Как понять заикается ли ребенок в 2 года

Как понять заикается ли ребенок в 2 года thumbnail

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, – менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, – песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Источник

В группе было много вопросов про заикание. Давайте для начала разберемся, что такое ритм речи.

Ритм речи и как он формируется у детей

  • ритм речи — сложный феномен, поскольку в спонтанной устной речи он не всегда бывает правильным и равномерным
  • чередование ритмических единиц — слов и фраз происходит не через абсолютно равные промежутки
  • слова и фразы отделяются друг от друга паузами и дыханием
  • речевой ритм всегда опирается на смысловую сторону высказывания
  • благодаря ритму речь звучит плавно и легко воспринимается
Читайте также:  Ребенок 2 года не обращается

В устной речи есть два ритма — слоговой и словесный. В речевом развитии дети сперва осваивают слоговой ритм, через лепетную речь и первые слова. Позже формируется словесный ритм, когда в речи появляется фраза.

Ритм речи совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом у детей могут быть незначительные ритмические нарушения — запинки — повторение первого и последнего слога в слове, повторение целого слова несколько раз или пауза внутри слова.

Когда ребёнок развивается в условиях билингвизма, ему приходится разделять не только звуки и слова разных языков, но и количество слогов в каждом слове, продолжительность фразы и особенности расстановки ударений. Ведь каждый язык имеет свои ритмические особенности: в русском языке преобладает словесный ритм и свободное ударение, а во французском — слоговой ритм и фиксированное ударение. Поэтому в речи детей с билингвизмом повторения, остановки в речи встречаются чаще.

Что вас должно насторожить:

  • запинки присутствуют в речи ребёнка каждый день;
  • повторение слогов усиливается при волнении;
  • возникает сильное напряжение в мышцах лица во время речи.

В этом случае, возникает риск развития заикания — нарушения ритмической организации речи из-за судорог мышц дыхательного, артикуляционного или голосового аппарата. 

Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?

Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.

Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ

  •  В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
  • Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
  • Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
  • Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

  • В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
  • Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
  • Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
  • Запинки в речи присутствуют постоянно.

РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ

  • В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
  • Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
  • Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
  • Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
  • Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Рекомендации для родителей

Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, не тревожьтесь и внимательно изучите проблему: обратите внимание на окружение ребёнка, семейные отношения и собственную речь. Наши рекомендации помогут вам действовать так, чтобы не дать проблеме закрепиться или сгладить последствия.

  1. Важно обратить внимание на особенности вашего общения с ребёнком:
    — говорите доброжелательно
    — смотрите ребёнку в глаза
    — хвалите и называйте ласковыми словами
    — говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно
  2. Измените вопросы — сколько вопросов в день вы задаёте ребёнку.
    Чаще всего много и некоторые из них нужно исключить. Не задавайте такие вопросы: «Что ты делаешь?», «Как ты себя ведёшь?», «Как настроение?». Избегайте альтернативных вопросов: «Ты пойдёшь на горку или на качели?».
    Лучшие вопросы:
    — на которые можно коротко ответить да или нет;
    — вопросы с простым контекстным ответом: «Кто пришёл домой?», «Что у тебя в руке?», «Что папа делает?»
  3. Читайте книги перед сном каждый день, без выходных.
    Главная цель — научить ребёнка слушать плавную речь. Не нужно одновременно разучивать с ним стишок или просить «Покажи ворону!».По времени читайте ровно столько, сколько ребёнок готов слушать. Подбирайте такие книги, которые нравятся вам, в первую очередь. Всегда читайте с интересом и удовольствием.
  4. Каждый день занимайтесь с ребёнком каким-нибудь продуктивным видом деятельности: собирайте конструктор,пирамидку, кубики, лепите из пластилина, рисуйте. Обязательно озвучивайте свою деятельность: «Мы возьмём красный кубик и поставим его на синий. Как красиво получается! Где же зелёный кубик? Вот сюда мы поставим конус».
  5. Никогда не фиксируйте внимание ребёнка на запинках. Не просите его остановиться и сказать «как надо». Это может снизить мотивацию к общению, потому что дети рано осознают, что не могут что-то сказать. Лучше отмечайте его успехи: «Как хорошо ты сейчас сказал!», «Мне нравится слушать твой голос!», «Какое интересное слово!», «Как здорово, что ты рассказал мне про школу!»
  6. Избегайте обеспокоенности во взгляде — радуйтесь общению с вашим ребёнком, говорите и слушайте с удовольствием. Это поможет вам сформировать речевую уверенность и сохранить непосредственность и спонтанность речи ребёнка.
  7. Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. Лучше всего несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключите зрелищные мероприятия.
Читайте также:  Трескаются ногти ребенку 2 года

Надеюсь, рекомендации окажутся полезными!

Логопед Анастасия.

Понравилась статья?

  • Да (100%, 20 Голосов)
  • Нет (0%, 0 Голосов)

Всего проголосовавших: 20

Голос

 Загрузка …

Источник

KutuzoVa, 2 ребенка27 апреля 2017, 09:41

Моя повторяет слова когда много мыслей

Лилия27 апреля 2017, 09:44

Мне кажется, в таком возрасте – это незрелость мозга. И ранняя речь – причина заикания. Не поспевает сама за собой. Обратитесь к неврологу.

девочка со спичками.27 апреля 2017, 09:51

к врачу не обращаюсь пока потому что хочу понаблюдать, да и боюсь стразу пичкать лекарствами непонятно как они ещё подействуют…

Я Птица счастья27 апреля 2017, 09:50

Раннее речевое развитие может быть причиной заикания. Но в 2 года речь еще не сформирована, поэтому рано говорить о заиканиии. Скоре всего, пассивный словарь сильно превышает активный, и ребенок очень хочет выразить свои мысли, торопится.
Будьте внимательны к дочери, не перебивайте, не одергивайте, внимательно и терпеливо выслушивайте. Ну и к неврологу все же сходите.

Марина Маринина27 апреля 2017, 09:50

Язык за мыслями не успевает))) Относитесь к ребенку спокойно, не дергайте, если спешит что-либо говорить, ласково притормаживайте и внимательно выслушивайте.

Ящер27 апреля 2017, 09:58

Наоборот – слова не успевают за мыслями. У дочки так было. Тоже начала рано говорить, уверилась в своих силах и стала торопиться, не заикалась, но глотала окончания и в целом неразборчиво стала болтать. Останавливала, притормаживала, просила не торопиться.

Ирина Авдюнина27 апреля 2017, 10:03

В этом возрасте действительно может быть причиной быстрое увеличение словарного запаса и незрелость речевой системы, то что называют “не успевает за мыслями”, а может быть и стрессовая ситуация, испуг, например. Часто проходит само, но есть понятие “закрепление дефекта”, поэтому надо всё таки проконсультироваться со специалистом, чтобы выработать тактику поведения взрослых, находящихся рядом, и не допустить этого самого “закрепления”.

MamaLybimchikov .27 апреля 2017, 10:14

Сходите к неврологу, нам логопед говорила что заикание очень сложно поддается коррекции, лучше сразу перестраховаться, а то запустите, представьте девочке как тяжело будет с такими сложностями.

Натулька27 апреля 2017, 10:25

если это реально заикание,то чем быстрее вы попадёте к неврологу,тем лучше,иначе чем дольше будет заикание,тем тяжелее от него избавляться.

я ушла с форума давно, но модеры не дают удалить профиль27 апреля 2017, 10:30

или бывало, что она хочет что-то сказать, а мы взрослые в это время разговариваем и её одергивали чтоб подождала?

Не думаю, что от этого. Наоборот, Вы приучаете ребенка правилам приличия – нельзя перебивать взрослых и встревать в чужой разговор. Сейчас это вообще большая редкость – часто вижу, как мать застревает на полуслове и бросается что-то объяснять ребенку, а собеседник стоит рядом и не знает куда себя деть, неловко как-то.
На форуме люди пишут, что заикание лечится полностью. В жизни лично я не встречала излеченных – кто заикался, продолжают это делать либо просто тормозят в речи.
А вообще, мне кажется, Вам лучше не ждать пока само рассосется, а все-таки сходить к врачу. Вдруг, запустите это дело.

Грёза27 апреля 2017, 10:35

К неврологу сходите. Вам, как минимум, особый режим общения порекомендуют. Возможна и предрасположенность. Все “испуги” обычно лишь повод для её проявления.

Дрёмочка27 апреля 2017, 10:39

Руки в ноги и к лоооппду который работает с заиканием. Оон протестирует ребенка и скажет что дальше делать. У нас было мьрессовое (старшая пошла в сад). Исправили за месяц глицином, беседами с логопедом (заикологом) и просьбами говорить медленно. Чем раньше начать тем быстрее исправляется. Если запустить потом сложнее придется.

Чаще всего это бывает из-за перевозбуждения мозга, т.е. да, мысли не успевают за словами, но причины могут быть разные. Причины (одна или в комплексе) – неврологический диагноз, нервная обстановка, слишком большое число занятий. Соответственно меры предпринимать нужно в этих направлениях: к неврологу, постоянный режим дня, много гулять, никаких гаджетов. Если ходит в сад, не посоветовала бы – там спокойную обстановку не создашь. Из развивающих занятий временно оставить только чтение ей книжек, совместное пение песен и физические действия (лазить по лестнице, лепить тесто).
Нет, замечания, чтобы подождала, не могут так повлиять, это правильное воспитание. Единственное, их надо делать спокойным тоном.

Читайте также:  Живой песок для ребенка 2 года

Цветок27 апреля 2017, 12:03

К неврологу. У дочери было такое, началось ближе к трем годам. Говорить она у нас начала очень рано. В 4,5 года попали к хорошему психиатру. Назначили курс лечения на 2 мес. медикаментозный, исключить полностью на это время телевизор, радио , музыку, не читать книги + много гулять, водные процедуры…. Как сказал врач, просто переизбыток информации у ребенка + слабая нервная система…Дочка перестала заикаться, ей все это помогло, к врачу больше не ходили, заикание не вернулось.

МарГоша, 3 ребенка27 апреля 2017, 13:43

У нас был второй случай. Мыслей много, пытался сказать все и сразу, а дыхалки не хватало. Поэтому речь была похожая на легкое заикание (спатыкался на последних словах). Сходили к неврологу, та исключила свое направление и отправила к логопеду. Походили на курс занятий и все ок.

Источник

В статье приведены наиболее частые причины заикания у маленьких детей. Практические советы родителям как себя вести с заикающимся ребенком и что делать, для скорейшего восстановления речи.

В три годика большинство малышей уже довольно бойко болтают и формулируют свои мысли. Все детишки разные – одни все время что-то рассказывают, о том, что видят, о чем думают, что происходило с ними в течение дня, да еще и сочиняют многое. А некоторые, наоборот – больше молчуны, скорее послушать любят: сказки, стихи, мамины песенки.

Вот в возрасте около трех лет у некоторых деток по тем или иным причинам может проявиться заикание. В таких случаях очень важно, чтобы родители и охающие бабушки, держали себя в руках. Стоит вспомнить – не было ли заикания у кого-то с близких или не очень родственников, подумать о том – как быстро оно прошло и что спровоцировало симптомы заикания.

Как правило, заикание у детей в раннем возрасте возникает от переживаний или эмоционального перенапряжения. Детки с более возбудимой психикой, скорее могут начать заикаться, чем вдумчивые, спокойные малыши.

Заиканию могут предшествовать многие факторы – поступление в детский садик, выход мамы на работу, появление младшего братика или сестрички в семье, расставание с кем-то из любимых родственников. Ребенок может не осознавать, что его что-то встревожило, но внутреннее переживание выльется в заикание.

Так же в возрасте трех лет, малыш становится более осознанным, он хочет выражаться четче, использовать больше слов. Поэтому составляя предложение – переживает, запинается и как следствие может появиться заикание. Иногда малыш может начать заикаться, если родители пытаются приучить пользоваться правой рукой прирожденного левшу – речь и работа рук взаимосвязаны и вмешательство в природу ребенка может навредить ему. 

исправление речи у детей

Так как же поступить, если ребенок заикается?

Первым и, наверное, самым важным советом будет – не паниковать. Мамино волнение сильно передается малышу, и он только сильнее начнет заикаться. Какими бы ни были причины заикания у ребенка, как правило, оно само постепенно сходит на «нет». Малыш привыкает к изменениям, произошедшим в его жизни, учится быстрее выражать свои мысли. Не нужно спрашивать у ребенка от чего это он заикается, лучше потихоньку в игровой форме выяснить, что же его тревожит. Постараться сделать жизнь малыша более свободной, отложить штудирование азбуки и стихов, а чаще ходить гулять на улицу, в компанию деток с которыми он чувствует себя свободно. Заикание у малышей проходит постепенно в 90% случаев само. На форумах мамочек существует множество советов медицинских препаратов, которые якобы помогают от заикания, но это скорее самообман – заикание у детей 2-3 лет и так проходит само собой, вне зависимости от приема кальция или других биодобавок.

Если заикание не прошло в течение полугода, есть смысл показать ребенка логопеду или, если малыш очень возбудимый – детскому психиатру. Но, такие случаи единичны и все равно не являются причиной для паники.

Записать вашего ребёнка на приём к логопеду можно по телефону:

+7(495)999-03-17

Источник