так называемых нормотипичных. Но блин, для меня слово “особенный” всегда имело положительную окраску. Оно значило, что человек обладает каким-то незаурядными способностями, талантом. Короче, особенный человек являлся примером для подражания, если можно так выразиться. После того, как этим словом стали называть детей с ОВЗ, весь этот прекрасный смысл ушёл в никуда. Теперь, когда я слышу это слово, мне сразу представляется ребёнок с СД, ДЦП и т.д. Короче, нет, для меня это не подходящее слово для описания таких детей.

Дальше у нас слово “солнечные”. На данный момент не существует общепринятого термина “даунёнок”. Таких людей называют именно людьми с синдромом Дауна. Но видимо в нашем мире стало вдруг обидным называть вещи своими именами и для этого решили заменить это страшное название хорошим словом СОЛНЕЧНЫЙ. На мой взгляд это просто кощунственно. Родители таких детей с упоением рассказывают всему миру, какие их дети чудесные, ласковые, добрые, не чета нашим наглым, мстительным, озлобленным и агрессивным чадам (все эти слова я услышала от родителей, работая в коррекционной школе). Да, может быть в раннем детстве, дети с СД и могут быть такими, но вот при приближении пубертата вся их “солнечность” забывается. Была у нас во втором классе такая вот солнечная девочка, с которой на уроке рядом сидела мама. Ибо только она могла удержать дочь от попыток кусания и щипания одноклассников. Охренительное солнышко, не правда ли? В 13 лет другая девочка с СД на фоне полового созревания активно приставала со всеми этими делами к собственному младшему брату. Спустя неделю такой “солнечности” мальчик переехал от матери жить к отцу (они были в разводе). А ведь солнечный = радостный, светлый, счастливый. Ни хрена себе радость и счастье!

АЛЬТЕРНАТИВНО ОДАРЁННЫЕ… Ну тут момент спорный. Те же дети с РАС действительно могут быть одновременно одарёнными в одной сфере жизни и совершенно не приспособлены в других. Про детей с ДЦП, нарушениями зрения и слуха я молчу. При вполне сохранном интеллекте некоторые из них могут дать фору другим, здоровым детям. И всё же называть одарённым, хоть и альтернативно, нужно адресно, индивидуально, когда у человека действительно есть какой-то талант. Да и давайте будем честными, сколько действительно одарённых детей в общей массе. И я сейчас не говорю, что умение держать ручку в 10 лет. Для родителей это может быть нереальным прогрессом в развитии их ребёнка, но не для остальных.

А может они все БОЛЬНЫЕ? Ну блин, в целом да, так и есть. Но ведь все мы в определённые моменты можем быть больны: ринит, фарингит, остеохондроз, – перечислять можно бесконечно. Но ведь не про эти болезни мы говорим, касаясь детей, о которых я веду речь.

Вообще, в идеале, в беседе таких детей тактичнее было бы называть по именам: Катя, Оля, Дима, Саша. Но если необходимо акцентировать внимание на особенности развития, то логичнее и правильнее всего сказать, что это дети с ОВЗ. Ведь возможности их здоровья действительно ограничены теми или иными заболеваниями или патологиями. А все остальные “особенные, солнечные и т.д.” – это просто подмена понятий, попытка уйти от действительности.

Как вы считаете, я в чём-то неправа?

Источник

Некоторые люди всегда с кем-то сражаются. Если бы это были сражения с чем-нибудь общеопасным, например, с голодом, войнами, безработицей, то, наверное, мы бы не знали никаких проблем. К сожалению, некоторые начинают сражаться вообще непонятно с чем: кому-то не нравятся “разведёнки с прицепом”, кому-то животные, а кто-то выбирает таких несомненно грозных противников, как дети с особенностями развития и их родители. К счастью, в жизни мне такие люди не попадались, а вот на Дзене таких борцунов вагон и маленькая тележка.

Читайте также:  Развитие 7 месячного ребенка по месяцам

Я стараюсь подобные темы не поднимать, но на мой канал довольно часто стали заходить те, кто явно ничего не читают, а просто высматривают нет ли слова “особый”, чтобы было к чему прикопаться и поскорее, как сектанты, написывать в комментариях одно и то же: “Особый – это больной”, “Смиритесь, особый – больной”, “Больной у вас ребёнок, а не особый!”. В общем, мимо пройти не получается. Поэтому сегодня перед вами разбор “творчества” некоторых комментаторов об особых детях.

“Особый – это талантливый. Вот Моцарт, Эйнштейн – это особые люди. А у вас больной.”

Начнём с того, что особый это не талантливый. Вот что нам предлагает толковый словарь (в остальных толкования примерно те же самые):

Словарь лингвиста Татьяны Ефремовой

Что-то я не заметила никаких “талантливых”. Зато есть вполне применимые по отношению к ребёнку с какими-либо отклонениями по развитию или здоровью выражения, почти все из которых можно объединить под одним словом – ДРУГОЙ. Что, будете доказывать, что ребёнок с синдромом Дауна или с аутизмом очень похож на детей с нормальным развитием и что он ничем не отличается? Такие дети не похожи на норму, они другие и именно поэтому их называют “особыми”, а не потому, что они талантливые или ещё какие-нибудь.

Таким образом, слово “особый”, применяется по отношению к детям с особенностями развития в значении “не такой, как все”, “другой”.

И да, нигде в правилах русского языка не сказано, что слово “особый” должно иметь исключительно позитивный контекст. Особым может быть как Эйнштейн со своими выдающимися способностями, так и мальчик, родившийся без ног и отличающийся этим от своих сверстников.

Дети с нарушениями здоровья/развития особые в негативном смысле. Мы, родители, прекрасно это понимаем. Никто из нас в здравом уме и трезвой памяти никогда не хотел своему ребёнку никакой такой особости. Дайте нейротипичности, обычности, нормы и других, так раздражающих широкую аудиторию, терминов. Многие родители даже не замечают нормальное развитие своего ребёнка – ну пошёл и пошёл, ну сказал “ма-ма” – и ладно. Для родителей детей с особенностями развития многое из нормы мечта, к которой они идут годами и, к сожалению, не всегда приходят, несмотря на все вложенные деньги и силы.

“Мне не нравится, что больных детей возводят на пьедестал и приписывают им какую-то “особенную миссию”, “особенную душу”. Некоторые из них кажется вообще бездушные и даже на людей не похожи.”

Обычно про особую миссию говорят те, у кого дети имеют очень серьёзное, непреодолимое нарушение здоровья. Подавляющее большинство таких родителей прекрасно понимают, что их ребёнок вероятно никогда не пойдёт, не заговорит и даже не поймёт кто перед ним. Но любовь не позволяет бросить его.

Однако, уход за подобным ребёнком занятие действительно тяжелое и выматывающее своей бесперспективностью. Родителю надо где-то брать силы на каждодневные подвиги. Вот и получается этакий аутотренинг – человек рассказывает вам, что его ребёнок “пришёл с особой миссией научить бескорыстно любить”, но говорит это скорее сам себе, чтобы не опустить руки. Родитель настроился на “миссию” и “подвиг” и пошёл дальше тянуть своего ребёнка. А вас никто не обязывает видеть в таких детях “особые души” и “руку провидения”.

“Вы просто не хотите, чтобы ваши дети назывались именно так, как заслуживают – инвалиды/больные. Смиритесь!”

Я могу с уверенностью сказать, что это наименьшая проблема из всех проблем.

Родителей детей с особенностями развития прежде всего интересует как вылечить ребёнка или хотя бы облегчить его жизнь, как на всё это заработать денег и найти качественную помощь, а не шарлатанов. На фоне всего этого названия волнуют куда меньше.

Меня смешат рассуждения в духе “Смиритесь!”. С чем? Если родитель называет своего ребёнка особым, он по сути уже давно смирился, так как он видит отличия, особенности развития, которые надо преодолевать и адаптировать.

Те, кто не видят никаких проблем или не хотят с ними мириться, никак не выделяют своего ребёнка и никак не называют. А если им кто и обращает внимание на них (садик, школа, другие родители), вы увидите бурную реакцию и слова: “Бред! Мой ребёнок нормальный! Это вы ненормальные!”. Именно таких вам и надо бояться, так как они не признают и не решают проблемы, а рассчитывают на то, что как-то всё само рассосётся за счёт педагогов и других детей/родителей.

“Особый это всё-таки больной/инвалид! Зачем подменять понятия?”

фото из открытых источников

Читайте также:  Картинки для развития моторики ребенка

Тут всё не так просто. Например, расстройства аутистического спектра хоть и числятся в МКБ-10 (международной классификации болезней), на данный момент считаются не болезнью, а именно расстройством развития.

Кто-то скажет “Но ведь это что в лоб, что по лбу”. Однако болезнь в строгом смысле этого слова предполагает нарушение каких-либо функций организма, из-за которых он не может нормально функционировать: ходить, дышать, работать, есть и прочее. То есть, в случае болезни мы говорим о таких нарушениях, которые мешают жить. Аутизм далеко не всегда мешает ребёнку жить и в этом его главное отличие от болезни.

Например, есть лёгкая высокофункциональная форма аутизма – синдром Аспергера. Многие люди с ней вообще говорят о своём аутизме, как об альтернативном состоянии и даже оскорбляются, когда слышат, что их надо “лечить”. И они правы – если человек имеет работу, социален и в целом его аутизм ему никак по жизни не мешает, то что тут лечить? Лечат то, что мешает жить.

Инвалидом тоже не всякого ребёнка и человека с особенностями развития/здоровья можно назвать. Инвалидность присваивается на специальной комиссии – МСЭ. Не получил “розовую” справку – не инвалид.

Вот и получается, что не каждого ребенка с особенностями развития можно назвать больным или инвалидом. Но так как они все имеют особые потребности для обучения/здоровья, то их всех можно назвать особыми. Это не “подмена понятий”, тем более, что я уже выше писала, что нет никаких правил, по которым слово “особый” должно иметь исключительно позитивную окраску. Это просто удобный термин, под который подойдут ЛЮБЫЕ нарушения.

“Вот вы называете своих детей особыми! А для меня мой ребёнок особенный, а я из-за вас теперь не могу его так назвать!”

Я понимаю, что слово “особый” приобрело несколько негативный подтекст. Тем не менее, тут проблема явно высосана из пальца. Неужто в “великом и могучем” прям нет эпитетов для ваших детей, кроме слова “особый”? Давайте я помогу: удивительный, исключительный, умнейший/красивейший, талантливый, выдающийся, способный, творческий, самый лучший, необыкновенный. Пожалуйста. Выбирайте, что хотите или придумайте своё. И будьте уверены – я не стану обижаться, рассказывать, что ваш ребёнок не заслуживает таких слов и навязывать, как по моему мнению вы должны его называть.

“Из-за ваших особых/солнечных прям невозможно ничего нормального почитать!”

Страждущим нормального чтива, которые тем не менее не удосужились прочитать правила и принцип работы платформы, рекомендую не заходить на подобные каналы, а открывать другие.

Дзен ориентируется на ваш вкус: читаете про особых детей – будут вам совать про особых детей. Будете читать про физику/Пугачёву/лазанью за пять минут – будете получать именно это в ленте. Если из-за наших “особых/солнечных” вам нечего читать, в этом виновны исключительно вы своим хождением по этим темам.

“Вы просто требуете, чтобы к вашему ребёнку относились как-то по-особенному! Поэтому и лепите ему это слово.”

Я не могу не признать, что некоторые родители особых детей требуют действительно слишком много. Это может быть внимание от педагогов, пропуски в очередях, где явно можно было и посидеть, сбагривание в образовательные учреждения с мыслями “как-нибудь всё без меня сделают“, спуск ребёнку с рук невменяемых выходок – например, швыряние камнями в людей.

Но тут важно понимать, что ребёнок так себя ведёт не потому, что он особый, а потому, что его так воспитывают. Если бы он не был особым, то был бы “онжеребёнком” с таким же поведением. Он также кидался бы камнями, кусался, дрался, а потом становился “героем” новостных лент про изнасилования на вписках и травлю одноклассников, так как родители всю жизнь внушали ему мысли об исключительности и безнаказанности.

Дети с нарушениями развития не исключение – они тоже извращаются подобным воспитанием. Это недопустимо и мне жаль, что кто-то мог столкнуться с таким. Тем не менее, я не понимаю претензии некоторых комментаторов в духе: “Да вы требуете!…”, “Да вы навязываете!…” Люди, я вас знать не знаю и вы меня не знаете, чтобы приписывать мне какие-то нафантазированные вами же требования. И да, такие вещи надо высказывать не мне и другим комментаторам, а тем, кто нарушил ваши права и реально что-то от вас требует.

Персонально я ничего не требую. И я уверена, что подавляющее большинство моих постоянных читателей и подписчиков тоже. Нам всего-то надо, чтобы над нашими детьми не смеялись и не травили из-за их особенностей. Вам придёт в голову смеяться над человеком, который потерял речь после инсульта? Вот у меня ребёнок с похожим тяжелым нарушением речи. Много чего удалось скомпенсировать – интеллектуальное развитие норма, сын говорит довольно хорошо и разборчиво, но до сих пор не выговаривает некоторые звуки. Я понимаю, что его дефекты речи – это его проблемы и далеко не каждый захочет с ним играть. Но разве нормально, когда над моим ребёнком из-за произношения смеются другие дети, а их родители не говорят им, что так делать невоспитанно? Вот это примерно то “особенное” отношение, которое персонально мне бы хотелось видеть. И не только мне.

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка

Всем добра и здоровья! Спасибо за ваше время!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?

Вот и ко мне заявились неадекватные комментаторы. Обращение к подписчикам и посетителям канала.

“Особый ребёнок никогда не будет нормальным” или “Раз вылечили, значит несерьёзно” – рассказываю, почему оба утверждения чушь

Источник

Как правильно вести себя с людьми с особенностями? Как правильно рассказывать об особенностях развития своим детям? Эксперты Фонда помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» подготовили специальную инструкцию, которая подскажет, как ответить на эти вопросы.

 Если ваш ребенок задает вопросы о ментальной или физической инвалидности, не переводите разговор на другую тему. Постарайтесь использовать простой и доступный̆ язык. Говорите не о конкретных медицинских диагнозах, а о поведении человека (например, трудно ходить или говорить, не пользуется зрением, общается с помощью языка жестов и т.д.).

 Начните с того, что все люди разные. У одних людей светлые волосы, у других — темные; кто-то очень быстро бегает или высоко прыгает, а кому-то нужна помощь с передвижением, кто-то быстро и хорошо запоминает факты, а кому-то эта задача может быть сложной̆. У всех нас есть сильные стороны и слабости. Но при этом все мы люди и мы любим радоваться простым вещам в жизни. Общению с друзьями и семьей, новым игрушкам, вкусной еде. У всех у нас разные предпочтения — обсудите вашу любимую еду и еду вашего ребенка, подумайте, что любят ее/его друзья.

 Если понадобится найти дополнительные ответы, а у вас на данный момент недостаточно информации, вы можете поискать ее позже, сделав этот поиск вместе с ребенком. Например, много информации об особенностях вы можете найти на платформе «Обнаженные сердца онлайн». Ребенку важно, чтобы вы серьезно и уважительно относились к его вопросам.

 Первое, что необходимо рассказать: аутизм, синдром Дауна, церебральный паралич — это особенности развития. Это не болезни, ими нельзя заразиться, поэтому не надо называть таких людей «больными» и предлагать ребенку пожалеть их. Дети с особенностями развития могут общаться со сверстниками, играть и учиться вместе.

 Некоторым людям труднее выразить и регулировать свои чувства. Люди c аутизмом и другими особенностями развития не являются агрессивными по своей природе. У них может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям. Например, человек с аутизмом может закричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать. Научите ребенка не бояться неожиданной̆ реакции. Постарайтесь понять причину поведения и дать человеку время прийти в себя.

 При обсуждении людей с особенностями развития, сфокусируйтесь на том, что они могут делать. Например, ребенок с аутизмом может не говорить, но любить играть в компьютерные игры или танцевать под музыку. Некоторые люди с аутизмом и другими особенностями развития не пользуются устной̆ речью. Это не значит, что они не хотят общаться или имеют низкий̆ уровень интеллекта. Они могут использовать для общения средства альтернативной̆ коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом).

 Если ребенок в замешательстве при встрече со сверстником с нарушениями развития, не уводите его в сторону и не ругайте. Помогите ему познакомиться и не заостряйте внимание на инвалидности. Ведь несмотря на все особенности, общего у нас больше, чем различий. Вспомните ваше обсуждение о любимой еде, игрушках, мультфильмах. Если обстоятельства позволят, помогите вашему ребенку рассказать о себе и выяснить, что любит ваш новый знакомый/я.

 Люди с аутизмом или другими особенностями развития — прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей: жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом. Принцип «сначала человек» означает, что нам прежде всего нужно видеть человека, его индивидуальность, потребности, интересы, а уже потом его специфические особенности или нарушения.

 Кино действительно является для нас одним из важнейших искусств. В последние годы вышло довольно много фильмов о различных особенностях развития.

 «Человек дождя» — самый известный фильм о человеке с аутизмом за всю историю мирового кинематографа. Том Круз и Дастин Хоффман играют братьев, и это действительно очень трогательно.

 «Анимированная жизнь» — документальное кино про отношения любящего отца и сына с аутизмом. В основу этого фильма легла книга Пулитцеровского лауреата Рона Саскинда. Здесь отец общается с сыном посредством диснеевских мультфильмов и рассказывает о своем опыте.

 «Меркурий в опасности» — остросюжетный боевик с Брюсом Уиллисом в главной роли. И особо круто то, что один из героев фильма — 9-летний мальчик с аутизмом, разгадавший секретный шифр ЦРУ.

 «Чудо» — это фильм про школу. Мальчик по имени Огги Пуллман с волнением ждет новый учебный год. Ему предстоит впервые отправиться в обычную школу и влиться в коллектив сверстников. До этого момента мальчик получал образование дома, с мамой. Он родился с редким синдромом, из-за которого у него практически отсутствует лицо. Пройдя через множество операций, Огги не утратил присутствие духа и остался добрым и любознательным мальчиком, готовым доказать миру, что внешность второстепенна.

 «Звездочки на земле» — еще один фильм про особенных детей в школе. Ишану восемь, и он замечательно рисует. Но у мальчика дислекския, которая не дает ему добиваться академических успехов, а именно этого от него ждут учителя и родители.

Источник