Как понять что ребенок не развивается в 2 года

Как понять что ребенок не развивается в 2 года thumbnail

Переживаете, что с ребенком что-то не так?

Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?

С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

    Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Читайте также:  Браслет от укачивания ребенку 2 года

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Дата публикации: 01.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Статья:

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.

Развитие мелкой моторики в 2 года

Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно).

Развитие восприятия у двухлетних детей

Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.

  • Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
  • Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
  • Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
  • Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.

Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников.

Развитие речи в 2 года

Какими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?

  • Говорит простыми предложениями;
  • В основном, называет имена существительные;
  • Употребляет в речи глаголы не часто;
  • Произносит просьбы и озвучивает свои потребности (хочу, дай, пожалуйста, спасибо и т.д.)
  • Имеет большой пассивный словарь;
  • Речь эмоционально окрашено, сопровождается жестами и мимикой;
  • Умеют произносить около 200 слов;
  • Задает вопросы (что? где? когда?).
Читайте также:  Почему ребенок в 2 года не ест сам ложкой

К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.

Навыки личной гигиены

Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

  • Умываться;
  • Мыть руки;
  • Чистить зубы;
  • Ходить на горшок.

Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 – 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.

Выводы

Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Практически все родители знают о кризисе трех лет. Неуправляемые дети, желающие чего угодно, только не того, что нужно маме. С затаенным страхом ожидая трех лет, мамы и папы, отпраздновавшие или только собирающиеся отметить двухлетие малыша, вдруг понимают, что рядом с ними появился очень настойчивый, не согласный ни с чем ребенок. А до трехлетия еще целый год! Что это? Психологи сообщают: кризис двух лет не менее интересен, чем период становления самостоятельности у трехлеток. В зарубежной литературе даже есть специальный термин “terrible twos”, «ужасные двухлетки». Что происходит с детьми в этом возрасте и как его пережить, рассказывает MedMe.

Кризис двух лет – неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы – это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время – помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

MedMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Понимание родителей – первый шаг к управлению поведением ребенка

Истерики в этом возрасте чаще всего появляются в ситуации, когда они не могут сделать что-либо самостоятельно, хотя очень на это рассчитывают. Открыть холодильник, налить молоко в чашку, надеть ботинок, достать до кошки. Список может быть бесконечным. Малыш видит, как легко, мимоходом с этим справляются родители, и считает, что он тоже справится с этим нехитрым заданием сам. И не справляется.

На пике разочарования дети ощущают себя обманутыми, разочарованными, выразить эти чувства словами или социально приемлемыми методами еще не умеют (а попросить или принять помощь – значит, опять признать себя несамостоятельным!). И начинается истерика.

  • Что делать?

Для начала осознать, что истерики – нормальный этап развития всех детей. Скорее надо волноваться, если у ребенка нет ничего похожего на попытки самостоятельной деятельности или противостояния желаниям взрослых (хотя всему свое время, и кризис двух лет может и запоздать на полгодика). К четырем годам эти явления при правильной реакции на них пройдут, уже будут достаточно развиты моторные навыки, чтобы действительно что-то совершать самостоятельно, и речевые, чтобы выражать словами свои желания и чувства.

Читайте также:  Море с ребенком 2 года где

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Как останавливать истерики в общественных местах

Одно дело – переждать взрыв в своей квартире. И совсем другое, если дети ставят родителя в неловкое положение и создают вокруг хаос, начиная истерику на улице, в магазине, в поликлинике. Первое, что надо осознать, – такое поведение чада не означает, что вы плохой и несостоявшийся родитель. Большинство людей вокруг тоже прошли через этот этап, и прекрасно понимают ваши чувства. А меньшинство, считающее необходимым прокомментировать ситуацию, можно и нужно игнорировать. Возможно, их-то как раз плохо воспитывали.

  • Что делать?

Начните с удаления главного героя со сцены – унесите ребенка в тихое место: за угол, в машину, на улицу. Обнимите и держите его до конца истерики, потом мягко и уверенно поговорите так же, как дома. Не поддавайтесь на его требования даже ради сохранения общественного спокойствия. Велика вероятность, что вы закрепите негативное поведение, выдав вожделенную конфету или купив игрушку, и в следующий раз игрушку будут требовать точно таким же способом.

Главное, что должен усвоить ребенок – истерики не работают. Ни дома, ни вне его.

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит – все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Конечно, ребенка надо воспитывать и приучать к дисциплине. Иначе как он научится делать правильный выбор и избегать неверных решений? Однако также важно давать ребенку ощущение контроля над своей жизнью, для начала хотя бы в мелочах.

  • Что делать?

Предлагайте детям выбор: какую футболку надеть сегодня, зеленую или красную? Что есть на полдник, яблоко или творожок? Важно: старайтесь избегать открытых вопросов, в возрасте «ужасных двухлеток» это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Помогайте ребенку растить независимость

В конце концов, ему придется когда-то начинать жить самому. И период “terrible two” – это первый шаг к самостоятельной жизни. Помогите малышу пройти этот путь с позитивом и уверенностью, что его любят.

  • Что делать?

Постараться прожить этот этап с радостью. Помочь ребенку в становлении своей личности, пожалеть, что это не так просто, выразить приятие и любовь. И помочь в преодолении разочарования и фрустрации, когда что-то такое важное не получается. Сейчас самое время показать собственным примером, как справляться с негативными чувствами: возьмите ребенка после истерики на прогулку и побегайте по площадке, устройте битву подушками, дайте ему возможность в физической активности выразить скопившийся негатив и вернуться к спокойному развитию. Ведь истерики, как мы уже говорили, возникают от разочарования, и детям в этот период действительно приходится нелегко.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник