Как помочь ребенку в сенсорном развитии
« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового.
Количество.
Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один – много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.
Величина.
Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» – «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя». Медведи – высота, кровати – длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу.
Форма.
Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» – коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прчтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.
Цвет.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная вода»)
- зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
- закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)
Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).
Развитие пространственных представлений.
Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)
Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно – развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.
Дидактические игры и упражнения:
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель. Фиксировать внимание ребенка на величине предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники больших и маленьких размеров (по 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета).
Показать ребенку 5 больших и 5 маленьких кругов и пояснить, что здесь много разных кружков. Показать, что это предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объяснить, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы. Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. В ходе игры оказывать ребенку помощь, если он испытывает затруднения.
Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры.
Показать детям перемешанные фигурки ( 5 кругов и 5 квадратов). Обратить внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объяснить, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Далее раскладывает ребенок. Далее предлагать другие формы.
Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Взрослый приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Взрослый приносит собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.
Игра «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слов
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает ребенку подобрать куклам мячи. Большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч. Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Взрослый предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
Используемая литература:
Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Н.Я.Большунова «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки»
Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие»
Источник
Консультация – для родителей
« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового.
Количество.
Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один – много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.
Величина.
Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» – «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя». Медведи – высота, кровати – длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу.
Форма.
Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» – коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед чтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.
Цвет.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная вода»)
- зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
- закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)
Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок.
Развитие пространственных представлений.
Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)
Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно – развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.
Дидактические игры и упражнения:
1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель. Фиксировать внимание ребенка на величине предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники больших и маленьких размеров (по 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета).
Показать ребенку 5 больших и 5 маленьких кругов и пояснить, что здесь много разных кружков. Показать, что это предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объяснить, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы. Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. В ходе игры оказывать ребенку помощь, если он испытывает затруднения.
2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры.
Показать детям перемешанные фигурки ( 5 кругов и 5 квадратов). Обратить внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объяснить, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Далее раскладывает ребенок. Далее предлагать другие формы.
Аналогично:
3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету)
4. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)
5. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)
6. Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)
7. Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Взрослый приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
8. Игра «Строим дом».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Взрослый приносит собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.
9.Игра «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слов
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает ребенку подобрать куклам мячи. Большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч. Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Взрослый предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
Источник