Как помогать ребенку до года развитие
21 Мая 2013
74,126
Почти все родители задаются вопросом, как помочь ребёнку развиваться: что нужно делать и в какие игры играть с малышом, например, в 3 месяца, что изменить в 5 и так далее. С одной стороны родители могут интуитивно выбирать ту или иную развивающую игру для малыша, но при этом важно не переусердствовать.
Как говориться, хороша ложка к обеду, а значит, делать всё нужно своевременно и по возрасту ребёнка. В этой статье мы старались консолидировать такую нужную для родителей информацию о том, как помочь ребёнку до года развиваться.
Советы родителям по развитию ребёнка
Обращаясь к родителям, хочется подчеркнуть, что важно не вмешиваться в естественный рост, развитие малыша. Но при этом нужно аккуратно помогать, чтобы заложенное природой стремление к познанию мира не зачахло в ребёнке. Для этого родителям нужно помнить о трёх китах:
- Быть осведомлёнными касаемо того, что должен уметь делать малыш в том или ином возрасте.
- Внимательно наблюдать за ребёнком, чему он научился, какие навыки освоил, например в 4 месяца, в 6 месяцев и т.д.
- Создавать развивающую среду для совершенствования умений и навыков ребёнка
- Новорожденный ребёнок основные свои усилия направляет на то, чтобы кушать и спать. Выполнять какие-либо действия ему сложно. Можно начинать поглаживать малыша, делать ему массаж, ведь прикосновения нежных тёплых рук так приятны и полезны.
1-2 месяца ребенку – Подъём головы ребёнка
А вот первым достижением ребёнка будет подъём головы, что в последствии перерастёт в умение держать голову. Так как сил держать голову у ребёнка ещё нет, старайтесь помочь ему укреплять трапециевидную мышцу. Поэтому в состоянии бодрствования выкладываем ребёнка на животик и привлекаем его внимание игрушкой (яркой, большого размера), которую мы будем плавно поднимать перед глазами ребёнка. Не переусердствуйте, на первых парах достаточно нескольких повторений (подняли-опустили). Дальше – больше. Если помогать малышу таким образом, то в два месяца ребёнок уже должен хорошо держать голову.
1-2 месяца ребенку – фиксация взгляда
В первый и второй месяцы также не забудьте уделить внимание фиксации вгляда. Возьмите большую яркую игрушку (детки пока плохо видят) и плавно водите её влево-вправо, чтобы ребёнок мог следить за ней, а потом и поворачивать голову вслед за игрушкой. Чтобы улучшить видимость для малыша, нужно чаще брать его на руки.
3 месяца ребенку – тренировка рефлексов
Три месяца – тот период, когда родителям нужно помочь малышу тренировать рефлексы. Так выполняйте упражнение «обнимашки» – сводите и разводите руки малыша, а также скрещивайте их на животе. Также в этот период тренируйте рефлексы самосохранения ребёнка, чтобы малыш сам выводил руки перед собой, когда вы пытаетесь приблизить его к своему лицу (при этом сперва вы держите его на вытянутых руках).
Рекомендуется проводить упражнения на сгибание и разгибание ножек, упражнения с переворотами. При этом в три месяца малыш уже хорошо держит голову, ножками выполняет упражнение «велосипед».
4 месяца ребенку – тянем ручки развивающие игры для грудничков
В 3–4 месяца ребенок берёт игрушки, развивая не только тактильные ощущения, но и вкусовые. Малыш активно играет руками, он очень любопытен. Регулярное выполнение упражнения с переворотами позволит малышу в 4 месяца самому пытаться переворачиваться.
В возрасте 2-4 месяцев малыша полезно выкладывать на животик. Желательно без подгузника, а просто на клеёнке, накрытой пелёночкой. Разложите вокруг разные предметы (не только игрушки), предварительно хорого их вымыв. Пусть ребёнок тянется к ним, пытается рассмотреть.
5 месяцев ребенку – стойка на руках и активное «говорение»
В этом возрасте малыш любит в положении лёжа активно подниматься на выпрямленные ручки, отрывая верхнюю часть туловища. По-прежнему заинтересовывайте его игрушкой, когда он на животике. Также продолжайте упражнение с переворотами.
Ну и конечно, много разговаривайте с малышом. Делать, впрочем, это нужно всегда, не только в 5 месяцев. Но именно сейчас важно помогать сказать ему первое слово. Поэтому смотрите в глаза малышу и общайтесь! Он ваш самый внимательный слушатель.
6 месяцев ребенку – поднимаем ножки, начинаем садиться
В 6 месяцев у ребёнка весьма большой интерес к своим ножкам. Ножки поднимаются высоко, а какие же они вкусные!:) Чтобы и дальше укреплять ножки малыша, повесьте игрушки над кроваткой так, чтобы до них можно было достать ножками. Малыши в этом возрасте только начинают садиться. Хотя у многих деток самостоятельно сесть получается даже позже – в 6,5-7 месяцев. Чтобы укрепить мышцы спины, нужно делать упражнение «столбик»: взяв ребёнка на руки, обхватываем его за ноги, как будто обнимаем.
При этом малышу придется самому за счет мышц спины держать равновесие своего тела. Будьте на чеку и приготовьтесь подставить руку под животик ребёнка, когда он сложится. Делайте это упражнение почаще, тогда мышцы спины ребёнка окрепнут и сесть ему самому не составит труда. Также садиться малыш может, использовав ручку мамы в качестве опоры. Не сразу, а по чуть-чуть освобождайте ребенка от своих рук, чтобы он мог принять вертикальное положение. Кстати, с 6 месяцев можно вводить прикорм.
Не забывайте о том, что очень полезно говорить с ребёнком читать ему детские стихи, потешки.
7-8-9 месяцев – садимся, ползаем, стоим
7 месяцев принесут новое достижение, так ребёнок научится поднимать голову в положении лежа на спине, сможет садиться, ещё может становиться на колени и приподнимать таз. Значит он готовится к ползанию. Продолжайте выполнять все те упражнения, что делали раньше.
Обычно первый зуб появляется в 6-7 месяцев. Рекомендуем ознакомиться с материалами из раздела «Молочные зубы».
В 8 месяцев ребёнок ползает, быстро переворачивается, самостоятельно сидит и может кратковременно стоять, держась за опору.
В 9 месяцев малыш хорошо стоит, держась за опору, и активно ползает. Обычно с 9 месяцев (у всех по-разному) ребёнок начинает ходить. Увлеките малыша игрушкой, чтобы он попытался пойти к ней. И побольше хвалите малыша. При этом не переусердтвуйте. Давайте малышу отдохнуть, если он устал.
С 8-9-10 месяцев исследовательский талант малыша расцветает. Ему хочется всё увидеть, пощупать, открыть. Не пугайтесь, если ребёнок разбрасывает всё вокруг. Он не хочет разослить вас, просто разрушение, дробление ему необходимо. Чтобы обойтись минимальными затратами, можно дать малышу газету, чтобы тот её разорвал. Просто удовлетворите эту потребность, тем самым вы поможете её перерасти.
Источник
Казалось бы, малыш, которому ещё не исполнилось и года, совсем ничего не смыслит, он только начинает расти и, по сути, его ещё невозможно воспитывать, хотя на самом деле это, конечно же, не так.
Именно в первый год жизни идёт самый активный рост и развитие ребёнка, у него появляется много новых навыков, он учится воспринимать этот мир и в этот первый год жизни очень важно участие родителей в их воспитании.
В этот период закладываются все самые основные привычки ребёнка и даже личностные особенности.
0-3 мес
Первый период длится от рождения до того момента, когда ребёнку исполняется три месяца. Какие же привычки можно сформировать в этом возрасте? Например, можно приучить ребёнка засыпать без укачиваний, ведь из-за данной привычки огромное количество мамочек мучаются вплоть до того, пока малышу не исполнится три или четыре года.
Также в данный период времени полезно начинать приучать малыша к самостоятельному времяпровождению, чтобы он мог в течение некоторого времени быть в кроватке наедине с самим собой.
Родители особенное внимание должны уделять гигиене новорождённого: каждое утро должно начинаться с водных процедур, это тоже должно войти в некую привычку, причём не только у малыша, но и у его родителей. У ребёнка должна формироваться привычка к чистоте.
С самого рождения с ребёнком нужно постоянно разговаривать, родители не должны молчать. Ребёнок все прекрасно слышит и будет реагировать на голос родителей, а также это поможет начать ребёнку раньше издавать различные звуки.
3-6 мес
Следующий период длится с трёх месяцев и до шести. Особенностью этого периода является то, что основным тут является сенсорное восприятие, а также слуховое и зрительное.
Очень полезно в это время включать малышу различные сказки, песенки, петь самостоятельно, чтобы начинать формировать его будущую речь. Ребёнок должен начинать играть с игрушками, трогать их, рассматривать.
6-9 мес
Далее начинается ещё более интересный период, ведь ребёнок становится старше, вероятнее всего, он уже научился сидеть и возможно у него вылезли первые зубы. Также в возрасте с шести до девяти месяцев дети учатся ползать, поэтому становятся абсолютно непоседливыми и безумно любознательными, им нужно залезть буквально в каждый угол.
Поэтому необходимо предоставить своему чаду возможность свободно перемещаться по дому, он должен познавать этот мир. Пространство должно быть безопасным для ребёнка, поэтому острые углы нужно чем-нибудь закрыть, точно также как нужно закрыть розетки.
Так как ребёнок уже сидит, можно постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи, давать ему ложку и показывать, как ей надо работать, также этот период благоприятен для приучения ребенка к горшку.
9-12 мес
И ещё один возрастной период длится до года, большинство малышей именно до года учатся ходить самостоятельно, в связи с чем становятся ещё более неуловимыми. Дети в этом возраста могут постоянно падать, это является нормой и таким образом ребёнок опять-таки познаёт мир.
Начинают появляться первые слова, нужно постоянно работать над пополнением словарного запаса, много читать и разговаривать с малышом, показывать и называть все предметы вокруг.
Также много внимания окружающему миру нужно уделять на прогулке, обращать внимание малыша на деревья, людей, животных и все предметы вокруг. Чем более разнообразной будет среда обитания малыша, тем лучше!
Кроме того, можно не бояться путешествовать с малышом до года, поскольку этот новый опыт и впечатления прекрасно отразится на развитии ребёнка! К тому же, это период более легкий для путешествий, чем когда они подходят к кризису 2-3 лет.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Можно ли кричать не ребёнка?
Ребёнку 3 года: немного о кризисе этого возраста!
Топ-5 родительских манипуляций
Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) – спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!
НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время? Лекции по финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)
Источник
Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.
Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.
В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”
Особенности психики новорожденных
После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.
Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.
Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.
Младенческая необходимость в общении
Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.
- он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
- он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.
На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.
На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.
В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”
Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.
Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.
Развитие самосознания и речи у младенца
К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.
Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.
К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.
Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.
На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.
О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.
Источник