Как помочь ребенку с особенностями развития заговорить

Как помочь ребенку с особенностями развития заговорить thumbnail

В нескольких моих статьях оставляли комментарии не только родители особых детей, но и мамы, обеспокоенные тем, что ребёнок всё понимает, нормально развивается и ему уже 2,5-3 года, а с речью всё никак, в то время как сверстники вовсю болтают.

фото из открытых источников

Я считаю, что в подобных ситуациях требуется в первую очередь идти на очный приём к хорошему логопеду и неврологу, так как эти специалисты знают что норма, а что не очень, где можно подождать и “само придёт”, а где нужно работать уже сейчас.

Однако, бывают такие непредсказуемые ситуации, как карантин в этом году, когда толком никуда не попадёшь, обследование провести тяжело и организовать занятия тоже. Чтобы родители “молчунов” не теряли время, я решила собрать сюда советы по занятиям с детьми 2-3 лет, которые помогут растормозить речь и точно не будут лишними, пока вы ждёте возможности попасть к специалистам.

Какие игры и занятия помогут развитию речи?

Звукоподражания

Старый, проверенный и эффективный способ разговорить ребёнка. Звукоподражания используются логопедами не только для растормаживания речи у детей с нормальным развитием, но и при тяжёлых речевых нарушениях.

Звукоподражания хороши тем, что их можно навязывать через игру и повседневную жизнь: Кукла плачет: УА-УА”, колокольчик звенит: “ДИНЬ-ДИНЬ”, собачка лает: “АВ-АВ”, дождик идёт “КАП-КАП” и прочее.

Поначалу, когда ребёнок совсем не говорит, можно говорить просто звукоподражаниями – например, показывая собаку, говорить “ав-ав”. Когда ребёнок начинает говорить звукоподражания, нужно начинать добавлять “взрослое” слово: ребёнок говорит “ав-ав”, но вы уже говорите: “Собака лает “ав-ав”, а потом и вовсе “Собака лает”. Так постепенно вы уведёте ребёнка от звукоподражаний ко взрослой речи.

Также, хороши для звукоподражаний стихи. Самая известная звукоподражательная потешка – “На птичьем дворе”. Ещё в интернете можно найти такие стишки:

Как помочь “молчуну” заговорить – простые и доступные домашние занятия

Артикуляционная гимнастика

Поможет подготовить мышцы рта к речи, растянуть уздечку языка, если та слишком короткая.

Упражнения могут быть самыми разными. Если ребёнок может повторять, можно выполнять такой комплекс:

фото из открытых источников

Если ребёнку неинтересно/не может повторять, существуют вариации артикуляционной гимнастики с едой. Вот она мало кого оставляет равнодушным ????

фото из открытых источников

Также можно:

  • Слизывать варенье/растаявшее мороженное с блюдца;
  • Мазать губы ребёнка сладким, чтобы он облизывал их;
  • Дуть на горячий чай/какао (не раздувая щёки);
  • Срывать губами виноградинки и смородину.

ВАЖНО: каждое упражнение нужно делать хотя бы 5 раз по 5 секунд. Когда ребёнок привыкает, надо постепенно увеличивать время до 7-10 секунд.

Игры на мелкую моторику

Напоминаю, что двигательный центр речи в мозге находится рядом с центром управления мелкой моторикой, поэтому развивая ручки мы развиваем речь. По ссылке выше подробный обзор таких игр.

Чтение с картинками вместо слов

Нравится детям и мало кого оставляет равнодушным. Смысл в том, что вы читаете короткие, понятные ребёнку рассказы там, где есть слова, а ребёнок как умеет договаривает те слова, вместо которых картинки.

фото из открытых источников

В интернете подобные рассказы можно найти по запросу “рассказы с картинками вместо слов“.

Что важно знать прежде, чем приступать к занятиям?

  • Для хорошего результата важны регулярные занятия хотя бы 4 раза в неделю. От 1 раза в неделю мало что изменится;
  • Занимаясь с ребёнком, не ругайте его за ошибки, а мягко поправляйте, объясняя почему вы так делаете;
  • Переключайтесь на другую игру, если видны признаки усталости (рассеянность взгляда, зевота);
  • Хвалим и поощряем за любые успехи, при этом не акцентируемся на неудачах;
  • Когда ребенок начинает говорить и делает это не вполне верно, на первых порах не стоит навязывать ему правильное произношение;
  • Важно не игнорировать ребёнка, отвечать на любые его вопросы, пусть даже вопросы это пока только тычки пальцем;
  • Постарайтесь найти альтернативы таким занятиям, как мультики и телефон. Некоторые из них достаточно хороши и полезны, но ребёнок не сможет отрабатывать речь, беседуя с телевизором.

❗ Если занятия идут прям совсем тяжело – ребёнок невнимательный, непоседливый, может помочь компьютер. В своё время я нашла хороший сайт, где были выложены логопедические занятия в флеш-версии. Наглядный материал и звуковое сопровождение приковывало и заставляло выполнять хоть что-то даже моего сына с сенсомоторной алалией. По ссылке ниже 10 бесплатных уроков с разными заданиями.

Буду рада, если вам тоже пригодится – логопедические занятия для детей 2-4 лет

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Псевдобульбарная дизартрия как причина ЗРР – как выглядит, куда бежать и что делать

Короткая уздечка языка – ещё одна причина, почему ребёнок плохо разговаривает

“Когда же он заговорит?!” – 3 вещи, без которых самостоятельная речь никогда не появится

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Сегодня я хочу поднять тему того, как можно незаметно для ребенка поработать с артикуляцией. Понятное дело, что такие тяжелые нарушения речи, как алалия, в одиночку подобные ухищрения не исправят, но все же когда работаешь над вытаскиванием речи у детей с алалией, ЗПР и аутизмом нужно использовать всё.

Не претендую на невероятную оригинальность – просто надеюсь, что кому-нибудь из читателей этот материал пригодится 🙂 Нижеизложенные вещи в принципе подходят любому ребенку, есть у него нарушения развития или нет.

Итак, что можно сделать на бытовом и игровом уровне, что поможет ребенку заговорить и при этом вы не будете загружать его дополнительными занятиями?

картинка из свободных источников

Незаметный массаж твердой пищей

Многие ходят делать логопедический массаж. Это полезное дело, я не спорю. Но далеко не каждый здоровый ребенок согласится чтобы ему лезли в рот с железяками, что уж говорить про детей с диагнозами аутизм, ЗПР или алалия.

Если у вас трудности с этой процедурой, а массаж нужен, то можно частично заместить эту потребность, организовав этакий самомассаж на дому обычной едой.

Это сложная тема, потому что успех мероприятия сильно зависит от вкусов ребенка, а они у всех разные. Поэтому этот метод надо использовать по желанию и только с тем, что нравится ребенку.

Даем твердые продукты, которые надо грызть. Это могут быть: яблоки, груши, морковь, огурцы, сушки, баранки, хлебцы и т.д.

Кстати, бывает такое, что ребенок отказывается не потому, что ему не нравится фрукт, а потому, что фрукт попросту большой.

Например, сына долго вводило в ступор целое яблоко. Он смотрел на него в замешательстве и не понимал откуда это начинать есть. Но вполне неплохо справлялся, если порезать небольшими палочками или дольками. Целое даёте или нет на самом деле не очень важно. Важно чтобы ребенок жевал – то есть, работал ртом.

Игры с дыханием

Вот это нам давалось, если честно, с огромным трудом. А между тем, логопеды очень рекомендуют подобные упражнения для неговорящих детей, потому что вся наша речь строится на контроле вдоха-выдоха. Если ребенок не может нормально эти процессы контролировать, он и говорить будет с трудом.

В чем была моя ошибка?

Часто в интернете, да и не только – от педагогов я это тоже неоднократно слышала, идут советы типа надувать мыльные пузыри, шарики, дуть в свисток. Если ребенок способен на эти вещи, то в принципе да, можно заниматься этим. Но если нет? Из-за псевдобульбарной дизартрии сын дул очень слабо и как-то бесцельно – у него ничего не получалось.

В общем, чтобы решить проблему, мы спустились на уровень ниже.

Брали маленький кусочек бумажки или легкий поролоновый шарик. Клали на стол и просто сдували его оттуда как могли. Или тушили свечку в стакане.

Этими методами мы натренировали относительно глубокий вдох-выдох. И потихоньку у нас стало получаться выдувать и пузыри, и всё остальное.

Приучить к твердой пище

Проблема кому-то может казаться невероятно глупой и надуманной, но дело в том, что мой сын долго не мог есть твердую пищу: ни сушки, ни фрукты, ни супы, ни даже обычные каши – все надо было пюрировать! Пюре это неплохо для пищеварения, но очень плохо для артикуляции и речи, так как рот не получает естественного “массажа” едой. У нас есть часто сопутствующий алалии диагноз – псевдобульбарная дизартрия. Это когда мозг и нервы рта не могут согласовать между собой движения и действуют вразнобой. В раннем детском возрасте это часто проявляется как раз тем, что ребенок упорно давится и у него долго сохраняется рвотный рефлекс.Чтобы по максимуму убрать проявления псевдобульбарной дизартрии и избежать в дальнейшем проблем с речью, которых и так у аутистов и алаликов немало, нужно потихоньку преодолевать связанные с этим проблемы, а именно нарушение глотания.Я неоднократно видела вопросы о том, что делать, если ребенок уже давно должен кушать твердую еду, а всё никак, пишу как получилось разобраться с этим у нас:

На всё у меня ушел месяц. Я брала ложку обычной овсянки самого мелкого помола. Варила её и добавляла сначала только половинку чайной ложки в тарелку с разведенной коробочной кашей, которую ел мой сын. В каше появлялись комочки. Сыну они были не очень приятны – да, алалики тоже любят постоянство, как и аутисты . Но я чередовала 1 ложку с комками с 3-4 без комков. Поэтому истерик у нас не было – он ел и наконец не давился. Только иногда морщился.

Подавиться тут практически нереально – комки из разваренной каши, которые очень мягко действуют на горло и они совсем маленькие.Через несколько таких кормежек он привык, что глотать приходится уже не только пюре. Потом я добавляла уже чайную ложку, потом столовую. И постепенно, за месяц, мы полностью ушли от коробочных каш к стандартной взрослой. К слову, на коробках и пюре мы плотно сидели практически до 1,8.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь и ставьте лайки 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Первые развивающие игрушки для детей с алалией, аутизмом и ЗПР

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Источник

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник