Как помочь ребенку правильно говорить в 4 года

Как помочь ребенку правильно говорить в 4 года thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Первое слово малыша – это всегда особенный праздник для его родителей. Он войдет в память Вашей семьи как одно из самых приятных событий. Даже через 30 лет мама будет помнить, какое слово первым сказал ее ребенок!

Естественно, прежде чем это происходит, кроха наблюдает за окружающими его людьми, внимательно слушает их, запоминает и учится. Этот процесс кажется незаметным, но очень важно соблюдать правила, которые помогут научить ребенка говорить быстро и правильно. Положительные эмоции, любовь и терпение – главные союзники.

Фото: https://pixabay.com

Как научить ребенка говорить: 10 советов родителям

Вы заметили, что малыш соседей уже произносит первые слова, а Ваше чадо пока молчит? Не страшно. Воспользуйтесь проверенными методами, рекомендованными экспертами и логопедами. Вы узнаете, как научить ребенка говорить буквы, слова и предложения.

1. Просто и понятно

Используйте в своей речи короткие предложения, говорите медленнее, чем обычно, словно отчеканивая каждую букву в слове. Забудьте о «сюсюкании», ведь Ваш малыш воспримет исковерканные слова и фразы как правильные! Лучше разговаривайте с ним простыми фразами, например, «возьми мячик», «где твоя машинка?». Ребенок должен понимать, чего Вы от него хотите, а не путаться в потоках сложной речи.

2. Визуальный контакт

Малыш должен часто видеть Ваше лицо, когда Вы к нему обращаетесь. Он подражает действиям взрослых, поэтому будет запоминать, каким способом они произносят звуки. Обращайте внимание на артикуляцию, чтобы ребенок понял ее основы.

3. Говорите вслух

Комментируйте свои движения по квартире, действия, которые выполняете. Например, «я беру тарелку, насыпаю кашку, сейчас мы будем кушать». Говорите, что вы делаете, когда, скажем, убираете в комнате или готовите обед. Достаточно несколько таких «сеансов» каждый день, чтобы ребенок запомнил основные слова.

Фото: https://pixabay.com

4. Спокойный тон

Говоря слишком быстро, Вы усложняете малышу задачу. Он просто не сможет вычленить из речи родителей отдельные слова, чтобы правильно их выучить.

5. Поменьше телевизора

Пусть в Вашей семье голубой экран не заменяет няньку. Маленькому ребенку вовсе не нужно смотреть мультфильмы. Ему куда важнее больше времени проводить с мамой, которая с ним играет, общается. Привыкание к телевизору происходит быстро, но пользы от него мало!

6. Читайте книги

Малышу понравятся короткие интересные сказочные истории, особенно, если в книге будут яркие иллюстрации. Часто дети просят маму прочитать им одну и ту же сказку несколько раз. Наберитесь терпения и выполните просьбу ребенка. Это поможет ему пополнить словарный запас, и Вы удивитесь, как быстро он заговорит.

7. Движение – это жизнь

Специалисты давно выявили закономерность между неуклюжестью движений ребенка и его плохой речью. Развивая моторику малыша, Вы поможете ему быстрее заговорить. Гуляйте с ним, бегайте, бросайте мяч.

Фото: https://pixabay.com

8. Детские песенки

Вы можете сами напевать своему ребенку или включать ему записи веселых детских песен. Так будет развиваться слуховое внимание, пополняться словарный запас. Под задорную мелодию можно и потанцевать!

9. Мелкая моторика

Лепка из пластилина или теста помогает в развитии речи. Пусть малыш рисует кисточками, нанизывает макароны на нитку, делает украшения из больших бусин, играет пуговицами и т.п. Не забывайте, что делать это он должен под присмотром взрослых!

10. Любовь и забота

Именно эти родительские чувства помогут ребенку гармонично развиваться. Обеспечьте ему правильный режим дня, сон, прогулки, позитивные эмоции. Будьте спокойны, не подгоняйте ребенка, и он скоро порадует Вас первыми фразами!

Читайте также:

Как научить ребёнка слушаться и уважать своих родителей

9 шагов: как приучить ребёнка к порядку

Почему дети не слушаются, и с чем это может быть связанно

Источник

Почему дети не выговаривают звуки и что с этим делать? Как обогатить словарный запас малыша и от чего зависит формирование его речи? Разбираемся в этих вопросах с опытным логопедом.

Работая логопедом в детском саду, я каждую осень провожу логопедические обследования вновь поступивших детей. Статистика неутешительна. В группе обычно 15 детей, и только у 1-2 детей из группы не наблюдается проблем с речью. У остальных бедный словарный запас и каша во рту. И таких детей становится с каждым годом все больше и больше. Что же случилось? Откуда эти проблемы? Попробуем разобраться в простых, но неочевидных случаях.

Почему дети не выговаривают звуки         

Чтобы четко и ясно говорить, необходимо иметь сильный и крепкий артикуляционный аппарат, то есть мышцы губ, языка, неба, щек должны работать. И лучшего «тренера», чем твердая пища, не найти. Давайте ребенку морковь, яблоки, репку. Пусть жует. Не научится жевать твердую пищу – в дальнейшем могут возникнуть большие проблемы.  

Приведу пример: у меня в группе была девочка, которая в свои 5 лет не умела жевать твердую пищу. Дома ей с самого раннего детства все измельчали блендером. Во рту каша. Учились жевать со слезами. Много сил было приложено, чтобы укрепить артикуляционный аппарат и исправить речь ребенка. 

Не злоупотребляйте мягкой и протертой пищей. Мышцам артикуляционного аппарата необходима тренировка.

Почему у детей бедный словарный запас

Ребенок не знает значения многих слов, не может правильно сформулировать предложение. Одной из причин может быть просто то, что его не научили этому в семье. Дети всегда берут пример с родителей и учатся всему у них. Речь формируется в процессе подражания. 

Не сюсюкайте, не упрощайте слова. Услышав неправильно звучащее слово, ребенок запомнит его и сам станет говорить неправильно. Переучить будет очень трудно.

Я проводила обследование словарного запаса девочки 4 лет. Показывала карточки, на которых были изображены хлеб, овощи, фрукты. На все был один ответ: «ам-ам». Кошка − «мяу-мяу». С девочкой так разговаривали дома. 

Очень важно разговаривать с малышом развернуто, не сокращая слов. Читайте ему книжки, а потом обсуждайте прочитанное. 

Многие родители сейчас ставят детям слушать аудиокниги. Это тоже хорошо, но не забывайте, что речь-то формируется в процессе подражания. Обязательно разговаривайте с ребенком о прослушанном. О чем были сказка или рассказ? Кто ему понравился, а кто нет? 

Вы можете развивать словарный запас ребенка, обсуждая с ним по дороге из детского сада прошедший день. Интересуйтесь, что было интересного и чем он был занят. Обращайте его внимание на предметы, которые встречаются по пути, листья на деревьях, машины, цветы. Спрашивайте, какого они цвета, формы.

Общайтесь с малышом, говорите с ним. Для него это очень важно. Мягко и деликатно поправляйте, если он делает ошибки. Не оставляйте эти ошибки без внимания. Ведь он учится правильно строить свою речь. Вы увидите, с каждым разом ошибаться малыш будет все меньше и меньше.

Подведем итоги

Не сомневайтесь, исправление нечеткой речи ребенка обязательно даст положительный результат. Однако помните, что причины этой нечеткости могут быть скрыты. Прежде чем решить, что делать, проконсультируйтесь со специалистом. Не затягивайте с обращением в надежде, что все пройдет само собой. Проблемы с возрастом будут только накапливаться и сами по себе никуда не исчезнут.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Как научить ребёнка 4, 5 лет говорить правильно

Как научить детей говорить правильно

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна». Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок». Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой…», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ

❀ Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие мышления и воображения ребенка

Примеры развивающих игр для детей

Опыты и эксперименты для детей 5, 6, 7 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Моторные игры

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник