Как повысить уровень развития речи ребенка
Консультация для воспитателей.
Как повысить речевое развитие детей
Учитель- логопед Попкова Ольга Владимировна
Декабрь 2015Как повысить речевое развитие детей
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ необходимы речевые уголки. Логопедом ДОУ накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).
На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание необходимо уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Уделять внимание звуковой культуре речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях необходима работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики рекомендуется регулярно отражать в календарных планах воспитателей.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги могут использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки – чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.
Ежегодно в феврале логопедом ДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения. Эти дошкольники зачисляются на занятия с логопедом.
В случае если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить на ПМПК, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
Оформление информационного стенда для родителей в логопедическом кабинете и в приёмных групп.
Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые логопедом и воспитателями.
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК), осуществляемые логопедом.
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
Показ открытых занятий по развитию речи.
Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ создаются все необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.
Учитель – логопед Попкова Ольга Владимировна
Источник
Рейтинг Десять советов родителям о том, как улучшить навыки речи и общения ребенка в домашних условиях |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
1. Давайте ребенку время на ответ
Большинство из нас обычно не могут дождаться того момента, когда собеседник закончит предложение, и прерывает его речь своими собственными высказываниями.
Родителям же важно давать ребенку время подумать, то есть нужно ждать 5–10 секунд, пока он не соберется с мыслями, чтобы сформулировать свой ответ. Это время поможет ребенку обдумать все то, что он хочет сказать. К тому же такой подход может предотвратить или облегчить заикание у некоторых детей.
2. Не исправляйте ребенка чрезмерно
Если вы требуете, чтобы ваш ребенок произносил звук правильно, особенно если этот звук он сможет произносить только когда станет старше, пожалуйста, не делайте этого! Переборщить с исправлениями – значит навредить навыкам коммуникации вашего ребенка.
Чем больше вы будете требовать от ребенка правильного произношения, тем хуже будет получаться. Вы же не хотите, чтобы умение произносить звуки и говорить приобрело негативную окраску в глазах ребенка, ведь в таком случае он может вообще прекратить это делать.
Пожалуй, здесь уместна следующая аналогия: попытка заставить ребенка правильно произносить слово или звук похожа на попытку заставить человека, который не умеет готовить, готовить лучше.
3. В разговоре относитесь к ребенку как к равноправному партнеру
Для выполнения данного совета необходимо соблюдать баланс. Вы должны разговаривать с ребенком так, будто он взрослый, но в то же время помнить о том, что он еще дитя.
Разговор с ребенком как со взрослым не означает использования взрослой лексики, шуток, или информации, которую он не поймет. Это означает, что вы должны высказываться по очереди, используя зрительный контакт, и относиться с уважением к тому, что он говорит.
Что касается детей младшего возраста, то, вероятно, будет много ситуаций, когда вы просто не сможете понять, что они лепечут, тем не менее, когда настанет ваш черед говорить, сделайте наилучше предположение о том, что они говорят, и отвечайте… даже если вы не уверены в том, что именно они имели в виду.
Не говорите с малышом совсем уж по-детски в течение всего дня. После того как ему исполнилось девять месяцев, старайтесь ограничивать данный способ общения.
4. Будьте хорошим примером
Для детей родители должны являть наилучший пример для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Если вы хотите развить хорошие речевые навыки у вашего ребенка, то должны продемонстрировать ему, что и сами ими обладаете. Чтобы развить хорошие речевые навыки у ребенка, вы должны постоянно разговаривать с ним на уровне, немного превышающим его собственный уровень речи. Таким образом, дети будут постоянно тянуться к вашему, более высокому уровню и совершенствовать свои навыки.
5. Выключите телевизор
По телевизору действительно идут различные передачи для детей, что дает вам столь необходимые паузы и перерывы, но старайтесь включать его как можно реже. Просто помните о том, что чем меньше времени у вас включен телевизор, тем меньше ребенок будет ожидать, что его включат. Это окажет ему добрую услугу в долгосрочной перспективе. Следование этому совету поможет ребенку развить свое воображение, научиться самостоятельно занимать себя и, как следствие, укрепить свои речевые навыки.
6. Читайте книги и не только
Читайте вместе с малышом надписи на коробке со всевозможными хлопьями, на футболках людей и указателях на улице. Чем больше вы погрузите ребенка в среду звуков речи и структуры языка, тем скорее он начнет понимать его.
При чтении книги имейте в виду, что не обязательно читать ее слово в слово. Можно просто смотреть на картинки и рассказывать о том, что вы видите. Например, при чтении «Золушки» можете сказать: «О, нет! Она потеряла свою туфельку» или «Мышки превратились в прекрасных лошадей» и т. д.
Такой подход помогает ребенку не только научиться использовать свое воображение, но и развить свои навыки как в области восприятия речи, так и в области использования ее выразительных средств. Попробуйте прочитывать хотя бы одну небольшую книжку в день, и вскоре вы заметите положительный результат.
7. Задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутый ответ)
Будьте внимательны с выполнением этого совета. Не нужно бомбардировать ребенка вопросами в надежде на то, что этот процесс сам по себе приведет к развитию отличных речевых навыков. Позиционируйте себя как пример для подражания и равноправного собеседника, а не как экзаменатора.
Открытые вопросы – это те, которые предполагают развернутый ответ вместо «да» или «нет». Эти вопросы будут учить вашего ребенка думать, анализировать и искать причинно-следственные связи.
Вот как превратить простые вопросы в открытые:
- Вопрос: вы ходили в магазин? (Предполагается ответ только «да» или «нет»).
- Открытый вопрос: куда вы ходили? (Предполагается развернутый ответ).
- Продолжение открытого вопроса: И что вы там видели?
- Вопрос: понравилась ли тебе книга?
- Открытый вопрос: что тебе понравилось в этой книге?
- Продолжение открытого вопроса: а что бы ты изменил в сюжете этой книги?
«Расскажи мне о…» – одна из самых полезных фраз для развития речевых навыков.
8. Часто повторяйте слова
Особенно, когда дети еще маленькие. Они должны слышать звуки и слова по крайней мере сто раз, прежде чем начнут пытаться их произнести. При этом не ограничивайте количество раз, которое вы говорите одно и то же слово. Повторение – ключ к обучению, к тому же оно улучшает речевые навыки.
9. Делайте выводы и объясняйте последствия
Чем раньше вы объясните детям концепцию причин и следствий, тем лучше. Это не значит, что вам нужно читать пространные лекции двухлетнему малышу, но когда что-то происходит или он сделает что-то неправильно, помогите ему понять, почему это получилось именно так.
- Пример для детей младшего возраста: ребенок залез на стульчик, встал, оступился, упал и начинает плакать (при условии, что он не травмировался). Один из родителей может сказать: «Ты упал» или «Ты ударился», «Тебе не стоит стоять на стульчике».
- Пример для старшего ребенка: ребенок не говорит вам, куда он собирается. Родители могут сказать: «Подумай, что будет, если ты поранишься или с тобой что-то случится, а я не буду знать, где ты?». Помните, что вы можете и должны произносить это в позитивном ключе.
- Положительный пример: ребенок вас послушался и убрал в своей комнате. Родители могут сказать: «Спасибо, что убрал у себя, теперь можешь поиграть с друзьями, ведь ты сделал то, о чем я тебя просил(а)».
И наконец, последний, но не менее важный совет.
10. Хвалите ребенка за разговор
Это еще один совет, выполнение которого должно быть сбалансированным. Вам не нужно говорить ребенку, насколько прекрасно он разговаривает, всякий раз после того, как он что-то скажет. Говорите ему это по крайней мере несколько раз в день – чем дети младше, тем чаще.
- Для детей младшего возраста. Когда они правильно называют какой-либо предмет или явление, говорите: «Ты хорошо разговариваешь» или «Ты прав, это действительно…» или «Ты очень хороший собеседник, с тобой приятно разговаривать».
- Для детей старшего возраста. Вы можете похвалить их, когда они используют новое слово, которое впервые услышали от вас накануне. Вы можете сказать: «О, да у тебя богатый словарный запас. Это здорово!». Ведь вы являете хороший пример для подражания.
Вы можете похвалить ребенка за то, что он самостоятельно, причем грамотно, сконструировал сложное предложение, говоря ему: «Хорошо излагаешь» или «Мне нравится ход твоих мыслей», «Это было впечатляющее сложное предложение».
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
9 оценок.
Развитие ребенка
31.10.2016
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник