Как понять что ребенок отстает в развитии в 3 года
В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.
Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.
Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.
Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.
Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия
На что важно обратить внимание?
О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
- связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
- ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
- есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
- ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
- слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
- он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
- использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
- действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
- специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
- ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
- для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.
В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.
Что делать, если ребенок отстает?
Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.
Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.
Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой?
В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.
В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.
В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.
И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.
Источник
Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.
Типы задержки развития
Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
- Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
- Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
- Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
- Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.
Причины
Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания
На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
- Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
- Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
- Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
- неправильная эмбриональная закладка органов;
- наследственные патологии;
- прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
- перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
- применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
- травмирование живота при падении во время беременности;
- сильный токсикоз;
- родовые травмы, в частности головы, гипоксия.
Как определить отставание
В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
- Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
- Отсутствует реакция на звуки.
- Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
- Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
- Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
- Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
- У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
- У карапуза не получается учить буквы, читать.
- У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.
Лечение
Правильное питание — важная составляющая успешной терапии
Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
- оздоровительные мероприятия;
- занятия по коррекции определенных навыков;
- медикаментозную терапию.
К общим оздоровительным мероприятиям относят:
- правильный режим дня;
- здоровое питание;
- нормированные физические нагрузки.
Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.
Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.
Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.
К какому врачу обратиться
Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.
Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
- К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
- Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
- Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
- Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.
Специальный детский сад
Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.
Источник
Сюда я решила собрать то, что ребёнок должен знать к трём годам, чтобы не приходилось говорить о каком-либо отставании в развитии интеллекта.
фото из открытых источников
В этом материале этакий синтез собственного опыта: задания и знания, которых требовали наши педагоги и проверяла ПМПК. При составлении я сверялась с методическими рекомендациями для ПМПК.
Необходимый объём минимальных знаний ребёнка к 3 годам
Внимание: ниже идёт речь только об уровне развития невербального интеллекта. Такие навыки, как моторное развитие, развитие речи и самообслуживание, которые также важны для гармоничного развития ребёнка, в статье не учтены.
???? Восприятие формы
Знать и показывать основные формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.
Дополнительно: может знать ромб, овал, звездочку, трапецию.
Должен раскладывать по рамкам-вкладышам фигуры. Допускается примеривание и перебор.
При умственной отсталости ребёнок будет упорно пытаться “впихнуть невпихуемое”, не замечая ошибки – например, квадрат утрамбовывать на место для овала.
???? Восприятие цвета
Знать и показывать основные цвета: зелёный, красный, желтый, синий.
Дополнительно: белый/черный. Может знать оттенки: оранжевый, розовый, голубой и прочее.
При умственной отсталости дети часто вплоть до школьного возраста не могут сказать где какой цвет. Могут не различать цвета.
???? Восприятие величины
Ребёнок должен складывать пирамидку в правильном порядке из 5 колец.
Вместо пирамидки может быть аналогичное задание – сбор 3-6 разноразмерных стаканчиков (собрать, вкладывая стаканчики друг в друга).
Различение по изображению и в реальной жизни какой, допустим, мячик маленький, а какой – большой.
Для этого задания при умственной отсталости требуется специальное обучение, а первые успехи с ним наблюдаются только к 5-6 годам.
???? Соотнесение “часть-целое”
Ребёнок должен правильно собирать разрезную картинку из 2-4 деталей.
Дополнительно: может собирать маленькие пазлы (3-6 фрагментов), может собирать по образцу небольшие башни из кубиков/конструктора, простые узоры из кубиков Коса.
???? Поиск сходства
На возраст 2 года ребёнок должен находить аналогичные изображения. Например, понимать, что к уточке в пару подойдёт такая же уточка.
К 2,6 годам должно включится понимание, соответствия не похожих внешне, но идентичных предметов: например, на изображение овечки ребёнок должен поставить фигурку овечки, отличной от картинки.
К 3 годам ребёнок может подыскивать в пару изображению его “тень”.
???? Поиск различий
Замечает, чего не хватает у изображений. Например, он покажет, что у машинки без колёс нет колёс.
Может находить заметные отличия на примерно одинаковых картинках.
???? Базовые математические представления
Ребёнок должен владеть счётом до 3 и показывать нужное количество пальцев.
На ПМПК это проверяется заданиями типа “Дай мне 1 кубик, ещё один кубик, 2 кубика”, Сколько здесь кубиков?” и т.д.
Если не знает цифр (не учили), ребёнок должен определять количество предметов по принципу “Один/много”.
???? Графические навыки
Умеет схематически нарисовать простые формы, человечка, линии.
Ребёнок этого возраста при достаточной практике может раскрашивать, не выходя за контур.
При каких условиях отставание не связано с состоянием интеллекта?
Все навыки ребёнка сильно зависят не только от того, насколько у него нормальное развитие, но и от его взаимодействия с окружающей средой и сопутствующих особенностей здоровья.
Например, выше я пишу о том, что ребёнок должен знать фигуры, цвета и прочее. Однако все эти знания тесно связаны со зрительным восприятием, и если у ребёнка имеются с ним проблемы, то в первую очередь стоит работать именно со зрением, то есть, посетить офтальмолога, купить очки и прочее, а не требовать, чтобы малыш разглядел, где какая фигура, например.
Даже при полном интеллектуальном здоровье ребёнок никогда не сможет ответить на вопрос где треугольник или где синий мяч, если никто в окружении ему этого не объясняет. Все знания ребёнок собирает из бесед и занятий с окружающими его людьми. Притом многие понятия типа цвета, форм, не запоминаются с одного раза – требуется периодическое повторение и применение полученных знаний в бытовых ситуациях, игре и разговорах.
Также не надо ждать, что ребёнок отлично справится с заданиями на взаимодействия с какими-либо предметами без практики. Например, чтобы нормально рисовать, нужно практиковаться с карандашом – учиться его держать в руке, чиркать им, экспериментировать. Если малышу карандаш в руки никто и никогда не давал, не стоит ждать, что он сходу проявит чудеса рисования и раскрашивания – его умения будут очень плохи и будут нуждаться в практике, несмотря на то, что ребенок умственно вполне полноценен.
Многие задания в этом возрасте дети выполняют по наглядному образцу. Даже полностью здоровому, понятливому и понимающему речь ребёнку может потребоваться сначала объяснить и пару раз показать, как делать то или иное задание.
Почему у особых детей могут быть трудности при выполнении и усвоении данного материала?
У детей с нарушениями развития (ЗПР, алалия, аутизм) ситуация посложнее. Ребёнок может быть полностью интеллектуально сохранным, однако особенности диагноза будут тормозить и мешать усвоению информации. Однако, это не значит, что научить нереально. Просто нужно запастись терпением и учитывать мешающие факторы.
В случае алалии с сенсорным компонентом, например, практически бесполезны словесные инструкции – ребёнок не понимает речь. Приходится опираться на внимание (тоже очень неустойчивое) и зрительное восприятие. Проще говоря, надо поменьше слов и побольше наглядно показывать, ловя внимание, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.
Для детей с ЗПР используется та же тактика. Они больше “дружат” с речью, чем алалики, но всё равно нередко имеют пробелы с вниманием, пониманием обращённой речи и в целом развиваются медленнее.
Дети с РАС – особая категория товарищей, с которыми прежде всего надо работать на вызов коммуникации и имитации. Без коммуникации ребёнок даже не будет смотреть в сторону родителя и слушать, что от него требуется. А отсутствие имитации мешает им действовать по образцу, учась и перенимая опыт.
Кроме того, для детей с нарушениями развития следует делать скидку на сроки появления навыков и знаний. В конце концов, все сохранные интеллектуально дети к 18 годам будут знать и круг, и квадрат, и какой цвет красный, а какой зелёный. Нужно только поработать с их развитием и не делать трагедии из того, что к определённому возрасту ребёнок чего-то не знает.
Вы заметили, что ребёнку что-то не удаётся из списка выше. Какая тактика должна быть в этом случае?
Для родителей абсолютно всех детей я советую, прежде всего, НЕ действовать по принципу: “Вася-сосед собирает в нашем возрасте пазл из 10 деталей, значит и мой должен.” Лучше ориентироваться на умения самого ребёнка.
Сейчас он уверенно справляется с 2 деталями пазла? Значит дайте 3, затем 5 и так далее. Не знает 4 цветов? Не заталкивайте в голову сразу 4, а сначала уверенно выучите 2, а затем ещё 2.
Со всеми без исключения детьми, вне зависимости от наличия расстройств развития, всегда работает тактика начинать с малого и постепенно двигаться вперёд, усложняя задания, когда ребёнок перестаёт справляться с ними без затруднений. Так удастся заинтересовать ребёнка, избежать негативизма к занятиям и последовательно выстроить всё интеллектуальное развитие.
Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)
Как чтение сказок развивает речь ребёнка?
Источник