Как познакомить ребенка 4 лет с временами года

Как познакомить ребенка 4 лет с временами года thumbnail

Наталья Бабаева

В помощь родителям. Знакомство детей 3-4 лет с временами года

«ЗИМА»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Рекомендуется поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.

Во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие зимой в живой и неживой природе.

Назовите зимние месяцы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

«Улыбочка» – «Хоботок»

«Улыбочка» – удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» – вытягивание сомкнутых губ вперед.

Приговаривать:

Улыбается народ,

Потом губы – вперед!

И так делаем раз шесть,

Все! Хвалю! Начало есть!

ВЫПОЛНИТЕ С РЕБЕНКОМ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ:

«Греем руки» – выдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

ПАЛЬЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА:

Раз, два,три, четыре – загибать пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок лепили – «лепить» меняя положение ладоней.

Круглый,крепкий, очень гладкий – показать круг.

И совсем-совсем не сладкий – сжимать ладони.

ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОТЕШКУ ПРО ЗИМУ:

Ты, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой.

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Пропойте вместе с ребенком мелодию «В лесу родилась елочка» звуком «ААААААААААА».

ВЕСНА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1 Понаблюдайте за тем, как изменилась погода, стало теплее, день стал длиннее.

2. Назовите весенние месяцы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть не ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Игры с мелкими предметами (только под контролем взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, выливать – наливать, насыпать-высыпать и т. д;

Рисовать;

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

Познакомить ребенка с новыми словами (объяснить значение этих слов, показать по возможности):

РАННЯЯ, КАПЕЛЬ, НАБУХШИЕ ПОЧКИ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ПТИЦ.

ПАЛЬЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА:

В гости к нам пришла весна – «топотушки» двумя пальцами.

Деток радует она – хлопки.

Солнце светит, солнце греет – пальцы соединяются, образуя «шар».

Всюду травка зеленеет – движение пальцами обеих рук.

ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ВЕСНУ:

С крыши падают слезинки.

Кап-кап!

Тают белые снежинки.

Кап-кап!

Солнышко по крыше скачет.

Кап-кап!

А зима сидит и плачет.

Кап-кап!

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

«Кораблики» – наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики.

ЛЕТО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Назовите летние месяцы.

2. Во время прогулок обращайте внимание,как растет травка, цветы. Какие насекомые летают, называйте их. Расскажите, что есть опасные насекомые.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

«Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

«Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

ПАЛЬЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА:

(Учим названия пальцев)

Большой пальчик хочет спать,

Указательный – играть,

Средний пальчик задремал,

Безымянный уж устал.

Мизинчик всем кричит – “Ура!”

В детский сад идти пора!

(Выполняем гимнастику поочередно, сначала с одной рукой, потом с другой. Ладошка раскрыта, зажимаем в кулачок, по очереди, соответствующие стишку, пальчики).

ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ЛЕТО:

Здравствуй, лето! Сколько солнца!

Сколько света! Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето!

Наконец спешит к нам в дом.

Сколько солнца! Сколько света!

Как прекрасен летний зной! Вот бы сделать так, что лето

Было целый год со мной!

Т. Бокова

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

Мыльные пузыри. Надувая мыльные пузыри ребенок отлично проведет время и будет неосознанно делать дыхательную гимнастику.

ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОТЕШКУ ПРО ЛЕТО:

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам ЛЕТО встречать.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОТИКИ:

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

ОСЕНЬ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Расскажите ребенку, какое время года наступило. Скажите, что это ранняя осень.

2. Во время прогулок обращайте внимание на пожелтевшие листья и траву.

3. Расскажите, что скоро птицы полетят в теплые края.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

«Лопатка»

(Покажите малышу картинку с лопатой.)

– Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

– Теперь пробует малыш.

– Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

ПАЛЬЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Читайте также:  Танцы для ребенка 4 года

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

Дыхательное упражнение «Ветерок» на развитие длительного выдоха.

Приготовьте ватку, вырежьте из бумаги листики. Пусть ребенок сдувает их со стола, с ладошки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Ранняя осень, золотая осень, бабье лето, ненастная погода.

ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ОСЕНЬ:

Под кустом свернулся ёжик

Мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик,

Разгоняя тучи.

В листья красные одетый

Улыбается пенёк.

Простоял сухой всё лето,

А теперь насквозь промок.

(И. Могилевская)

Источник

Людмила Тайбичакова

Знакомим детей с временами года

«Знакомим детей с временами года»

Тайбичакова Л. В. МБОУ «Парбигская СОШ им. М. Т. Калашникова» дошкольная группа.

Одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является познавательное развитие детей. Решение этой задачи заключается в том, что педагоги обязаны способствовать интересам детей, развитию воображения и творческой активности, формированию представлений о себе и других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях в окружающем мире.

Экологическое образование является непосредственно одной из составляющих частей познавательного развития.Экологические знания и представления в детских садах ребята получают через разнообразные формы деятельности: беседы, наблюдения на экскурсиях и прогулках, посредством проведения простейших опытов, чтения литературы, проведения экологических праздников и многих других форм работы.

На первый взгляд решение задач по экологическому воспитанию дошкольников совершенно несложная вещь, особенно, если педагог может работать, решая данную проблему, совместно с родителями. Однако, практика показывает, что многие вопросы, касающиеся экологических знаний, представлений об окружающем, решаются достаточно сложно. Так, например, трудно усваиваются дошкольниками знания о постоянных, цикличных, повторяемых временах года, месяцах, сменяющих друг друга. Большинство детей механически заучивают названия месяцев, часто путают их с названием дней недели, не знают очерёдности времён года. Сведения о сезонных явлениях в природе у старших дошкольников имеются, но они недостаточно систематизированы.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, был задуман образовательный проект «Времена года», рассчитанный на весь учебный год. Участниками проекта стали дети старших групп, педагоги, родители, работники библиотеки. Готовясь к реализации этого проекта, мы пересмотрели множество художественной и методической литературы,провели совместную работу с представителями библиотеки, отобрали репродукции русских художников, провели работу с родителями, а главное- изготовили методическое пособие «Круглый год».

Оно представляет собой двенадцать «куколок- месяцев», каждая из которых имеет особый цвет платья, «причёску», соответствующую характеру месяца. «Куколки» стоят в четырёх секторах круга (года, в центре круга- «годовое» дерево, меняющее по сезону убранство кроны-листвы.

На занятиях мы используем это пособие при работе по темам «Осень», «Зима. Зимние явления в природе» и т. д. Этим же пособием пользовались и другие воспитатели. Наглядность во все времена даёт образное представление о предмете, и дети видя совершенно непохожих, друг на друга кукол «январь» и «февраль» ,запоминают без особых усилий их отличия.

При планировании проекта поставили перед собой следующие задачи:

-расширить и уточнить преставления детей об окружающей природе;

-закрепить и дополнить знания о последовательности времён года, о смене месяцев в году и их очерёдности;

-расширить лексический запас воспитанников;

-учить устанавливать связи между природными явлениями (сезон, растительность, животный мир, деятельность людей);

-познакомить детей с пословицами, закличками, народными приметами, отражающими представления о временах года;

-продолжать знакомить детей с художественной литературой на тему «Времена года»;

-учить использовать полученные по теме знания в играх, изобразительной и музыкальной деятельности.

Ежедневно во время занятий, на прогулках, в играх, физминутках мы старались спланировать свою работу так, чтобы какую-либо часть намеченного проекта реализовать. Дыхательную, зрительную гимнастику, упражнения на релаксацию на занятиях мы подбираем соответственно теме. Например,используем физминутку:

Ветер осенний щёки надул

И на деревья сильно подул.

Ветки качнулись и затрещали

Листья давно все на землю упали.

Медведи в берлоге скоро уснут

Снежинки кружась, легко упадут.

В процессе работы над данным проектом наши воспитанники узнали, как в старину на Руси называли месяцы, почему они называются сейчас именно так. Мы разучивали пословицы и поговорки о месяцах, например, «Январю -батюшке -морозы, февралю-метели», «февраль богат снегом, апрель- водою» и т. д.

Дети познакомились с тем, как деревья сбрасывают листья, как птицы и звери к зиме готовятся, из чего состоят деревья и многое другое.

В процессе реализации проекта были проведены : праздник «осенины», открытое занятие «Загадки на грядке», открытое занятие «Проказы старухи зимы» ,КВН «Времена года», конкурс чтецов, победителями стали сразу восемь воспитанников, исполнявших стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Есенина и современных поэтов.

Проводились экскурсии в природу осенью, зимой, весной и летом. Была проведена экскурсия в библиотеку, где нас познакомили работники библиотеки с произведениями Соколова-Микитова, Пришвина, а школьники приготовили небольшое театрализованное представление «Диалоги на лесной полянке» по мотивам произведений Н. Сладкова.

Читайте также:  У ребенка 4 года понос чем можно кормить

При знакомстве с каждым временем года, мы использовали иллюстрации с картинами И. Левитана «Золотая осень»,И. Шишкина «Зима», Н. Саврасова «Грачи прилетели». Музыкальный руководитель И. Н. Юдина со своей стороны помогала нам в проведении мероприятий, знакомила детей с произведениями Чайковского П. И., А. Вивальди, С. Прокофьева.

Наглядное пособие «Круглый год», литературные, живописные и музыкальные произведения, использование народного фольклора (загадок, потешек, пословиц, скороговорок, дидактические игры «Бывает-не бывает», «Называй дальше»,дали хорошие результаты: подавляющее большинство детей прекрасно усвоили материал по теме, а очерёдность и признаки времён года знали все дети.

Внутри временного проекта были осуществлены ещё несколько подпроектов «Луковое дерево», «Огород на окне», «Дары осени». Завершился долгосрочный проект выставкой рисунков «Мое любимое время года», в создании которой нашим воспитанникам помогли родители.

В результате проделанной работы наши дети свободно могли называть любое время года по названным признакам, называть и показывать месяцы года на наглядном пособии.

Ребята имели достаточные знания о сезонных изменениях в природе, пополнили свои знания о жизни диких животных, птиц, насекомых в разные времена года. У детей появился интерес к художественному слову, пробудилось желание к знакомству с творчеством художников, композиторов по теме «Времена года».

Завершив работу над проектом мы удостоверились в том, что целенаправленная, планомерная работа над проектом способствовала тому, что у детей сформировалось стремление узнавать об окружающем мире как можно больше новых тайн, спрашивать, исследовать, наблюдать за живой природой, развивать в себе новые способности к познанию мира.

Источник

Алла Митапова

Методика ознакомления детей с временной последовательностью «Времена года»

СЛАЙД 1

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Цицерон

Знания о сезонных изменениях в природе.

Новые личностно-ориентированные задачи воспитания потребовали изменения акцентов в организации деятельности дошкольника. Для педагога в дошкольном образовательном учреждении главным становятся не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит – и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

СЛАЙД 2

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что зачем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

СЛАЙД 3

Общие задачи:

– замечать и выделять характерные особенности сезона;

– устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и

явлениями;

– приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и

растений.

СЛАЙД 4

Задачи должны конкретизироваться в зависимости от возраста детей, постепенно расширяться и усложняться.

Первая и вторая младшая группа.

В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений,об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы.

Средняя группа

Дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона,например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи,например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

СЛАЙД 5

Старшая группа

Дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

СЛАЙД 6

Подготовительная группа

Дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

СЛАЙД 7

Воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Личностно-ориентированный подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы:

Читайте также:  Истерики у ребенка 4 года при одевании

СЛАЙД 8

Приёмы:

СЛАЙД 9

Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы Дети имели определенное количество представлений, достаточно глубоких и полных, но и умели разумно применять их в различной деятельности.

СЛАЙД 10

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.

В детском саду используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются указанные методы.

СЛАЙД 11

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

СЛАЙД 12

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

СЛАЙД 13

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, отгадывание загадок. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

СЛАЙД 14

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

СЛАЙД 15

Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещёпо одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников.

СЛАЙД 16

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

СЛАЙД 17

Заключение

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

СЛАЙД 18

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

СЛАЙД 18 Спасибо за внимание!

Источник