Как подготовить ребенка к стоматологу в 2 года
Дети часто боятся врачей, а стоматологов особенно. Не спасают даже мультики во время визита и обещания конфет и игрушек после. Как справиться с этим страхом и подготовить ребёнка к визиту к дантисту, рассказывает наш блогер, психолог Анита Вайаканти.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я сама боялась стоматологов до 22 лет – пока не поставила брекеты. Тогда мне пришлось посмотреть страху в глаза и пережить несколько серьезнейших хирургических вмешательств. После этого опыта никакое удаление или лечение кариеса мне не страшны. Но в данном случае сыграл на руку и возраст, и моё понимание, что это во благо. С детьми так вряд ли получится. Потому что находиться в кресле стоматолога реально неприятно, а от звуков, которые издают и приборы, и сам стоматолог, рассматривая твои зубы, становится страшно.
То есть вариант «посадить насильно» не работает в борьбе со страхом. Более того, это «насильно» или «без предупреждения» может активизировать еще больший страх и неприязнь к дантистам.
У меня, кстати, именно так и произошло. Когда нам с братом было по 4,5 года, мы с родителями уехали в Индию на несколько месяцев. Там у меня, по всей видимости, разболелся зуб. Я слабо помню зубную боль, зато отчетливо запомнила, как меня силой держали и без анестезии вырывали несчастный больной зуб. Страх был зафиксирован.
Чтобы избежать повторения такого же сценария и превратить поход к стоматологам в приятную процедуру, предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Подготовьте ребёнка
Визит к дяденьке или тетеньке в белом халате не должен быть неожиданностью. Обсудите с детьми предстоящий поход в игровой форме: «Жили были белые зубы, все у них было хорошо, каждое утро и вечер их чистили приятной мазью. Но однажды к ним в гости наведались микробы, они заметили, что один зуб был не самый белый, и решили с ним подружиться. Понравилось им жить на зубе, да так сильно, что пришел их вожак – Кариес. Эти незваные гости доставляли много хлопот. Он перестал радоваться и даже начал болеть. С каждым днем зубу становилось все хуже и хуже, но мы (показываете на себя и на ребенка) решили позвать Доктора, чтобы тот помог зубу прогнать Кариес».
После такого вступления можно рассказать, что будет у доктора, а – главное – что будет после. С детьми постарше можно говорить напрямую, предупреждать, объяснять и рассказывать. Здесь важно не культивировать страх, но и не обесценивать. То есть принять чувства ребенка: «Я знаю, что тебе страшно, но я буду рядом с тобой, а после…»
2. Правильное время визита
Раннее утро (когда нервная система еще «спит» или ребенок просто не любит подъемы), а также поздний вечер (когда ребенок устал и его ЦНС тоже) не самое благоприятное время для визита к стоматологу. Очень важно, чтобы время было комфортным для ребенка.
3. Поддержка
Поддерживайте ребенка, будьте рядом и гордитесь его смелостью и решительностью: «Ты смелый и сильный! Я тобой очень горжусь», «Молодец, ты справился, но я и не сомневалась/лся в тебе!», «Представляешь, ты смелее, чем я в детстве!»
Если в кабинете у стоматолога нельзя находиться (по каким-то причинам), обязательно останьтесь за дверью. Ощущение вашего присутствия, того, что за дверью ждет человек, который пожалеет и поддержит, как только всё закончится, очень важно для ребёнка.
4. Поощрение
Визит к стоматологу – это супергеройский поступок, а следовательно, заслуживает такого же поощрения. Реально заслуживает + сглаживает негативное впечатление от процедур.
5. Одно посещение – один зуб
Не мучайте ребенка большим количеством процедур, для него это испытание. Лучше постепенно, медленно и результативно, чем все за раз. Ведь ничего, кроме страха, боли и тревоги ребенок не запомнит, а как следствие – укрепит свой страх и недоверие к этим злым дантистам.
6. Наушники или беруши
Меня в детстве пугал звук бормашины, и до сих пор пугает звук трескающегося зуба, когда стоматолог проверяет на наличие кариеса. Поэтому, если есть возможность предложить ребенку послушать негромко песенку или надеть беруши, чтобы шум инструментов не был таким пугающим, воспользуйтесь ею.
7. Ваша реакция и пример
Ваша задача – быть спокойным и контейнировать (как при детской истерике) эмоции ребенка. Проговаривать и быть тем, кто поможет «разрядиться». Ваша невозмутимость и сила положительно повлияют на нервную систему ребенка и помогут быстрее успокоиться и принять ситуацию. А ещё будьте примером и сами ходите к стоматологу на прием, рассказывайте, почему это так важно.
8. Игра
Проигрывание гипотетической ситуации, которая ожидает ребенка в кабинете, тоже пойдет на пользу. Можно полечить зубы всем игрушкам, а те пусть довольные уйдут от врача. Если у ребенка сильный страх, попробуйте поиграть в «Злого доктора»: ребенок (обязательно ребенок первый!) сначала играет роль злого доктора, а вы – пациент, который ну очень сильно боится врача. Утрируйте свой страх, сделайте так, чтобы ребенок засмеялся. Смех – отличное оружие. Потом поменяйтесь местами и позвольте ребенку победить «злого доктора».
9. Читайте сказки
Я миллион раз говорила о том, что сказки способны творить чудеса, а терапевтические сказки и подавно. При этом, если эффект от услышанного из сказки закрепить специальным упражнением (арт-терапевтическим), то считайте, что вы не только ребенку в преодолении страха помогли, так еще и с его внутренним миром тесно поконтактировали.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Hanna Karpiak / Shutterstock
Источник
Авторы: Габидуллина З.Р.
Своевременное лечение молочных зубов необходимо для того, чтобы «не испортить» постоянные!!! Т.к. воспаление от нелеченного молочного зуба может повредить зачаток постоянного зуба, который находится в кости под молочным. А также – раннее удаление молочных зубов приводит к формированию неправильного прикуса у ребенка в будущем!!!
1) Прежде чем вести ребенка к стоматологу, желательно заранее найти хорошего доктора по рекомендации. Водить ребенка на профилактические осмотры, не дожидаясь, когда заболит зуб, чтобы не бегать потом и не искать ближайшую работающую стоматологию.
2) Основное правило: ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК, ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИШЕДШИЙ К СТОМАТОЛОГУ, НЕ БОИТСЯ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ!!! Он ещё ничего не знает о том, что его ожидает! В большинстве случаев свой страх ему передают родители, другие родственники и ровесники (если ребенок постарше).
3) Ни в коем случае НЕ говорите ребенку «НЕ БОЙСЯ» (раз мама так говорит, значит, чего-то надо бояться), «БОЛЬНО НЕ БУДЕТ» (мама так переживает- значит, может быть больно) , «БУДЕТ НЕ СТРАШНО», «НИЧЕГО НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ, ТОЛЬКО ПОСМОТРЯТ» (потом все-таки что-то делают – мама обманула меня). В общем, держите свои эмоции под контролем! не передавайте свой страх ребенку! Не выдавайте свое волнение – визит к стоматологу должен быть как само собой разумеющееся, необходимое.
4) До первого похода к врачу поиграйте дома в «стоматолога»: полечите зубы кукле, мишке (если ребенок уже играет). Покажите, как надо войти в кабинет, сесть в кресло, открыть рот и подержать его так, чтобы доктор посчитал зубки, почистил грязь щеточкой, накормил их кашей, замазал пластилином. Скажите, что мама, папа, старший брат (сестра) (если есть) и др. тоже ходят к зубному доктору показывать зубки.
Чаще всего первый визит бывает ознакомительным (« песни, танцы, сказки»): потрогать, пощупать, покататься на кресле и т.д.
5) Не ходите к стоматологу в то время, когда ребенок обычно спит, или вечером, когда устал. Ребенок должен быть сытым.
6) Не употребляйте «страшных» слов: «укол» (лучше: тебе побрызгают водичку (лекарство), чтобы зуб замерз и не болел), «сверлить» (лучше: почистят грязь, уберут из зуба мусор, который оставил червячок), «бормашина» (лучше: специальная жужжащая щеточка с моторчиком).
7) Если Вы ранее уже говорили ребенку что-то нерадостное о визитах к стоматологу, то скажите, что ошиблись (Вам было страшно, Вы были у другого доктора и т.д.)
8) Маленькие детки, которые еще не понимают таких объяснений, нуждаются лишь в уверенной, любящей маме, которая вселяет чувство безопасности. Ведь до 2 лет он плачет в незнакомой обстановке, при незнакомых людях, которые хотят что-то с ним сделать, его пугает чувство беспомощности и беззащитности (что может быть не только на приеме у стоматолога, но и в любом другом месте). Успокаивайте его любящим голосом.
9) Если зуб уже болит, убедите ребенка, что доктор обязательно поможет: зубик перестанет болеть – его помоют, почистят, выгонят червячков, которые кусаются. Только в случае острой боли возможно насильное удержание ребенка, когда отсутствие лечения может привести к усилению боли или отягощению ситуации.
10) Во всех остальных случаях ни в коей мере нельзя применять «насилие» над ребенком! Т.е., если пришли просто на осмотр или необходимо лечение, которое можно отложить (зуб еще не болит), а ребенок сопротивляется, не показывает зубы, не садится в кресло, капризничает, то лучше перенести попытку на другой раз (может, и не один раз ещё). Если в таких ситуациях стоматолог настаивает, чтобы кто-то держал плачущего ребенка, а он в это время «быстренько полечит» — лучше откажитесь и найдите другого доктора. Ведь основная цель – это чтобы ребенок имел здоровые зубы и правильный прикус, а не то, чтобы он в данный момент сел в кресло, открыл рот. Нужно добиться и сохранить позитивный настрой к доктору и стоматологическим процедурам!!!
11) Если у Вас не получается уговорить ребенка, пусть попробуют наладить с ним контакт доктор и его ассистент. Иногда для этого просят родителей выйти из кабинета – после чего ребенок ведет себя по-другому, они находят «общий язык»
12) Не потакайте ребенку, не запугивайте, не угрожайте ему, не обещайте того, чего потом не сможете выполнить, ради согласия на манипуляции.
13) Если в этот раз не удалось запланированное (осмотр или плановое лечение), то не ругайте малыша, а попробуйте поговорить с ним: что ему не понравилось, может, испугало…). Может, он хочет в следующий раз прийти с другим членом семьи (с папой или мамой).
14) Если за 2-3 раза доктор и ребенок не нашли общего языка, то попробуйте сменить стоматолога: возможно, малышу просто не нравится эта тетя или этот дядя.
15) Возможно, в клинике дарят детям подарки после лечения, уточните у администратора. Если нет, то заранее купите и незаметно для малыша передайте доктору или его ассистенту вознаграждение (для ребенка). Не нужен дорогой подарок, это может быть безделушка. Но главное, что это ему подарит доктор и похвалит – какой он молодец (ребенок). После – обязательно и сами похвалите малыша, расскажите дома родственникам (особенно, если ранее были неудачные попытки!!!): как он хорошо себя вел, помогал доктору лечить, чистить зубик и т.д.
Помогите малышу сформировать спокойное отношение к необходимым визитам к стоматологу – это закладывается на всю его жизнь!!! (вспомните, как тяжело, а порой и невозможно, предыдущим поколениям избавиться от воспоминаний и страха к стоматологическому лечению, наверняка немало и нынешних мамочек ещё боятся лечить зубы…) Желаю вам и вашим детям найти доброго профессионала-стоматолога, (к которому ребенок будет идти как на праздник, а взрослые будут спать на приеме не от наркоза , а от расслабленного состояния полного доверия)!!! Поверьте, это реальность!!!
Надеюсь, рекомендации будут вам полезны.
Габидуллина Зульфия, врач-стоматолог
опубликовано 19/07/2013 14:17
обновлено 19/10/2015
– Популярная медицина
Источник
Переживаете перед визитом ребенка к стоматологу? Боитесь, вдруг что-то пойдет не так? Или у вашего ребенка уже был негативный опыт в прошлом?
Психология способна творить чудеса, если правильно применять ее методы.
Есть несколько хорошо зарекомендовавших себя и проверенных способов убедить ребенка в необходимости посещения. Они зависят от возраста и от того, на какие способы убеждения реагирует именно ваш ребенок. Так же у нас в арсенале имеются общие рекомендации, которые подойдут и малышам, и детям постарше.
Для всех возрастов:
- Относитесь к приему стоматолога как к обыденному, будничному делу; не придавайте огромного значения визиту, превращая его в целое событие. А главное – не нервничайте сами, не давайте детям повод думать, что вас беспокоит предстоящий прием;
- Не обсуждайте при ребенке негативный опыт посещения стоматолога, не ругайте врачей и тем более не разбирайте “неудачное” лечение кого-то из членов семьи;
- В день приема разговаривайте с детьми на отвлеченные темы – вся подготовительная работа должна быть проведена до дня «Х»;
- Избегайте обмана, обещая ребенку, что он совсем ничего не почувствует, что укола не будет, что врач просто посмотрит, особенно если вы точно знаете, что одним осмотром в вашем случае не обойтись;
- Накормите ребенка перед приемом, даже перед осмотром. Оптимальное время приема пищи – за 1,5 часа до визита.
Для маленьких (3-5 лет):
Игры, мультики.
В интернете можно найти много игр, в которых ваш ребенок выступит в роли стоматолога и вылечит зубы главному герою. Ссылки на игры для: Android, iOS
Еще рекомендуем Вам обратить внимание на мультики про зубки и зубных врачей:
– «Птичка Тари», «Чистим зубы с Хелло Китти», «Новые зубы Кроша», «Добрый доктор Стоматолог», «Кролик-стоматолог» и другие. Мы сделали для вас специальную подборку лучших мультиков. Вы найдете ее в этой статье.
Сказку про Айболита тоже смело добавляйте в свой арсенал.
Сценка дома.
Дома можно разыграть сценку, в которой распределить роли маленького пациента, врача и родителя. Потом поменяться. Во время игры подробно объяснить ребенку, что делает стоматолог, рассказать про зеркало, в которое видны зубки со всех сторон, про водичку из маленького шланга, про пузырьки с витаминами, которые стоят на столе у врача.
Такие сценки лучше проигрывать многократно, используя в качестве пациентов кукол и мягкие игрушки.
В процессе чистки зубов.
Постепенно подготовить ребенка к визиту можно и во время чистки зубов. В процессе чистки объяснять ребенку про микробов, которые живут на зубе и могут его испортить, про врача, который знает, как спасти зубик и прогнать микробы. Таким образом, когда придет время посещения стоматолога, для ребенка эта необходимость не будет неожиданной и родители потратят гораздо меньше времени на финальную подготовку.
Первое посещение – просто осмотр.
Если вы видите, что ребенок очень боится, то в первое посещение рекомендуется не рисковать. Пусть доктор просто посмотрит, сделает фотографию зубика, польет водичку, посеребрит. Главное – сформировать мнение, что посещение стоматолога – обычное дело, пусть и не самое приятное.
Закрепление результата – поощрение.
Обязательно до приема пообещайте ребенку исполнения его желания – сходить на аттракционы, поехать с папой в гараж, лечь спать на час позже, выделить дополнительное время для просмотра мультиков (если обычно вы его ограничиваете), купить вожделенную игрушку и так далее. Истории про подарки от зубной феи также смело добавляйте в арсенал.
Тут важно соблюсти два правила: первое – одно посещение-одно желание (или подарок), и второе – обязательно исполняйте обещанное, даже если был просто осмотр.
В следующий раз пообещайте ребенку исполнить желание, если он будет вести себя на приеме так, как вы договаривались (слушать врача, не капризничать, потерпеть немного, если будет больно).
Для детей среднего возраста (5-8 лет)
Подробный словесный рассказ о приеме.
Если ребенок уже вырос из домашних сценок и мультиков, то вполне можно поговорить с ним «по-взрослому»: рассказать, что делают стоматологи, и не обещать, что ребенок совсем ничего не почувствует. Объяснить, что может быть немного больно, но совсем недолго и для такого большого человека это вовсе не страшно. Можно сказать, что брать кровь из пальчика гораздо больнее, так что раз он переносит эту процедуру, то прием у стоматолога для него – «легкотня» и не проблема.
Авторитетное мнение.
Поможет мнение старших детей (братьев, сестер, одноклассников, друзей) о том, что лечить зубы – не больно и не страшно. Поговорите с ними, их мнение будет для вашего ребенка авторитетным. Тем более он не захочет ударить в грязь лицом и выглядеть плаксой в глазах своих друзей, ведь его потом спросят (с вашей подачи) о том, как прошел прием.
Наглядный пример.
Отличным способом на практике показать ребенку, что прием стоматолога – обычное дело, является собственный пример. Пусть ребенок зайдет в кабинет, когда лечат зуб одному из родителей, старшему брату или сестре. Пусть лично спросит их об ощущениях, послушает звуки, которые на его приеме будут уже знакомы. Пусть задаст вопросы доктору (когда он закончит работу) и, вполне возможно, итогом станет желание ребенка посидеть в кресле и покататься вверх-вниз.
Конечно, этот момент лучше согласовать с Вашим лечащим стоматологом, чтобы он мог лучше спланировать свое время.
Снова поощрение.
Можно напрямую не обещать ребенку «плюшки и пряники», но для закрепления позитивного настроя, как бы между прочим после приема прогуляться до кафешки, «спонтанно» зайти в магазин игрушек, «неожиданно» выяснить, что у тети Маши есть лишний билетик в кино….
Для детей старшего возраста (от 8 лет)
К этому возрасту мало кто из детей не посещал стоматолога, но у некоторых визит оставил неприятные воспоминания и теперь они ни в какую не хотят повтора.
К таким детям можно применить как приемы для предыдущего возраста, так и добавить новые.
Врач другого пола.
Если неприятные воспоминания оставил врач-мужчина, и воспоминания ассоциируются с типично мужскими качествами (сила, грозность, большие руки) то в следующий раз прийти к врачу-женщине, которая точно этими качествами не обладает.
Если неприятные воспоминания оставила женщина, например, из -за своей нетерпеливости, громкого голоса, то в мужчине-враче ребенка может привлечь спокойствие и неторопливость. Необходимо описать достоинства одного врача в противовес недостаткам того, с которым случился неприятный опыт. Но ни в коем случае не нужно ругать предыдущего доктора, говорить, что он плохой или злой. Просто именно с ним у вас «не срослось».
Страх преобразуем в смех.
Можно попросить ребенка нарисовать того доктора, который ему не понравился или неудачно провел манипуляцию. Пусть нарисует подробно – выражение лица, руки и прочее. Вместе посмеяться над тем, какой смешной и не страшный получился доктор, какие у него растопыренные пальцы и забавные очки, и что к такому-то вы точно больше не пойдете.
Рассказы, сериалы.
Придумайте рассказ о докторе, который помог кому-то, попавшему в беду. Если ребёнок достаточно большой и ему интересно, можно посмотреть современные сериалы про врачей.
Ориентация на последствия.
В случае с подросшим ребенком вполне можно апеллировать к его здравому смыслу и логике, объяснив, что если появилась в зубе дырочка, то ее нужно вылечить, иначе потом она станет больше, болеть будет сильнее и лечение займет много времени. А ведь идти к стоматологу, когда появилась проблема – дело неизбежное и только от него зависит продолжительность приема.
Сложный случай.
Если воспоминания от неудачного опыта слишком сильны, и ребенок нечувствителен ни к добрым рассказам, ни к доводам рассудка, ни к уговорам – остается только два варианта: либо подключить профессионального психолога, либо найти место, где все действия с зубами ему проведут под общим наркозом.
И главный совет.
Все перечисленные способы убеждения отсортированы по возрасту для удобства. Комбинируйте их, в зависимости от индивидуальных черт характера вашего ребенка, наблюдайте за ним, за его реакцией на различные виды доводов и убеждений. Может быть в каких-то случаях помогут советы из другой возрастной категории.
Мы желаем удачи на первом и дальнейших приемах вашего ребенка у стоматолога. Пусть у вас все сложится!
P.S. В следующий раз поговорим о том, стоит ли оставлять ребенка в кабинете с врачом, а самим ждать в коридоре, и с какого возраста это делать.
Источник