Как помочь ребенку с нарушениями в развитии
Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу.
После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг.
К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:
* Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.
* Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.
* Травма спинного и/или головного мозга во время родов.
* Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.
* Черепно-мозговые травмы.
* Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).
В чём опасность и когда бить тревогу?
Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.
Нарушение речевого развития
Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.
Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.
Критический период — возраст до шести лет.
Интересный и доказанный факт
«Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.
Когда имеются поводы для беспокойства:
– В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.
– С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.
– В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».
– В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.
– В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.
– Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.
– Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.
– Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.
– Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.
– Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.
– Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.
– Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).
Нарушение двигательного развития
– Повышается либо понижается тонус мышц.
– Ограничивается объём и снижается сила движений.
При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.
Нарушение психического развития
Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас.
Аутизм или аутистическое поведение
Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:
* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица.
* Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен.
* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.
Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!
Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем
Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы.
Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения
Оказывает положительное влияние на течение многих процессов.
При задержке или нарушении речевого развития:
- Улучшается понимание обращённой речи.
- Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.
При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:
- Улучшается речевое развитие.
- Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
- Повышается двигательная активность.
- Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.
При повышенном внутричерепном давлении:
- Уменьшаются или устраняются головные боли.
- Улучшается память, сон и концентрация внимания.
- Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
- Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения.
При проявлениях аутизма:
- Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
- Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир.
- Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.
Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.
Где можно получить помощь?
Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр».
В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.
Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.
Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.
Услуга доступна в Екатеринбурге
Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:
г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50
Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602
Веб-ресурс: www.reacenter.ru
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами.
Источник
Смирнова Елена Владимировна (логопед), Смирнова Ирина Николаевна (логопед – дефектолог).
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»
ВНИМАНИЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК».
В современном мире мы часто встречаемся с тем, что одни дети развиваются нормально, а другие имеют существенные отклонения в развитии.
Биологический фактор развития. Рождение ребенка физически здоровым, зависит от ряда факторов: наследственности, нормально проходивших беременности матери и физиологических родов. Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Социальный фактор развития. Недостаточно быть здоровым только физически: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической развивающей среде, включающей предметно-игровое окружение, условия для продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), коммуникативного развития, т. е. общения с любящими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение, по сути, делает ребенка человеком (этот процесс психолог А. Н. Леонтьев называл «очеловечиванием»).
Фактор активности самого ребенка, объединяющий двигательную, познавательную, коммуникативную, речевую и другие функции, — это активная позиция ребенка по отношению к окружающему миру предметов и людей.
Все перечисленные факторы неразрывно связаны друг с другом. Недостаточность даже одного из них может привести к существенной дисгармонии развития, нарушению его целостности.
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» – с этими и другими жалобами родители чаще всего обращаются за помощью. На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься ребенком, если он отстает в развитии, ответ только один: немедленно.
В настоящее время доказано, что дети даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.
Умственная отсталость, является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Такой ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал “как все”.
Важным моментом обучения и воспитания является организация игр с участием таких детей. Игра для таких детей, участниками которой являются не только родители, воспитатели и сверстники преподноситься как терапия, которая помогает ребенку осознать не только свою значимость, но и понять, что он является равноправным членом современного общества.
Индивидуальный подход играет существенную роль, ведь дети все разные и имеют не только отклонения разной степени тяжести, но и усваивают материал по- разному.
Не важно, кто перед вами: малыш или старший школьник – важно создать благоприятную дружескую атмосферу, которая помогла бы ребенку раскрыться.
Неудивительно, что ребенок очень любит играть, пожалуй, игру можно назвать ведущей деятельностью у детей с отклонениями.
В игре ребенок не только усваивает общественные нормы, но и развивает некоторые способности, которые помогают ему не только в учебе, но и в жизни.
Способы решений проблем при отставании детей:
1)Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать, как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать, и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
2)Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей». Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
В игры с ребенком необходимо постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин, впервые дни занятий до 20-30 мин с детьми, более, старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую “умственную работоспособность”. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Мы предлагаем в своей статье некоторые из игр:
1.Игры на развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек:
Отгадай, что звучит. Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет и постарался угадать, какой предмет издает такой звук.
Разговор шепотом.Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
Посмотрим, кто говорит.Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
Слышим звон и знаем, где он.Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
2.Игры на развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание:
Угадай, что исчезло.Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Покажите ребенку игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться, когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять, не только убирать, но и добавлять одну игрушку.
3.Игры на сличение и сортировку предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
«Малахитовый ряд». Понадобятся камешки черного, белого цветов разной формы и величины. Продолжи ряд, при этом дается образец ряда (можно нарисованный или выложенный из камней).
Найди цвет.Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий). Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
4.Игры на классификацию предметов по их назначению. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда и обувь («Оденем Машу ну улицу»); 2) мебель («Новоселье»); 3) посуда («Встретим гостей»); 4) транспорт («Едем в отпуск»); 5) игрушки («Разложи на полочки»).
5.Игры на развитие речи. Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию необходимо проводить занятия по лексическим темам : времена года, овощи, фрукты, игрушки, домашние животные , посуда , мебель и т. д .Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Времена года. Закрепление понятий о явлениях природы, происходящих в данное время года. Активизировать словарь по теме, предлагать ребенку, выбирать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснять, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один – много. Учить образовывать существительные множественного числа.Взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Назови ласково. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
Чудесный мешочек. Закрепить названия предметов и их свойства.
Перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1)Ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2)Ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать не глядя.
6.На развитие мелкой моторики. Развитие пальцев рук и подготовки руки к письму:
Игры с прищепками:Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа.
«Пальчиковые рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).
«Мастерская аппликаций» можно предложить делать из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.
«Веселые пальчики». Интересное задание с соленым тестом месить, отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком. Можно раскатать (или размять руками). Небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох.
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи. Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г;
2.Забрамная С.Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995. );
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993;
4. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие М.: Сфера , 2004.;
5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г. “…Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие 6./ О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)….”.
Источник