Как плавает ребенок 1 год

Как плавает ребенок 1 год thumbnail

Фото

Многие родители хотели бы, чтобы их малыш в возрасте 1-2 лет научился плаванию. Это хорошее намерение, однако оно может принести не пользу, а вред.

Почему я так пишу, и чему можно обучать ребенка в этом возрасте – читайте ниже.

Стоит ли проводить обучение малышей плаванию?

Начну статью сразу с самого главного. Возможно, Вам это не понравится, но учить именно плавать в таком возрасте не следует.

Дело в том, что плавание – это набор двигательных навыков.

Дети в возрасте от нуля до трех лет еще не в состоянии правильно освоить эти навыки.

Потому результатом занятий в таком раннем возрасте становится привитие ребенку неправильных навыков, от которых в будущем будет очень трудно или даже невозможно избавиться!

Вы хотите, чтобы ребенок потом всю жизнь плавал неправильно? Если нет, то не стоит прививать ему неправильные навыки.

Если говорить конкретно, вот два примера неправильных навыков, которые получает ребенок:

  1. Положение тела в воде.

    Правильный навык: тело должно быть вытянутым, находиться в воде горизонтально (по плоскости воды).

    Неправильный навык, который получают дети из-за занятий: в результате использования нарукавников, кругов и т.д. ребенок учится неправильному балансу тела, теряет плавучесть и чувство воды, не вытягивается в воде, держит задранной голову.

    Фото 3

    Переучивать потом ребенка будет очень тяжело. Умение держаться на воде – в будущем самая большая сложность для таких детей, по сравнению с детьми, которых после 3-4 лет будут сразу учить правильному плаванию.

  2. Движения ногами.

    Правильный навык: ноги почти выпрямлены, работают за счет движений бедра, а не за счет сгибаний (подробнее про правильную технику см. здесь).

    Неправильный навык, который получит ребенок: “велосипедная” техника – малыш “бултыхает” ногами, сгибая и разгибая их. По личному опыту скажу, что полностью переучиться в дальнейшем на правильную работу ног потом почти невозможно, они периодически будут сбиваться на излишние сгибания.

Таким образом, обучение в столь раннем возрасте может “испортить” ребенка, лишить его возможности научиться действительно правильному плаванию в 3-6 лет.

А как же курсы раннего плавания для грудничков?

Сейчас в Интернете действительно предлагается огромное количество различных курсов для грудного плавания – родителям предлагается приводить малышей в бассейны на занятия.

Фото 5

Однако если вы посмотрите видео таких занятий, вы увидите, что в действительности там идет речь не о плавании, а просто о занятиях с ребенком в воде – это “проныривания”, “заныривания”, плавание в круге.

Есть точка зрения, что такие занятия несут оздоровительный эффект.

Об этом, в частности, рассуждает уважаемый мной доктор Комаровский:

Тем не менее, нужно четко понимать, что это просто оздоровительные упражнения, основанные на имеющемся у младенцев рефлексе задержки дыхания, а не обучение плаванию.

Когда малыш подрастет, эти занятия лучше прекратить либо как минимум исключить плавание в круге и нарукавниках, чтобы у малыша не формировались неправильные привычки.

Какие упражнения можно делать, чтобы была польза

В возрасте одного-двух лет можно постепенно приучать ребенка к воде, чтобы к трем годам уже можно было действительно начать учить его плавать.

Но подходить к этому нужно с большой осторожностью и исключительно в игровой манере.

Фото 6Привыкание к воде через игры

Будет хорошо, если малыш будет по Вашим внимательным контролем играть в мелком бассейне с теплой и прозрачной водой. Благодаря этому он полюбит водную среду, будет считать ее дружественной, не будет испытывать перед ней страха.

Напротив, старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок получит дискомфорт или страх от воды (волны, холодная вода и т.д.).

Теоретически, можно также осторожно попробовать научить его:

  • опускать лицо в воду;
  • садиться под воду на задержке дыхания;
  • пускать пузырики носом или ртом под водой, то есть – выдыхать.

Эти навыки очень пригодятся для дальнейшего обучения, однако годовалым детям их привить крайне сложно, более реально их освоить в возрасте в 2-3 года. Зачем нужны эти навыки и как их тренировать – читайте в этой статье.

Резюме

Родителями, которые заинтересованы в раннем плавании ребенка, безусловно, движут благие намерения и забота о малыше. Однако такие благие намерения в результате могут навредить правильной технике ребенка в будущем.

Ваша максимальная задача в этом возрасте – подвести малыша к тому, чтобы к возрасту трех лет он любил находиться в воде, по возможности – не боялся опустить в воду лицо, и был психологически готов начать первые занятия по плаванию.

О том, какими будут эти первые шаги, что ждет Вас дальше – читайте в статье про то, как научить ребенка плавать в 3-5 лет.

P.S. Поскольку вопрос о раннем плавании является крайне спорным и дискуссионным, все вышесказанное является личным мнением автора и не является рекомендацией к действию. Если в чем-то сомневаетесь – обязательно проконсультируйтесь с профессиональными тренерами (по обычному плаванию, а не “грудничковому”).

Также буду признателен, если оставите свое мнение в комментариях.

Источник

В самом разгаре время отпусков и поездок на море. Многие родители, пользуясь случаем, начинают обучать ребенка плаванию. С чего начать и как превратить знакомство с водой в удовольствие?

КАК И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

ИГРЫ В ВОДЕ

Для того чтобы ребенок привык к воде, начните знакомство с простых игр. Поплещитесь, поиграйте в догонялки, в мяч, возьмите ребенка на руке и зайдите с ним на глубину – так, чтобы вода доходила до груди малыша. Сидите с ребенком на мелководье, перебирая камни или играя в песок.

Не навязывайте воду, а сделайте ее естественной средой для ребенка.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Первое и самое важное, что нужно знать при контакте с водой – это то, что ее нельзя вдыхать, а нужно выплюнуть. Учите ребенка правильно дышать еще на берегу – делать быстрый вдох через рот и длинный выдох через нос. Вместе старайтесь задерживать дыхание, очень медленно выпуская тонкую струю воздуха, словно задувая свечу.

ПОГРУЖЕНИЕ

Ребенка, свободно чувствующего себя в воде, можно начать обучать погружению. Для начала вместе попробуйте задержать дыхание и окунуть лицо в воду. Если это не вызывает панику у ребенка, а лишь пробуждает интерес, постепенно переходите к разучиванию упражнения «Поплавок».

Зайдите с ребенком в воду – так, чтобы по уровню она достигала его груди. Попросите малыша по команде «Ныряй» сделать вдох, задержать дыхание и сесть, обхватив руками колени и прижав подбородок к грудной клетке.

Будьте готовы к тому, что ребенок сразу всплывет – навыки нарабатываются постепенно.

УПРАЖНЕНИЯ

Дети старше четырех лет могут начать осваивать плавание с изучения основных движений. Надев на ребенка нарукавники или жилет, положите его на живот и попросите нарисовать на водной глади руками сердечки. Для этого нужно вытянуть ладони, затем широко развести их в стороны и соединить внизу. Попробуйте также выполнить это упражнение, погрузив плечи малыша под воду.

Удерживая ребенка за руки, попросите его показать, как лягушка двигает ножками. Медленно двигайтесь назад спиной, в то время как малыш совершает выталкивающие движения ногами.

Когда ребенок освоит эти два упражнения, предложите ему присесть в воду, оттолкнуться ногами и соединить движения из упражнения «Сердечки» и «Лягушка».

ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

Хвалите ребенка даже за малейшие успехи в воде. Малыш осваивает совершенно новую для него среду, ему сложно и страшно, и он нуждается в вашей поддержке. Поощряйте рвение различными вкусняшками и небольшими подарками. Ваша главная задача – обеспечить ребенку хорошее настроение и рассеять его сомнения и страх перед неизвестным.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

«ДЕДУШКИНЫ» МЕТОДЫ

Помните, как раньше бросали детей в глубокие воды, заставляя выплывать из чувства самосохранения? Если вы хоть однажды пережили этот ужас, то никогда не позволите ребенку пройти через такое экстремальное обучение.

Такие насильственные методы способны нанести малышу психологическую травму и развить гидрофобию – боязнь воды, которую в будущем ему будет очень сложно преодолеть.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Никогда не кладите неумеющего плавать ребенка на спину. Это положение беззащитного вселяет в ребенка страх за свою жизнь. Плавать на спине легче, но не всегда удобнее. Технику нужно начинать осваивать тогда, когда ребенок уже уверенно держится на воде.

ЭКИПИРОВКА

Не приучайте ребенка к надувным жилетам, нарукавникам и кругу. Экипировка препятствуют естественному расположению тела в воде. Тело держится на поверхности не за счет работающих мышц, а за счет воздуха, выталкивающего его наружу.

Такие средства обеспечивают безопасность, но к обучению плаванию не имеют никакого отношения.

ИНСТИНКТАМ – НЕТ!

Постарайтесь с самого начала обучать ребенка правильным техникам движения в воде. Самостоятельно барахтаясь в воде, дети привыкают плавать «по-собачьи», рывками и прыжками, и переучить их потом гораздо сложнее.

НЕ ТОРОПИТЕ

Не пытайтесь освоить все и сразу, чтобы уложиться за неделю отпуска у моря. Все дети разные. Возможно, сейчас ребенок просто не готов к близкому контакту с большой водой. В этом случае вам нужно оставить попытки и попробовать возобновить занятия на следующий год.

Не заставляйте ребенка входить в воду, если ему холодно или у него нет настроения. Занятия должны приносить удовольствие, а не вызывать негативные эмоции.

Источник

личный архив Ольги Стрельцовой

Что делать, если ребёнок боится воды? Можно ли самому стать педагогом для будущего пловца, или лучше довериться специалисту? Как выбрать для ребёнка первого тренера? На эти и другие вопросы ответила детский инструктор по раннему плаванию Ольга Стрельцова.

– Как часто вы сталкиваетесь с тем, что ребёнок боится воды? В каком возрасте чаще всего возникают такие страхи, как их преодолеть?

– Есть много вещей, которые могут напугать ребёнка, но страх воды как таковой характерен для достаточного позднего возраста, когда он уже понимает, что боится утонуть. А самые маленькие могут бояться чего угодно. Например, им может не нравится лежать на спине, потому что нет твёрдой опоры и они чувствуют невесомость. Кроме того, вода попадает в рот, нос, уши, глаза – это тоже может пугать. Боятся и смены обстановки, чужих людей. Это проявляется у детей от полугода, когда они начинают разделять взрослых на своих и чужих.

Чтобы ребёнок преодолел страх, нужно не форсировать события, дать ему время. Обычно родители не выдерживают эмоционально – тяжело искать какие-то пути решения, когда ребёнок плачет. Многие хотят пройти адаптацию побыстрее, поэтому делают вывод, что ребёнку не нравится вода. Хотя на самом деле это не так, просто у всех период адаптации разный. Мягче всего он проходит, когда мама находится в воде вместе с ребенком, держит его в своих руках.

У меня был случай, когда ребёнок испугался большого количества людей. Ему было шесть месяцев – тот возраст, когда дети уже понимают, что есть мама, а есть кто-то другой. Мама с ребёнком зашла в воду, и у малыша случилась истерика. Никакие рекомендации не помогали, мама не могла ничего сделать. Тогда я посоветовала ей выйти из воды и просто понаблюдать вместе с ребёнком за тем, что происходит вокруг. Они походили по периметру бассейна, мама успокоилась, ребёнок тоже стал успокаиваться. На следующий день они также ходили, но в конце занятия зашли в воду и продолжили спокойно заниматься в бассейне.

– В каком возрасте ребёнка можно учить плавать самостоятельно?

– Считается, что это пять-шесть лет, но, на мой взгляд, оптимальный возраст – всё-таки шесть лет. В пять лет ребёнку ещё хочется играть, а не учиться. К шести годам большинство детей уже могут контролировать себя, проявлять усидчивость, самостоятельность, способны осознанно выполнять упражнения. Но дети разные и все очень индивидуально.

Многие тренеры, в том числе мой наставник, говорят: до пяти-шести лет нечего делать в бассейне, если говорить о плавании как о виде спорта.

Но существует грудничковое и раннее плавание, целью которого является общее развитие ребенка, укрепление здоровья, положительные эмоции и подготовка к дальнейшему обучению плаванию. Да, малыши тоже плавают – совершают плавательные движения в воде, но это не плавание в чистом виде. Тем более, что до 2,5 – 3 лет дети не способны плавать на поверхности воды и всплывать для самостоятельного вдоха, они передвигаются под водой в виду физиологчиексих особенностей данного возраста (относительно большая голова по отношению к туловищу). Поэтому рядом обязательно должен быть контролирующий взрослый.

– В таком случае, какие навыки и какую пользу для развития получает малыш во время грудничкового плавания?

– Плюсы занятий в воде есть всегда, и в разном возрасте они свои. У малышей это развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление мышечного корсета, позвоночника, правильное формирование осанки – у детей кости ещё слабые, и неправильная нагрузка может дать проблемы с осанкой в более старшем возрасте. Это и профилактика плоскостопия. Лучше работают мышцы, лучше циркулирует кровь. Это также общий массаж тела от давления воды. У маленьких детей во время плавания развивается сенсорика, потому что они получают новые ощущения, и, как следствие, идёт умственное развитие. В целом же детское плавание – это хорошее подспорье в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребёнка.

Источник изображения: личный архив Ольги Стрельцовой

– Многие родители сами берутся за обучение детей плаванию, а некоторые даже пользуются методом «завёл на глубину и отпустил». Какие ошибки допускают родители, приучая ребёнка к воде?

– Обучать ребёнка плаванию агрессивными методами точно не имеет смысла. Это вызовет лишь огромные страхи и психологическую травму. Если повезёт, ребёнок с этой травмой справится, в противном случае у него разовьётся фобия. Родитель – первый человек, которому доверяет ребёнок, а тот берёт и бросает его в воду. Это предательство, которое ведёт к разрыву эмоциональной связи.

Но с грамотным подходом родители могут научить ребёнка плавать. В Советском Союзе было много литературы на эту тему, в том числе, по грудничковому плаванию, и она была рассчитана на широкий круг читателей. Там говорилось об обучении и в детской ванне, и на открытой воде. Во многих книгах написано, что первым и самым важным учителем для ребёнка является его родитель. Там даны очень простые упражнения, например, движения руками и ногами, отталкивание от дна, игры в мяч.

Самое главное, – не ставить цели научить, а сам процесс. Некоторые родители хотят быстрее научить ребёнка нырять, потом плыть. Но главное, чтобы ребёнок получал от занятий удовольствие. Пользу он получит в любом случае.

– Если заниматься с грудничком в домашней ванне, каких рекомендаций стоит придерживаться? Вообще, приемлемо ли это?

– Я бы, прежде всего, тщательно изучила вопрос задержки дыхания и пригласила инструктора, что часто сейчас и делают. Он приходит два-три раза и показывает родителям, как заниматься с ребёнком.

Заниматься таким образом можно до шестимесячного возраста, потому что ребёнок просто вырастает из ванны. Хотя есть литература, где говорится, что можно и до трёх лет. Сначала эти занятия будут включать в себя грудничковое плавание, задержку дыхания. Потом, когда дети встают на ноги, они начинают двигаться по дну, то есть преодолевать сопротивление воды. Эти же этапы дети проходят и в бассейне, там много подобных упражнений. Например, когда ребёнок стоит на дне и шагает по толще воды или ходит по дну на руках – это упражнение, которое подводит к тому, чтобы занять вытянутое положение пловца.

Тут ещё есть такой момент: родителям нужно подумать о своей спине, потому что приходится долго стоять над ванной в согнутом положении, и это тяжело. Тренерам, кстати, тоже приходится так стоять, потому что в детском бассейне мелко.

– Все тренеры используют одинаковые методики обучения плаванию или у каждого свои? Есть ли какие-то особенные техники, которые используете вы?

– У нас, к сожалению, нет стандартизированной программы, по которой бы работали все. Поэтому сейчас очень много информации, очень много методов – и в России, и за рубежом. Детское плавание стало модным, бассейны для малышей открываются с огромной скоростью. Родители могут применять те методики, какие сами захотят. Сейчас, слава богу, отходят от агрессивных методов работы и это радует.

Я работаю по уникальной британской методике Birthlight, основанные на поддержании активной эмоциональной связи между родителем и ребенком в водной среде, а так же поощрении свободного движения в воде, а не формальном обучении плаванию. Подходят для родителей с детьми от 3-х месяцев до 5-и лет. 

Подход Birthlight является мягким, и в тоже время эффективным. Особое внимание здесь уделяется созданию активной эмоциональной связи между родителем и ребенком, а так же поощрению свободного движения в воде, а не формальному обучению ребенка плаванию. Это достигается путем применения специальных техник движения и релаксации, овладение которыми и приводит к развитию непосредственно навыков уверенного плавания. Таким образом, через доверие, взаимоуважение, взаимопонимание между родителями и детьми, а так же веселье, малышам прививается любовь к воде, создается прочный фундамент для дальнейшего развития навыков плавания, дети начинают плавать тогда, когда готовы к этому физически и эмоционально. 

Раннее плавание Birthlight – это не просто обучение малыша, а совместное с ним плавание. Ведь как малыши, так и дети постарше, развиваются и достигают лучших результатов, если чувствуют себя уверенно, в безопасности и имеют близкий контакт со значимым для него взрослым. На наших занятиях мы заботимся о детях и родителях, поощряем их взаимодействие и близкий контакт, ведь именно это является важной составляющей для формирования привязанности и доверительных отношений, и как следствие развитию открытой, любознательной и предприимчивой личности, а в будущем дает возможность для своевременной сепарации. 

Плавание здесь – не сама цель, а естественно разворачивающийся процесс все более и более свободного движения в воде. Движения в воде позволяют наладить тот тип коммуникаций, который наиболее понятен малышу – общение с ребенком через телесный опыт. 

– Как всё-таки сориентироваться при выборе тренера?

– Самый первый вопрос, который следует задать тренеру: «как вы работаете?». Может быть, стоит прийти и посмотреть на занятие. Можно уточнить наличие своих детей, это, мне кажется, тоже важно. Естественно, узнать, какое у специалиста образование, какой опыт, хотя от этого не всегда зависит качество его работы. Есть молодые девчонки и парни, которые изучают новую информацию – её сейчас очень много, и за счёт критического мышления выбирают хорошую методику. В любом случае, при выборе тренера стоит прислушиваться к себе, к личным ощущениям.

Источник изображения: личный архив О. Стрельцовой

– Что стоит учитывать при выборе бассейна для занятий грудных детей, дошкольников и школьников?

– В прошлом году я проводила опрос на эту тему, в нём участвовало порядка ста человек. Многие ответили, что очень важна чистота, которую видно невооружённым глазом. Это наличие уборок, требование справки и соблюдения правил, когда посетителей лишний раз заставляют мыться.

Можно спросить, какая используется система очистки воды. Многие применяют хлор, это годами проверенный метод, который, по сути, аналогов не имеет. Чтобы снизить концентрацию свободного хлора в воде, используют дополнительные методы. Но я бы задумалась, стоит ли ходить туда, где объявляют, что хлора нет, но есть супермодные методы обеззараживания, благодаря которым воду можно чуть ли ни пить прямо из бассейна.

Можно попросить также результаты анализов проб воды, узнать о тренерском составе. Довольно важно и то, чтобы плитка на полу была не скользкой. Ну и чисто бытовые удобства – большие удобные раздевалки, комната матери и ребёнка, где можно покормить малыша, место для приёма пищи.

Подписывайтесь на канал SIBMEDA, следите за новыми постами, чтобы быть в курсе ярких событий и новостей мира медицины, здоровья и красоты. Делитесь с друзьями, ставьте лайки.

Источник