Как поставить звуки ребенку в 3 года

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Содержание

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Источник

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

Анна Игнатьева
Мастер-класс для родителей «Постановка звуков в домашних условиях»

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и рассказать о постановке звуков в домашних условиях.

Звуки речи образуются благодаря работе нашего артикуляционного аппарата. Все его компаненты вы можете видеть на слайде. Но необходимо подчеркнуть, что при постановке звуков с детьми,я обращаю их внимание на такие элементы как: губы, зубы, язык и голосовые складки. Ребёнок обязательно должен знать, что выполняют эти органы при произношении звука, над которым ведётся работа. Но далеко не всегда ребёнок может придать языку позу, которая необходима для произношения звука. В этом случае на помощь логопеду и вам, родители, приходит артикуляционная гимнастика. Здесь остановимся подробнее.

Что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Как правило основной задачей артикуляционной гимнастики является укрепление мышц языка. Ведь язык, с анатомической точки зрения, состоит из продольных и поперечных мышц. Первая группа мышц укорачивает язык и делает его более длинным. Она же помогает отводить его в сторону. Вторая группа позволяет сделать язык более широким или узким.

Сегодня мы не будем обсуждать постановку всех без исключения звуков русского языка. А обсудим те, которые чаще всего являются нарушенными у детей. Это три группы звуков: свистящие, из них мы сегодня разберём звуки (с,з, шипящие, поговорим про звуки (ш,ж) и некоторые сонорные звуки (р,л).

Группа свистящих звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука С:

• Губы-в улыбке;

• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;

• Язык- широкий, за нижними зубами;

• Голос- выключаем;

• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука З:

• Губы-в улыбке;

• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;

• Язык- широкий, за нижними зубами;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка направлять воздушную струю по центру языка, а также принимать нижнее положение языка)

«Заборчик»– улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

«Окошко»(бегемотик)– слегка улыбнуться и широко открыть рот.

«Блинчик»– улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

«Трубочка»– язык свернуть трубочкой, загнув его края.

«Обезьянка»– слегка приоткрыть рот, язык поместить между нижними зубами и нижней губой. Губы при этом сближены.

«Горка»– широко открыть рот, кончиком языка зацепиться за нижние зубы и толкать язык вперёд.

«Ветерок дует с горки»– принять положение «горка», затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Необходимо следить, что воздушная струя холодная и направленна вниз.

«Чистим нижние зубы»– принять положение «окошко», кончиком языка «почистить» зубы с внутренней стороны.

«Катушка»– принять положение «горка», язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь (качать горку).

Постановка свистящих звуков:

а)по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);

б)от И, Т с придыханием.

в) от упражнения «горка». Просим ребенка подуть на язык, при этом по середине языка (где проходит желобок) удерживаем ватную палочку.

Группа шипящих звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ш:

• Губы-слегка округлены;

• Зубы- заборчиком с щелью;

• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;

• Голос- выключен;

• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ж:

• Губы-слегка округлены;

• Зубы- заборчиком с щелью;

• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;

• Голос- включен;

• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.

Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать вверх не только кончик языка, но и его боковые края)

«Заборчик»– улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

«Окошко»(бегемотик)– слегка улыбнуться и широко открыть рот.

«Блинчик»– улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

«Чашечка»– широко открыть рот, достать широкий язык, поднять кончик и боковые края языка.

«Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Чистим верхние зубы»-улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком имитировать чистящие движения зубной щетки.

«Качели»-улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднять язык вверх, будто пытаемся достать до кончика носа. Чередовать движения.

«Грибок»-язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.

«Фокус»– на кончик носа положить кусочек ваты. Язык принимает форму «чашечки». Сдуть ваточку с носа. Следим за дыханием ребёнка: берем воздух- носом, выдыхаем- ртом.

Постановка:

а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем;

б) с помощью специальных приёмов:

– от Р-Р-Р шепотом с постепенным округлением губ и сближением зубов;

– от Т-Т-Т с сильным придыханием и поднятием языка вверх.

(Для постановки звука Ж применяются те же приёмы, только с тактильно-вибрационным контролем).

Группа сонорных звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Л:

• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;

• Зубы- раскрыты;

• Язык- толкает верхние зубы и убегает в рот;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- свободно проходит по бокам.

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Р:

• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;

• Зубы- раскрыты;

• Язык- выполняет упражнение «грибок», а широкий кончик вибрирует;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- сильная, проходит по языку.

Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его, а также растянуть подъязычную уздечку)

«Заборчик»– улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

«Окошко»(бегемотик)– слегка улыбнуться и широко открыть рот.

«Блинчик»– улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

«Парус»– улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка удерживать за верхними зубами.

«Маляр»-улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка небо («потолок») выполняя движения языком вперёд-назад.

«Индюк»– улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешной звук, похожий на «бл-бл.».

«Лошадка»– улыбнуться, широко открыть рот, пощёлкать кончиком языка наверху. Ускорять темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Грибок»– язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.

«Пулемёт»– широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы. Звонко, отчётливо,многократно повторять: «Д-Д-Д.». Постепенно ускорять темп. Нижняя челюсть не шевелится.

Постановка Л:

а) по подражанию (крайне редко).

б) от звука У- с высунутым языком между вытянутыми губами, одновременно пальцами раздвигаются губы.

в) от звука Ы- с прикушенным языком.

Постановка Р:

а) от длительного З-З-З с поднятым кончиком языка.

б) от длительного Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами.

в) от быстрого и многократного повторения Д-Д-Д с созданием под языком вибрации, с помощью ватной палочки.

г) от упражнения «грибок». Просим ребенка со всей силы подуть на язычок. Воздух берём носом, а выдыхаем ртом.

Чтобы выявить больший интерес к занятиям можно провести артикуляционную гимнастику в форме сказки. Ведь ведушей деятельностью у наших детей сейчас является- игра. В эту сказку можно привлечь любимых сказочных героев ребёнка. И для примера, я предлагаю вам поиграть в сказку о весёлом Язычке и его друзьях. Попрошу повторять за мной.

Жил-был гномик Язычок. Жил он за забором (выполняем упражнение «Забор»). Однажды утром Язычок проснулся и открыл окно («Окошко», выглянул и посмотрел налево, направо, вверх, вниз («Часики», «Качели»). Какое хорошее утро подумал Язычок и решил напечь на завтрак блинов. Начал он месить тесто («Месим тесто»). Напёк он много блинов и стал их жевать («Непослушный язычок»). Тут в дверь кто-то постучал («Хомяк»).Это пришли его друзья: Лягушка («Забор», Слоник («Трубочка») и Бегемот («Окошко»). Он и их угостил блинами («Непослушный язычок», да ещё и с вареньем («Вкусное варенье»). Налил гостям чай в чашечки («Чашечка»). Поели они и почистили зубки («Чистим зубки»).

Решили они отправиться на прогулку. Поскакали они на лошадках («Лошадка»). Скакали, скакали и увидели качели, как здорово с друзьями покататься на качелях («Качели»! Накатались, поскакали дальше («Лошадка»). Нашли грибок («Грибок»). Сорвали грибочек и поскакали дальше («Лошадка»). Вдруг увидели сердитого индюка, который грозно болбочит («Индюк»). Испугались и поскакали домой («Лошадка»). А дома друзья вспомнили, что хотели Язычку обновить квартиру и покрасить потолок («Маляр»). Друзья устали и пошли домой. Язычок закрыл забор («Забор») и лёг спать.

Вот в такой игровой форме можно проводить занятия по артикуляционной гимнастике. Такие занятия не наскучат ребёнку.

Источник