Как оставить ребенка в 1 классе на второй год
Конец учебного года не за горами. Но – увы и ах – перед кем-то маячит перспектива остаться на второй год. Перспектива редкостная по сегодняшним временам, но реальная.
Сразу главное: без вашего родительского согласия никого на второй год не оставят. Только по вашему заявлению. Предложить могут, заставить не могут.
Предложение такое сделать родителям морально очень трудно. Это мера крайне вынужденная, и никакого удовольствия учитель не испытывает. Наоборот, стопятьсот раз подумаешь и взвесишь. За свою практику такое предложение я делала два раза. На одно из них родители согласились: забрали ребёнка из 1 класса среди учебного года, отдали его снова в школу в сентябре и не пожалели об этом. Родители второго ребёнка ответили отказом, он плачевно проучился у меня 4 года. О причинах такого предложения я подробно написала здесь.
Морально готовлюсь в третий раз произнести фразу: “Рекомендую вашему ребёнку продублировать первый класс”. Есть у меня девочка Лариса. Подробно её состояние на момент поступления в школу и до конца первой четверти я описала в этой статье.
Мама Ларисы – молодец. Отдала девочку в руки нейропсихологов. Несколько месяцев идёт работа. У Ларисы появилась мотивация к учёбе (судя по предъявленным картинкам и вопросам), рука окрепла, почерк выравнивается. Но на этом – всё. Тетради остаются пустыми. Спасибо, если записано число и “классная работа”. Ребёнок честно отсиживает (иногда полулёжа) 4 урока, устно отвечает, писать не хочет категорически. Внимание удерживается в течение 10 минут максимум. Дома заниматься отказывается, истерит и скандалит. Вся семья уговаривает. База 1 класса не освоена. Ни списывания, ни диктанта, ни задач, ни примеров. Не с чем переходить к таблице умножения и т.п. Базы нет. Я понимаю, что научить девочку дальше ничему не смогу: она просто не возьмёт. Отставание от класса будет расти как снежный ком, а я вынуждена буду ставить отметки. При пустых тетрадях – какие? Ответ очевиден. Только двойки не нужны Ларисе. Они тут же убьют мотивацию в зародыше, а меня превратят в Бабу-Ягу, которая “придирается и предвзято относится”. А девочка – очень неглупая! Весёлая, живая… Просто ей школа сейчас – по барабану, она к ней не была готова. Мама с папой запихнули, не подумав, как следует, и не оценив возможностей ребёнка адекватно. Семь лет, будь любезна! Эх, родители…
Если ваш ребёнок-первоклассник не справляется с программой, самый оптимальный вариант – пройти первый класс заново. Это даст лучший результат, нежели тащить растущие хвосты из неосвоенной базы в следующие классы. Тратить нервы на борьбу с ребёнком, которому учиться трудно, заставлять его делать уроки, нанимать репетиторов, увещевать, наказывать, пить валерьянку и т.п. – вот перспектива. Оно вам надо? Оно ребёнку вашему надо? Да, он может не быть отличником (а может и быть!). Ну и что? Базу он освоит, нервы “всехние” и здоровье будут в целости и сохранности. Только, ребята, не надо вот этого: “Что у меня сын – дебил, по-вашему? Дочка – идиотка? Да это стыдоба, унижение! Да у меня высшее образование, а сын – второгодник-позорище?” Чушь всё это. Это ваше самолюбие говорит такими фразами, а не любовь к ребёнку. Второй год в первом классе – второй шанс ученику учиться успешно. Не бойтесь. Решайте проблему, пока она не раздулась до космических масштабов.
А если ребёнок старше? Третий класс, пятый, седьмой? Предложить повторное обучение имеют право при двух “двойках” в году по основным предметам. Но – нет смысла, как показывает опыт.
Во-первых, может не быть заметного прогресса в успеваемости, потому что проблема запущена с начальной школы, с первого класса. Здесь должны быть только систематические дополнительные занятия по предмету в течение учебного года. Стремимся к “государственной” отметке – “тройке”, осваиваем минимальный базовый уровень.
Во-вторых, это колоссальный удар по самооценке ребёнка, которая уже не на высоте из-за постоянных неудач. Просто убийство самооценки. Ни один ребёнок не желает быть второгодником! Косые взгляды учителей, насмешки, обзывательства новых одноклассников – жуть… Уже одно это может быть мотивацией к учёбе.
В крайнем случае, переводите в другую школу. Но и там тоже – работа, работа, работа…
Источник
Этот вопрос волнует многих родителей. В школе родителей «стращают», что при плохом поведении, многочисленных пропусках уроков и при «отставании» по школьной программе ребёнку «светит второй год».
Однако, давайте посмотрим на это с точки зрения закона. В каких случаях ученика могут оставить на «второй год», а в каких нет – даже при наличии у него по предмету (предметам) годовой оценки «два».
Двойка в дневнике не означает, что ребёнок будет вынужден лишний год “просиживать” в этом же классе.
Итак, обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
начальное общее образование – 1-4 классы;
основное общее образование – 5-9 классы;
среднее общее образование – 10-11 классы.
То есть, если учащийся по окончанию учебного года в 4-ом классе получил неудовлетворительную оценку («двойку») по одному и более предметам, то он не может быть переведён на следующий уровень образования – в 5 класс. И он будет оставлен на повторное обучение – «на второй год».
Аналогично и по девятиклассникам. Окончив 9-ый класс с неудовлетворительной оценкой («двойкой») по одному и более предметам, ученик не может быть переведён на следующий уровень образования – в 10 класс. Он будет оставлен «на второй год».
Таким образом на повторный курс обучения («на второй год») могут быть оставлены ТОЛЬКО ученики 4-го и 9-го классов, имеющие годовые «двойки» по предметам.
Ученики других классов, которым в конце года выставили «двойки» по учебному предмету (предметам), переводятся в следующий класс условно (статья 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА ОБ ОСТАВЛЕНИИ РЕБЁНКА НА ВТОРОЙ ГОД! Учеников, которые в установленные сроки не ликвидировали академическую задолженность, могут оставить на повторное обучение, перевести на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо на обучение по индивидуальному учебному плану только с согласия их родителей (законных представителей) – статья 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
ПМПК – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребёнка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, задержка психического развития и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе на обучение по адаптированным образовательным программам (в коррекционную школу) или обратно в обычную. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Таким образом, получается, что выбор остаётся за родителями (законными представителями) – какой путь выбрать ребёнку.
Если ученик получил двойку за год в 4, 9, 11 классе – попробуйте обсудить с учителем возможность пересдачи, чтобы получить возможность перехода в следующий класс! Если учителя увидят заинтересованность родителя в судьбе своего ребёнка, с большой долей вероятности они пойдут навстречу: ребёнок сможет пересдать вовремя неудовлетворительную оценку и вместе с одноклассниками продолжит обучение в будущем учебном году.
А что вы об этом думаете?
Рекомендуем также к прочтению:
За что родителей могут оштрафовать?
На что родители точно не должны сдавать деньги?
ЕСЛИ НАШ МАТЕРИАЛ БЫЛ ВАМ ИНТЕРЕСЕН, ОЦЕНИТЕ ЕГО, НАЖАВ ПАЛЕЦ ВВЕРХ!!!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦСЕТЯХ!
Источник
От автора: “Школьные учителя обладают такой властью, которая премьер-министрам даже не снилась”. У. Черчилль
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Уровень начального общего образования включает в себя образование с 1 по 4 классы.
Мало кто из родителей знает, что в рамках одного уровня ребёнка, даже при несдаче итоговой аттестации, могут переводить из класса в класс условно. Таким образом, ребёнок доучивается до 4 класса, не оставаясь на второй год, и по окончании 4 класса ему предоставляется возможность сдать итоговую аттестацию, чтобы перейти на уровень основного общего образования.
И, казалось бы, Комитет по делам образования должен доносить до родителей, какими правами своего ребёнка они могут воспользоваться. Однако, при обращении в эту инстанцию часто не получаешь полного разъяснения об образовательных возможностях. Сотрудники Комитета выдают информацию дозированно, в соответствии со своими интересами или некими негласными установками, а администрация школы всегда действует в соответствии с распоряжением Комитета.
Не зря говорят, что рыба гниет с головы.
В основном родителю ребёнка, имеющего трудности с обучением, предлагают остаться на второй год, либо сменить программу на коррекционную. И это несмотря на то, что во ФГОСе прописано, что выводы об освоении ребёнком программы могут делаться только по окончании уровня начального общего образования!
Мне часто пишут и звонят родители и жалуются на произвол, который царит в школах.
Если ребёнок имеет затруднения с обучением, администрация школы обязана ввести дополнительные занятия для него (совершенно бесплатно!). Однако школа идёт по пути наименьшего сопротивления – слабого ребёнка либо оставляют на второй год, либо каждый год гоняют на ПМПК, чтобы там ему поменяли программу, а часто и вовсе вынуждают уходить в школу для умственно отсталых детей, по окончании которой он уже не получит аттестат. И всё потому, что школе не выгодно вводить дополнительные занятия и подтягивать неуспевающих учеников. Гораздо проще отдать всё на откуп родителям, снять с себя эту проблему.
На заметку родителям: ПМПК нужно проходить детям, которые нуждаются в адаптированной образовательной программе. В этом случае они проходят ПМПК 1 раз перед школой и 1 раз в конце 4 класса (если учителя призывают чаще, это уже является нарушением).
Родители имеют право не согласиться с заключением ПМПК, если оно их не устраивает. Члены ПМПК должны прислушиваться к пожеланиям родителей при разработке рекомендаций.
Очень печально, что на бумаге законы есть, но на деле родители не могут получить то, что им положено без нервотрепки.
Складывается впечатление, что школа и чиновники берут их на измор, заставляя бесконечно бегать по инстанциям в поисках правды.
Особенно тяжело приходится детям с ОВЗ. Их права нарушаются чаще всего, а родителям, несмотря на все тяготы, приходится ещё и бороться с бездушной машиной бюрократического чиновничьего аппарата.
И это касается не только сферы образования, но и любой другой, когда люди совершенно не осведомлены касаемо своих законных прав или льгот.
Конечно, про это можно прочитать в Интернете, но помимо информации человек должен быть уверен, что придёт и получит то, что ему положено по закону, а не услышит в ответ: “вы неправильно поняли”.
Например, право на тьютора для ребёнка с ОВЗ прописано в законодательстве, но когда родители приходят к администрации школы с просьбой о тьюторе, часто слышат отказ – либо “вы неправильно поняли закон” (дезинформация), либо “у школы нет средств” и т.п. отговорки.
Люди привыкли доверять авторитетам и искать правды у чиновников, но нередко вместо правды получают лишь отписки.
Поэтому призываю родителей быть бдительными, интересоваться своими правами из книг, Интернета, у независимых экспертов, а также читать и понимать, что Вы подписываете, понимать, что во многом благополучие Вашего ребёнка зависит от Вас.
Не полагайтесь на кого-то, думайте сами, будьте решительными.
Прочитать о правах детей в образовательной организации можно в других моих статьях.
Напоминаю, что я бесплатно провожу консультации для родителей детей с ОВЗ по Skype, Viber и WhatsApp.
Сделаем вместе образование наших детей гуманным!
Источник
В коррекционную школу не хочу отдавать. Заранее огромное спасибо за ответ.
вопрос №11112206
прочитан 76 раз
Оцените вопрос
отзывов: 13 206
•
ответов: 34 982
•
г. Ульяновск
Оставить на второй год в первом классе ребенка не могут.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 27 644
•
ответов: 56 581
•
г. Тольятти
В случае получения двух и более двоек по итогам года в отношении учащихся до 9-го класса закон предусматривает только три возможных варианта:
оставление на второй год,
перевод в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника,
перевод на получение образования в иной форме.
—————————-
на практике в первом классе на второй год в России уже много лет никого не оставляют.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
г. Ульяновск • Вопросов: 1
Можно ли оставить ребёнка в 1 классе на повторный год обучения по желанию родителей.
вопрос №17721408
прочитан 10 раз
отзывов: 13 830
•
ответов: 12 419
•
г. Москва
Нет, конечно. Его просто не будут обучать по программе 1 класса, поскольку ученик успешно её прошёл по результатам и итогам года. Школа сама оставит ученика на второй год (и то в крайнем случае).
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
г. Оренбург • Вопросов: 1
Можно ли оставить ребёнка в 1 классе на повторный год обучения по желанию родителей.
вопрос №17262314
прочитан 7 раз
отзывов: 53 917
•
ответов: 111 951
•
г. Барнаул
Да. можно при наличии заявления родителей.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Можно ли оставить ребенка в 1 классе на повторное обучение по заявлению родителя?
вопрос №11309179
прочитан 136 раз
отзывов: 13 206
•
ответов: 34 982
•
г. Ульяновск
С согласия родителей, могут оставить.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 2 877
•
ответов: 6 996
•
г. Казань
Нет, это не предусмотрено законом.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Можно ли оставить ребенка в 1 классе на повторный год обучения по заявлению родителей из-за низкой успеваемости?
вопрос №15607819
прочитан 9 раз
отзывов: 2 310
•
ответов: 4 413
•
г. Санкт-Петербург
По заявлению родителей можно, но для ребёнка это будет травмой, лучше перевести в другую школу в первый класс если Вы считаете, что ребенок должен пройти повторно курс первого класса.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Можно ли оставить ребенка в 1 классе на повторный курс обучения без решения ПМПК?
вопрос №14638764
прочитан 3 разa
отзывов: 277
•
ответов: 459
•
г. Элиста
Повторное обучение в 1 классе допустимо, если задолженность не ликвидирована, при условии согласия родителей (ч. 9 ст. 58 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”). Кроме повторного обучения есть возможность также перевода на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. В случае если промежуточная аттестация в отношении первоклассников не проводится, оставление на повторный год обучения (по инициативе ООО) не представляется возможным. На законодательном уровне не определяется порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, данные полномочия относятся к компетенции образовательной организации. Школа вправе самостоятельно ввести форму промежуточной аттестации в 1 классе, при условии отсутствия бального оценивания. Такой формой может быть, например, педагогическая диагностика знаний обучающегося. Следует иметь в виду, что контроль за освоением образовательной программы должен проводиться в течение учебного года, а не по его завершению, так как учащемуся необходимо предоставить срок для устранения академической задолженности.
г. Благовещенск • Вопросов: 1
Можно ли оставить ребенка в первом классе на второй год.
отзывов: 27 700
•
ответов: 61 024
•
г. Ханты-Мансийск
Светлана, одно желание и заявление от родителей – это не основание. Школа не имеет право удовлетворить такое заявление, так как сделав это она нарушит закон.
Законным основанием могут стать только рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые школа обязана выполнять.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
г. Изобильный • Вопросов: 1
Можно ли оставить ребёнка в 1 классе на основании заключения школьного ПМПк?
вопрос №15878435
прочитан 4 разa
отзывов: 2 891
•
ответов: 4 156
•
г. Новочеркасск
Заключение носит рекомендательный характер, поэтому окончательное решение может быть и не такое как в рекомендациях ПМПк.
(текст отредактирован 05.06.2019, 17:51)
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Спроси юриста!
Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Источник
Все дети – разные. Одни – шустрые, другие – медлительные. Некоторые всегда слушаются взрослых и выполняют правила, но есть и те, кто поступает всегда лишь по собственному разумению. Бывают такие,
которые схватывают всё «на лету», а встречаются и «тугодумы», которым надо весь учебный материал повторять по нескольку раз… Но значит ли это, что дети есть – хорошие и плохие? Как говорилось
несколько лет назад в одной из социальных реклам, «Дети так не делятся!»
А раз так, то все дети – хорошие! И те, которых называют «неуспевающими» – тоже. О них и пойдёт речь в этой статье, вернее – о том, стоит ли оставлять ребёнка,
испытывающего трудности в обучении, на второй год в первом классе.
Для начала обратимся к нормативным документам – что в них говорится по этому вопросу? Многие педагоги начальных классов, а иногда и руководители образовательных организаций (как показывает
опыт нашей комиссии) убеждены, что оставлять первоклассника на повторное обучение запрещено. Ещё 10 лет назад, действительно, существовало Инструктивное письмо Министерства образования, в
котором говорилось, что данное действие в отношении обучающихся первых классов – нецелесообразно. Данным письмом и руководствовались школы. Но, во-первых, в действовавшем в то
время Законе об образовании о запрете не было и речи (а Закон всё же выше по значимости, чем Письмо, пусть и Инструктивное). А во-вторых, целесообразность повторного обучения должна
определяться не для всех «неуспевающих» первоклассников вместе на основании Инструктивного письма, а для каждого конкретного ребёнка отдельно на основании его
собственного уровня знаний и развития.
Насколько мне известно, сейчас Инструктивное письмо уже не действует. В новом Законе об образовании в РФ, принятом в 2012 году, о дублировании обучения в каком-либо классе сказано следующее.
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного
образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность>>… <<
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.>>
Как видно из цитаты, запрета на повторное обучение в Законе нет.
Тогда может возникнуть такой вопрос: как у первоклассника может образоваться «академическая задолженность», если в первый год обучения применяется безотметочная система оценивания?
А дело тут вот в чём. Эта система является безотметочной только для ребёнка, чтобы сделать процесс обучения более гуманным (чтобы он не боялся получить плохую оценку),
повысить учебную мотивацию и самостоятельность, помочь ребёнку научиться самому адекватно себя оценивать. Но это не означает ни в коей мере, что учитель не отслеживает и не контролирует учебные
достижения детей – он делает это постоянно на содержательно-оценочной основе, но без использования отметок. Другими словами, учитель детей оценивает, только дети об этом не
знают. (Не думаете же вы, что если педагог не ставит отметок за, например, чтение, то он и не видит, научился ребёнок читать или нет?) Кроме того, в течение всего
периода обучения, в конце каждой четверти и учебного года первоклассники, так же, как и обучающиеся всех остальных классов, выполняют контрольные работы в разных формах (а это одна из
форм промежуточной аттестации, о ней говорилось в ст. 58 Закона об образовании), которые и показывают, усвоен ли учебный материал и насколько хорошо).
Таким образом, если обучающийся первого класса не справляется с контрольными работами, если он за год не научился читать, писать, считать или делает это очень медленно и с большим количеством
ошибок, то это значит, что он не освоил образовательную программу, и считается академической задолженностью.
О чём ещё в этой связи нужно сказать? Я думаю, многие из вас понимают, что все знания, которые получает ребёнок (и не только ребёнок), строятся на основе
ранее приобретённых. Т.е., например, чтобы научиться складывать двузначные числа, нужно сначала научиться складывать однозначные в пределах 10, а потом и в пределах 20. А для этого
необходимо выучить состав чисел первого десятка. Перед этим нужно понять, что все числа можно разложить на единицы. Ещё раньше надо научиться понимать смысл слов «больше»,
«меньше», «увеличить», «уменьшить», пересчитывать предметы и правильно называть их количество, и т.д. Если самые первые, простые знания у ребёнка отсутствуют или они очень некрепкие, то все
последующие он не усвоит. Следовательно, если программой первого класса ученик не овладел, то что он будет делать во втором? Как он будет умножать и делить, если ещё складывает на пальцах? Как он
будет писать изложения, если пока и с короткими диктантами не справляется?
Если говорить образно, то неуспевающего первоклассника можно сравнить с человеком, попавшим в яму. И чтобы помочь ему выбраться из неё, нужно дать дополнительное время – это раз, принести ему
лестницу – это два, научить его подниматься по ней – это три, протянуть ему руку и подбадривать, чтобы было легче – это четыре. А если мы закроем глаза на те неуспехи, которые у него есть, не
поможем ему научиться тому, что он упустил, и переведём его во второй класс, то это будет прямой вред: так он окажется в ещё более глубокой яме, из которой выбраться будет
ещё труднее. И велика вероятность того, что при хронической неуспешности у ребёнка может окончательно пропасть желание учиться (которого, подозреваю, и до этого было
крайне мало), и тогда прогулы по неуважительным причинам – самое меньшее из зол, которые можно ожидать.
А сейчас предлагаю перейти к вечному вопросу: кто виноват, что ребёнок оказался в такой неприятной ситуации, когда приходится решать вопрос, оставаться ему на повторное обучение
или нет? С одной стороны, вроде бы ответ очевиден: виноват учитель, т.к. не доучил, не дотянул, недодал внимания, не нашёл подход и т.д., и т.п. А с другой стороны, у педагога в
классе не один ребёнок, но ведь далеко не все дети оказываются неуспевающими. Вряд ли он целый год из вредности закрывал глаза и уши одному ребёнку, чтобы тот ничего не услышал, не
увидел и не понял. Да и работать учителям приходится с разными детьми, с разным уровнем готовности к школьному обучению. Не бывает так, чтобы на второй год грозились оставить ребёнка, у которого
этот самый уровень был высоким или хотя бы достаточным. То есть проблемы, как правило, берут своё начало не в первом классе, а намного раньше – в то время, когда малыш был ещё дошкольником.
Поэтому ответственность за школьные неуспехи в большей мере всё же не на учителе, а на родителях: именно их упущения в развитии ребёнка в период дошкольного детства и привели к проблемам в
обучении. И не надо тут пенять на недоработки детского сада, дело совсем не в нём. Наши с вами родители, бабушки и дедушки зачастую и вовсе никакие садики не посещали, но трудности с учёбой были
лишь у единиц.
Следующий вопрос – за кем решение о дублировании? Инициатива здесь может исходить от педагогов, но принятие решения – безусловно, за родителями. Т.е.
оставить ребёнка на повторное обучение можно только в том случае, если родители выразили своё согласие на это, написав заявление на имя директора школы. Без этого
согласия и заявления на второй год никто оставить не имеет права, даже при тотальной неуспеваемости, до тех пор, пока родители не увидят проблему и не захотят её решать.
Иногда бывает и обратная ситуация, когда администрация образовательного учреждения отказывается дать возможность первокласснику продублировать программу первого класса, ссылаясь на разные причины
и не беря во внимание желание и заявление родителей. Обычно этот отказ объясняется тем, что якобы «школа не имеет права» это сделать, ссылаясь на тот же Закон об образовании и его
статью 58 (см. выше), т.к. в нём нет прямого разрешения. Однако в нём, как мы уже разобрались, нет и запрета. Таким образом, получается, что законных
оснований отказывать родителям у школы тоже нет. Следовательно, вопрос должен решаться в интересах ребёнка.
Давайте обсудим ещё вот какой момент: что предпочтительнее – оставить первоклассника на второй год или «на осень»? На наш взгляд, тут всё зависит от конкретного ребёнка, его
уровня развития и степени усвоения (или неусвоения) школьной программы. Если у ученика ещё при поступлении в первый класс был низкий уровень готовности к обучению, если он плохо говорил, не имел
многих простейших знаний, если за прошедший год он так и не научился толком читать, писать и считать (очень часто мы на комиссии видим детей, которые запомнили только 2-3 буквы или вовсе ни одной
не запомнили), то никакие, даже очень упорные «осенние занятия» ему не помогут. Попросту не хватит времени, не говоря уж о желании, возможностях и способностях. Тут наилучший (а
часто – и единственный) выход – повторное обучение в первом классе.
А вот если до школы было всё не то чтобы хорошо, но и не из рук вон плохо, и за учебный год ребёнок худо-бедно усвоил основные умения, но осталось заметное количество «недоделок», то смысл
остаться «на осень» есть. Только нужно понимать, что в этом случае придётся очень плотно и усиленно поработать в течение всех летних месяцев не только учителю с
ребёнком, но и самим родителям, чтобы успеть «нагнать» то, что упустили за весь первый класс, и учиться во втором уже более успешно.
Ну, а теперь предлагаю разобрать два варианта: когда ребёнок остался на второй год и когда перешёл во второй класс, их плюсы и минусы.
Итак, вариант первый: ребёнок остаётся на повторное обучение в первом классе.
Плюсы. У него есть возможность спокойно, без спешки, понять то, чего не понял в прошлом году, научиться тому, чему не научился, повторить то, что плохо
запомнил и закрепить то, что он уже знает. Это даст возможность создать более крепкий «фундамент» для новых знаний и более успешно учиться дальше.
Минусы.
- Конечно, это стресс для ребёнка, когда сверстники переходят в следующий класс, а ему приходится снова учиться в первом, и он может
почувствовать себя неумехой, неудачником и ни на что не годным. Но этот минус можно смягчить, если выбрать для объяснения ситуации ребёнку правильные слова. Согласитесь, фраза «Давай ещё раз
поучимся в первом классе, чтобы получше усвоить то, чему вас учили. Пока, мне кажется, тебе будет трудно понять материал второго класса» звучит гораздо менее травматично, чем «Вот какой
же ты глупый, ничему толком не научился! Теперь останешься на второй год!». - Придётся сменить учителя и классный коллектив, к которым уже адаптировался, и привыкать снова. Надо сказать справедливости ради, что это
не всегда минус, и в новом классе, с другим учителем ребёнку может быть заметно лучше и легче, чем было. Тут многое зависит и от самого ребёнка, и от учителя, и от детей. - Как старые, так и новые одноклассники могут смеяться над второгодником: вот, мол, дурачок, плохо учился. Впрочем, могут и не смеяться, а
отнестись с пониманием – тут уж дело в том, сможет ли учитель настроить их на позитивное отношение. - Знакомые и близкие у родителей ученика, не справившегося с программой 1 класса, будут «косо смотреть» и говорить «у них ребёнок на второй год остался!». Впрочем,
если маме и папе дороже собственное дитя, а не мнение окружающих, то на этот минус они не обратят внимание.
А сейчас для полноты картины обратная ситуация – несмотря на низкий уровень знаний, ребёнок всё же переведён во второй класс.
Плюсы. Ребёнку не придётся заново адаптироваться к новому классному коллективу и учителю. Однако, если у него не сложились с ними отношения в
первом классе, есть опасность, что они и сейчас складываться не начнут. Всё, плюсов я найти больше не могу.
Минусы.
- Учиться ребёнку станет ещё труднее, чем в первом классе, т.к. имеющиеся проблемы не только никуда сами собой не денутся, но к ним добавятся и другие, накрутившись на
прежние как снежный ком, ведь нужно приобретать новые знания, а без фундамента старых они просто развалятся. - Ребёнок будет чувствовать себя глупее других, т.к. остальные дети будут с успехом изучать новый материал, а ему в силу того, что очень много пробелов в знаниях за
предыдущий класс будет очень трудно, а чаще – просто невозможно в нём разобраться и понять его. Соответственно, и высоких отметок ждать не придётся. - Одноклассники могут смеяться над ним, т.к. даже маленькие дети видят и понимают ошибки других. Но снова оговорюсь, здесь многое зависит от позиции учителя и его
умения привлечь остальных детей к оказанию эмоциональной поддержки неуспевающему ребёнку. - Знакомые и близкие люди родителей такого ребёнка всё равно будут на них «косо смотреть», думая или говоря что-то вроде «а у них ребёнок – двоечник», а это тоже неприятно. Короче говоря, от
порицающего общественного мнения и в этом случае не уберечься.
В общем, такой вот расклад получается. А выбрать, что же будет лучше для каждого конкретного ребёнка – оставлять его на повторное обучение в первом классе или нет – уже задача родителей.
Желаю сделать правильный, обоснованный выбор, ведь от него во многом зависит, как у малыша сложится дальнейшая школьная жизнь (а возможно, и не только школьная).
Педагог-психолог психолого-медико-педагогической комиссии
г. Красноуфимска Елена Михайловна Белоусова
Источник