Как понять что ребенок не отстает в развитии в шесть месяцев

Как понять что ребенок не отстает в развитии в шесть месяцев thumbnail

Содержание:

  • Как понять, слышит ли ваш малыш?
  • Как понять, видит ли ваш малыш?
  • Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?
  • Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Ответить на этот вопрос вам помогут простые тесты и рекомендации психологов и коррекционных педагогов – специалистов, которыми разработаны целые программы для своевременного выявления и коррекции тех или иных особенностей развития малышей от рождения до 3 лет.

Как понять, слышит ли ваш малыш?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух – проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить. Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под “киндер-сюрприза”, фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая – нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья – манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или “сидит” на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой – пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая – баночка, заполненная манкой, затем – гречкой и только потом – горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: “Покажи носик, ушки, ручки…”. Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем – шепотом; вначале около ребенка, а потом – в 6 метрах от него.

Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни – не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).

Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.

Читайте также:  Движение силы развития ребенка

С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба – на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).

Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?

Понаблюдайте, может ли ваш кроха к 4 неделям удерживать голову в положении на животе; умеет ли он к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья. Обратите внимание, что к 3-4 месяцам у ребенка должен исчезнуть повышенный тонус в мышцах, а к 6 месяцам он может свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В 7 месяцев должен хорошо ползать (много, быстро, в разных направлениях). К 8 месяцам может сам садиться, сидеть и ложиться; придерживаясь руками за барьер, сам должен вставать, стоять и опускаться; переступать, держась за барьер. Обратите внимание, может ли ваш малыш стоять самостоятельно и делать первые шаги в возрасте от 11 до 12 месяцев. Может ли свободно пройти 20 шагов к 1 году 3 месяцам. Бегает ли он свободно к полутора годам. Может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки к 1 году 9 месяцам.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить детского невролога.

Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.

Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.

Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.

Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым.

Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!

Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:

  • получите консультацию,
  • пройдете диагностику,
  • посетите занятия,
  • научитесь общаться и заниматься со своим малышом.

В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением “Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии” Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).

Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты – обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).

Если вы живете не в Москве, то следует обратиться в местный или региональный департамент/управление образования и узнать, какие психолого-педагогические службы проводят работу с детьми раннего возраста с проблемами в развитии и могут дать вам консультацию или оказать помощь.

Источник

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин 3497

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65-67 сантиметров, а его вес составляет 7,2-7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Читайте также:  Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65-67 сантиметров, а его вес составляет 7,2-7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8-10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Читайте также:  Развитие ребенка в год мама лара

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.

Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(0 оценок; рейтинг статьи 0)

Источник