Как помочь в развитии ребенку с эпилепсией

Как помочь в развитии ребенку с эпилепсией thumbnail

В России с каждым годом растет количество детей с эпилепсией, аутизмом, задержкой речевого развития и другими мозговыми дисфункциями. Специалисты связывают это с ухудшением экологической обстановки, влиянием гаджетов, изменением вирусо-бактериальной среды, а также – с прогрессом в диагностике заболеваний. Еще лет 10 назад не было столь современных методов исследования, и зачастую болезнь принимали за особенности характера ребенка.

Какими методами сегодня диагностируют заболевания нервной системы, можно ли при помощи диеты избавиться от эпилепсии и как помочь ребенку в переходном возрасте, – в интервью ЕАН рассказывает невролог, врач-невролог-эпилептолог «УГМК-Здоровье», кандидат медицинских наук Татьяна Томенко.

– Татьяна Рафаиловна, недавно на базе «УГМК-Здоровье» открылся «Центр эпилепсии и мозговых дисфункций» для детей. Каковы основные задачи этой структуры и какую помощь вы готовы оказать маленьким пациентам?

– Наша задача – оказать комплексную помощь детям, отследить их развитие от рождения и до 18 лет. В числе наших пациентов есть и здоровые дети, у которых в определенные периоды развития могут возникать состояния, требующие дифференцированного диагноза с рядом патологических состояний нервной системы, и дети с такими заболеваниями, как эпилепсия, аутизм, туберозный склероз.

Это достаточно сложные заболевания. Только эпилепсия имеет более 70 форм, в том числе злокачественные и доброкачественные.

В нашем центре мы решили собрать все те службы, которые могут ответить на максимум вопросов, возникающих у семьи: что за заболевание у ребенка, как с ним жить, какой прогноз. Наша задача – назначить терапию и сопровождать семью в течение всего периода реабилитации. Но для начала – обследовать ребенка по методикам международного и европейского уровня.

Как помочь в развитии ребенку с эпилепсией

– То есть вы взаимодействуете со специалистами из других стран?

– Да, наши врачи регулярно проходят обучение у зарубежных специалистов. В сложных ситуациях мы всегда можем обратиться к коллегам из Европы. При необходимости мы организуем консилиумы с участием наших и зарубежных коллег при помощи телевидеоконференций.

– Вы сказали, что задача центра – оказать комплексную помощь детям. Какие еще специалисты работают вместе с неврологом?

– Невролог – это рулевой, который определяет дальнейший «маршрут» маленького пациента. Например, если у ребенка задержка речевого развития, мы подключаем к работе логопеда. Если имеет место нарушение осанки или косолапость – ортопеда. Если у ребенка генетическое заболевание, мы взаимодействуем с генетиками. Также в центре работают нейропсихолог, психолог, психиатр.

Преимущество нашей службы в том, что не требуется обивать пороги разных кабинетов и «выбивать» направления, а потом долго ждать очередь к специалистам, как это зачастую бывает в муниципальных больницах. Ведь в ряде случаев время упускать просто нельзя. Например, есть такие формы эпилепсии, которые начинаются с частых приступов судорог, и, если их вовремя не остановить, это грозит инвалидизацией и серьезной задержкой развития ребенка. У нас есть случаи, когда у ребенка случалось 80-100 приступов в день, но уже с третьей таблетки они прекращались полностью, наступало выздоровление. Главное – это не упустить время.

– Татьяна Рафаиловна, на какие поведенческие признаки должны обращать внимание родители, чтобы понять, что их ребенку нужна помощь невролога?

– В первый год жизни ребенка показывают доктору в месяц, три, шесть, девять и в год, и тогда специалист даже при отсутствии жалоб родителей может понять, есть у ребенка какая-то патология или нет.

Во всех возрастных периодах нужно обращать внимание на любые отклонения в поведении и состоянии ребенка, например, такие, как повторяющиеся движения, нарушение сна. Можно даже снять на видео эти симптомы и показать запись врачу, уже по ней специалист может сказать многое. В нашей клинике любое электроэнцефалогическое исследование мы сопровождаем видеосъемкой, которая во многом объясняет нам ту или иную симптоматику, облегчая тем самым диагностику и определение тактики терапии.

– А неуспеваемость в школе, девиантное поведение в подростковом возрасте является поводом обратиться к неврологу?

– Конечно. К нам обращаются родители, когда понимают, что их воспитательные меры бессильны, и мы начинаем разбираться в ситуации. Нужно определить: либо подростку необходимо медикаментозное вмешательство, если у него, например, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, либо имеют место психологические проблемы, которые можно решить другим путем.

Например, ребенок не может удержать внимание, его одергивают на уроках. В таких случаях нужно выстраивать по-другому режим дня, иначе распределять нагрузку. Бывает, что школьник посещает массу секций и кружков и его мозг просто перегружен. Или же он гуманитарий, а родители отдали его углубленно изучать математику. В данных ситуациях в переходном возрасте особенно остро ребенок выражает протест, начинает отторгать учебу, возникают проблемы поведенческого характера. Тут мы подключаем к терапии и родителей. Бывает, что все проблемы можно решить, просто переведя ребенка в другую школу или отказавшись от каких-то кружков.

Однако бывает, что ребенок не усваивает информацию в школе, не может контролировать внимание из-за незрелости определенных структур головного мозга. В таких случаях необходима коррекция. В нашем центре есть как медикаментозные, так и немедикаментозные ее методики.

– То есть можно обойтись без лекарств?

– Да, в «УГМК-Здоровье» есть «Центр когнитивных технологий», где практикуются такие методики. Например, Томатис-терапия и интерактивный метроном, которые позволяют улучшить координацию, восприятие, память, внимание, а следовательно, и повысить успеваемость в школе.

Если у ребенка хороший уровень интеллекта, но имеет место дислексия или дисграфия, то есть ему трудно читать или писать, мы пытаемся помочь таким детям, и сейчас, при современных методиках, это возможно. Нейропсихолог проводит коррекционные занятия, в том числе с использованием графических, «двигательных» заданий, что позволяет существенно улучшить ситуацию.

Интересна и методика биологической обратной связи (БОС). С ее помощью ребенок учится контролировать ряд биологических параметров – частоту дыхания, сердечных сокращений, а тем самым – свои эмоции, уменьшается чувство тревоги, повышенной двигательной активности. Происходит это примерно так: ребенок видит на экране компьютера картинку, фильм или мульфильм (все зависит от возраста нашего пациента и его интересов), если в какой-то момент он начинает волноваться или активно двигаться – учащается пульс, дыхание, появляется сокращение мышц, изображение на экране искажается. Чтобы продолжить нормальный просмотр, ребенок пытается справиться со своим состоянием, нормализовать дыхание, успокоиться, и таким образом учится справляться со своим организмом. Это хорошая методика при тревогах, страхах, стрессах, головной боли, заикании и так далее.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с овз в инклюзивной группе

– Я слышала, что некоторые заболевания, в том числе и эпилепсию, можно вылечить при помощи диеты. Практикуете ли такое вы?

– Действительно, в Европе уже давно известна кетогенная диета, и мы ее тоже используем. Зачастую она позволяет заменить противосудорожную терапию. Прежде чем ее назначить, мы общаемся с родителями ребенка, выясняем, как он кушает: через зонд, его кормят с ложечки или он делает это самостоятельно, какие продукты любит, сколько ест. После этого диетологи разрабатывают диету, выверяя все до десятых долей граммов. При соблюдении этой диеты, например, ребенка можно избавить от эпилептических приступов. Суть ее в преобладающем количестве жиров над углеводами и белками, в результате чего в организм поступает преимущественно не глюкоза, которой питается головной мозг, а жиры, которые распадаются на кетоновые тела. Эти кетоновые тела и обладают противосудорожным действием, кроме того, улучшаются и когнитивные процессы. С помощью этой диеты в ряде случаев возможно полностью избавиться от болезни. Контролирует правильность соблюдения диеты и ее результат – гастроэнтеролог, диетолог и эпилептолог.

Таким образом, методик лечения сейчас довольно много, и наши специалисты, действуя совместно, могут подобрать каждому ребенку ту, которая подходит именно для него.

Источник

Эпилепсия нуждается в понимании. «Мы все плаваем в одном море, но в одном и том же косяке каждая рыба имеет свои индивидуальные особенности». Отдельная роль в том, чтобы ребёнок с эпилепсией рос максимально комфортно и благополучно, принадлежит воспитателям и учителям.

Болезнь – не приговор

Эпилепсия – заболевание, при котором окружение больного человека имеет для него чрезвычайно-важное значение. Именно от тех, кто рядом, зависит, как он ощущает себя в этом мире: чувствует ли себя полноценным членом общества или наоборот – комплексует, считая себя «каким-то не таким».

Особенно же отношение окружающих значимо для болеющего эпилепсией ребёнка. С какими представлениями о себе и с каким восприятием своей болезни он вырастет, во многом зависит от взрослых, на глазах которых ему довелось знакомиться с жизнью и искать в ней своё место.

Пособие для детей с эпилепсией и их родителей Скачать пособие…

О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?

  • Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же это за такое заболевание – эпилепсия (см. нашу статью «Коротко об эпилепсии»).
  • Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.
  • Наконец, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.

Например, при широко распространенной среди детей дошкольного возраста детской абсансной эпилепсии интеллект и психомоторное развитие ребенка не страдают, а при адекватном лечении удается достичь полной ремиссии заболевания и даже излечения. При ряде форм деткой эпилепсии, например при роландической эпилепсии, приступы редкие и носят преимущественно ночной характер. Роландическая эпилепсия также успешно лечится под наблюдением детского невролога-эпилептолога, а интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка при ней соответствуют его полу и возрасту. Дети с такими формами эпилепсии, как правило, не нуждаются в каких-либо ограничениях в плане посещения детского учреждения.

При задержке психомоторного развития, которое наблюдается при некоторых формах симптоматической или предположительно симптоматической (так называемой криптогенной) эпилепсии, лечащий врач определяет для больного ребенка тип специализированного дошкольного (школьного) учреждения и размер оптимальных учебных и физических нагрузок.

Следует помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем, что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга.

О чем должны знать педагоги, если в классе (группе) обучается ребенок, страдающий эпилепсией?

  • Как часто и какие у этого ребёнка бывают эпилептические приступы?
  • Как в случае приступа правильно оказать ребёнку первую помощь?
  • В каком режиме ребёнок принимает противоэпилептические препараты (чтобы контролировать приём лекарств в то время, когда он находится в Вашем ведении)?
  • Как в случае необходимости можно связаться с родителями больного ребёнка?

При посещении ребёнком детского сада желательно, чтобы педагоги дошкольного учреждения участвовали в ведении дневника приступов (‘Дневник наблюдения за симптомами’).

Стоит отметить, что правила оказания первой помощи в случае развития эпилептического приступа должен знать любой педагог, поскольку эпилептический приступ может случиться у ребенка, посещающего Вашу группу (класс), не только на фоне текущего заболевания, но и впервые.

Что делать, если приступ случился во время пребывания ребенка в учебном заведении?

Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка (особенно в случае непроизвольного мочеиспускания).

Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре (друга, брата, сестры и т.д.) в отсутствии взрослых (на улице, на игровых площадках, в детских развлекательных учреждениях):

  • Не надо пугаться и кричать.
  • Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.
  • Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.
  • Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых.
  • Важно соблюдать описанную последовательность действий.

За рубежом, например, рекомендуется обсуждать с детьми правила их поведения при развитии эпилептического приступа и закреплять полученные знания с помощью рисунков.

На приведенном рисунке (сделанном здоровым ребенком, посещающим дошкольное учреждение), показано одно из правил оказания помощи больному ребенку в случае развития тонико-клонического приступа: девочка со светлыми волосами намерена вставить ложку между зубами мальчика в приступе, а темноволосая девочка поправляет ее и объясняет, что этого делать нельзя.

Читайте также:  Есть ли отставание в развитии ребенка

В странах Западной Европы и США дети с риском развития эпилептических приступов носят специальные бpаслеты (таги), в которых хранятся краткие данные о характере их заболевания, правила оказания неотложной помощи и номера телефонов, по которым нужно связаться с родителями (опекунами) ребенка или с лечащим врачом..

Ребенок также может носить с собой кpупную плотную каpточку с данными о себе, принимаемых препаратах и с контактными телефонами родителей (опекунов) или врачей.

На оборотной стороне такой карты можно прочитать типичную инструкцию по оказанию помощи при эпилептическом приступе.

«Я такой же, как все…»

Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Св. Павел …

Для ребёнка, болеющего эпилепсией, важно, чтобы его не считали в чём-то ограниченным. Эпилептические приступы для большинства детей – лишь временные эпизоды в нормальной в остальное время жизни.

  • Не нужно напоминать ребёнку о болезни.
  • Не нужно обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке.
  • Не нужно чрезмерной опеки и излишних ограничений.

Больной эпилепсией ребёнок может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих способностей (по согласованию с лечащим врачом). Адекватно подобранная физическая активность и активное общение со сверстниками и педагогами не могут отрицательно сказаться на течении заболевания.

Очень важно

Процент детей с эпилепсией, подлежащих дисквалификации, исключительно мал. Крупные социальные проблемы, которые имеют эти дети в связи с тем, что их окружение не принимает их, причиняют им гораздо больше горя, нежели приступы как таковые.

И всегда помните…

  • …Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.
  • А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то,

чтобы ребёнок, больной эпилепсией, не вырос отстранённым от жизни.

Терпения Вам и удачи!

Авторы:

Н.А. Шнайдер, д.м.н., проф., руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Е.Ю. Астафьева, экс-редактор ТВ-программы «Пилюля»

©Авторские права защищены. При использовании материала ссылки на авторов, сайт Университетской клиники и КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого обязательны.

Источник

Как помочь в развитии ребенку с эпилепсией

Дата публикации: 21.03.2019

Дата проверки статьи: 02.12.2019

Эпилепсия – распространенное хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся судорожными припадками. Беспорядочная электрическая активность может происходить в головном мозге или в отдельных частях тела, что приводит к судорогам и потере сознания ребенка. Причины заболевания окончательно не установлены. Врачи считают, что на его развитие влияют наследственность, нарушения развития центральной нервной системы, инфекции и другие факторы. Признаки эпилепсии можно купировать, а при правильном лечении и ведении здорового образа жизни в 75 % случаев удается полностью излечить болезнь.

Причины возникновения заболевания

В детском возрасте эпилепсия возникает на фоне следующих причин:

  • генетическая предрасположенность;
  • опухоли головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травма;
  • нарушения развития нервной системы;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • характер родовой деятельности;
  • дефицит микроэлементов.

На развитие заболевания у ребенка влияют вредные привычки матери. Если женщина во время беременности пила алкоголь и употребляла наркотики, то риск появления эпилепсии возрастает. Также провоцирующим фактором считаются простудные заболевания, которые перенесла женщина во время вынашивания плода.

Вызвать эпилепсию могут частые вирусные болезни, сопровождающиеся судорожными состояниями и высокой температурой тела, перенесенный арахноидит, менингит и энцефалит.

К симптомам эпилепсии у детей дошкольного возраста относятся:

  • Судороги. Когда начинается приступ, мышцы сперва напрягаются, а дыхание становится затрудненным, с задержками. Конвульсия длится от 15 до 20 секунд. Ребенок может непроизвольно совершить акт мочеиспускания. Когда припадок заканчивается, малыш засыпает, поскольку организм не в состоянии бороться с изнеможением.
  • Приступы без судорог. Нередко протекают незаметно. Иногда голова ребенка откидывается назад, глаза при этом закрыты. До конца приступа малыш не реагирует на обращение родителей. После того, как припадок закончился, ребенок вернется к прерванному делу. Длительность приступов без судорожных сокращений мышц – до 20 секунд.
  • Атонический припадок. Отличается выраженной клинической картиной. У ребенка полностью расслабляются все мышцы, он теряет сознание. В таком случае родителям обязательно следует проконсультироваться с педиатром.
  • Кошмарные сны. По ночам дети могут просыпаться с громкими криками и испуганными широко открытыми глазами.
  • Лунатизм. У ребенка с эпилепсией нередко выявляется лунатизм. Он начинает ходить во сне.
  • Головная боль. Один из основных признаков заболевания. Может сопровождаться тошнотой и рвотой.
  • Речевые расстройства. При эпилепсии ребенок неправильно произносит слова, но находится в полном сознании и даже играет.

У новорожденных детей патология характеризуется такими симптомами:

  • частые крики и резкие вздрагивания руками;
  • не синхронные подергивания верхними и нижними конечностями;
  • отсутствующий взгляд у ребенка;
  • напряжение и вздрагивание мышц на одной половине лица;
  • изменение цвета кожи.

Во время приступа грудничок может неожиданно повернуть голову или руку в определенную сторону и оставаться неподвижным в течение 5-10 секунд. В процессе кормления у малыша кожный покров может становиться бледным, синим или красным. Такие изменения становятся регулярными и происходит строго в одно и то же время.

Виды и формы эпилепсии у детей

Врачи выделяют 4 основных разновидности заболевания:

  • Идиопатическая эпилепсия. Характеризуется тоническими судорогами, когда нижние конечности выпрямляются, а некоторые мышцы остаются неподвижными. Иногда отмечаются клонические судороги, при которых сокращаются различные группы мышц. Нередко происходит потеря сознания с кратковременной остановкой дыхания. У ребенка отмечается обильное выделение слюны и непроизвольное опорожнение мочевого пузыря. Из ротовой полости может выходить пена красного цвета, если был прикушен язык. Когда приступ заканчивается, ребенок ничего не помнит.
  • Роландическая. Разновидность идиопатической формы заболевания. Диагностируется в возрасте от 3 до 12 лет. Для нее характерны судорожные сокращения мышц лица и конечностей, онемение нижней части лица, нарушение речи, покалывание в глотке. Приступ обычно длится до 3 минут и возникает ночью. Роландическая эпилепсия может полностью исчезнуть, когда ребенку исполнится 16 лет.
  • Криптогенная. Встречается в 60 % случаев. О такой форме говорят в том случае, когда врачам не удается установить причины развития болезни. Клинические признаки могут быть схожи с симптомами других форм эпилепсии. Возможно появление галлюцинаций и нарушение сознания.
  • Абсансная. Сопровождается резким напряжением и расслаблением мышц, ребенок становится неподвижным, голова и конечности при этом повернуты в одном направлении, взгляд останавливается. Ребенок не помнит, что с ним произошло. Иногда могут появляться головные боли или болевые ощущения в животе, повышается температура тела, увеличивается частота сердечный сокращений.

К наиболее распространенным формам патологии относятся:

  • Фебрильные судороги. Возникают у детей в возрасте от 3 месяцев до 6 лет вследствие любой болезни, которая могла спровоцировать повышение температуры тела. Приступы сопровождаются незначительными или полноценными судорогами всего тела, ребенок теряет сознание.
  • Доброкачественная роландическая эпилепсия. Встречается у детей в возрасте от 2 до 13 лет. Приступы не приводят к потере сознания. Для них характерно онемение и покалываний одной стороны лица или языка, что затрудняет речь. При роландической эпилепсии могут появиться тонико-клонические судороги во время сна или при пробуждении. Противоэпилептические средства при такой форме заболевания необходимо принимать при возникновении припадков днем, частых приступах по ночам, вызывающие усталость по утрам, ухудшении восприятия информации.
  • Юношеская миоклоническая эпилепсия. Развивается в подростковом возрасте, протекает с или без тонико-клонических судорог. Припадки возникают преимущественно ранним утром. На их появление влияют источники мерцающего свет: солнечные лучи, телевизор и другое. Судорожные сокращения от таких явлений врачи называют фоточувствительными. Также приступы могут быть вызваны решением сложных математических задач или длительным процессом чтения. Для лечения юношеской миоклонической эпилепсии используют противоэпилептические препараты.
  • Инфантильные спазмы. Редкая форма болезни, начинающаяся в возрасте 2-12 месяцев. Когда ребенку исполняется 2-4 года, спазмы проходят, но впоследствии может смениться другой формой эпилепсии. При инфантильных спазмах ребенок лежит на спине внезапно поднимает и сгибает руки, приподнимает верхнюю часть тела и резко выпрямляет ноги. Приступы длятся несколько секунд, но могут повторяться в течение дня.
  • Синдром Леннокса-Гасто. Характеризуется умственной отсталостью и трудно контролируемыми припадками. Синдром возникает у детей в возрасте 1-6 лет. Он может вызывать тонические судороги, астатические или атонические судороги, с трудом поддающиеся лечению.
  • Рефлекторная эпилепсия. Развивается при воздействии внешних факторов. К ним относятся вспышки света и громкие звуки. Повлиять на возникновение рефлекторной эпилепсии может яркое чувство или эмоция, сложные мыслительные процессы.
  • Височная эпилепсия. Могут наблюдаться галлюцинации, изменение вкусовых качеств, испуг и другие яркие эмоции у ребенка.
  • Лобная эпилепсия. Отличаются внезапным началом и завершением приступов. Нередко они происходят в ночное время. Родители могут заметить бесконтрольные повороты головы малыша, движения ногами, как при езде на велосипеде.

Диагностика

Сложность в постановке диагноза заключается в том, что клинические признаки эпилепсии схожи с другими патологиями. Для выявления эпилепсии проводят электроэнцефалографию, компьютерную томографию и МРТ. Лечением детской эпилепсии занимается невролог.

Первая помощь во время припадка

Во время приступа важно предотвратить травму головы ребенка, которая может произойти при падении. При первых симптомах эпилепсии малыша необходимо положить на ровную поверхность, чтобы он не ударился головой об асфальт или мебель в помещении. Чтобы ребенок не захлебнулся слюной, следует положить его на бок. Если рот открыт, нужно поместить между зубами бинт или платок, не стесняя при этом дыхание. Категорически запрещено открывать силой ротовую полость и удерживать язык. Не следует давать ребенку лекарства или жидкости перорально при судорогах.

Приступ обычно длится не более 3 минут. После него следует проверить дыхание ребенка. Если он не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание рот в рот. Нельзя оставлять ребенка одного до тех пор, пока он не придет в сознание. Воду или еду можно давать только когда его состояние восстановиться.

Вызывать скорую помощь рекомендуется в том случае, если припадки произошли в первый раз и длились больше 5 минут, или судороги возникли повторно за короткий промежуток времени. Также осмотр врача необходим, если ребенок получил травму.

Лечение

Для устранения симптомов эпилепсии потребуется комплексное лечение. Врач назначает противосудорожные препараты на основе фенобарбитала и карбамазепина, если у ребенка произошло более 2 приступов. Медикаментозную терапию начинают с малых доз. Постепенно дозировку увеличивают. Прием лекарств может затянуться до нескольких лет.

Если эпилептические приступы возникли на фоне травмы или опухоли мозга, не обойтись без хирургического вмешательства.

Во время лечения ребенку корректируют питание. Диета базируется на употреблении определенного количества белков, жиров и углеводов.

В курс терапии также входят витаминно-минеральные комплексы, содержащие цинк, кальций, магний, калий и витамины группы B.

Если у пациента обнаружена опухоль, потребуется хирургическое лечение, в ходе которого образование подлежит удалению. После операции эпилептические приступы полностью исчезают.

Последствия приступов эпилепсии различные. Кратковременные припадки не повреждают клетки головного мозга, в отличие от длительных пароксизмов. Они могут спровоцировать необратимые изменения и гибель нервных клеток. Негативные последствия подстерегают детей при внезапной потере сознания. Это могут быть травмы, ушибы и несчастные случаи. У ребенка могут возникать психические расстройства, так как он боится приступов в школе и других общественных местах. Он старается избегать общения со сверстниками и ведет уединенный образ жизни.

Прогноз при эпилепсии в большинстве случаев благоприятный, если родители своевременно обратились за помощью к врачу, обеспечили ребенку полноценный уход, заботу и внимание.

Для предотвращения развития эпилепсии рекомендуется соблюдать ряд правил:

  • вести активный образ жизни;
  • отказаться от вредных привычек во время беременности;
  • обеспечить сбалансированное питание ребенку;
  • избегать травм головы;
  • своевременно лечить инфекционные болезни;
  • не пренебрегать профилактическими осмотрами у эпилептолога при предрасположенности к заболеванию;
  • обеспечить полноценный сон малышу;
  • устранить раздражающие факторы в виде яркого света и громкого шума во время сна.

Отзывы пациентов

Точность диагностики и качественное обслуживание – главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.

Источник